Календарно-тематическое планирование по химии. 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему

КТП по химии содержит цели, задачи курса, УМК учителя и учащихся, базовые знания, умения и навыки и сетку часов по курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_himiya_10.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа  №38

 (улица Шевченко, 21)

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год

По курсу:  химия

Класс: 10

Учитель: Маркова Л.Г

Количество часов в год - 70,  в неделю – 2

Плановых контрольных уроков (к/р, д., р/р)  - 6  ,  практических работ - 6

лабораторных работ - 23

Рассмотрено на заседании МО ЕНЦ,

протокол № 1 от    27.08. 2012 г.

Обсуждено на заседании

педагогического совета,

протокол №1 от        28. 08. 2012 г.

Согласовано.

Заместитель директора по УВР

        Л.В.Сивухина

Утверждено приказом директора
школы №  165-а    от   31.08.  2012 г.

Вводная часть.

Наименование учебного курса: «Химия ».

Цели изучения курса:

- сформировать у учащихся понятия о строении, свойствах и практическом значении углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминов и аминокислот, белков;

- сформировать основные понятия химии ВМС;

- научить разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственую зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко все более глубокой сущности;

- знать и уметь разъяснять смысл структурных электронных формул органических веществ, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических веществ, их генетическую связь; знать основные положения теории строения веществ;

- уметь практически определять по характерным реакциям органические соединения, знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.

Задачи:

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Образовательные технологии:

- развивающее обучение

- информационно-коммуникативные технологии

- проблемное обучение

- разноуровневое обучение

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая формы)

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Количество часов: всего 70 часов, 2 часа в неделю (ФК).

                                           Программа

Программа курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара М: «Просвещение», 2009.

Учебно-методический комплекс обучающихся

Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия.10 класс» М.: «Просвещение» 2009.

И.Г.Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы М: «Новая Волна» 2008

Я.Л. Гольдфарб Ю.В.Ходаков Ю.Б.Додонов 8-11 класс Задачники «Дрофы». М: «Дрофа» 2002  

Учебно-методический комплекс учителя:

Н.П.Воскобойникова И.В.Галыгина. Химия 10-11 классы. Дидактические карточки. М.: Вентана Граф 2004

О.С.Габриелян П.Е.Решетов. И.Г.Остроумов Задачи по химии 10-11 класс М.: Дрофа 2004

И.Г.Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс М.: Экзамен 2004

М.В.Зуева, Н.Н.Гара Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс Издательский дом «Дрофа» 1997

З.И.Беляева Дидактические карточки- задания по химии. 10 класс М: «Генжер» 1997

Мультимедиа обучающий курс предназначенный для обучения химии в 10-11 классах средней школы.

Образовательный комплекс «1С Школа» Химия 10-11 классы Интерактивный мультимедиа- курс для поддержки школьного курса химии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  1. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  1. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  1. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  1. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  1. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  1. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  1. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  2. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  1. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  1. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  1. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  1. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  1. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

п,п

урока

Дата

                                       Тема урока

Домашнее задание

Примечания

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4ч)

1.

1.

Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Место и значение органической химии в системе естественных наук.

п.1 №1-6 с.10 повторить п.1 (9 класс)

2.

2.

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Значение теории.  Основные направления ее развития.

п.2 №7-12 с.10

3.

3.

Электронная природа химических связей в молекулах органических соединений. Способы разрыва химических связей. Радикалы.

п.3 №1-5 повторить п.62(9класс)

4.

4.

Классификация органических соединений. Функциональные группы.

п.4,записи,повторить п.63 (9 класс)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (8ч)

5.

1.

Электронное и пространственное строение алканов. Метан. Его структурная формула, тетраэдрическое строение молекулы метана, характер химических связей, sp3-гибридизация.

п.5 №1-4 с.27 Задачи 1-2 стр.28

6.

2.

Гомологический ряд метана. Гомологи. Физические свойства гомологов. Структурная изомерия. Номенклатура алканов. Лабораторный номер №1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

п.6 №5-11 с.27 Задачи 3-4 стр.28

7.

3.

Получение, физические свойства, нахождение в природе алканов.

п.7 стр.21,22 №12-14 с.27 Задачи 5-6 стр.28

8.

4.

Химические свойства алканов.

Стр.22-25 №15-18

9.

5.

Применение метана. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Стр.26-27 №19-21 стр.28

10.

6.

Циклоалканы. Строение молекул. Гомологический ряд. Нахождения в природе. Получение. Физические и химические свойства. Применение. Лабораторный опыт №2. Изготовление моделей молекул циклоалканов.

п.8 №1-4 стр.31 пр№1 стр.32

11.

7.

Практическая работа№1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Стр. 32-33

12.

8.

Контрольная работа№1 по теме «Алканы».

Повт.п.64 (9класс)

Тема 3. Непредельные углеводороды (9ч)

13.

