Рабочие программы по учебникам Рудзитиса Г.Е.
рабочая программа по химии по теме

Рабочие программы содержат пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематическое планирование, содержание, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_himii_rudzitis.zip354.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Дубовое

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

«Рассмотрено»

На заседании МО Руководитель МО

________ Блохина В.Н.

Протокол №__ от __.__.2012г.

«Согласовано»

На методическом совете

Заместитель директора школы по УВР

 _________ Клыкова Е.В.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

с. Дубовое

________ Ретюнских А.М.

Приказ №____ от ___.___.2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

 ДЛЯ 9 КЛАССА

Учитель: Блохина В.Н.

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственные образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Примерных программ по химии, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 года;
  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2080;
  4. Перечня оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004 года) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
  5. Письма управления и науки Липецкой области от 26 октября 2009 года №3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования»;
  6. Методических рекомендаций ОАУ ДПО ЛИРО «Об изучении предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012-2013 учебном году»;
  7. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Дубовое, реализующего образовательные программы общего образования.

Настоящая  программа  раскрывает  содержание  обучения  химии  учащихся  в  9  классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на  68 ч в год (2 часа в неделю).

Использована авторская программа (Гара Н.Н.) по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

        Естественно-научное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место  в  познании  законов  природы,  в  материальной  жизни  общества,  в  решении  глобальных проблем  человечества,  в формировании  научной  картины  мира,  а  также  в  воспитании экологической культуры людей.

Химия  как  учебный  предмет  вносит  существенный  вклад  в  научное  миропонимание,  в воспитание  и  развитие  учащихся;  призвана  вооружить  учащихся  основами  химических  знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

        Химия – неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.

        Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.

Цели изучения химии.

Изучение химии в основной школе направлено:

• на  освоение  важнейших  знаний  об  основных  понятиях  и  законах  химии,  химической символики;

• на  овладение  умениями  наблюдать  химические  явления,  проводить  химический эксперимент,  производить  расчеты  на  основе  химических  формул  веществ  и  уравнений химических реакций;

• на  развитие  познавательных  интересов  и  интеллектуальных  способностей  в  процессе проведения химического  эксперимента, самостоятельного приобретения  знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• на  воспитание  отношения  к  химии  как  к  одному  из  фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;  

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов  в  быту,  сельском  хозяйстве  и  на  производстве,  решения  практических  задач  в повседневной  жизни,  предупреждения  явлений,  наносящих  вред  здоровью  человека  и окружающей среде.

Задачи изучения химии.

  1. Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.
  2. Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.
  3. Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.
  4. Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.
  5. Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

Основные идеи.

  1. Материальное единство веществ в природе, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.
  2. Причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением веществ.
  3. Законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ.
  4. Развитие химической науки служит интересам общества и призвано способствовать решению проблем, стоящих перед человечеством.

     Программа включает в себя основы общей, неорганической и органической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Важно не только добиться усвоения учащимися основных понятий, но и обучить их на этом материале приемам умственной работы, что составляет важнейший компонент развивающего обучения.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические  теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование  веществ  с  заданными  свойствами,  исследование  закономерностей  химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая  часть  программы  включает  сведения  о  неорганических  и  органических веществах.  Учебный  материал  отобран  таким  образом,  чтобы  можно  было  объяснить  на современном  и  доступном  для  учащихся  уровне  теоретические  положения,  изучаемые  свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет  атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ.  Указанные  теоретические  основы  курса  позволяют  учащимся  объяснять  свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.    

В  изучении  курса  значительная  роль  отводится  химическому  эксперименту:  проведению практических  и  лабораторных  работ,  несложных  экспериментов  и  описанию  их  результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Распределение  времени  по  темам  программы  дано  ориентировочно.  Учитель  может изменять его в пределах годовой суммы часов.

Программа предлагается для работы по новым учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

Главная особенность учебников по химии – их традиционность и фундаментальность. Они обладают четко выраженной структурой, соответствующей программе по химии для общеобразовательных школ. Изучение материала проводится в классической последовательности (вещество, строение атома).

Доступность – одна из основных особенностей учебников. Методология химии раскрывается путем ознакомления учащихся с историей развития химического знания. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками данного возраста.

Основное содержание учебников приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.

Система знаний готовит учащихся к промежуточной аттестации. Кроме того к традиционным вопросам и заданиям добавлены задания, соответствующие ГИА и ЕГЭ, что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

• химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

• называть химические элементы, соединения изученных классов;

• объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

• характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;

• составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  

Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

• вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

          -  безопасного обращения с веществами и материалами;  

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.  

