Элективный курс по химии 9 класс "Химия элементов"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Богданова Марина Владимировна

Данный курс предназначен для учителей, работающих по УМК И.И.Новошинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_9_klass_himiya_elementov.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД ГУСЬ- ХРУСТАЛЬНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ А.А.КУЗОРА»

( МБОУ « СОШ №2»)

Учитель химии-биологии Богданова Марина Владимировна

Элективный курс

Химия элементов

9 класс

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии.

Основными задачами курса являются:

·        формирование у учащихся устойчивого интереса к химии,

·        расширение и углубление теоретических знаний  по неорганической химии,

·        совершенствование техники химического эксперимента,

·        способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения,

·        обеспечение успешного прохождения итоговой аттестации по химии и конкурса для поступления в профильный класс естественно-научного направления.

В курсе рассматриваются сведения о элементах и их соединениях в зависимости от положения в периодической системе и строении атома. Учащиеся узнают о распространенности элементов в природе, их использовании.

В целях усиления практической подготовки школьников теоретические занятия сопровождаются лабораторными опытами. Предусмотрено проведение специальных лабораторно-практических занятий.

Программа курса в целом согласуется во времени с основным курсом химии 9 класса, проводимого по учебно-методическому комплексу И.И. Новошинского.

После краткого введения, где повторяются основные закономерности изменения свойств элементов в периодической системе, знакомства с распространенностью химических элементов , начинается изучение свойств химических элементов и их соединений.

В программу включены темы «Водород» и «Инертные элементы», с которыми в основном курсе предусмотрено лишь краткое знакомство.

При изучении элементов  (металлы главных подгрупп, железо, сера, азот, углерод, фосфор) и их соединений рассматриваются , в основном, вопросы, не включенные в программу основного курса. Кроме того, предусматривается краткое знакомство с другими элементами периодической системы. Тем самым глубже просматривается зависимость свойств элементов и их соединений от строения.

При проведении занятий  используются следующие формы:

·        лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий и др.,

·        беседы  с учащимися, включающие лабораторные опыты,

·        семинарские занятия,

·        заслушивание докладов учащихся,

·        защита рефератов и другие.

Завершается изучение курса выполнением тестовой работы, которая одновременно является конкурсной для поступления в профильный класс естественно-научного направления.

«Химия элементов» (21 час)

Введение. (1 час)

Периодичность свойств химических элементов и их соединений. Классификации элементов. Распространенность элементов в природе Земли и Космосе.

Тема 1.Общая характеристика металлов.(1 часа)

Из истории открытия и использования металлов. Металлы в современной науке и технике.

Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Гальванические элементы.

Способы промышленного получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия.

Электролиз расплавов и растворов. Значение электролиза.

Электрохимическое получение алюминия.

Практическая работа: Восстановление меди из оксида водородом и углеродом.

Тема 2. Металлы главных подгрупп.(1 час)

Сравнительная характеристика металлов 1,11.111 группы главной подгруппы. Строение атомов этих элементов, физические и химические свойства, соединения элементов, их применение.

Краткая характеристика элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.

Демонстрации: Взаимодействие магния с кислородом, водой, кислотами.

Тема 3. Металлы побочных подгрупп.(2 часа)

Хром, марганец, медь, серебро, золото – элементы побочных подгрупп. Строение их атомов. Краткие сведения о свойствах и применении простых веществ и их соединений.

Тема 4. Инертные элементы.(0,5 часа)

 

Положение инертных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атомов элементов – причина инертности.

История открытия инертных газов. Применение инертных газов.

Соединения инертных элементов.

Тема 5. Водород.(0,5 часа)

Особое положение ( в I и VII группах ) химического элемента водорода в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома. Изотопы водорода.

Водород – простое вещество. История его открытия. Физические и химические свойства. Способы получения в лаборатории и промышленности. Применение водорода.

Демонстрации:  Взаимодействие натрия с водой.  Взвыв «гремучей смеси».

Лабораторные опыты: Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды, проверка  водорода на чистоту.

Тема 6. Галогены.(2 часа)

Фтор: история открытия, получение, физические и химические свойства. Фтороводород и плавиковая кислота. Применение фтора и его соединений.

Хлор: История открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие хлора. Хлороводород и соляная кислота, их получение и свойства. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение хлора и его соединений.

Бром, иод, астат: история открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое действие брома и иода. Радиоактивность астата. Применение брома и йода и их соединений.

Демонстрации: ( Все опыты с хлором проводятся в вытяжном шкафу). Получение хлора. Взаимодействие хлора с медью. Взаимодействие хлора с водородом. Получение соляной кислоты реакцией обмена. Взаимодействие бромной воды с органическими веществами. Растворение иода в воде, растворе иодида калия, этиловом спирте. Взаимодействие йода с алюминием (цинком) в присутствии воды в качестве катализатора. Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.

Лабораторные опыты: Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов. Качественная реакция на иод.

Практическая работа: Химические свойства соляной кислоты (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, некоторыми солями, качественная реакция на соляную кислоту).