1.

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд этилена. Физические свойства. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Номенклатура углеводородов. Геометрическая изомерия. Лабораторный опыт №3. Изготовление моделей молекул изомеров алкенов.

п.9 №5-9 с.43 Задача 1 стр.43

14.

2.

Химические свойства алкенов. Лабораторный опыт №4. Обнаружение в керосине непредельных соединений.

п.10 стр.39-41 №11-13 с.43

15.

3.

Получение и применение алкенов.

п.10 стр.38,стр.42 №13-16 с.43 Задача 4 стр.43

16.

4.

Практическая работа№2. Получение этилена и изучение его свойств.

Повторить п.64 стр.166 (9 класс)

17.

5.

Понятие о диеновых углеводородах. Лабораторный опыт №5. Изготовление моделей молекул алкадиенов с различным взаимным расположением П-связей.

П.11 №4,8 стр.49 Задача №1 стр 49

18.

6.

Природный каучук, его строение и свойства. Синтетический каучук, резина. Лабораторный опыт №6. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

П.12 №5-7 стр.49 Задача №2 стр.49

19.

7.

Ацетилен и его гомологи. Строение ацетилена, sp-гибридизация. Физические и химические свойства. Лабораторный опыт №7. Изготовление моделей алкинов и их производных.

П.13 №1-3 стр.54 Задача №1 стр.55

20.

8.

Получение и применение ацетилена.

П.13 №4 стр.54 задача №2-3 стр.56, №5-7 стр.54-55

21.

9.

Контрольная работа №2 по теме «Непредельные углеводороды».

Повторить п.65 (9 класс)

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (5ч)

22.

1.

Бензол, физические свойства. Структурная формула. Электронное и пространственное строение молекулы бензола.

П.14 стр.57-59 №1-3 стр.66 Задача №1 стр.67

23.

2.

Изомерия и номенклатура. Получение бензола и его гомологов. Лабораторный опыт №8. Изготовление моделей молекул бензола и его гомологов.

Стр.59-61 №4-7 стр.66-67 задача№2 стр.67

24.

3.

Физические и химические свойства бензола и его гомологов.

П.15 стр.62-64 №8-10 стр.67 задача№3 стр.67

25.

4.

Применение бензола и его гомологов. Понятие о ядохимикатах, условиях их использования в сельском хозяйстве на основе требований охраны природы. Взаимосвязь предельных, непредельных и ароматических углеводородов.

Стр.64-66 №11-13 стр.66 задача №4 стр.67

26.

5.

Контрольная работа №3 по теме «Ароматические углеводороды».

Повт п.66-67 (9 класс)

Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка (4ч).

27.

1.

Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве.

П.16 №1,2а 3-6 стр.78 задача№1 стр.79

28.

2.

Нефть. Состав нефти. Продукты, получаемые из нефти, их применение.

П.17 стр.69-71 №2б,7-9 стр.78

29.

3.

Каталитические процессы в переработке нефти(крекинг, пиролиз). Ароматизация нефтепродуктов.

Стр.71-74 задача№2 стр.79

30.

4.

Коксохимическое производство. Продукты коксования, их применение. (Развитие энергетики и проблемы изменения структуры использования углеводородного сырья). Лабораторный опыт №9 Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки и коксования каменного угля. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

П.18-19 повт п.68 (9 класс) № 19-20 стр.70 №3 стр.79

Тема 6. Спирты и фенолы (7ч)

31.

1.

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, изомерия и номенклатура. Расчетные задачи: нахождение молекулярной формулы вещества на основании данных количественного анализа и относительной плотности этого газа по другому газу.

П.20 №1-7 стр.88

32.

2.

Химические свойства одноатомных предельных спиртов. Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Стр.85-86 №8-11 стр.88 задачи 1,2,4 стр.88

33.

3.

Получение одноатомных спиртов. Применение спиртов. Генетическая связь между углеводородами и спиртами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ в избытке.

П.21 стр.83-84,стр.86-87 №8-14 стр .88задача 3 стр.88

34.

4.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Лабораторный опыт №10 Растворение глицерина в воде и реакции его с гидроксидом меди (II).

П.22 «1-6 стр.92 задачи 1-3 стр.92

35.

5.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура. Получение.

П.23 №1-2 стр.98

36.

6.

Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Применение. Лабораторный опыт №11 Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

П.24 №1-7 стр.98 задачи 1-3 стр.98

37.

7.

Контрольная работа 4 по темам «Природные источники углеводородов и их производных», «Спирты и фенолы».

Тема 7. Альдегиды, кетоны (2ч).

38.

1.

Альдегиды и кетоны. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. Получение альдегидов. Лабораторный опыт №12. Получение этаналя окислением этанола.

П.25 №3-5 стр. 105 задачи 1-2 стр.106

39.

2.

