Урок химии в 8 классе по теме "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Кильченко Елена Станиславовна

Урок изучения новой темы. В архиве технологическая карта и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34_osnovaniya.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 34. Основания. Состав и классификация.

Цели урока: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями;
  2. рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований;
  3. научить ребят умению пользоваться таблицей растворимости.

Развивающие: 

  1. развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  2. формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.

Воспитательные: 

  1. продолжить формирование научного мировоззрения;
  2. создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний;
  3. развивать самостоятельность и креативность мышления.

Оборудование:

  1. Индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный).
  2. Раствор гидроксида натрия (NaOH), гидроксида кальция (Ca(OH)2)
  3. Растворы солей (FeCl3,  CuSO4).
  4. Мыло хозяйственное, мыло туалетное (жидкое).
  5. Пробирки, держатель для пробирок, штатив для пробирок, демонстрационный штатив, спиртовка, пипетки.
  6. Компьютер, проектор, экран.
  7. Презентация (приложение).
  8. Таблицы «Периодическая система Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (просмотр слайдов презентации, демонстрационный эксперимент), практические (лабораторная работа).

Литература для учителя:

  1. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия 8». 2011г. М.: Дрофа.
  2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. «Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие». 2007г. М.: Дрофа.
  3. О.С.Габриелян, П.Н.Берёзкин. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Химия. 8 класс». 2008г. М.: Дрофа.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание.

Технологическая карта урока:

Виды деятельности учителя

Организация деятельности обучающихся

Деятельность с использованием ИКТ

1.Организационный момент. 

Задача: проверка готовности к уроку.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

1.Приветствие обучающихся.

2.Проверка наличия принадлежностей для урока.

1.Приветствие учителя.

2.Показывают готовность к уроку.

-

2.Актуализация знаний.

Задача: проверка знаний по ранее изученным темам.

Форма контроля: индивидуальный контроль.

1.Оглашение темы урока, целей.

2.Фронтальный опрос.

3.Предлагает выполнить упражнение.

4.Проверяет правильность выполнения задания.

1.Записывают в тетрадь тему урока.

2.Отвечают на вопросы учителя в процессе беседы.

3.Выполняют упражнение.

4. Осуществляют взаимопроверку выполненных заданий.

 

3.Изучение нового материала.

Задача: познакомить обучающихся с новым классом неорганических соединений – основаниями.

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль в виде беседы.

1. Учитель сообщает, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.

2. Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований?

3. Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

4.Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода.

5.Общая формула оснований:

Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.

6. Учитель разбирает номенклатуру оснований: “гидроксид” + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная)

7.Просит обучающихся выполнить упражнение на чтение формул оснований, дачу названий и определение степени окисления.

8.Рассказывает о делении ионов на простые и сложные. Представляет схему. Просит привести примеры.

9. Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые.

10. Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости.

11.Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований.

12. Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными.

Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный).

Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды”, сопровождая её объяснениями.

13. Учитель объясняет, что оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.

14. Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия, гидроксида меди, раствор хозяйственного мыла и раствор туалетного мыла.

1. Ребята зрительно воспринимают формулы оснований.

2. В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода

3.Слушают объяснения учителя.

4. Суммарный заряд гидроксид-иона “-1” (ОН-).

5.Записывают формулу оснований в тетрадь.

6.Записывают в тетрадь названия оснований:

KOH – гидроксид лития,
NaOH – гидроксид алюминия,
Ca(OH)
2 – гидроксид кальция,
Cu(OH)
2 – гидроксид меди (II)

7.Выполняют упражнение

8. Знакомятся со схемой, фиксируют её в тетради. Приводят примеры.

9.Учащиеся зрительно воспринимают схему.

10.Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований.

 

11. Ребята заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества.

12. Учащиеся запоминают определение.

13.Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя. По ходу объяснения задают вопросы.

14.Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит. Фиксируют результаты опытов в тетрадь.

4.Закрепление изученного материала.

Задача: выполнив упражнение, закрепить знания о классе неорганических веществ – основаниях.

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль.

1.Комментирует задание к упражнению.  Корректирует правильность его выполнения.

2.Подводит итог урока. Делает выводы по уроку. Анализирует деятельность обучающихся.

1.Выполняют упражнение.

2.Вместе с учителем обсуждают результаты работы.

5.Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание по учебнику и тетради. Даёт творческое задание: где в повседневной жизни мы встречаемся с основаниями. Приведите примеры.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....