Описание приёма обучения « Применение – свойства – строение» на уроках химии
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Соколова Нина Михайловна

 

.Описание приёма обучения « Применение – свойства – строение»

  Классическим способом распределения блоков учебного материала в темах, посвящённых конкретному веществу, является «Строение – свойства – применение».
  Так излагается материал практически во всех учебниках химии, по которым занимаются учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ. Причём каждый блок излагается в учебнике, а, значит, и изучается без какой-либо связи друг с другом.
  Опыт моей работы показывает, что блок «Химические свойства» большинству учащихся общеобразовательных классов даётся с трудом. Некоторые из них задают вопросы « Зачем нужно знать столько уравнений? » или « Как можно запомнить столько формул? ».
  Учитель же считает этот блок одним из самых важных и требует от учащихся знаний основных химических свойств вещества.
  В то же время блок «Применение» рассматривается в конце параграфа и представляет собой перечень областей применение изучаемого вещества. Иногда этот перечень сопровождается схемой.
  Такой подход к изложению нового материала приводит к отрыву теоретических знаний от практической значимости данного вещества.
  В жизни происходит всё иначе. Вначале перед химиками ставится задача получить новое вещество, потому, что оно кому-то нужно (применение), а затем его получают, используя химические свойства исходных веществ.
  Изучать химические свойства вещества целесообразно после знакомства с его применением, отвечая на вопрос «Почему это возможно?» Пример изучения блока «Химические свойства углерода»:


 Тема урока Применение Химические свойства, на которых основано применение Строение
1 Углерод В качестве топлива С + O2 = CO2 В атоме углерода на внешнем энергетическом уровне 4 электрона, в реакциях он может выполнять роль окислителя или восстановителя 
  В металлургии для получения металлов 2Fe2O3 + 3С = 4Fe + 3CO2 
  Производство карбида кальция CaO + 3C = CaC2 + СО 
  Получение растворителя сероуглерода С + 2S = CS2 

Описание приёма объяснения блока «Особенности строения молекулы ацетилена»
 Химические свойства алкинов сходны с алкенами, что обусловлено их ненасыщенностью.
 Некоторые отличия в свойствах алкинов и алканов определяются следующими факторами:
1.p-Электроны более короткой тройной связи прочнее удерживаются ядрами атомов углерода и обладают меньшей поляризуемостью (подвижностью). Поэтому реакции электрофильного присоединения к алкинам протекают медленнее, чем к алкенам. 
 2.p-Электронное облако тройной связи сосредоточено в основном в межъядерном пространстве и в меньшей степени экранирует ядра углеродных атомов с внешней стороны. Следствием этого является доступность ядер углерода при атаке нуклеофильными реагентами и способность алкинов вступать в реакции нуклеофильного присоединения. 
 3.Связь атома водорода с углеродом в sp-гибридизованном состоянии значительно более полярна по сравнению с С-Н-связями в алканах и алкенах. Это объясняется различным вкладом в гибридизованное состояние s-орбитали, которая более прочно, чем р-АО, удерживает электроны (сравните форму и энергию s- и р-АО). Доля s-АО в sp3-состоянии составляет 25%, в sp2- 33%, а в sp- 50%. Чем больше вклад s-АО, тем выше способность атома удерживать внешние электроны, т.е. его электроотрицательность. Повышенная полярность связи С(sp)-Н приводит к возможности ее гетеролитического разрыва с отщеплением протона Н+. Таким образом, алкины с концевой тройной связью (алкины-1) проявляют кислотные свойства и способны, вступая в реакции с металлами, образовывать соли.

Описание организации творческой деятельности учащихся на уроке
  Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется его творческая деятельность, воплощающающая в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания. 
  Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский.
  Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.
  Работа по развитию творчества учащихся начинается с домашнего задания: подготовить самостоятельно мультимедийную презентацию по изученной теме. Такой вид деятельности обучающихся стал системным. Учащиеся 11 класса хорошо владеют компьютерами и техникой создания презентаций. В то же время в общеобразовательном классе большинство учащихся углубленному изучению теоретических основ химии и решению задач предпочитают добывание из сети Интернет знаний, связанных с применением и свойствами веществ.
  Развитие творческих способностей учащихся на уроке продолжается при закреплении нового материала. Учитель предлагает задавать вопросы, ответы на которые не были даны в ходе объяснения новой темы. Такая постановка задания предполагает не только осмысления нового материала, но и творческого подхода к самостоятельному добыванию информации через учителя.
  










 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_acetilen.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Приложения

.Описание приёма обучения « Применение – свойства – строение»

   Классическим способом распределения блоков учебного материала в темах, посвящённых конкретному веществу, является «Строение – свойства – применение».

   Так излагается материал практически во всех учебниках химии, по которым занимаются учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ. Причём каждый блок излагается в учебнике, а, значит, и изучается без какой-либо связи друг с другом.