Тема 7. Подгруппа кислорода (халькогены).(3 часа)

Нахождение элементов подгруппы кислорода в природе. История открытия этих элементов.

Пероксид водорода, его физические и химические свойства.

Соединения серы: сероводород и сероводородная кислота, сернистая кислота, сульфиды и сульфиты. Качественные реакции на ионы, содержащие серу. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Селен, теллур, полоний: строение атомов элементов, физические и химические свойства. Радиоактивность полония. Соединения этих элементов.

Применение элементов подгруппы кислорода и их соединений.

 Получение серной кислоты из пирита и отходов металлургической промышленности.

Демонстрации: (все опыты с концентрированной серной кислотой проводятся в вытяжном шкафу). Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и обнаружение сероводорода. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами (серой, углем).

Лабораторные опыты: Обнаружение пероксида водорода действием раствора иодида калия в присутствии крахмального клейстера. Ферментативное разложение пероксида водорода (ферментами сырого картофеля или мяса).Отбеливание тканей пероксидом водорода. Качественная реакция на сульфит-ион.

Практическая работа: Разложение пероксида водорода  при нагревании и действии катализатора (оксида марганца (IV))

Тема 8. Подгруппа азота.(4 часа)

Нахождение элементов подгруппы азота  в природе. История открытия этих элементов.

Водородные соединения азота: гидразин, диимин, азотистоводородная кислота. Оксиды азота: получение, физические и химические свойства. Азотистая кислота, ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами). Применение азота и его соединений.

Водородные соединения фосфора, оксиды фосфора, фосфоросодержащие кислоты.

Азот и фосфор – элементы питания растений. Миненральные удобрения. Расчеты содержания элементов питания в минеральных удобрениях.

Мышьяк, сурьма, висмут: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Получение оксида азота (1) и его обнаружение. Получение оксида азота (11) и его окисление.( в вытяжном шкафу ). Действие концентрированной азотной кислоты на металлы (олово) и неметаллы (серу). Разрушение органических веществ азотной кислотой.

Практические работы: Получение минеральных удобрений (фосфата аммония). Распознавание минеральных удобрений

Тема 9. Подгруппа углерода.(2 часа)

Нахождение элементов подгруппы углерода в природе. История открытия элементов.

Аллотропные видоизменения углерода: карбин, поликумулен, фуллерены. Искусственные алмазы, их получение и применение.

Аллотропия кремния. Применение кремния как полупроводника. Соединения кремния с водоводом _ кремневодороды. Свойства силана. Применение соединений кремния.

Германий, олово, свинец: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения этих элементов. Применение.

Демонстрации: Взаимодействие олова с кислотами и щелочам ( в вытяжном шкафу).

Лабораторные опыты: Выщелачивание стекла.

Экскурсии: Посещение предприятия силикатной промышленности.

Тема 10. Химия и экология.(2 часа)

Химические загрязнители природной среды, нормирование качества среды (ПДК).

Глобальные экологические проблемы и роль химии в их решении.

Примерные темы для докладов учащихся:

Кислотные дожди: причины и последствия.

Озоновая проблема и пути ее решения.

Металлы – опасные загрязнители природной среды

Тема 11. Химия и здоровье человека.(2 часа)

Химические элементы в организме человека. Макро- и микроэлементы.

Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека. Витамины, их значение. Авитаминоз и гипервитаминоз. Гор

Литература.

1.      Агафошин Н.П. Периодический закон и пениодическая система элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1982.

2.      Николаев А.Л. Первые в рядах элементов: Элементы 1 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.

3.      Пурмаль А.П. , Цирельников В.И. Рожденные электричеством: Элементы 11 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

4.      Комкова Е.Г. Группа химических астероидов: Элементы 111 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

5.      Шалинец А.В. Провозвестники атомного века: Элементы111 группы периодической системы хим. Элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

6.      Вишневский Л.Д. Под знаком углерода: Элементы 1V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. _ М.: Просвещение, 1983.

7.      Фадеев Г.Н. Пятая вертикаль: Элементы V группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Книга для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

8.      Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе: Элементы V1 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

9.      Барков С.А. Галогены и подгруппа марганца: Элементы V11 группы периодической системы хим. элементов Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

10. Руттен М.Я. Три триады и шесть невидимок: Элементы V111 группы периодической системы Д.И. Менделеева. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение,1976.

11. Книга для чтения по неорганической химии ( в двух частях ). Составитель Крицман В.А. – М.: Просвещение,1992.

12. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие для студентов пед. институтов. ( Бабич Л.В., Балезин С.А. и др. ) – М.: Просвещение,1991.

13. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия 10 класс, 9 класс,2010 г.

14. А.Е.Кузьменко,В.В.Еремин,В.А.Попков. Начала химии,2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа и КТП элективного курса по химии в 10 классе "Химия в задачах"

Элективный курс расчитан на 34 часа и направлен на решение не только расчетных, но и экспериментальных задач по химии. Охвачены основные типы расчетных задач, а также несколько уроков отводится на изу...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Программа элективного курса по химии «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии. Содержание элективного курса имеет интегрированный характер....

Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.

Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.)  по химии  для учащихся 10 классов  Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...