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Практ.

раб.

Контр. раб.

Всего

Повторение изученного в 8 классе.

-

-

3

1

Электролитическая диссоциация

1

1

10

2

Кислород и сера.

1

1

11

3

Азот и фосфор.

1

1

11

4

Углерод и кремний.

1

1

9

5

Общие свойства металлов.

Металлы IА –IIIА групп  ПСХЭ Д.И. Менде-леева.

Железо.

Металлургия.

2

1

13

6

Краткий обзор важнейших органических веществ.

-

1(итого-вая)

11

Итого:

6

6

68

Содержание учебной дисциплины

Повторение изученного в 8 классе (3 часа)

        Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

        Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

        Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  1. Таблица «Виды связей»
  2. Таблица «Типы кристаллических решеток»
  3. Модели кристаллических решеток алмаза, графита, хлорида натрия.

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.

Лабораторные опыты.

  1. Испытание веществ на электрическую проводимость.
  2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач.

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать

  1. важнейшие химические понятия: электролиты и неэлектролиты,  электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, их представителей, определение понятий «кислоты», «основания», «соли»  с позиций ТЭД, реакция ионного обмена, реакция замещения, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления, электроотрицательность, гидролиз соли;  
  2. основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации;
  3. сущность реакций ионного обмена и реакции гидролиза соли.

Уметь 

  1. объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации
  2. записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; уравнение гидролиза соли в ионном и молекулярном виде;
  3. определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления
  4. прогнозировать способность соли к гидролизу, тип гидролиза, реакцию среды в растворе соли;
  5. производить расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;
  6. проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.

Тема 2. Кислород и сера (11 ч.)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные видоизменения кислорода.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  

Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

            Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора.        

            Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.   

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.
  3. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  4. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Лабораторные опыты.

  1. Получение и свойства озона.
  2. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
  3. Распознавание сульфид-, сульфит-ионов в растворе.
  4. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа

  1. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.
  3. Расчеты по термохимическим уравнениям.
  4. расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать

  1. важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; скорость химической реакции, гомогенная реакция, гетерогенная реакция, катализаторы, ингибиторы, математическую формулу скорости химической реакции, зависимость скорости химической реакции от условий протекания, правило Вант-Гоффа; необратимая реакция, обратимая реакция, химическое равновесие, принцип Ле-Шателье, условия необратимости реакции, условия смещения химического равновесия;
  2. особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;
  3. строение, свойства, получение и применение кислорода и озона;
  4. строение, свойства  аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее получение и применение;
  5. состав и свойства сероводорода, сероводородной кислоты, ее солей; оксида серы (IV), сернистой кислоты и ее солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.
  6. состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.

Уметь  

  1. характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома;
  2. прогнозировать свойства элементов на основании строения их атомов;
  3. объяснять зависимость свойств веществ от их строения;
  4. характеризовать строение и свойства кислорода и озона, аллотропных модификаций серы
  5. характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;
  6. записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
  7. записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;
  8. проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  9. решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;
  10. подтверждать экспериментально качественный состав веществ;
  11. объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;
  12. применять принцип Ле-Шателье для определения направления смещения химического равновесия;
  13. характеризовать реакции по известным признакам классификации.

Тема 3. Азот и фосфор (11 ч.)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3.  Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами (распознавание солей аммония).
  2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

  1. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.
  2. Определение минеральных удобрений (?).  

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать 

  1. важнейшие химические понятия: водородная связь, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи; соли аммония;
  2. особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества;
  3. строение и свойства аммиака, способы распознавания среди других газов, способы его получения и применение;
  4. состав, строение, свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония;
  5. состав, строение, свойства аммиака, способы его получения и распознавания, применение;
  6. строение, свойства, получение и применение азотной кислоты, качественную реакцию на нитрат-ион;
  7. строение, свойства, получение и применение нитратов, биологическую роль азота;
  8. состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе, получение и применение фосфора;
  9. состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей, качественную реакцию на ортофосфат-ион;
  10. определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы азотных, калийных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений, иметь представление о простых и комплексных удобрениях.

Уметь 

  1. давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы;  белого и красного фосфора;
  2. характеризовать азот как химический элемент и простое  вещество, биологическую роль азота, круговорот азота в природе;
  3. определять опытным путем аммиак, катион аммония, нитрат-ионы, ортофосфат-ионы;
  4. распознавать минеральные удобрения;
  5. записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения веществ, уравнения ОВР, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;
  6. определять  принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;
  7. называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам;
  8. проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  9. производить расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

Тема 4. Углерод и кремний (9 ч.)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации. 

