Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Такова Диана Хабаровна

 

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл default.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»

                               

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о предельных углеводородах, отработать навыки составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК, уравнений химических реакций, а также умения решать расчетные задачи на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода.

Урок проводим в игровой форме.

Разминка    

1. Какие органические вещества относят к углеводородам?

2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре

?

3. Назовите общую формулу алканов.

4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе 16, 21, 23 атома углерода.

5. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе 14, 20, 26 атомов водорода.

6.  Какой тип гибридизации характерен для предельных углеводородов?

7. Назовите валентный угол и длину С-С-связи в молекулах алканов.                                      Конкурс «Восстанови запись»   

На доске записываем уравнения реакций, характеризующих основные способы получения парафинов и их химические свойства. Но кто-то проник в кабинет и стер часть записей. Необходимо восстановить

С+…→СН4;  

2CH3Cl +…→ C2H6+…;

CH4+CI2→…+…;  

C3H8 +…→ 3CO2 + 4H2O.                        (Н2, Na и NaC1, СН3С1 и НС1,О2)

Конкурс «Кроссворд» 

Кроссворды выдаем на каждую парту. Время решения кроссворда – 5 мин. После этого проверяем ответы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1

2

3

 

4

5

6

7

8


По вертикали: 1.Одно из названий предельных углеводородов.  

По горизонтали: 2. Алкан , имеющий молекулярную формулу С3Н8. 3. Простейший представитель предельных углеводородов. 4. Французский химик, чье имя носит реакция галогенопроизводных  предельных углеводородов с металлическим натрием. 5. Геометрическая фигура, которую напоминает пространственное строение молекулы метана. 6. Тривиальное название трихлорметана. 7. Название радикала С2Н5. 8 Тип реакций, наиболее характерных для алканов. 9. Агрегатное состояние четырех представителей алканов при обычных условиях.

Ответы:

по вертикали: 1. Парафины.

по горизонтали: 2. Пропан. 3. Метан. 4. Вюрц. 5. Тетраэдр. 6.Хлороформ. 7. Этил. 8.Замещение. 9. Газы.

 

Конкурс «Проведи линию»

В двух столбцах даны формулы алканов и их названия по номенклатуре ИЮПАК. Соедините линией каждую формулу с соответствующим ей названием предельного углеводорода.

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению данного задания, повторяем правила составления названий алканов.

СН3-СН2-СН2СI                                         -этан                  

CH3-CH2-CH2-CH3                                     - пентан  

СН3-СН2-СН2-СН2-СН3                             -бутан

СН3-СН3                                                      - хлорпропан

                   

Конкурс «Реши задачу»

Задание выполняется по вариантам. Каждый учащийся должен решить одну задачу своего варианта на нахождение молекулярной формулы углеводорода по известным массовым долям углерода и водорода и относительной плотности искомого  углеводорода в газообразном состоянии. Условия этих задач оформлены в виде таблицы, в ней же учащиеся должны отметить ответы.  

Дано

                              Вариант

            I

            II

           III

w(C)=83,3%      

w(H)=16,7%

Dн2(CxHy)=36

w(C)=82,8%

w(C)=17,2%

Dвозд(CxHy)=2

w(C)=81,8%

w(H)=18,2%

DN2(CxHy)=1,57

Ответ

С3Н8

С5Н12

С4Н10 

                                                    так  

 мо

 от

                          лич

 дер

 лод

                             цы                   но  

жать

           

 Правильные ответы расположены таким образом, что, последовательно складывая слоги, записанные в соответствующих клетках I, II,и III вариантов, можно прочитать слово «молодцы».

 Конкурс «Зашифрованное письмо»

Прочитав данные предложения, найдите в них названия предельных углеводородов.

       - Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.

            - Смета на строительство нового объекта была утверждена.

            - Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.

            - В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи

 Конкурс «Забавные задания»

- Впишите в мини-кроссворд названия предельных углеводородов таким образом, чтобы из первых букв получилось название великой русской реки. (Декан, октан, нонан – Дон)  

                               

                                 

д

 о

н

е

 к

о

к

 т

н

            ан

   

         

- В названии, какого кисломолочного продукта нужно убрать крайние буквы, чтобы получить название предельного углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 75%? (Сметана – метан)

Контрольная работа по теме «Предельные углеводороды»

Цель урока. Контроль знаний и умений учащихся по теме  «Предельные углеводороды».

Контрольная работа по теме проводится в тестовой форме по аналогии с заданиями ЕГЭ. Работа рассчитана на 45 мин. Она содержит 10 заданий А с выбором ответа, которые оцениваются одним баллом (максимально 11 баллов), 2 задания В повышенного уровня с кратким ответом, которые оцениваются двумя баллами (максимально 8 баллов), 2 задания С повышенного уровня с развернутым ответом, которые оцениваются тремя баллами (максимально 6 баллов). Максимальное число баллов-25. Критерии оценки контрольной работы: 24-25 баллов – оценка «5», 20- 23балла – оценка «4», 11-19 баллов – оценка «3», менее 11 баллов – оценка «2».

