Окислительно- восстановительные реакции.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Усикова Марите Вацлово

 

Окислительно- восстановительные реакции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno-_vosstanovitelnye_reakcii.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Окислительно- восстановительные реакции.

                                   

                                    План урока

1. Проверка Д/З

2.Самостоятельная работа:  «Генетические цепочки»(15 минут)

3.Вспомнить, что такое степень окисления и как определяется степень окисления Х Э в простых и сложных веществах.

4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.

                                     Ход урока.

2. Самостоятельная работа:  «Генетические цепочки»(15 минут)

    1. Вариант 

    2. Вариант 

 

3.а) Простые вещества  H2  Cl2  O2 имеют связь ковалентную неполярную и степень окисления  атомов химических элементов  равную нулю.

0H-H0     0Cl-Cl0      0O=O0  т.к. здесь 
не происходит смещения электронов от одного атома к другому.

Вывод: В простых веществах степень окисления  химических элементов равна нулю.

     б) В сложных веществах химическая связь ковалентная полярная или ионная. В обоих случаях происходит сдвиг электронов к наиболее электроотрицательному атому

+HCl-        + H-2OH+

или полное смещение электронов от атома одного химического элемента ( металла) к атому другого химического элемента( неметалла)

                                                        Na+Cl-      Cu+2 I2-

Труднее считать степени окисления Х.Э в более сложных веществах, например

 

                                                        +2 Сu +6S |O4-2    

                                                             +8        -8

 

Правило: Суммарный алгебраический заряд всех атомов в молекуле должен быть равен нулю, молекула электронейтральна.

 

Упражнение: Расставьте степени окисления  в формулах веществ

N2,  N2O3, HNO3

 

4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.

 

Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными реакциями.

 

Окисление- процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами.Восстановление- процесс принятия электронов атомами, ионами или молекулами

 

Окислитель ( «плохой») – принимает электроны.  Восстановитель («хороший») – отдает электроны.            

 

 

Пример: Расставьте степени окисления и определи, какая из реакций окислительно- восстановительная. Укажите окислитель и восстановитель.

а) NaOH + HClNaCl+ H2O       б) Fe + HCl  FeCl3 + H2

Упражнения: Хомченко 10.40,10.41

Метод электронного баланса

                                                                    План урока.

1.Практическое решение уравнений ОВР  методом электронного баланса.

 

                                                                     Ход урока.

 

 Суть метода электронного баланса заключается в том, что количество электронов, отданных восстановителем должно быть равно количеству электронов, принятых окислителем.

 

Дано уравнение уравняйте его методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель

 

                         H2S+ HNO3 → H2SO4+ NO+ H2O

1. Расставляем степени окисления

                         

         + H2S-2++5NO-23 → +H+6SO-2 4+2NO-2+H2O-2

 

2. Определим химические элементы, которые изменили свою степень окисления

 

         + H2S-2++5NO-23 → +H+6SO-2 4+2NO-2+H2O-2

3. Запишем уравнение электронного баланса

  восстановитель      S-2    -8е → +6S

  окислитель                      +5  +3е  
+2N

 

   Для определения окислителя т восстановителя используйте схему:      

               восстановитель (процесс окисления)

     ----------------------

    -4…..-3…..-2…0…+1….+2….+3….+4

          -----------------------

                 окислитель ( процесс восстановления)

4.Количество отданных электронов равно количеству принятых, поэтому уравниваем число отданных и принятых электронов.

  восстановитель         S-2   -8е    =          +6S       |  3

  окислитель                      +5N   +3е  =   +2N    |  8

 

5.Подставим коэффициенты в уравнение

3H2S+8HNO3 → 3H2SO48NO+ H2O

6.Подравняем остальные коэффициенты

3H2S+8 HNO3 → 3H2SO4+ 8NO+ 4H2O

7. Проверяем, правильно ли расставили коэффициенты. Для этого складываем количество атомов кислорода в правой и левой части уравнения и оно должно сойтись

3H2S+8 HNO3 → 3H2SO4+ 8NO+4 H2O

                                                        24 атома         12+8+4=24атома  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.

В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Окислительно-восстановительные реакции

Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...

Окислительно-восстановительные реакции.

Презентация к уроку  "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...

Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).

Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся  8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...