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
  2. Получение оксида углерода  (IV) и его взаимодействие с гидроксидом кальция.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива).
  2. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов

и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ион.

  1. Ознакомление с образцами природных силикатов.
  2. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать 

  1. особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы IV группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение углерода – простого вещества, сущность круговорота углерода в природе;
  2. состав, строение, свойства, применение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), качественную реакцию на оксид углерода (IV);
  3. особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на карбонат-ионы;
  4. иметь представление и жесткости воды и способах ее устранения;
  5. важнейшие природные соединения кремния, способы его получения, свойства, применение; строение кристаллической решетки оксида кремния (IV), его свойства, применение;
  6. состав, строение, свойства, получение, применение кремниевой кислоты и ее солей, качественную реакцию на силикат-ион;
  7. технологию производства керамики, стекла, цемента.

Уметь 

  1. давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;
  2. характеризовать углерод как химический элемент и простое  вещество, аллотропные модификации углерода;
  3. распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы;
  4. записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения веществ, генетическую связь.
  5. проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;
  6. приводить примеры изделий силикатной промышленности;
  7. производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 5. Общие свойства металлов. Металлы IА-IIIА- групп ПСХЭ Д.И.Менделеева. Железо. Металлургия. (13 ч)

Общие свойства металлов.

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

  1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Лабораторные опыты

  1. Рассмотрение образцов металлов.
  2. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Металлы IА–IIIА-групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Демонстрации. 

  1. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  2.  Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция.
  2. Ознакомление с природными соединениями кальция.
  3. Ознакомление и образцами алюминия и его сплавов.

Практическая работа

  1. Решение экспериментальных задач.

Железо.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации. 

  1. Знакомство с железными рудами.  
  2. Получение гидроксидов  железа и их взаимодействие с кислотами.
  3. Качественные реакции на ионы железа.

Лабораторные опыты

  1. Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами.
  2. Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами.

 Практическая работа  

  1. Решение экспериментальных задач.

Металлургия.

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Производство чугуна и стали. Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать 

  1. важнейшие химические понятия: металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка; металлургия, сплавы;
  2. особенности строения и свойств атомов металлов, их физические и общие химические свойства;
  3. способы получения металлов; особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение  щелочных, щелочно-земельных металлов, кальция, алюминия, железа и их соединений;
  4. качественные реакции на ионы;
  5. генетическую связь соединений;
  6. технологию производства чугуна и стали, цветные сплавы, их свойства и применение.

Уметь 

  1. объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, объяснять взаимосвязь строения и свойств;
  2. характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;
  3. записывать уравнения реакций получения металлов;
  4. характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;
  5. давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;  
  6. распознавать вещества, используя качественные реакции;
  7. осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;
  8. составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;
  9. характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
  10. характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;
  11. характеризовать производство чугуна и стали, приводить примеры изделий из чугуна и из стали.

Тема 6. Краткий обзор важнейших органических веществ (11 ч.)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

        Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

        Общие понятия об аминокислотах, белках, полимерах.

Демонстрации. 

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов органических веществ.

Лабораторные опыты

  1. Этилен, его получение и свойства.
  2. Ацетилен, его получение и свойства.

Расчетные  задачи.  

Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям

элементов.  

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать

  1. важнейшие химические понятия: органическая химия, органические вещества, химическое строение, валентность, гомологи, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, изомеры, предельные углеводороды,  алкены, алкины, функциональная группа, спирты, карбоновые кислоты, карбоксильная группа, сложные эфиры, жиры, аминокислоты, белки, мономер, полимер, структурное звено, реакция полимеризации;
  2. основные законы химии: основные  положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова;
  3. общую формулу алканов, гомологический ряд метана, номенклатуру и изомерию алканов, нахождение алканов в природе, получение, свойства алканов на примере метана, применение;
  4. общую формулу алкенов, гомологический ряд этилена, номенклатуру и изомерию алкенов, получение, свойства алкенов на примере этилена, применение;
  5. общую формулу алкинов, гомологический ряд ацетилена, номенклатуру и изомерию алкинов, получение, свойства алкинов на примере ацетилена, применение;
  6. формулы и особенности строения и свойств, получение и применение одноатомных спиртов (метанола, этанола), многоатомных спиртов (этиленгликоля, глицерина);
  7. формулы и  особенности строения и свойств карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой и др.), применение карбоновых кислот, сложных эфиров, биологическую роль жиров;
  8. важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, свойства, значение в природе и в жизни человека;
  9. названия важнейших аминокислот, их свойства, биологическое значение; функции белков;
  10. свойства, применение полимеров на примере полиэтилена, поливинилхлорида.

