Технологическая карта "Предмет химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Технологическая карта для учащихся "Предмет химии" является сценарием первого урока химии в 8 классе. Является методическим сопровождением урока с использованием деятельностно-компетентностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ.
1. Значение химии в жизни человека.
Носки, ботинки и рубашки,
Шампуни, куклы-неваляшки,
Тарелки, шубы, аспирин,
Ракеты, мыло , ванилин,
Бумага, краски и капрон,
Стиральный порошок, тефлон,
И даже что-то из еды –
Волшебной химии плоды!
И без нее мы до сих пор
Ходили в шкурах, жгли костер,
В пещерах сидя и скучая,
Без кофе, колы и без чая...
Ни удобрений, ни бензина,
Ни урожая, ни машины,
Ни самолетов, ни колес...
Без химии – тоска до слез!
Зато сейчас, взгляни вокруг,
Она везде, твой верный друг!
«Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания. В первые времена от сложения мира принудили человека зной и стужа прикрывать свое тело; когда по первом листвия и кож употребления домыслился он… приготовлять себе одежды, которые хотя к защищению тела его довольно служили, однако гнушались простою белизною и, пестреющим полям завидуя, подобного великолепия и в прикрытии тела искали. Тогда химия, выживая из трав и цветов соки, выпаривая коренья, растворяя минералы и разными образы их между собою соединяя, желание человеческое исполнять старалась».(М.В.Ломоносов «О пользе химии»)
2. Что изучает химия?
Химия относится к естественным наукам, так как это наука о природе. Вспомните, основы каких естественных наук вы изучали ранее? _____________________________________________________________________________
Следовательно, химия является « родной сестрой» этих наук. Но она имеет свои особенности.
Химия – это наука о веществах и их превращениях. А что же принято называть веществом? Подумайте, что общего между предметами, изображенными на рис. 1.
Эти предметы – физические тела – изготовлены из
____________________.Следовательно,
_____________________ является
__________________________________.
Рис. 1
Физические тела, изображенные на рис. 2 изготовлены
из________________________ .
Следовательно, _____________________ является
________________________.
Рис. 2
Вещество – это то, из чего_____________________________________________________ .
Вспомните, что называют физическими телами? Физическими телами называют ____________________________________________________________________________
Выполни задания:
- Из предложенного перечня выпишите названия тел и веществ:
гвоздь, лед, снежинка, железо, полиэтилен, линейка, сахар, ложка, спирт, кислород, свеча.
Тела | Вещества |
- На основе анализа следующих примеров сформулируйте вывод и обсудите его с соседом по парте:
Тела Вещество Тело Вещества
Снежинка→ → Алюминий
Сосулька → →Вода Кольцо → → Серебро
Айсберг → → Золото
3. Свойства веществ
Одна из задач химии – узнавать и описывать свойства веществ. Одни вещества имеют невероятную твердость, другие могут быть раздавлены слабой рукой ребенка. У одних веществ вкус сладкий, у других – кислый. Есть вещества прозрачные, блестящие, матовые. Есть вещества, которые не замерзают и остаются жидкими даже при температуре -2500С, но есть и такие, которые не плавятся и остаются твердыми даже в ослепительном свете электрической дуги.
Для описания физических свойств вещества можно воспользоваться планом:
→ Г
1. Агрегатное состояние → → Ж
→ Т
- Цвет
- Запах (техника безопасности!!!)
- Вкус (техника безопасности!!!)
- Растворимость в воде
- Электропроводность
- Справочные данные:
- плотность
- Т кипения
- Т плавления
Попробуем описать физические свойства воды при нормальных условиях.
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________
6.__________________________________________
7.__________________________________________
8.__________________________________________
9.__________________________________________
4. Первоначальные понятия о физических и химических явлениях.
В окружающем нас мире постоянно происходят изменения ( явления). Иногда эти явления сопровождаются превращением веществ. Подумаем! Происходит ли превращение вещества воды при ее кипении или замерзании?
Водяной пар – это ___________ в ________________состоянии. Лед – это _________ в __________________состоянии. Следовательно, нового вещества не образуется. Явления, при которых не образуются новые вещества, называются физическими.
Каждый из вас наблюдал горение костра. Происходят ли превращения веществ при горении дров? При горении дров образуются _____________ и ___________, т.е. образуются новые вещества. Следовательно, горение костра – это химическое явление. Химические явления – это явления, при которых ________________
_______________________________________________________________________
Химические явления чаще называют химической реакцией.
Вещества, вступающие в химическую реакцию, называются исходными веществами. Вещества, полученные в результате реакции, называются продуктами реакции. При горении дров исходными веществами будут _______________________________________, а продуктами реакции ____________
_______________________.
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ.
- Поиграй в игру «крестики и нолики». Выигрышный путь составляют:
- Какими понятиями (подчеркните) можно охарактеризовать вещество?
Цвет, запах, размер, масса, форма, рост, цена, химические свойства, температура замерзания, объем, растворимость в бензине, вкус, год выпуска, горючесть, твердость.
3. Даны вещества: МЕЛ, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ, САХАР, СПИРТ, АЗОТ, ПИТЬЕВАЯ СОДА, НАФТАЛИН, МЕДЬ, АЛЮМИНИЙ, КИСЛОРОД. Сгруппируйте вещества по свойствам:
Твердые вещ-ва | Газы | Жидкости | Обладающие запахом | Имеют цвет | Проводят электрический ток |
- Закончите таблицу «Значение химии»
Значение химии | |
Положительное ( хемофилия – любовь к химии) | Отрицательное (хемофобия – страх к химии) |
1. Обеззараживание воды | 1. Загрязнение воздуха |
2. Борьба с вредителями сельского хозяйства | 2. «Озоновые дыры» |
3. Изготовление синтетических тканей | 3. Химическое оружие |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155448-1354309629.jpg)
Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс
Данная разработка урока с применением ЭОР в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева "Органическая химия. 10 класс" выполнена в виде технологической карты. О...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-414036-1393769002.jpg)
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
Технологическая «находка» по химии «Изучение электронного баланса на уроках химии»
научить учащихся составлять электронный баланс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72370.jpg)
Технологическая карта занятия кружка или нестандартного урока химии "Любовь и химия".
Технологическая карта и раздаточный материал к занятию кружка или нестандартному уроку химии "Любовь и химия".АННОТАЦИЯ К УРОКУ «ЛЮБОВЬ И ХИМИЯ» Российское образование в пос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1063525-1538290295.jpg)
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Законы сохранения массы и энергии в химии" 11 класс по Рудзитису, Фельдман...