Физические и химические свойства альдегидов. Применение альдегидов. Лабораторный опыт №13. Окисление метаналя (этаналя).

П.26 №9-11 стр.106 задача 3-4 стр. 106

Тема 8. Карбоновые кислоты (6ч).

40.

1.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Классификация, изомерия и номенклатура.

Повт. П.69 (9 класс) п.27 №1,4,16 стр. 117 задача 1, стр.118

41.

2.

Получение и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.

П.28 стр.109, 113-114 таблица 10 стр.110 № 5-7 стр.117 задачи 2,4 стр. 118

42.

3.

Физические и химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Реакция этерификации.

П.28 стр.109-113 таблица 11 №8-10 стр.117 задачи 3,5 стр.118

43.

4.

Практическая работа №3 Получение и свойства карбоновых кислот.

Стр.119-120

44.

5.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

П.29 №15,17-19 стр.117-118

45.

6.

Практическая работа №4. Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Повт.п.69 (9 класс)

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (4ч)

46.

1.

Строение сложных эфиров. Реакция этерификации. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Применение сложных эфиров.

П.30 №1-8 стр.128 задачи 1,2 стр. 129

47.

2.

Жиры в природе, их строение и свойства. Лабораторный опыт №14. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.

П.31 стр.124-125 №1-8 задачи 1,2 стр.129

48.

3.

Гидролиз жиров в технике. Гидрирование жиров. Проблема замены пищевых жиров в технике непищевым сырьем. Понятие о синтетических моющих средствах, их значение. Защита природы от загрязнения СМС. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Лабораторный опыт №15. Сравнение свойств мыла и СМС.

Стр.126 таблица №12 №9-12 задачи 3,4 стр.128-129

49.

4.

Контрольная работа №5 по темам «Карбоновые кислоты»,  «Сложные эфиры. Жиры».

Повт. П.70 (9 класс)

Тема 10. Углеводы (6ч)

50.

1.

Глюкоза как представитель гексоз. Физические свойства. Нахождение в природе. Строение и биологическая роль глюкозы.

П.32 стр.131-134 №1-4 стр.146 задача 1 стр.147

51.

2.

Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. Краткие сведения о фруктозе. Лабораторный опыт №16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) и аммиачным раствором оксида серебра (I).

Стр. 134-136 таблица 13, №5-12 стр.146 задачи 2,3 стр.147

52.

3.

Олигасахариды. Сахароза. Физические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Применение. Лабораторный опыт №17 Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.

П.33 №13,14 стр.146, задачи 1-2 стр.147

53.

4.

Крахмал. Строение крахмала. Химические свойства крахмала. Нахождение в природе и биологическая роль. Лабораторный опыт №18 Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмаола.

П.34 №15,17, задача 3 стр.147

54.

5.

Целлюлоза. Строение целлюлозы. Химические свойства целлюлозы. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Лабораторный опыт №19 Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

П.35 №18-24

55.

6.

Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Повт п.70 (9класс)

Тема 11. Азотсодержащие органические соединения. Амины и аминокислоты

(2ч).

56.

1.

Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основангия. Анилин как представитель ароматических аминов. Получение анилина, практическое значение анилина.

П.36 таблица 14 №1-9 стр. 157 задача 1-5 стр.158

57.

2.

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение получение, генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

П.37 №10-14 задача№3 стр.158

Тема 12. Белки (4ч).

58.

1.

Белки- природные полимеры. Состав и строение. Физические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в получении и синтезе белков. Химические свойства белков. Лабораторный опыт №20. Цветные реакции на белки(биуретовая и ксантопротеиновая реакции)

П.38 №1-8 стр.162

59.

2.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.

П.39 №1-8 стр.169 п.40

60,

3.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

П.41

61.

4.

Контрольная работа №6 по теме «Азотсодержащие органические соединения».

Повт.П.71 (9 класс)

Тема 13. Синтетические полимеры(5ч).

62.

1.

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза ВМС- полимеризация и поликонденсация. Лабораторный опыт №21 Изучение свойств термопластичных полимеров.

П.42 стр.170-173 №1-5 стр.176

63.

2.

Классификация пластмас. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность.

Стр.173-176 таблица 15 №6-9 стр.176 повт. П.11

64.

3.

Синтетические каучуки. Строение, Свойства, получение и применение. Лабораторный опыт №22 Определение хлора в поливинилхлориде.

П.43 №1-6 стр.182

65.

4.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Лабораторный опыт №23 Изучение свойств синтетических волокон.

П.44 №7-12 стр.182

66.

5.

Практическая работа №6 Распознавание пластмасс и волокон.

Тема 14. Химия и жизнь (4ч).

67.

1.

Химия и пища. Калорийность белков, жиров и углеводов.

П.45 стр.182,183

68.

2.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Презентации

69.

3.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Презентации

70.

1.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Презентации