Уметь

  1. записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ, формулы структурных изомеров;
  2. составлять шаростержневые модели веществ;
  3. составлять молекулярные и структурные формулы метана и его гомологов, изомерных алканов, называть их по ИЮПАК;
  4. характеризовать основные химические свойства алканов на примере метана;
  5. решать расчетные задачи на установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям элементов;  
  6. составлять молекулярные и структурные формулы этилена и его гомологов, изомерных алкенов, называть их по ИЮПАК;
  7. характеризовать основные химические свойства алкенов на примере этилена.
  8. составлять молекулярные и структурные формулы ацетилена и его гомологов, изомерных алкинов, называть их по ИЮПАК;
  9. характеризовать основные химические свойства алкинов на примере ацетилена;
  10. составлять формулы простейших спиртов, давать им  характеристики;
  11. составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их свойства;
  12. характеризовать важнейшие углеводы;
  13. характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков;
  14. записывать уравнения реакций полимеризации.

Формы и средства контроля

          Текущий контроль знаний проводится в форме опросов, экспресс-опросов (для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала), самостоятельных работ. Промежуточный контроль за качеством обучения и усвоения материала осуществляется в форме письменных контрольных, самостоятельных, проверочных работ, контрольных работ по текстам администрации общеобразовательного учреждения (с заданиями разного уровня сложности), тестирование. На практических работах применяется наблюдение за формированием умений, навыков и приемов применения практических знаний. Итоговый контроль знаний проводится в форме итогового тестирования.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  1. глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  2.  осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);
  3. полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.  

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.  

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных

ошибок.

Отметка «1»:    работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методический комплекс

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009
  2. Гара Н.Н. Примерная программа основного общего образования по химии  (базовый уровень)
  3. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.

Литература для учителя

  1. Аргишева А.И., Губанова Ю.К. Решаем задачи по химии. – Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002
  2. Гара Н.Н. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8-9 классах. - М.: Просвещение, 2006
  3. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового конроля. Химия 9 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2000
  4.  Зуева М.Г., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии в 8-9 классах. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1998
  5. Радецкий А.М., Горшкова В.П. дидактический материал по химии для 8-9 классов. – М.: Просвещение, 1995
  6. Суровцева Р.П. и др. Тесты по химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Дрофа», 2001
  7. Слета Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В. 1001 задача по химии. – Москва-Харьков: «Илекса», «Ранок», 2005

Литература для учащихся

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11 классы. – ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003
  2. Дидактический и раздаточный материал. Карточки. 8-9 классы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012
  3. Интерактивный учебно-методический образовательный комплекс. Химия, 8-9 классы.
  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Химия, 8 класс – М.: Просвещение, 2004.
  5. Образовательная коллекция. «Химия для всех-XXI. Решение задач» - ЗАО «1С», 2004
  6. CD-ROM  “Химия для гуманитариев. Элективный курс» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2012
  7. Учебное электронное издание. Химия (8-11 классы). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004

http://files.school-collection.edu.ru

http://festival.1september.ru

№ урока

Тема урока

Стандарты

Дата

Дом.

задание

Примечание

План.

Факт.

Повторение изученного в 8 классе (3 час.)

Повторение. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

Знать: важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, периодический закон;

уметь: объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; характеризовать химические элементы на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

Повторение. Химическая связь.

Знать: важнейшие химические понятия: ион, химическая связь, электроотрицательность, вещества молекулярного и немолекулярного строения;

уметь: определять тип химической связи в соединениях; объяснять зависимость свойств веществ от их строения; уметь объяснять природу химической связи

Повторение изученного материала о важнейших классах неорганических соединений.

Знать:  формулы химических веществ; классификацию веществ

уметь:

составлять формулы неорганических соединений изученных классов; определять класс веществ

 

Электролитическая диссоциация (10 час.)

Сущность процесса электролитической диссоциации

Лабораторный опыт 1. Испытание веществ на электрическую проводимость.

Знать важнейшие химические понятия: электролиты и неэлектролиты,  электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей; ионы, катионы и анионы,  

Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их строения, объяснять сущность электролитической диссоциации

Основные положения теории электролитической диссоциации

Знать основные положения теории электролитической диссоциации

Диссоциация кислот, щелочей,  солей

Знать определение кислот, оснований, солей с позиций ТЭД.

Уметь составлять уравнения химических реакций диссоциаций кислот, оснований, солей;

объяснять зависимость свойств веществ от их строения

                                                                                         

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Иметь представление о степени ЭД.

