Урок химии в 8 классе по теме "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок изучения новой темы. В архиве технологическая карта и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
34_osnovaniya.rar | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 34. Основания. Состав и классификация.
Цели урока: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями;
- рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований;
- научить ребят умению пользоваться таблицей растворимости.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
- формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний;
- развивать самостоятельность и креативность мышления.
Оборудование:
- Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный).
- Раствор гидроксида натрия (NaOH), гидроксида кальция (Ca(OH)2)
- Растворы солей (FeCl3, CuSO4).
- Мыло хозяйственное, мыло туалетное (жидкое).
- Пробирки, держатель для пробирок, штатив для пробирок, демонстрационный штатив, спиртовка, пипетки.
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация (приложение).
- Таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (просмотр слайдов презентации, демонстрационный эксперимент), практические (лабораторная работа).
Литература для учителя:
- О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия 8». 2011г. М.: Дрофа.
- О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. «Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие». 2007г. М.: Дрофа.
- О.С.Габриелян, П.Н.Берёзкин. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 8 класс». 2008г. М.: Дрофа.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
Технологическая карта урока:
Виды деятельности учителя | Организация деятельности обучающихся | Деятельность с использованием ИКТ |
1.Организационный момент. Задача: проверка готовности к уроку. Форма контроля: педагогическое наблюдение. | ||
1.Приветствие обучающихся. 2.Проверка наличия принадлежностей для урока. | 1.Приветствие учителя. 2.Показывают готовность к уроку. | - |
2.Актуализация знаний. Задача: проверка знаний по ранее изученным темам. Форма контроля: индивидуальный контроль. | ||
1.Оглашение темы урока, целей. 2.Фронтальный опрос. 3.Предлагает выполнить упражнение. 4.Проверяет правильность выполнения задания. | 1.Записывают в тетрадь тему урока. 2.Отвечают на вопросы учителя в процессе беседы. 3.Выполняют упражнение. 4. Осуществляют взаимопроверку выполненных заданий. |
|
3.Изучение нового материала. Задача: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями. Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль в виде беседы. | ||
1. Учитель сообщает, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2. 2. Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований? 3. Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-. 4.Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода. 5.Общая формула оснований: Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления. 6. Учитель разбирает номенклатуру оснований: “гидроксид” + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) 7.Просит обучающихся выполнить упражнение на чтение формул оснований, дачу названий и определение степени окисления. 8.Рассказывает о делении ионов на простые и сложные. Представляет схему. Просит привести примеры. 9. Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые. 10. Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости. 11.Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований. 12. Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный). Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды”, сопровождая её объяснениями. 13. Учитель объясняет, что оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь. Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков. 14. Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия, гидроксида меди, раствор хозяйственного мыла и раствор туалетного мыла. | 1. Ребята зрительно воспринимают формулы оснований. 2. В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода 3.Слушают объяснения учителя. 4. Суммарный заряд гидроксид-иона “-1” (ОН-). 5.Записывают формулу оснований в тетрадь. 6.Записывают в тетрадь названия оснований: KOH – гидроксид лития, 7.Выполняют упражнение 8. Знакомятся со схемой, фиксируют её в тетради. Приводят примеры. 9.Учащиеся зрительно воспринимают схему. 10.Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований.
11. Ребята заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества. 12. Учащиеся запоминают определение. 13.Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя. По ходу объяснения задают вопросы. 14.Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит. Фиксируют результаты опытов в тетрадь. | |
4.Закрепление изученного материала. Задача: выполнив упражнение, закрепить знания о классе неорганических веществ – основаниях. Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль. | ||
1.Комментирует задание к упражнению. Корректирует правильность его выполнения. 2.Подводит итог урока. Делает выводы по уроку. Анализирует деятельность обучающихся. | 1.Выполняют упражнение. 2.Вместе с учителем обсуждают результаты работы. | |
5.Домашнее задание. | ||
Формулирует домашнее задание по учебнику и тетради. Даёт творческое задание: где в повседневной жизни мы встречаемся с основаниями. Приведите примеры. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...