интегрированный урок по химии и географии: "Химическая промышленность. Производство удобрений"
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Куприянова Евгения Владимировна

Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_himii_i_geografii.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Химическая промышленность. Производство удобрений»

Цель урока:

Образовательная: Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве; закрепить знания учащихся о видах минеральных удобрений;

Воспитательная: формировать научное мировоззрение, толерантность, усидчивость, положительного отношения к предметам, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду;

Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы, способствовать развитию психических процессов.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемое оборудование: карта «Месторождения полезных ископаемых России», атласы, контурные карты, карандаши, линейка, ручки, тетради, коллекция «Минеральные удобрения», заготовка таблицы «Минеральные удобрения». Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации - словесные, наглядные и практические;

по степени мышления - продуктивный и репродуктивный;

по характеру управления учебной работой - совместная с учителем и самостоятельная. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока.

1. Организационный этап.        Проверка готовности к уроку.

2. Вводно-мотивационный этап.

Учитель географии. Проговаривает тему и цель урока.

Вы уже заметили, что у нас сегодня необычный урок. На этом уроке мы будем решать не только географические задачи, но и химические.

Давайте вспомним, по какому плану мы с вами даем характеристику любой отрасли? (план на партах у учащихся)

Сегодня мы рассмотрим минеральные удобрения, не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химические вещества. И поэтому урок я поведу вместе с учителем химии.

3. Изучение нового материала

Учитель химии. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами -неметаллами: S, N, С, Р. Эти химические элементы входят в состав тканей всех живых организмов, в том числе и человека. Некоторые элементы (N, Р, С, S, К, Са и Mg) необходимо растениям в больших количествах - это макроэлементы. Другие (Fe, Co, Ni, В и Си) требуются в небольших количествах - микроэлементы. Но запасов в почве таких важных элементов, как N, Р и К не достаточно. Поэтому минеральные удобрения, содержащие эти элементы, производят в промышленных масштабах.

-        На столе находятся разные виды удобрений. Зная химические формулы веществ, разделите представленные соединения на 3 группы:

1.N2.P3.K

-        Кто желает? Покажи удобрения остальным учащимся.

Итог: Правильно, только у нас получилось не три, а четыре группы. В четвертой группе комплексные удобрения, которые сочетают несколько элементов. Их использование намного эффективнее. Учитель географии. Итак, первый вопрос, который мы рассмотрим это калийные удобрения. Давайте приступим к заполнению таблицы. Смотри приложение

Учитель химии. Калий ускоряет процесс фотосинтеза и содействует накоплению углеводов. Растения усваивают ионы калия из его солей. Примерами калийных солей могут быть: (запись в таблицу)

КС1 - хлорид калия, который встречается в природе виде минерала сильвинита это смесь двух хлоридов - КС1 х NaCl

K2S04 - сульфат калия.

K2S04 - древесная зола, которая получается при сжигании древесины.

Вывод: Таким образом, почти все калийные удобрения встречаются в природе в виде минералов.

Учитель географии: Как вы видите, производство калийных удобрений достаточно не сложно. Размещение предприятий тоже очень просто. Все калийные соли России добывают на единственном месторождении - Соликамском. В Пермской области. Найдите это месторождение на карте атласа. Сами же удобрения производят в 2-х промышленных центрах - Соликамске и Березняках, (запись в таблицу)

-        Какой фактор повлиял на размещение предприятий по производству калийных удобрений?

Ответ: Сырьевой.

-        Сделайте вывод о размещении предприятий по производству калийных удобрений.

Ответ: Предприятия размещаются у мест добычи каменных солей, так как производство отличается большими затратами сырья.

Учитель химии: Теперь перейдем к - фосфорным удобрениям.

Фосфор влияет на рост и развитие цветов, плодов. Самое дешевое удобрение - это фосфоритная мука - СаЗ(Р04)2 . Получается она при размалывании фосфоритов. (запись в таблицу)

Учитель географии: Месторождений фосфоритов у нас не много. Основой для производства фосфорных удобрений служит апатитовый концентрат фосфориты. По карте атласа найдите и назовите месторождения фосфоритов и апатитов, которые являются сырьем, (запись в таблиц).

Ответ: Хибины - Кольский полуостров. Егорьевск - Московская область. Воскресенск.

Производство сосредоточено в 3-х районах.

-        Какой фактор повлиял на размещение этих предприятий?

Ответ: Сырьевой.

Учитель химии: Однако фосфоритная мука нерастворима в воде и усваивается не всеми растениями. С помощью химических реакций в промышленности ортофосфат кальция переводят в дигидрофосфаты. Запишем уравнение реакции:   (запись в таблицу)

Са 3(Р04)2 + 4НЗР04-» ЗСа (Н2Р04)2

Используют также аммофос: NH4H2P04 - аммофос.

(NH4)2HP04 -гидроортофосфат аммония.

Учитель географии:

-        Ребята, как вы думаете. Где лучше разместить это производство ?

Ответ: Ближе к потребителю, (запись в таблицу)

Действительно, производство самого удобрения приближено к потребителю, то есть размещается в с/х районах (центры).

Вывод: Предприятия по производству фосфорных удобрений размещаются у мест добычи фосфорного сырья (фосфоритов и апатитов) и в с/х районах.