 Знать определение понятий сильные электролиты, слабые электролиты, их представителей.

Уметь записывать уравнения ЭД

Реакции  ионного обмена.

Лабораторный опыт 2. Реакции обмена между растворами электролитов.

Знать: сущность реакций ионного обмена.

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции

Знать важнейшие химические понятия: окислитель, восстановитель, степень окисления, электроотрицательность.

Уметь определять степень окисления,  составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Гидролиз солей.

Знать определение понятия «гидролиз соли», сущность реакции гидролиза соли.

Уметь прогнозировать способность соли к гидролизу, тип гидролиза, реакцию среды в растворе соли, записывать уравнение гидролиза соли в ионном и молекулярном виде.

Урок-упражнение. Решение задач.

Знать определения понятий «реакции ионного обмена», «реакции замещения», «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»,  

Уметь: записывать уравнения реакций ионного обмена, ОВР, производить расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач»

Знать определения понятий по теме, сущность процессов диссоциации, реакций ионного обмена, ОВР, реакции гидролиза.

Уметь проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ; составлять уравнения ионных реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, уравнения ОВР.

Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация» 

Знания и умения по теме

Подгруппа кислорода. Основные закономерности течения химических реакций. (11 час.)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.

Знать особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода.

Уметь  характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строению атома, прогнозировать свойства элементов на основании строения их атомов.

Строение и свойства простых веществ, образованных атомами кислорода. Аллотропия.

Лабораторный опыт 3. Получение и свойства озона.

Знать определение понятий «аллотропия», «аллотропные видоизменения»; строение, свойства, получение и применение кислорода и озона.

Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их строения, характеризовать строение и свойства кислорода и озона.

 

Свойства серы, ее получение и применение.

Лабораторный опыт 4. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.

Знать определение понятий  «аллотропия», «аллотропные видоизменения»; строение, свойства  аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее получение и применение.

Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их строения, характеризовать строение и свойства аллотропных модификаций серы.

Соединения серы (II).

Лабораторный опыт 5. Распознавание сульфид-ионов в растворе.

Знать: состав и свойства сероводорода, сероводородной кислоты, ее солей; качественную реакцию на сульфид-ионы.

Уметь характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД, записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием.

Соединения серы (IV).

Лабораторный опыт 5. Распознавание сульфит-ионов в растворе.

Знать: состав и свойства оксида серы (IV), сернистой кислоты и ее солей; качественную реакцию на сульфит-ионы.

Уметь характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД, записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием.

Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

Лабораторный опыт 6. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Знать: состав и свойства соединений серы (VI); качественную реакцию на сульфат-ионы.

Уметь характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД, записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием.

Свойства концентрированной серной кислоты.

Знать особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.

Уметь записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами.

Закрепление знаний по теме «Подгруппа кислорода».

Знать определения понятий по теме, свойства простых и сложных веществ, образованных атомами кислорода и серы, их получение и применение.

Уметь записывать формулы веществ и уравнения химических реакций с их участием,  уравнения реакций, отображающих генетическую связь.

Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Уметь проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ, решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, экспериментально подтверждать качественный состав веществ.

Скорость химических реакций и ее зависимость от условий протекания.

Знать определение понятия «скорость химической реакции», «гомогенная реакция», «гетерогенная реакция», «катализаторы», «ингибиторы», математическую формулу скорости хим. реакции, зависимость от условий протекания, правило Вант-Гоффа.

Уметь объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.

Знать определение понятий «необратимая реакция», «обратимая реакция», «химическое равновесие», «принцип Ле-Шателье», условия необратимости реакции, условия смещения хим. равновесия.

Уметь применять принцип Ле-Шателье для определения направления смещения хим. Равновесия, характеризовать реакции по известным признакам классификации..

Контрольная работа №2 по теме «Подгруппа кислорода. Основные закономерности течения химических реакций»

Знания и умения по теме.

Азот и фосфор (11час.)

Общая характеристика химических элементов подгруппы азота. Азот.

Знать особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества.

Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы, характеризовать азот как химический элемент и простое  вещество.

 

Аммиак.

Знать строение и свойства аммиака, способы распознавания среди других газов, способы его получения и применение; знать определения понятий «водородная связь», «донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи».

Уметь характеризовать вещество по плану, определять опытным путем аммиак, записывать уравнения ОВР.

Соли аммония.

Лабораторный опыт 7. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).

Знать определение понятия «соли аммония», состав, строение, свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония.

