"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"
творческая работа учащихся (6 класс) на тему

Фомакина Галина Вениаминовна

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в окружном этапе областного конкурса

творческих работ

«Война глазами детей»

Название образовательного учреждения (по Уставу, с указанием муниципального района): государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково муниципального района Шенталинский Самарской области

Название коллектива, или Ф.И. участника, возраст: Родионова Ксения, 12 лет

Номинация: «Сочинение»

Тематика работы: «Здесь тыл был фронтом» (Самара в годы Великой Отечественной войны)

Название работы: «Дети - фронту»

Педагог (ФИО полностью, контактный телефон): Фомакина Галина Вениаминовна, 8 846 52 32 2 19

Директор: _______________ О.Н.Зиновьева

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково муниципального района Шенталинский Самарской области

Окружной этап областного конкурса

творческих работ

«Война глазами детей»

 

Номинация: «Сочинение»

Тематика работы: «Здесь тыл был фронтом» (Самара в годы Великой Отечественной войны)

Название работы: «Дети - фронту»

Выполнила: Родионова Ксения, 12 лет

Педагог: Фомакина Галина Вениаминовна

Дети – фронту.

Нашим родным и близким,

дедам и прадедам,

тем, кто выстоял и тем,

кто не вернулся с полей сражений,

посвящается…

Все меньше и меньше остается среди населения тех, кто сражался за светлое будущее нашей Родины, за достойную жизнь своих детей и внуков, правнуков на фронте, и тех, кто в годы войны трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас, мы хотим сохранить их воспоминания - свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись.

Эти воспоминания помогают нам понять какими были те, кто жил в те суровые годы, сделать правильные выводы об истории ХХ века.

Мы хотим попытаться побудить своих ровесников к осознанию того, что мы - наследники Победы. Это также наш долг перед памятью наших близких…

В своём сочинении я хочу поделиться воспоминаниями жительницы деревни Нижняя Туарма Ивановой Веры Егоровны.

22 июня 1941 года война вошла в каждый дом. Шестнадцатилетней девчонкой встретили Вера Егоровна и её семья – мать и младшая сестра, начало Великой Отечественной войны.

Среднее Поволжье в годы войны являлось важнейшим производителем хлеба в СССР из-за временной потери хлебородных районов на западе страны и близости к фронту. Героически трудилось в военные годы крестьянство. В тяжелых условиях войны, при острой нехватке рабочих рук, тракторов, сельскохозяйственных машин они своим трудом обеспечили снабжение продовольствием нашей армии и тыла. Испытывая огромные лишения и трудности, недосыпания и недоедания, работали по-военному, делая всё для победы. Они знали, что исход войны с фашистскими захватчиками решается не только на полях сражений, но и в тылу, где идёт великая битва за металл, боевую технику, за хлеб.

С детства, ещё до войны Вера работала в колхозе. Самой главной обязанностью маленькой девочки было вместо больного отца подвезти воду в бочке на лошади к полю. Ей – то и запрячь лошадку было трудно, она и ростом мала, и худа из - за недоедания. Потом вместе с взрослыми собирали рожь, а потом молотили её, также поступали с пшеницей. Очень трудно было в сенокос. Вере к тому времени и косу наладить было некому. Никому не было поблажки, у всех одна норма, работали на полях с раннего утра до позднего вечера, пахали, сеяли, собирали урожай наравне с взрослыми. Но она не плакала и не жаловалась. По ночам дежурили, вдруг что-то заметят подозрительное, обязательно подавали сигнал.

Как трудно было хлеб растить... А тут – война. В армию были призваны сотни тысяч наиболее трудоспособных колхозников и механизаторов. Нечеловечески трудно было в бою, но нелегче приходилось в тылу, где остались старики, женщины, дети, подростки, которые недоедали, недосыпали, были плохо одеты, но все дела, все усилия были направлены на одно – «Всё для фронта», все осознавали, что тыл ковал победу.

Вся тяжесть военного времени легла на их плечи. «Питание было сильно ограничено: не хватало хлеба, в дефиците был сахар, соль, мука, мыло - рассказывает бабушка Вера,- пекли хлеб из лебеды, от которого болели животы, собирали по весне отбракованную в огородах осенью картошку, растирали этот белый порошок и смешивали с мукой».

На полях работали все женщины и дети – основная рабочая сила, кто остался, от мала до велика. Полураздетые и полуголодные дети, пахали землю на быках и лошадях. Сеяли хлеб, капусту, морковь, поливали, пололи, ухаживали. Хлеб убирали жатками и нажинали серпами. От скотины в личных хозяйствах сдавали по нормативу фронту масло, яйца, мясо, многое шло сверх плана.

Совершенно естественным в то время был трудовой героизм. Соревнование развертывалось под лозунгами: «Все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», выполнять в дни войны две нормы - вот смысл этого движения.

15 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение, учреждавшее по сути «запасную столицу» в Самаре (тогда Куйбышев). Города, расположенные на берегу, обращенном к немцам (то есть, на правом берегу Волги) не подходили. Таким образом, оставались пригодными для эвакуации столицы только левобережные города Волги: Казань, Куйбышев, Астрахань. Астрахань была слишком далека. Куйбышев же располагал удобнейшим железнодорожным узлом. Перенос столицы на Волгу имел принципиальное значение - тем самым указывалась граница, дальше которой советские войска не могли отступать ни при каких условиях.

