«Учитель: личность, профессионал»
методическая разработка по химии по теме

Круглый стол «Духовно-нравственная культура учителя как основа педагогической профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rozhdestvenskih_chteniyah.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

III Сергиевские педагогические чтения

Выступление по теме:
«Учитель: личность, профессионал»

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я задумалась о смысле и значении профессии учителя в современном мире и мне вспомнилась, когда то прочитанная притча. «Путешественник увидел трех рабочих, которые тащили тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: « Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Трое рабочих делали одно и то же дело, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был несчастен. Второй был опорой и кормильцем семьи, поэтому в его ответе мы видим достоинство. Третий служил благородной цели, поэтому был горд и счастлив. Хорошим учителем может стать лишь тот, кто строит «прекрасный храм». Тогда и личное счастье осветит лучами его жизнь.

Какие же параметры вводятся в понятие: «учитель – личность, учитель – профессионал»?

В век информации и коммуникационных технологий роль учителя в обществе несколько изменилась. Придется примириться с тем, что мы – не единственные носители информации, не истины в последней инстанции. В руках у современных учеников – глобальная сеть – интернет, где есть тысяча источников, библиотек, готовые видео-уроки, шпаргалки. Учитель из «источника информации» превращается в гида по информационно вселенной. Как хороший экскурсовод, он должен помочь своим подопечным не пройти мимо главного, не упустить за любопытными мелочами (какими так полон новый информационный мир) сути, сердцевины понятия, события, проблемы.

При кажущейся (мнимой) локализации роли учителя требования к его собственному образованию и его постоянному обновлению постоянно возрастают. И если он не хочет быть в глазах учеников мастодонтом, нужно этим требованиям соответствовать. Когда учитель не является вечным студентом, он не учитель. Впрочем, никто не отменял того преимущества, которое было и остается в любые, сколь угодно компьютеризированные эпохи – преимущества личностного прямого воздействия.

Важнейшим  постулатом, по-моему, в мире современной педагогики становится сотворчество или технология встречных усилий, «диалог согласия». Учитель и ученик должны творить, учиться, действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего с менее опытным. Но, ни один из них не должен возвышаться над другим. Дистанция в виде знаний и жизненного опыта не должна превращаться в бетонную стену. Учителю необходимо понимать, что на определенную высоту его поднимают сами ученики, их родители. И эта высота достигается с помощью их уважения. Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершать восхождение. Однажды Иосиф Бродский снял напряжение в молчаливой студенческой аудитории одной фразой: «И что? Ничего не знаете, и я ничего не знаю, только мое незнание гораздо шире вашего».

Образование в настоящее время находится в стадии решения проблемы лично-ориентированного образования, т.е. такого, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога-психолога, в котором деятельность ученика – это познавательная деятельность, а не преподавание была бы ведущей в тандеме – ученик-учитель.

В своей книге о школе известный педагог и философ Александр Нил  вспомнил слова восточного философа Камила Джибраила: «Твои дети – это не твои дети, они сыновья и дочери жизни…Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть свои… Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытаться добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно». Важней научить искать истину и вырабатывать «свои мысли», важнее помочь обрести личностно-значимый  опыт, сориентировать на ценностный компонент общечеловеческих качеств, умение сотрудничать, понимать друг друга, толерантно относиться к людям, ведь, в конечном счете, не важно, кто ты, а важно какой ты!

В этом появляется высокий профессионализм учителя.

А мудрость современного учителя, по-моему, заключается в том, чтобы жить во времена грандиозных социальных экспериментов, рождения национальной идеи о новой школе ХХI  века, нововведений в системе образования, которые зачастую сводится к подражанию идей из вне и не допустить того, чтобы были утрачены национальные традиции классической русской школы, где в почте были такие абсолютные категории, как духовность и нравственность, основывающиеся на понимании глубоких христианских традиций русского менталитета. Иначе мы станем свидетелями полной катастрофы образования, подобно той, которую описал Рэй Бредбери в рассказе  « Улыбка»: полная бездуховность общества, глумление над культурными ценностями – плевок в «Мону Лизу», который стал проявлением стадного инстинкта и единственно оставшегося человеческого чувства – жестокости.

И, всё-таки, как воспитывать детей? – спросите Вы. Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно. И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными перед судьбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

III Сергиевские педагогические чтения. Выступление по теме: «Учитель: личность, профессионал»

Круглый стол «Духовно-нравственная культура учителя как основа педагогической профессии»...

Тематический план работы по программе: «Воспитание нравственной личности, семьянина, профессионала, гражданина в условиях детского дома»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. С каждым днем растет ко...

"Современный педагог - личность и профессионал" (из опыта работы)

Работая в системе дополнительного образования, я убедилась в том, что это уникальная система. Одной из отличительных сторон является то, что формирование детского объединения происходит на добровольны...

Самопрезентация. Современный педагог-личность и профессионал

Данная самопрезентация рассматривает следующие вопросы:-какими компетенциями должен обладать современный учитель для решения поставленных задач;-как много сегодня должен знать и уметь школьный учитель...

Учитель – филолог, профессионал, творец… Какой он?

Презентация содержит материал о том, каким сегодня должен быть  учитель, какими качествами он должен обладать, чем должен владеть современный учитель - филолог в рамках реализации ФГОС нового пок...

Методическое объединение учителей "Личность педагога в современной школе"

В данном материале содержится краткое описание проведенной работы методобъединения...

УЧИТЕЛЬ - ЛИЧНОСТЬ

Вопрос о значимости учителя в жизни каждого человека является неотъемлемой частью дискуссий и споров на протяжении всей истории образования. Одни считают, что роль учителя значительно преувеличена, в ...