     Вариант I

A-1. Общая формула предельных углеводородов (алканов)

      а) С2H2n                                 + б) С2H2n+2                                                      в) СnH2n

     г) С2H2n+1OH

A-2. Структурная формула 2,2-диметилбутана

     а) Н3С−СН−СН2−СН3                                б) Н3С−СН−СН−СН2−СН3

                              |                                                                                         |            |

                  CH3                                                                                CH3  CH3

                                                                            CH3

                                                                             |

      в) Н3С−СН−СН2−СН3                                г) Н3С−С−СН2−СН3

                    |                                                         |

                   CH3                                                                               CH3

        А-3. Название вещества, структурная формула которого

           

         1) пропен                                       + 2) пропан

        3) пропанол                                      4) пропановая кислота

А-4. Радикал бутил имеет состав

        1) – С4Н7                                          2) –С4Н10 

        + 3) – С4Н9                                          4) –С4Н6

А-5. Гомологом метана является углеводород

        1) С2Н4            2) С6Н6            +  3) С3Н8           4) С2Н2

А-6. Изомерами являются

        1)  этан и бутан                                          2) метан и этан  

      + 3)  2-метилпропан и бутан                        4) бутан и пропан

 А-7. Сколько соединений обозначено следующими структурными формулами?

       

      + 1) 2              2) 3           3) 4            4) 1

А-8. Метан реагирует    

          1) c  NaOH                                       2) c бромной водой

         3) с Н2SO4                              + 4) c CI2

А-9. Превращение этана в этилен относится к реакции

         1) замещения                         + 2) дегидрирования

         3) изомеризации                       4) дегидратации

А-10. При  взаимодействии иодметана с металлическим натрием образуется

         1) пропан         + 2) этан           3) бутан        4) метан

 

В-1. Вставьте в уравнения химических реакций недостающие формулы веществ.

              (СН4, С12 и НС1, С2Н8, С8Н18)

В-2. Пропан реагирует

  1) с серной кислотой

       + 2) с хлором            

   3) с гидроксидом калия   

         + 4) с кислородом

         + 5) с бромной водой

С-1.  Вычислите, во сколько раз пропан легче или тяжелее воздуха. Какова масса 1л пропана (н.у.) ?

С-2. Углеводород содержит 81.82% углерода. Масса 1л этого углеводорода (н.у.) составляет 1,964г. Найдите молекулярную формулу углеводорода, составьте его структурную формулу и назовите.

Вариант 2

А-1. Формулы только алканов записаны в ряду

      1) С2H2, С2Н4, С3Н8                                 

  + 2) С2H6, С4Н10, С6Н14                                               

       3) С2H2, СН4, С5Н8

    4) С2H4, С5Н12, СН4

         (2)

А-2. Название углеводорода, структурная формула которого

         

           1) 2-метилбутан

            2) пропан

            3) 1,2-диметилпропан

            4) 3-метилбутан

А-3. Пропану соответствует одновалентный радикал

     1) – СН3                                         + 2) − С3Н7 

         3) – С4Н9                                          4) – С2Н5

А-4. Гомологом пропана является углеводород

     1) С2Н4          +  2) С2Н6              3) С3Н8           4) С2Н2 

А-5. Изомерами являются    

       1) пропан и бутан

       2) 2-метилпропан и пентан

   +  3) 2,2-диметилпропан и пентан

       4) этан и пропан

 (3)

А-6. Метан не реагирует

        1) с бромом

        2) с хлором            

      + 3) с хлороводороом

        4) с кислородом

А-7. Для алканов характерны реакции

     + 1) замещения                            2) присоединения

        3) полимеризации                 + 4) обмена

А-8. При нагревании ацетата натрия с гидроксидом натрия образуется

        1) пропан        2) метан         + 3) этан             4) бутан

А-9. Разветвленный углеродный скелет может иметь молекула вещества

     + 1) С4Н8                    2) С2Н6         3) С3Н8           4) С3Н6       

А-10.  Разветвленный углеродный скелет может иметь молекула вещества

     + 1) С4Н10                     2) С2Н6         3) С3Н8           4) С3Н6       

В-1. Изомерам пентана соответствует вещества, имеющие углеродный скелет

             

В-2. Этан реагирует

       + 1) с кислородом

          2) с серной кислотой

       + 3) с хлором            

            4) с гидроксидом натрия 

            5) с бромной водой

С-1. Какой  объем (в м³) оксида углерода при сжигании: а) 5м³ этана; б) 5кг этана (н.у.)?

С-2.  Вычислите, какой объем и какая масса хлора потребуются, чтобы получить 202г хлорметана (н.у.)?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Урок по теме Предельные углеводороды

Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...

Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс

Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....

Урок по теме: Предельные углеводороды - алканы.

Тема урока:  Предельные углеводороды -алканыЦель урока:  Познакомить учащихся с классом предельных углеводородов  -алканов. Повысить заинтересованность в изучении нового раздела химии....

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...