   Опыт моей работы показывает, что блок «Химические свойства» большинству  учащихся общеобразовательных классов даётся с трудом. Некоторые из них задают вопросы « Зачем нужно знать столько уравнений? » или « Как можно запомнить столько формул? ».

   Учитель же считает этот блок одним из самых важных и требует от учащихся знаний основных химических свойств вещества.

    В то же время блок «Применение» рассматривается в конце параграфа и представляет собой перечень областей применение изучаемого вещества. Иногда этот перечень сопровождается схемой.

    Такой подход к изложению нового материала приводит к отрыву теоретических знаний от практической значимости данного  вещества.

    В жизни происходит всё иначе. Вначале перед химиками ставится задача получить новое вещество, потому, что оно кому-то нужно          (применение), а затем его получают, используя химические свойства исходных веществ.

    Изучать химические свойства вещества целесообразно после знакомства с его применением, отвечая на вопрос «Почему это возможно?» Пример  изучения блока «Химические свойства углерода»:

Тема урока

Применение

Химические свойства, на которых основано применение

Строение

1

Углерод

В качестве топлива

С + O2 = CO2

В атоме углерода на внешнем энергетическом уровне 4 электрона, в реакциях он может выполнять роль окислителя или восстановителя

В металлургии для получения металлов

2Fe2O3 + 3С = 4Fe + 3CO2

Производство карбида кальция

CaO + 3C = CaC2 + СО

Получение растворителя сероуглерода

С + 2S = CS2

Описание приёма объяснения блока «Особенности           строения молекулы ацетилена»

 Химические свойства алкинов сходны с алкенами, что обусловлено их ненасыщенностью.

 Некоторые отличия в свойствах алкинов и алканов определяются следующими факторами:

1.p-Электроны более короткой тройной связи прочнее удерживаются ядрами атомов углерода и обладают меньшей поляризуемостью (подвижностью). Поэтому реакции электрофильного присоединения к алкинам протекают медленнее, чем к алкенам.

 2.p-Электронное облако тройной связи сосредоточено в основном в межъядерном пространстве и в меньшей степени экранирует ядра углеродных атомов с внешней стороны. Следствием этого является доступность ядер углерода при атаке нуклеофильными реагентами и способность алкинов вступать в реакции нуклеофильного присоединения.

 3.Связь атома водорода с углеродом в sp-гибридизованном состоянии значительно более полярна по сравнению с С-Н-связями в алканах и алкенах. Это объясняется различным вкладом в гибридизованное состояние s-орбитали, которая более прочно, чем р-АО, удерживает электроны (сравните форму и энергию s- и р-АО). Доля s-АО в sp3-состоянии составляет 25%, в sp2- 33%, а в sp- 50%. Чем больше вклад s-АО, тем выше способность атома удерживать внешние электроны, т.е. его электроотрицательность.       Повышенная полярность связи С(sp)-Н приводит к возможности ее гетеролитического разрыва с отщеплением протона Н+. Таким образом, алкины с концевой тройной связью (алкины-1) проявляют кислотные свойства и способны, вступая в реакции с металлами, образовывать соли.

Описание организации творческой деятельности учащихся на уроке

  Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется его творческая деятельность, воплощающающая в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

  Процесс развития личности ученика в обучении рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. “Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке”, - писал в свое время Л. С. Выготский.

  Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

   Работа по развитию творчества учащихся начинается с домашнего задания: подготовить самостоятельно мультимедийную презентацию по изученной теме. Такой вид деятельности обучающихся стал системным.      Учащиеся 11 класса хорошо владеют компьютерами и техникой создания презентаций. В то же время в общеобразовательном классе большинство учащихся углубленному изучению теоретических основ химии и решению задач предпочитают добывание из сети Интернет знаний, связанных с применением и свойствами веществ.

   Развитие творческих способностей учащихся на уроке продолжается при закреплении нового материала. Учитель предлагает задавать вопросы, ответы на которые  не были даны в ходе объяснения новой темы. Такая постановка задания предполагает не только осмысления нового материала, но и творческого подхода к самостоятельному добыванию информации через учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка»

Проблемный семинар: «Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка».Основная цель заключается в рассмотрении приёмов в обучении лексическому и гра...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"

Источник    изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом станов...

Мастер- класс на тему "Приёмы и методы учебной деятельности на уроках химии в 8-11 классах"

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю,...


 

Комментарии

Ваш опыт очень ценный, спасибо за данную информацию. Действительно, сейчас мы много говорим о федеральных государственных стандартах второго поколения, в которых особое ударение делается на формирование метапредметных компетенций. А преподнесение материала по старым стандартам имеет лишь научную основу, часто получаемые знания просто оторваны от жизни. Надо учить детей так, что любая информация, ими приобретаемая на занятиях, имела тесную связь с жизнью. Это будет хорошим стимулом для успешной учебы.