Территория Куйбышевского оборонительного рубежа была разделена на сектора. Наша местность относилась к Ульяновскому сектору. Колхозы разрывались между необходимостью выполнять план по хлебозаготовкам и мобилизацией на строительство рубежа.

На рытьё окопов около Ульяновска должны были быть направлены 13 тысяч человек, 25 автомашин и 200 лошадей. Руководители районов нередко вынуждены были доказывать, что не могут послать людей по разнарядке. Так, Ульяновск вместо 13 тысяч человек дал только 4025.

На строительство мобилизовали, не проверяя работников. В ряде сел районов женщины, мобилизованные на строительство рубежа, вынуждены были передавать своих малолетних детей на попечение в другие семьи, заколачивать жилые дома, но и это не помогало выполнять мобилизационные планы. Мобилизованные, как правило, были плохо обуты и одеты, не всегда имели с собой теплые вещи, а запас еды у рабочих заканчивался уже через пару дней. В начальный период строительства рубежа массовым явлением стало дезертирство. Кроме недостатка и плохого качества продовольствия, мест размещения, присланные рабочие часто самовольно уходили со своего участка из-за элементарного отсутствия работы и какого-либо руководства по строительству. В условиях, когда, согласно милицейским сводкам, основанным на показаниях самовольно ушедших, «никто не мог объяснить, что делать и куда идти», мобилизованные просто возвращались в свои колхозы. Обычно люди уходили группами от 5 до 30 человек.

Это самое страшное в жизни Веры Егоровны, её тоже мобилизовали. Девушка, никогда не покидавшая родного района, была погружена вместе с остальными в вагоны товарного поезда на станции Шентала. Поехали в сторону Мелекесса. По прибытии на место назначения, получили рабочие инструменты – лопаты и кирки. Осень была очень суровой. Стояли холода, бесконечно лили промозглые дожди со снегом. Еды не хватало, одежда быстро износилась. Малорослой Вере приходилось очень сильно напрягаться, чтобы выбросить грунт из окопа. Обидно было, когда он осыпался обратно. В холодных бараках невозможно было ни отдохнуть, ни отогреться по ночам. Вера и ещё несколько человек решили бежать. Куда? Никто не знал дорогу домой. Единственный путь – железная дорога. Ужас сопровождал их всё время: поймают… как примут дома… что будет за этот поступок с семьёй? Перебирались только в тёмное время. Запас еды быстро закончился. Приходилось питаться подножным кормом – мёрзлой травой, веточками. На четвёртый день, подумав, что далеки от места работ, они отважились забраться на крышу вагона. Увы, выжили не все. Смерть настигала и в пути, и дома. Добравшись до дома, Вера никому ничего не объясняла. Оголодавшей, ей не давали сразу много есть, это её спасло. А подруга из Ст. Афонькина умерла, приняв разом много еды. Оправившись, сразу принялась за повседневные колхозные дела.

За доблестный труд в течение всей жизни Вера Егоровна имеет звание Ветеран труда, а теперь и звание Ветеран Великой Отечественной войны, имеет похвальные грамоты и юбилейные медали. Доброго здоровья Вам, Вера Егоровна, и низкий поклон!

Война коснулась и моей семьи. Мой прадедушка по материнской линии Степанов Никита Иванович в августе 1941-го года ушёл на фронт. Служил в 270-ом стрелковом полку 58 стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Малоярославцем под Москвой. Был тяжело ранен в голову у города Смоленск. После лечения в госпитале демобилизован и вернулся домой в сентябре 1942 года. Всю жизнь проработал учителем математики в Туарминской средней школе. Награждён Орденом Славы 3 степени, медалью «За Победу над Германией» и юбилейными медалями.

К сожалению, он умер задолго до моего рождения, мне не суждено было услышать его воспоминаний вживую. Память о прадедушке бережно хранится в нашей семье и вечна в наших сердцах. Спасибо, что подарил нам мир!

Великая Отечественная война навсегда останется не только трагической, но и одной из самых ярких страниц в истории нашей страны. Разные страницы были в истории войны, и их толкование еще долго будет вызывать горячие споры и различные суждения. Но никто не может отрицать главного: жертвы, принесенные народами нашего Отечества во имя его свободы и независимости, напряженный труд и подвиги в тылу и на полях сражений не пропали даром. Над врагом была одержана полная Победа, определившая судьбу человечества в двадцатом столетии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Великая Отечественная война глазами современной молодежи

Учебный проект расчитан на 8 недель, в течение которых собирался и обрабатывался материал. Речь идет об отношении молодого поколения к памяти о тех годах....

Презентация к проекту "Великая Отечественная война глазами современной молодежи"

В презентации использованы фотоматериалы с сайтов о ВОв и из личных архивов участников войны и тружеников тыла. Середина презентации не вошла по весу... Там можно сделать что-нибудь свое......

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе

Тема урока: «Война глазами поэтов» Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы н...

проект районной интеллектуальной исторической игры "Война глазами поколений"

Данная игра проводится с целью выявления и развития у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к событиям  Великой Отечественной войны...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Трушечкина Елена Яковлевна-вдова ветерана Великой Отечественной войны, участник трудового фронта

Вот уже три года ученики 3 класса МОУ СОШ №79 с классным руководителем Каргашиной Гузалией Михайловной шефствуют над вдовой ветерана Великой Отечественной войны, участницей трудового фронта Трушечкино...