Уметь определять  принадлежность веществ к определенным классам соединений, определять тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;

уметь определять опытным путем катион аммония

Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».

Знать свойства аммиака, способы его распознавания.

Уметь проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ, записывать химические уравнения.

Азотная кислота

Знать строение, свойства, получение и применение азотной кислоты, качественную реакцию на нитрат-ион.

Уметь называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам,  принадлежность веществ к определенным классам, определять тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях, записывать уравнения ОВР, определять опытным путем нитрат-ионы.

Соли азотной кислоты.

Знать строение , свойства, получение и применение нитратов, биологическую роль азота.

Уметь записывать уравнения реакций нитратов, общие с другими солями с позиций ТЭД и уравнения термического их разложения с позиций ОВР, характеризовать круговорот азота в природе, записывать  уравнения реакций, отображающих генетическую связь.

Фосфор.

Знать состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе, получение и применение фосфора.

Уметь давать сравнительную характеристику белого и красного фосфора.

Соединения фосфора.

Знать состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей, качественную реакцию на ортофосфат-ион.

Уметь называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам,  принадлежность веществ к определенным классам, определять тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;

уметь определять опытным путем ортофосфат-ион.

Минеральные удобрения.

Лабораторная работа 8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

 

Знать определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы азотных, калийных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений, иметь представление о простых и комплексных удобрениях.  

Уметь распознавать минеральные удобрения.

Обобщение темы «Подгруппа азота». Решение задач.

Знать определения понятий темы, состав, строение, свойства, получение и применение веществ, образованных атомами элементов главной подгруппы V группы.

Уметь характеризовать простые и сложные вещества по теме, записывать их формулы и уравнения реакций с их участием, записывать  уравнения реакций, отображающих генетическую связь; производить расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи).

Контрольная работа №3 по теме «Подгруппа азота»

Знания и умения по теме.

Углерод и кремний (9 час.)

Общая  характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод.

Лабораторный опыт 9. Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива).

Знать особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы IV группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение углерода – простого вещества, сущность круговорота углерода в природе

Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы, характеризовать углерод как химический элемент и простое  вещество, аллотропные модификации углерода.

 

Оксиды углерода.

Знать состав, строение, свойства, применение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), качественную реакцию на оксид углерода (IV).

Уметь давать сравнительную характеристику оксидов углерода, распознавать оксид углерода (IV).

Угольная кислота и ее соли.

Лабораторный опыт 10. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

Знать особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на карбонаты, иметь представление и жесткости воды и способах ее устранения.

Уметь определять опытным путем карбонат-ион, записывать уравнения реакций, отображающих генетическую связь.

Практическая работа №4 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Знать свойства оксида углерода (IV), качественные реакции на оксид углерода (IV) и карбонаты.

Уметь проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ, записывать хим. уравнения реакций.

Кремний. Оксид кремния (IV).

Знать важнейшие природные соединения кремния, способы его получения, свойства, применение; строение кристаллической решетки оксида кремния (IV), его свойства, применение.

Уметь характеризовать вещества по плану, записывать уравнения хим. реакций с их участием.

Кремниевая кислота и ее соли.

Лабораторный опыт 11. Ознакомление с образцами природных силикатов.

Знать состав, строение, свойства, получение, применение кремниевой кислоты и ее солей, качественную реакцию на силикат-ион.

Уметь характеризовать вещества по плану, записывать формулы веществ и уравнения хим. реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь.

Силикатная промышленность.

Лабораторный опыт 12. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Знать технологию производства керамики, стекла, цемента.

Уметь приводить примеры изделий силикатной промышленности.

Обобщение темы «Подгруппа азота». Решение задач.

  Знать определения понятий темы, состав, строение, свойства, получение и применение веществ, образованных атомами элементов главной подгруппы IV группы.

Уметь характеризовать простые и сложные вещества по теме, записывать их формулы и уравнения реакций с их участием, записывать  уравнения реакций, отображающих генетическую связь; производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Контрольная работа №4 по теме «Подгруппа углерода»

Знания и умения по теме.

Общие свойства металлов.

Металлы IА-IIIА-групп периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.

 Железо. Металлургия. (13 час.)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Физические свойства металлов.

Лабораторный опыт 13. Рассмотрение образцов металлов.

Знать особенности строения и свойств атомов металлов, их физические свойства, определение понятий «металлическая химическая связь», металлическая кристаллическая решетка».

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, объяснять взаимосвязь строения и свойств.

Характерные химические свойства металлов.

Лабораторный опыт 14. Взаимодействие металлов с растворами солей.

Знать химические свойства металлов.

