Элективный курс по химии
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Жмыхова Александра Владимировна

Современная программа по химии 9 класса очень перегружена теоретическим материалом, а  для решения расчетных задач отведено, очень мало времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Данный элективный курс знакомить учащихся с различными способами решения задач.

Главными задачами курса является

  1. Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
  2. Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.rar23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс  «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии».

Пояснительная записка.

Современная программа по химии 9 класса очень перегружена теоретическим материалом, а  для решения расчетных задач отведено, очень мало времени, которого недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Именно в  условиях недостатка основного учебного времени данный элективный курс даёт возможность познакомить учащихся с различными способами решения задач, а также помочь подготовиться к поступлению на избранный профиль.

При решении задач не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность.

При подборе расчетных задач целесообразно учитывать использование задач как  репродуктивного, так  и продуктивного типа.

Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа. Способность правильно решать задачи может служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений.

Главными задачами курса является

  1. Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
  2. Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
  3. Развить  навыки самостоятельной работы
  4. Содействовать  конкретизации и упрочению знаний

Цели данного курса:

  1. проверить готовность учащихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала различного уровня сложности по данному предмету;
  2. устранить пробелы в знаниях;
  3. познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы.

Программа элективного курса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии».

 

I Тема: Расчеты по химическим формулам (7 часов).

Темы уроков:

Урок 1.Основные физические и химические величины.

Урок 2.Расчеты, связанные с понятиями «масса вещества», «количество вещества».

Урок 3.Расчеты, связанные с понятиями «молярный объем газа» и «относительная плотность газа».

Урок 4.Расчеты, связанные с использованием газовых законов.

Урок 5.Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля», «объемная доля».

Урок 6.Расчеты, связанные с выводом простейших формул и молекулярных формул веществ.

Урок 7.Контрольная работа.

Основное содержание: Нахождение молекулярной формулы вещества. Понятие о количестве вещества, массовой доле вещества, молярном объеме газа, объемной доле газа. Осуществление перехода от данных условий к нормальным и наоборот с использованием формулы объединенного газового закона Бойля-Мариота и Гей-Люсака. Вывод простейших и молекулярных формул веществ.

 Знать: Основные понятия и формулы, используемые при решении данных задач.

 Уметь: Решать задачи по формулам.

 Формы работы: воспроизводящая беседа, решение задач по алгоритму, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (химический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа).

 

II Тема: Расчеты по химическим уравнениям (6 часов)

Темы уроков:

Урок 1-2(8-9). Вычисление массы (объема) продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси. Вычисления с использованием понятия «выход продукта». Вычисление массы (объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.

Урок 3 (10). Расчеты по термохимическим уравнениям.

Урок 4 (11). Задачи на смеси.

Урок 5 (12). Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Урок 6 (13). Контрольная работа.

Основное содержание: Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях, массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции, массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), с использованием понятия «выход продукта», по термохимическим уравнениям, состава смесей алгебраическим способом.

 Знать: основные принципы расчетов по химическому уравнению и проводить все вычисления в молях.

 Уметь: составлять химические уравнения и находить количество одного из веществ по количеству другого вещества в соответствии с уравнением реакции и переводить количество вещества в искомую величину – массу или объем.

 Формы работы: урок презентация, алгоритмизированное решение задач при пошаговом выполнении действий, урок-игра, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (контрольная работа).

 

III Тема: Способы выражения концентрации растворов (6 часов)

Темы уроков:

 Урок 1-2(14-15). Приготовление раствора определенной концентрации. Процентная, молярная концентрации.

Урок 3-4 (16-17). Разбавление и смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в другой.

Урок 5-6 (18-19). Урок-соревнование.

Основное содержание: Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей, молекулярной концентрацией.

 Знать: какие системы называются растворами, способы выражения концентрации растворов.

 Уметь: Производить расчеты, связанные с нахождением процентной и молярной концентрации, с переводом одного типа концентрации в другой, связанные с разбавлением и смешиванием растворов.

 Формы работы: урок - лекция, урок – игра, урок – упражнение. Проверка и оценка знаний с использованием игровых методов.

 

IV Тема: Расчеты, связанные с химической кинетикой (2 часа)

Темы уроков.

 Урок 1 (20). Расчеты, связанные со скоростями химических реакций.

Урок 2 (21). Расчеты, связанные с химическим равновесием.

Основное содержание: Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

 Знать: учение о скорости химических реакций, зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ и условий протекания (концентрации, температуры, катализаторов), обратимые и необратимые химические реакции; условия необратимости, химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле-Шателье.

 Уметь: прогнозировать характер смещения химического равновесия при различных внешних воздействиях на обратимую реакцию; решать задачи по определению скорости реакций в зависимости от изменения концентрации исходных веществ или продуктов взаимодействия, изменения температуры системы.

 Формы работы: лекции, упражнения в применении знаний, проверка и оценка знаний (тестирование).

 

 V Тема: Решение качественных и экспериментальных задач. Составление цепочек химических превращений веществ (8 часов).

Темы уроков:

 Урок 1-2 (22-23). Качественные реакции на некоторые ионы. (Практическая работа)

Урок 3-4 (24-25). Способы идентификации некоторых газов. (Практическая работа)

Урок 5-6 (26-27). Распознавание химических соединений по их свойствам

Урок 7-8 (28-29). Составление цепочек химических превращений веществ

Основное содержание: качественные реакции неорганических веществ. Методы идентификации газов – углекислого газа, кислорода, водорода. Составление цепочек химических превращений веществ. Распознавание химических соединений по их свойствам.

 Знать: качественные реакции на ионы; химические свойства соединений; генетическую связь между классами неорганических веществ; методы идентификации газов.

 Уметь: осуществлять генетическую связь между классами; писать уравнения реакций; определять с помощью качественных реакций ионы; идентифицировать газы.

 Формы работы: урок-практикум, проверка и оценка знаний (групповой зачет).

 

 VI.        Тема: Итоговое занятие (3 часа).

Темы уроков:

Урок 1 (30). Зачет.

Урок 2-3 (31-32). Защита проектных работ (урок-бенефис).

Литература и другие информационные источники

1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии. М.: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.

2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая Волна, 2002 г.

3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002 г.

4. Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов на Дону: Феникс, 2000.

5. Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Химия. Решение задач повышенной сложности: Справочное пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004 г.

6. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994 г.

7. Решение задач по химии алгебраическим способом. М.: 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"

Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....