Модель урока с использованием материалов Единой коллекции ЦОР
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Cультимова Валентина Викторовна

Модель урока, который был представлен на Всероссийский Интернет-конкурс среди педагогов по созданию уроков с использованием разработок Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока, который был представлен на Всероссийский Интернет-конкурс среди педагогов по созданию уроков с использованием разработок Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Номинация 1. Подготовка урока с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

а. Аннотация

Химия неметаллов – одна из ведущих тем курса химии. Причины важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое значение, но и, прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией, географией, физикой и другими дисциплинами.

Урок организован с использованием интерактивных методов, которые способствуют активному  вовлечению в познавательный процесс учащихся. Этапы урока позволяют заинтересовать учеников и реализовать весь свой творческий потенциал, обогатить его новыми понятиями и полезной информацией.

В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей. Провожу дифференцированную групповую работу, т.е. разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Именно дифференцированная работа вносит новые элементы во фронтальную работу. Умение работать в команде, совместная деятельность учащихся помогла внести индивидуальный вклад, обменяться знаниями и мнениями. Атмосфера творчества и доброжелательности, в которой работали учащиеся, побудило их к более глубокому познанию и желанию учиться. Группы отчитываются перед классом о своей работе. Содержание их отчетов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения задания каждой группы зависит то, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал.

Химический эксперимент знакомит учащихся не только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

b. Описание разработки.

Учитель: Сультимова Валентина Викторовна

Образовательное учреждение: МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Бурятия

Предмет: химия

Краткая аннотация урока:

Класс, профиль: 9

Тема: Химия неметаллов

Тема урока: Сера и ее соединения

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели: изучить строение, свойства серы и его соединений

Задачи: найти зависимость между электронной конфигурацией атома серы и положением элемента в периодической системе, а также возможными степенями окисления серы; дать характеристику сере как простому веществу; выяснить окислительно-восстановительные свойства серы и её соединений; развитие у учащихся монологической речи, памяти, развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной  работы; формирование познавательного интереса к предмету через актуализацию знаний, воспитывать чувство коллективизма, ответственность за порученное дело, организованность и целеустремленность

Приобретаемые навыки детей: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения

Формы организации работы детей: работа в группах, частично-поисковый, проблемный

Формы организации работы учителя: создание проблемной ситуации, организация групповой работы, демонстрационный проблемный опыт

Технологические особенности:

Технические условия: компьютер, мультимедийное оборудование

Используемое оборудование: образцы минералов и горных пород, содержащих серу, серная кислота, хлорид бария,  индикаторы, штатив с пробирками

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:  Видеофрагмент «Реакция соединения серы с железом» (N 97841);

Видеофрагмент  «Получение сероводорода и изучение его свойств» (N 24978);

Репродукция  «К. Брюлов. «Последний день Помпеи». (N 119028)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

учебник «Химия» 9 класс Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева; карточки с заданиями для групп; CD - RW: презентация урока по теме «Сера и ее соединения», презентация «Минеральные источники Курумканского района»

с. Описание урока

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Нашу встречу посвящаем неметаллам. Они удивляют своим разнообразием, несмотря на малочисленность в периодической системе.

Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось ещё в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок косметики ещё во II тысячелетии до н.э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь.  



















Сера    

Какими же свойствами обладают сера и ее соединения? Дадим характеристику сере, выясним  окислительно-восстановительные свойства серы и его соединений. Это мы с вами выясним, работая в группах.

1 группа: 1.Запишите электронное строение атома серы. Определите количество валентных электронов у атома серы. 2. Какие степени окисления проявляет атом серы в соединениях с металлами и с кислородом?   3. В каких формах и где встречается сера в живой и неживой природе? Рассмотрите минералы, содержащие серу  

2 группа:1.Опишите физические свойства серы (цвет, отношение к воде, температура плавления). 2.Какие аллотропные модификации характерны для серы?   Какая модификация  наиболее устойчивая? 3. На каком физическом свойстве серы основано покрытие ею гранул удобрения до внесения удобрения в почву?