Уметь характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций.

 

Общие способы получения металлов. Сплавы. Нахождение металлов в природе.

Знать определение понятия «металлургия», способы получения металлов, основные сплавы, их свойства и применение.

Уметь записывать уравнения реакций получения металлов, характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение.

Характеристика щелочных металлов.

Лабораторный опыт 15. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия и калия.

Знать особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические, химические свойства, получение и применение  щелочных металлов и их соединений..

Уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы,  характеризовать физические и химические свойства щелочных металлов и их соединений, составлять уравнения реакций с их участием, указывать их тип, называть продукты реакций.

Щелочноземельные металлы и их соединения.

Лабораторный опыт 15 (Ознакомление с образцами важнейших соединений кальция). 16.Ознакомление с природными соединениями кальция.

Знать особенности строения и свойств щелочноземельных металлов,  свойства кальция и его соединений.

Уметь характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь.

Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач»

Знать физические, химические свойства металлов и их соединений; качественные реакции на ионы; генетическую связь соединений.

Уметь распознавать вещества, используя качественные реакции; осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений; составлять уравнения ионных реакций, называть продукты реакций.

Алюминий и его соединения.

Лабораторный опыт 17. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.

Знать особенности строения и свойств атома алюминия, нахождение его в природе, получение, свойства, применение алюминия и его соединений;

Уметь характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций.

Железо и его соединения.

Лабораторный опыт 18. Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами.

Лабораторный опыт 19. Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами.

Знать особенности строения и свойств атома железа, нахождение в природе, получение, свойства, применение железа и его соединений.

Уметь характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций.

Производство чугуна.

Знать определение понятия «металлургия», технологию производства чугуна.

Уметь характеризовать производство чугуна, приводить примеры изделий из чугуна.

Производство стали.

Знать определение понятия «металлургия», технологию производства стали.

Уметь характеризовать производство стали, приводить примеры изделий из стали.

Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач»

Знать физические, химические свойства металлов и их соединений; качественные реакции на ионы; генетическую связь соединений.

Уметь распознавать вещества, используя качественные реакции; осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений; составлять уравнения ионных реакций, называть продукты реакций.

Обобщение знаний по теме «Металлы»

Знания и умения по теме

Контрольная работа №5 по теме «Металлы»

Знания и умения по теме

Краткий обзор важнейших органических веществ (11 час.)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Знать определения понятий «органическая химия», «органические вещества», «химическое строение», «валентность», «изомерия», основные  положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. 

Уметь записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ, формулы структурных изомеров.

Предельные углеводороды.

Знать определение понятий «предельные углеводороды», «гомологи», «гомологическая разность», общую формулу алканов, гомологический ряд метана, номенклатуру и изомерию алканов, нахождение алканов в природе, получение, свойства алканов на примере метана, применение.

Уметь составлять молекулярные и структурные формулы метана и его гомологов, изомерных алканов, называть их по ИЮПАК; уметь составлять модели веществ; характеризовать основные химические свойства алканов на примере метана; решать расчетные задачи на установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям элементов.  

 

Непредельные углеводороды. Алкены.

Лабораторный опыт 18. Этилен, его получение и свойства.

  Знать определение понятий «алкены», «гомологи», «гомологическая разность», общую формулу алкенов, гомологический ряд этилена, номенклатуру и изомерию алкенов, получение, свойства алкенов на примере этилена, применение.

Уметь составлять молекулярные и структурные формулы этилена и его гомологов, изомерных алкенов, называть их по ИЮПАК; уметь составлять модели веществ; характеризовать основные химические свойства алкенов на примере этилена.

Непредельные углеводороды. Алкины.

Лабораторный опыт 19. Ацетилен, его получение и свойства.

Знать определение понятий «алкины», «гомологи», «гомологическая разность», общую формулу алкинов, гомологический ряд ацетилена, номенклатуру и изомерию алкинов, получение, свойства алкинов на примере ацетилена, применение.

Уметь составлять молекулярные и структурные формулы ацетилена и его гомологов, изомерных алкинов, называть их по ИЮПАК; уметь составлять модели веществ; характеризовать основные химические свойства алкинов на примере ацетилена.

Спирты

Знать определение понятий «функциональная группа», «спирты»,

формулы и особенности строения и свойств, получение и применение одноатомных спиртов (метанола, этанола), многоатомных спиртов (этиленгликоля, глицерина).

Уметь составлять формулы простейших спиртов, давать им  характеристики.

