Учебно -исследовательская деятельность учащихся по химии
статья по химии (9 класс) по теме

Селиверстова Татьяна Григорьевна

«Единственный путь, ведущий

к знаниямэто деятельность»

Б. Шоу

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Поисковый характер урока-исследования вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, достаточно высокая мотивация через решение особо значимых для школьников проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся. На таких уроках появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационные компетенции.

Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю так: первое - создание проблемных ситуаций на уроке, затем поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии учебно-исследовательской работы можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме:Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?,

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seliverstova_statya.doc.zip11.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - исследовательская деятельность учащихся по химии.

Селиверстова Т.Г.

«Единственный путь, ведущий

к знаниям — это деятельность»

Б. Шоу

    Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

    Поисковый характер урока-исследования вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, достаточно высокая мотивация через решение особо значимых для школьников проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся. На таких уроках появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационные компетенции.

       Учебно-исследовательскую работу в школе я начинаю так: первое - создание проблемных ситуаций на уроке, затем поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Такой несложный механизм технологии учебно-исследовательской работы  можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта “копилка” пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова: “широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу копилка знаний уже достаточна, чтобы перейти к освоению нового этапа учебно -исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых  я увлекаю   интересными     темами       исследований:

« Чипсы — это сладкий  яд  или  наваждение?»,  «Я тарелку  Feiry   тру,   неужели   я    умру»,

« Исследование амилазы слюны», «Пивной алкоголизм», «Подростковое ожирение», «Любовь — это химия чувств», « Исследование блеска для губ», « Изготовление экологически чистых красок»        

    С этой целью на протяжении ряда лет  мною ведутся занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Мои ученики являются победителями и призерами зональных олимпиад по химии,  участвуют   во Всероссийских дистанционных олимпиадах, Региональных научно-практических , Международных конференциях  старшеклассников и студентов.

     Работы учащихся отличаются четким логическим изложением с элементами  научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, ресурсами Интернета , применение своих  знаний предмета  химии, целеустремленности. Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ученики проявляют интерес к науке, поиску. Одним из самых ответственных и важных моментов учебно-исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

  1. актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
  2. соответствие интересам учащегося-исследователя;
  3. реальная выполнимость;
  4. возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
  5. обеспеченность необходимым количеством различных источников;

    В данном случае,  педагог выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Поэтому одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Все усилия по организации системы исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, к развитию у него тех или иных умений и навыков, к получению определенных специальных знаний. Как отмечают Алексеев Н.Г, Александрова Т.К., Леонтович А.В. большая социальная значимость ярче проявляется в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает - субъективно интересна и значима для него [1,с.12],[2,с.3],[3 с.17]

Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся. Важно, чтобы толчок к исследованию шел "изнутри" ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий, но ни к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов.[4,с.56]

Учитель не должен вести ученика "за руку" к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, которые ставит жизнь, или которые он ставит сам перед собой, совместно с учеником искать решение. В самой "формуле" сотрудничества заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает однозначно "правильной" истины, хотя бы потому, что она не достижима. Исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления личности ученика. Старшеклассники, включенные в исследовательскую деятельность, проявляют повышенную склонность к самообразованию, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления, увереннее в своих силах, любознательнее, инициативнее.

Организация исследовательской деятельности  старшеклассников  способствует  и профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и  родителями учащихся. [5,с.54]

При таком подходе к обучению, у учащихся формируются следующие УУД:

1) личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;

2) регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;

3) познавательные: поиск и выделение необходимой информации,  применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ предмета и объекта  исследования;   синтез как составление целой работы из частей;  выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов;  установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений и др.;

4) коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская работа  создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее  ключевых компетенций. В результате – повышение качества образования и способность к определению своего места в мире  и реализации своих способностей. [6.с.24]

      Исследовать — значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.

 На VII Открытой Международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» мои ученики стали победителями в номинациях: «Оригинальность исследования», «Оригинальность выбора темы», значит им было интересно и они уже сделали выбор своей будущей профессии, связав ее с удивительной наукой- химия.

Литература 

  1. Александрова Т.К. Возможность реализации профильного обучения в условиях современной гимназии (из опыта гимназии №73 "Ломоносовская гимназия" Выборгского района Санкт-Петербурга). Материалы Всероссийской научно-практической конференции "200 лет Российскому гимназическому образованию". Т1[Текст]/ Т.К. Александрова. - СПб.: Осипов, 2007. С.176
  2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности[Текст] // VII юношеские чтения им. В.И, Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000 .С.304
  3. Выготский Л.С. Сборник сочинений. [Текст]- М.: Педагогика, 1987 .С.276
  4. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах./ Под общей ред. А.С. Обухова. Т.1: Теория и методика. -[Текст] М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь", 2007.С.389
  5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.[Текст] - М.: Наука, 1988
  6. Концепция модернизации образования на период до 2010 года.[Текст] // Директор школы. - 2002. -1, С.68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно - исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Учебно-исследовательская работа на уроках химии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять ...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного ...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...


 

Комментарии

Селиверстова Татьяна Григорьевна

Исследовательская деятельность - самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе:
"Я слышу - и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю - и понимаю"
Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.