Технологическая карта "Предмет химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Селиванова Ольга Владимировна

Технологическая карта для учащихся  "Предмет химии" является сценарием первого урока химии в 8 классе. Является методическим сопровождением урока с использованием деятельностно-компетентностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_himii.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ.

1. Значение химии в жизни человека.

    Носки, ботинки и рубашки,                          
   Шампуни,  куклы-неваляшки,
   Тарелки, шубы, аспирин,
   Ракеты, мыло , ванилин,

    Бумага, краски и  капрон,

    Стиральный порошок, тефлон,
   И даже что-то из еды –
   Волшебной химии плоды!
    И без нее мы до сих пор
    Ходили  в шкурах, жгли костер,
    В пещерах сидя и скучая,
    Без кофе, колы и без чая...  

    Ни удобрений, ни бензина,                                                            
    Ни урожая, ни машины,
    Ни самолетов, ни колес...
    Без химии – тоска до слез!
   Зато сейчас, взгляни вокруг,
  Она везде, твой верный друг!

«Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания. В первые времена от сложения мира принудили человека зной и стужа прикрывать свое тело; когда по первом листвия и кож употребления домыслился он… приготовлять себе одежды, которые хотя к защищению тела его довольно служили, однако гнушались простою белизною и, пестреющим полям завидуя, подобного великолепия и в прикрытии тела искали. Тогда химия, выживая из трав и цветов соки, выпаривая коренья, растворяя минералы и разными образы их между собою соединяя, желание человеческое исполнять старалась».(М.В.Ломоносов «О пользе химии»)

2.   Что изучает химия?

Химия  относится к естественным наукам, так как это наука о природе. Вспомните, основы каких естественных наук вы изучали ранее? _____________________________________________________________________________

Следовательно, химия является « родной сестрой» этих наук. Но она имеет свои особенности.

Химия – это наука о веществах и их превращениях.  А что же принято называть веществом? Подумайте, что общего между предметами, изображенными на рис. 1.

                       Эти предметы – физические тела – изготовлены из                    

                        ____________________.Следовательно,

                        _____________________ является                                                        

                                __________________________________.

Рис. 1                                                                        

            Физические тела, изображенные  на рис. 2 изготовлены

  из________________________ .

Следовательно, _____________________  является

 ________________________.

                                                                                                         Рис. 2                        

                                                 

Вещество – это то, из чего_____________________________________________________ .                                                        

                                                                                   

Вспомните, что называют физическими телами? Физическими телами называют ____________________________________________________________________________

Выполни задания:

  1. Из предложенного перечня выпишите названия тел и веществ:

гвоздь, лед, снежинка, железо, полиэтилен, линейка, сахар, ложка, спирт, кислород, свеча.    

Тела

Вещества




  1. На основе анализа следующих примеров сформулируйте вывод и обсудите его с соседом по парте:

Тела                          Вещество                             Тело                           Вещества

Снежинка→                                                                                              →  Алюминий

Сосулька  →       →Вода                                     Кольцо →               →  Серебро

Айсберг    →                                                                                                                →  Золото

3. Свойства веществ

    Одна из задач химии – узнавать и описывать свойства веществ. Одни вещества имеют невероятную твердость, другие могут быть раздавлены слабой рукой ребенка. У одних веществ вкус сладкий, у других – кислый. Есть вещества прозрачные, блестящие, матовые. Есть вещества, которые не замерзают и остаются жидкими даже при температуре -2500С, но есть и такие, которые не плавятся и остаются твердыми даже в ослепительном свете электрической дуги.

 Для описания физических свойств вещества можно воспользоваться планом:

                                                      →  Г

1.   Агрегатное состояние →      → Ж

                                                      →  Т  

  1. Цвет
  2. Запах (техника безопасности!!!)
  3. Вкус (техника безопасности!!!)
  4. Растворимость в воде
  5. Электропроводность
  6. Справочные данные:

- плотность

- Т кипения

- Т плавления

Попробуем описать физические свойства воды при нормальных условиях.

1.__________________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

6.__________________________________________

7.__________________________________________

8.__________________________________________

9.__________________________________________

    4. Первоначальные понятия о физических и химических явлениях.

 В окружающем нас мире постоянно происходят  изменения ( явления). Иногда эти явления сопровождаются превращением веществ. Подумаем!  Происходит ли превращение вещества воды при ее кипении или замерзании?

Водяной пар – это ___________ в ________________состоянии. Лед – это _________ в __________________состоянии. Следовательно,  нового вещества не образуется. Явления, при которых  не образуются новые вещества, называются физическими. 

    Каждый из вас наблюдал горение костра. Происходят ли превращения веществ при горении дров? При горении дров образуются _____________ и ___________, т.е. образуются новые вещества. Следовательно, горение костра – это химическое явление. Химические явления – это явления, при которых ________________

_______________________________________________________________________

Химические явления чаще называют химической реакцией.

Вещества, вступающие в химическую реакцию, называются исходными веществами. Вещества, полученные в результате реакции, называются продуктами реакции. При горении дров исходными веществами будут _______________________________________, а продуктами реакции ____________

_______________________.

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ.

  1. Поиграй в игру «крестики и нолики». Выигрышный путь составляют:

  1. Какими понятиями (подчеркните) можно охарактеризовать вещество?

Цвет, запах, размер, масса, форма, рост, цена, химические свойства, температура  замерзания, объем, растворимость в бензине, вкус, год выпуска, горючесть, твердость.

3.   Даны вещества:  МЕЛ, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ,  САХАР,  СПИРТ, АЗОТ, ПИТЬЕВАЯ СОДА, НАФТАЛИН,  МЕДЬ,  АЛЮМИНИЙ,  КИСЛОРОД. Сгруппируйте вещества по свойствам:

Твердые вещ-ва

Газы

Жидкости

Обладающие запахом

Имеют цвет

Проводят электрический ток





  1. Закончите таблицу  «Значение химии»

Значение химии

Положительное

( хемофилия – любовь к химии)

Отрицательное

(хемофобия – страх к химии)

1. Обеззараживание воды

1. Загрязнение воздуха

2. Борьба с вредителями сельского хозяйства

2. «Озоновые дыры»

3. Изготовление синтетических тканей

3. Химическое оружие

4.

4.

5.

5.

6.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии

Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....

Технологическая карта занятия кружка или нестандартного урока химии "Любовь и химия".

Технологическая карта и раздаточный материал к занятию кружка или нестандартному уроку химии "Любовь и химия".АННОТАЦИЯ К УРОКУ «ЛЮБОВЬ И ХИМИЯ» Российское образование в пос...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс

Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...