3 группа: 1.Напишите формулы соединений серы, определите в них степени окисления атома серы. 2. Напишите два уравнения реакций получения оксида серы (IV). 3.    Допишите уравнения реакций и определите степени окисления атома серы в полученных соединениях:

S+Cl2=                    S+O2 =

S+Fe=                     S+Al=

Начинается работа в группах, каждая из которых получает свое задание, учащиеся знакомятся с заданиями и выбирают лидера

группы.                            




Источник: учебник «Химия -9» §19.1.

Учащиеся рассматривают минералы                        







Источник: информация на листочках.











В тетрадях составить план ответа на поставленные вопросы, пользуясь источниками. Лидеры у доски оформляют свои ответы, начинается обмен информацией. Вся информация записывается в тетради.

Отчет 1 группы                

Отчет 2 группы                

Отчет 3 группы                

После отчета 3 группы предлагаются видеофрагменты  «Реакция соединения серы с железом», «Получение сероводорода и изучение его свойств»



                                           

После видеофрагмента: информация – Н2S –высокотоксичное, крайне ядовитое вещество. Вдыхание Н2S вызывает головокружение и головную боль. Сероводород разрушает гемоглобин крови. Но Н2S – не только яд. Купание в сероводородных ваннах вызывает легкое раздражение кожи, расширяет кровеносные сосуды, оказывает целительное действие при ревматизме, заболеваниях кожи. Славятся сероводородные целебные источники нашего района: Кучигерский, Аллинский, Умхейский.

2 тоже ядовитый газ, но применяется он также широко. Повышение содержания SО2 и Н2S в атмосфере ведет к аллергическим заболеваниям. При курении тоже образуются SО2 и Н2S , отравляя организм. Поэтому не губите свое здоровье сознательно.






На экране – слайды «Минеральные источники Курумканского района»







       

В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. При этом погибло 2 тысячи жителей. Это произошло так быстро, что многие из них не успели даже покинуть свои дома. Одной из причин гибели людей стало удушающее действие сернистого газа и сероводорода, обильно выделявшиеся из жерла вулкана.  

Д/З Что произошло с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций.  

На экране проецируется картина «Последний день Помпеи»










Сейчас посмотрим, как распознавать сульфат – ион с помощью качественной реакции.  

Опыт: 1. серная кислота + хлорид бария=сульфат бария (белый осадок)

2. в 3 пробирках: азотная кислота, серная кислота, соляная кислота + хлорид бария

С помощью какого реактива можно распознавать сульфат – ионы?  

Наблюдение за демонстрационным опытом, записывают уравнения реакций.






Определение степени первичного усвоения материала:

Загадки:

  1. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград

                                               (сера)

  1. Подмигнув лиловым глазом, сера сразу стала газом. (Сернистый газ)

Вопросы:

  1. Какие степени окисления может проявлять атом серы?
  2. Какие свойства в отличие от кислорода проявляет сера?
  3. Каким реактивом можно доказать наличие сульфат-ионов в растворе?


Дом. задание на карточках


Рефлексия:

Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать – и не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет…Для чего?

Ищите свой ответ.


Подведение итогов
























Дети отвечают на вопросы:

1.Что на уроке больше всего запомнилось?

2. Чем ты был сегодня удивлен?

d. Дополнительные материалы.

Домашнее задание на карточках:

1. Что произошло при извержении Везувия с точки зрения химии? Напишите уравнения реакций.

2.Выберите из предложенного списка схем те реакции, в которых сера является окислителем. (восстановителем) Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

S+O2  = SO2

SO2  +O2  = SO3

SO2  2O  = Н 2SO3

SO22S  = Н 2O+S

Загадки:

  1. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград

                                                                                                                                (сера)

  1. Подмигнув лиловым глазом, сера сразу стала газом. (Сернистый газ)