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

Знать определение понятий «функциональная группа», «карбоновые кислоты», «карбоксильная группа», «сложные эфиры», «жиры», формулы и  особенности строения и свойств карбоновых кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой и др.), применение карбоновых кислот, сложных эфиров, биологическую роль жиров.

Уметь составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их свойства

Углеводы.

Знать важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, свойства, значение в природе и в жизни человека.

Уметь характеризовать важнейшие углеводы.

Аминокислоты. Белки.

Знать определения понятий «функциональная группа», «карбоксильная группа», «аминогруппа», «аминокислоты», «белки», названия важнейших аминокислот, их свойства, биологическое значение; функции белков.

Уметь характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков.

Полимеры.

Знать определение понятий «полимер», «мономер», «структурное звено», «реакция полимеризации»,

свойства, применение полимеров на примере полиэтилена, поливинилхлорида.

Уметь записывать уравнения реакций полимеризации.

 

Обобщение знаний по теме «Краткий обзор важнейших органических веществ».

Знания и умения по теме.

Итоговая контрольная работа за курс основной школы.

Знания и умения за курс основной школы.

Минимальные требования к оснащению

для реализации практической части программы

Тема практической работы

Лабораторное оборудование

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Пробирка с раствором серной кислоты, гранула цинка.

6 пробирок с раствором хлорида магния, растворы гидроксида натрия, сульфата калия, нитрата цинка, ортофосфата калия, сульфида натрия.

Кусочек железа, соляная кислота, раствор гидроксида натрия.

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

3 пронумерованные пробирки с растворами сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты, индикатор универсальный, раствор хлорида бария, пробирки.

Пробирка, гранула цинка, соляная кислота, раствор гидроксида натрия.

Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.

Пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, пробирка для собирания аммиака, спиртовка, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, вата, пробка, кристаллизатор с водой, индикатор универсальный, фенолфталеин, стеклянный цилиндр (или колба) с кислородом, лучинка, 3 пробирки с концентрированными азотной, соляной и серной кислотами (по 1 мл), 2 пробирки с водным раствором аммиака.

Определение минеральных удобрений.

Образцы минеральных удобрений: суперфосфат, нитрат аммония, сульфат аммония, хлорид аммония, хлорид калия, пробирки, стеклянная палочка, шпатель, спиртовка, медная проволока.

Медь, серная кислота, раствор хлорида бария, уксусная кислота, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра (I).

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Штатив, пробирка с пробкой и газоотводной трубкой, 3 пробирки, химический стакан, карбонат кальция (мел или мрамор), соляная кислота, известковая вода,  дистиллированная вода, раствор синего лакмуса, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин.

4 пронумерованные пробирки с кристаллическими веществами: сульфатом натрия, хлоридом цинка, карбонатом калия, силикатом натрия, растворы хлорида бария, соляной кислоты.

Решение экспериментальных

задач по химии теме «Металлы IА-IIIА - групп периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева»

 4 пронумерованные пробирки с кристаллическими веществами: хлоридом калия, гидроксидом натрия, карбонатом калия, хлоридом бария; растворы нитрата серебра (I), серной кислоты, индикатор универсальный.

Пробирка, растворы хлорида кальция, гидроксида натрия, соляной кислоты, стеклянная трубка, спиртовка.

Пробирка, карбонат магния, растворы соляной кислоты,  гидроксида натрия, серной кислоты.

Решение экспериментальных

задач по темам: «Алюминий», «Железо».

3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия, хлорида бария, хлорида алюминия, 2 пробирки с растворами серной кислоты и гидроксида натрия, пипетки.

Пробирка, кусочек железа, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, азотной кислоты.

Пробирка, гранула алюминия, растворы серной кислоты, гидроксида натрия.

Изготовление моделей углеводородов

Наборы по составлению шаро-стержневых молекул органических соединений. Можно использовать модели, которые подготовили учащиеся (модели алканов, алкенов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот).

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Упаковки образцов лекарственных препаратов (без содержимого), инструкции по их применению, химический состав.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены

Упаковки химических средств (без содержимого), инструкции по их применению, химический состав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к учебнику С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа включает  разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-...

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г.

Рабочая программа к учебнику Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2011 г....

Рабочая программа к учебнику "Геометрия, 8 класс" по учебнику Атанасяна Л.С.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, почасовое планирование, список УМК...

Рабочая программа к учебнику А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Авторская программа Л.А.Пашкина

Рабочая программа составлена по авторской программе Л.А.Пашкиной к учебнику А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Расчитана на 70 часов....

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...

рабочая программа по химии(Рудзитис, Фельдман)

рабочие программы 8-11кл с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по химии Рудзитис 2 часа в неделю 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс (Рудзитес)...