Мир науки глазами детей
статья по химии на тему

Чумакова Елена Анатольевна

 

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

Приобщаясь к научно-исследовательской работе, школьники проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Проектная деятельность - это серьезная и целенаправленная  деятельность учителя  и ученика. 

Правильно организованная педагогом работа  позволяет  учащимся овладеть элементарными навыками  самостоятельной исследовательской деятельности.

Методическая  поддержка   учителя  помогает ученикам в организации исследовательского эксперимента,  подготовке выступлений на различных научно- практических конференциях и конкурсах. Как показывает личный опыт работы, исследовательские проекты  приносят детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах,  помогает  увидеть мир науки своими глазами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nauki_glazami_detey.docx152.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИР  НАУКИ  ГЛАЗАМИ  ДЕТЕЙ

Как сделать так, чтоб удалось:

Всему ребенка научить,

В душе талант его открыть

Способности  и творчество развить

Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом  играет проектная деятельность.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.

Научная деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует «поисковую активность», упорство детей в достижении поставленной цели. На новом этапе обучения и развития у школьников появляется потребность поделиться своими поисками, научными открытиями.

 Проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении,

способствует интеллектуальному росту  школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

          Сегодняшний старшеклассник–это завтрашний студент. Поэтому навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.

          На протяжении пяти лет я являюсь научным руководителем, курирующим научно-исследовательские работы  по химии и экологии .За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы. Прежде всего, своей главной задачей в начале года считаю выявление  школьников, которые бы хотели участвовать в исследовательской работе. Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, всегда проявляют сами инициативу к участию в подобной деятельности. Поэтому для выявления интересов детей и их намерений, я провожу анкетирование, беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей деятельности

Эту работу я начинаю с первых уроков химии. Например, в теме: «Что изучает химия? Каков путь  изучения этого предмета?», можно  предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. Каждой паре учащихся предлагаю научно-популярную литературу по вопросам прикладной химии, через 10 минут эта «копилка» пополняется дополнительными сведениями. То есть мы совместно подходим к осознанию значимости данной науки и можем оценить высказывание нашего знаменитого соотечественника М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности. Ежегодно образуется группа учащихся, которых серьезно увлекает прикладная химия, экология, которые желают продолжить исследовательскую работу в этих направлениях.

С этой целью с 2006 года мною ведутся занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую  элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Есть положительные результаты. Мои ученики активно участвуют в городских олимпиадах, научно-практических конференциях. Лауреатами Всероссийского конкурса «Национальное Достояние России» стали: Чупина Ирина (2008г.), Карагодский Виталий (2009г.), Губа Татьяна и Чнаваян Мариам (2010г). Участниками  фестиваля исследовательских и творческих работ  учащихся «Портфолио» являются Пивнев Михаил и Карагодский Виталий (2009г.), Мусатова Ксения, Карагодский Виталий, Чнаваян Мариам(2010г.).. Победителями краевого конкурса (III место) научно-прикладных  и исследовательских проектов  по охране водных ресурсов края стали Чупина Ирина (2008г.),Мусатова Ксения (2010г). Победители конкурса исследовательских проектов при СКИБИИТ «Бизнес в молодежном предпринимательстве» - Ткач Екатерина и Карагодский Виталий (2008г.). «Сегодня школьник-завтра бизнесмен»- Ткач Ектерина, Карагодский Виталий, Пивнев Михаил (2009г.). Участник краевой научно-практической конференции «Эврика» при Малой академии наук учащихся Кубани – Карагодский Виталий (2008г.) (Антропогенное воздействие на экосистему «Городское водохранилище»).Лауреаты Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО – 2009» -Карагодский Виталий, Пивнев Михаил, Чнаваян Мариам..Победитель зонального этапа краевой научно – практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани(2010г.) –Пивнев Михаил. Лауреаты Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке» - Сагатдинова Карина и Мчедлишвили Майя. Победители муниципального этапа краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся – Сагатдинова Карина и Мусатова Ксения (2010 г.), Зинченко Ольга ( 2012). Лауреаты Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» - Мусатова Ксения,Курова Аминат, Стрижак Нина, Чнаваян Мариам, Хитрова Ксения, Пивнев Михаил, победитель Ш место – Карагодский Виталий (2010г.).

Работы учащихся отличаются четким логическим изложением, высокой степенью научности, убедительностью рассуждений, оригинальностью мышления, достоверностью результатов. В чем причина такого успеха ребят? Прежде всего, в умении логически мыслить, работать с литературой, в глубоком знании курса химии, целеустремленности.  

Приобщаясь к научно-исследовательской работе, школьники проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Исследовательская деятельность целесообразна в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда ученики достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности.

Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых.  Ребята в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрывают» их для себя.

          Занимаясь научно-исследовательской работой, ученики самостоятельно выбирают тематическое  направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результат.

После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке  ребят к защите исследования.

Таким образом, использование метода проектов способствует формированию  у школьников новых знаний, которые направлены на развитие умений сопоставлять, анализировать, выбирать нужную информацию.

 Проектная деятельность - это серьезная и целенаправленная  деятельность учителя и ученика.  

Правильно организованная педагогом работа  позволяет  учащимся овладеть элементарными навыками  самостоятельной исследовательской деятельности.

          Методическая  поддержка   учителя  помогает ученикам  в организации исследовательского эксперимента,  подготовке выступлений на различных научно- практических конференциях и конкурсах. Как показывает личный опыт работы, исследовательские проекты  приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах,  помогает  увидеть мир науки своими глазами.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология глазами детей

выступление экологической агитбригады "Эколята" с проблемами экологического равновесия в природе....

Мир глазами детей

Классный час-проект, рассказывающий о поездках класса...

школьная конференция "Экология глазами детей"

Информация о проведении школьной научно-практической конференции «Экология глазами детей»...

"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...

Рисунки детей "БОС - глазами детей"

Детские рисунки о БОС - технологии...

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...