Учитель химии: следующая группа удобрений это азотная. Азот улучшает рост растений, повышает в них содержание белка. Если азота не хватает, то растения плохо растут. Их листья бледнеют и даже желтеют.

Давайте запишем уравнения реакций, благодаря которым получают азотные удобрения, (запись в таблиц)

NH3 + HN03- NH4N03 (селитра аммиачная)

КС1 +NaN03- KN03 + ЫаСКкалиевая селитра)

2NH3 + H2S04 (]чГН4)2804(сульфат аммония)

NH3 + НОН- NH40H (аммиачная вода)

Учитель географии: Полученные удобрения широко используются в с/х. Но в природе нет или очень мало соединений, используемых в производстве, главным источником сырья в нашей стране служит природный, а также коксовый газ - это побочный продукт производства. (Запишите в тетради сырье).

-        Изучите карты атласа, выделите основные центры производства азотных удобрений. Запишите их в таблицу.

Ответ: Щекино, Новомосковск, Новгород, Тольятти, Череповецк, Липецк, Магнитогорск.

-        Объясните географию этого производства. Какие факторы размещения являются здесь основными?

Ответ: Предприятия размещаются на пути газопроводов и близ предприятий черной металлургии. - Потребительский.

Вывод: Итак, ребята мы с вами познакомились с основными центрами производства минеральных удобрений в нашей стране.

4.Закрепление

Практическая работа.

Сейчас наша задача - обозначить на контурной карте основные центры производства  удобрений: К -, N -, Р -.

Учитель химии: Ребята, у нас осталась неизученной еще одна группа минеральных удобрений - комплексные. Взгляните на таблицу и подчеркните комплексные удобрения, то есть те которые содержат несколько элементов.

Ответ: KN03 - калийная селитра

NH4HP04 - аммофос

(NH4)2HP04 - гидроортофосфат аммония. Т. е. в состав этих удобрений входят 2 и более веществ.

Учитель химии: Таким образом, удобрения нужны с/х культурам для повышения урожайности. Однако, следует помнить, что внесение избыточных доз может привести к накоплению их в органах растений, а затем и в организме человека. Это приводит к отрицательным последствиям. Кроме этого избытки удобрений могут попасть в водоемы и губительно подействовать на их органический мир. Но сегодня при данной экономической ситуации дела в с/х обстоят совсем наоборот.

Учитель географии: Какими бы необходимыми не были удобрения в хозяйстве, но их производство вызывает ряд экологических проблем. Вы знаете, что химическая промышленность является одним из сильных загрязнителей окружающей среды. Зная это, мы можем попытаться принять меры по снижению загрязнения, тем самым, сделав нашу планету капельку чище и лучше!

5.        Итог урока

Учитель географии: Вся наша жизнь - это множество взаимосвязей. И сегодня мы с вами убедились: невозможно полностью изучить какое - либо явление с одной стороны. Мы не могли бы с вами точно определить факторы размещения предприятий химической промышленности, без знаний особенностей этого производства.

  1. Домашнее задание.  

Выставление оценок наиболее активным учащимся

Приложение

Таблица «Минеральные удобрения»

Виды удобрений

Сырье

Примеры,

способы

получения

Основные центры.

Условие размещения.

Калийные

Калийные соли

KCl, K2S04, К2СОздревесная зола.

Соликамск.

Тяготеет к местам добычи калийных солей.

Фосфорные

Фосфориты, Апатиты

СаЗ(Р04)2 СаЗ(Р04)2  4Н3Р04 ЗСа(Н2Р04)2

NH4H2P04

, (NH4)2HP04

Кольский п-ов,

Егорьевск,

Воскресенск.

Тяготеет к местам добычи сырья и к районам потребления.

Азотные

Природный газ

NH3 + HNO3-

NH4NO3

KCl + NaN03- KN03 + NaCl

NH3 + H2SO4-(NH4)2S04

NH3 + HOH-» NH40H

Щекино,

Новомосковск,

Новогорск,

Тольятти,

Череповецк,

Липецк,

Магнитогорск.

Тяготеет к газопроводам и предприятиям черной металлургии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"

Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...

Интегрированный урок по химии на тему: "Минеральные удобрения"

Интегрированный урок по химии на тему: "Минеральные удобрения"...

Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)

Неорганические  минеральные  удобрения-  это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать  в почвенном растворе на ионы.Минеральные удобрения быв...

Интегрированный урок по химии и географии. Химическая промышленность.

Обобщение и углубление знания о химической промышленности на примере производства серной кислоты....

методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"

Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...


 

Комментарии

Куприянова Евгения Владимировна

данная разработка интегрированного урока в полной мере отражает каким образом можно использовать межпредметные связи на уроке химии и георгафии.

Куадже Ася Шумафовна

Евгения Владимировна! Мне понравилась Ваша разработка! Всем желательно знать из чего состоят наши природные богатства. Удачи!
Я тоже участвую в этом конкурсе! Интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу моих презентаций.

Пластун Наталья Анатольевна

Мне нравится проводить интегрированные уроки, поэтому с удовольствием ознакомилась с Вашей разработкой.Интересно узнать Ваше мнение о моей работе, я тоже учавствую в этом конкурсе. Удачи Вам!

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020