Рабочие листы по теме "Оксиды" (8 класс)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Предлагаемые рабочие листы по теме "Оксиды" могут помочь сформировать у восьмиклассников:

- представления о классификации и химических свойствах оксидов;

- умения выполнять задания вида "С какими из перечисленных веществ может реагировать данное     вещество..." (на примере свойств оксидов);

- умения выполнять задания вида "Закончить уравнения возможных реакций....".

Данные рабочие листы предназначены  для организации индивидуальной работы с учениками, пропускающими много уроков по болезни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osn._kl_._neorg._v-v_-_oksidy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Блок  №  3                Оксиды_

45)  Допишите определение:

         Оксиды  – это  __________________________________________
        _______________________________________________________

         ______________________________________________________

         Подчеркните формулы оксидов в предлагаемом списке

         веществ:  

                            PbS,   Fe(OH)3,   Yb2O3,   HNO3,   RuO2,  ReCl4,  O3,

        HClO, ReO3,   Ag2O,   MnS,   MnO2,  WF6,  KOH,  KBrO4,  CoO, H2O

         

46)   Составьте формулы и названия:

        а) трех оксидов металлов - ________________________________

            ______________________________________________________

            ______________________________________________________

       

        б) трех оксидов неметаллов - ______________________________

            ______________________________________________________

            ______________________________________________________

           

47) Дополните схему классификации оксидов:

                                               Оксиды

         _______________       ______________        _______________

                                 определение                         определение

         _______________       ______________        _______________

         _______________       ______________        _______________

         _______________       ______________        _______________

         _______________       ______________        _______________

         _______________       ______________        _______________

                                   примеры                      примеры                                                        

        ____________        ___________        _____________

48) Установите соответствие:

          формула оксида       характер оксида

        

         А.   CO2                   а) основной

         Б.   P2O5                   б) кислотный

         В.  Rb2O                   в) амфотерный

         Г.   BeO

         Д.   CaO

         Е.   ZnO

        Ответ: __________________________________________

49)  Укажите характер следующих оксидов:

     

          а)  Re2O7   - _______________________

          б)  Cs2O    - _______________________

          в)  N2O5    - _______________________

          г)   SeO3    - _______________________

          д)  BaO      - _______________________

          е)  Al2O3    - _______________________

50)  Прочитайте приведенный ниже текст.

                       Сказать, что оксиды играют большую роль в нашей

         жизни – значит, не сказать ничего.

                       Без углекислого газа и воды невозможен фотосинтез –

        процесс, в результате которого в зеленых растениях образуют-

        ся органические вещества и кислород (которым дышат люди и

        животные). В отсутствии оксида водорода наша планета была

        бы безжизненна, ведь вода -   важнейшая составная часть всех

        живых организмов, а  также среда обитания некоторых из них.

                     Оксид кремния (IV)  –  и вспоминается песок на морском

        берегу, горный хрусталь, аметист, кварцевая посуда, стекло …  

                     Оксиды многих металлов делают нашу жизнь красочной:

        на основе оранжево-желтого оксида свинца (II) готовят краску

        массикот; с древних времен используют красную охру, в состав

      которой входит оксид железа (III) в сочетании с оксидами

     других элементов; на основе оксида кобальта (II) делают краску

      синий кобальт. Давно уже используются цинковые белила, в

     составе которых  оксид  цинка,  и титановые белила на основе

     оксида  титана (IV).

                В строительстве не обойтись без жженой магнезии (оксид

      магния) для производства огнеупорных кирпичей, труб, а также

      без негашеной извести (оксид кальция), который необходим для

      получения связующих материалов.

            Великолепен огненно-красный рубин, считавшийся  в древно-

     сти одним  из наиболее ценных из драгоценных камней. А по хими-

     ческому составу рубин – это оксид алюминия с примесями, одна из

     которых – оксид хрома (III).

                 Многолик мир оксидов и неоценима их роль в нашей жизни.

     

       Напишите формулы оксидов, о которых идет речь.

        Ответ:  _______________________________________________

                       _______________________________________________

 

51) Вспомните химические свойства основных и кислотных

        оксидов.

   А.  В приведенной ниже схеме соедините линиями слова «основ-

        ной оксид» с названиями тех классов веществ, с которыми

        они могут взаимодействовать:

                                     

        А. «основной                   кислотный оксид               Б.

                оксид»                      основной оксид

                                          нерастворимое основание          

                                                         щелочь

                                                         кислота

   Б.  Запишите справа в овал слова «кислотный оксид» и выпол-

        ните аналогичное задание в отношении «кислотного оксида».

52)  Реагируют ли оксиды с водой? Дайте развернутый ответ,

        приведите примеры.    

         Ответ: ______________________________________________

         ______________________________________________________

         ______________________________________________________

         ______________________________________________________

         ______________________________________________________

          ______________________________________________________

         ______________________________________________________

         ______________________________________________________

          ______________________________________________________

         ______________________________________________________

 

53)  Из приведенного ниже списка вычеркните формулы окси-

        дов, которые с водой не реагируют:

       

        Fe2O3,   CO2,   CaO,  Au2O3,    Li2O,   SiO2,   ZnO,   SO3,   CuO,  Cs2O

54) С какими из перечисленных ниже веществ может реагиро-

       вать оксид лития:  вода, оксид натрия, азотная кислота, оксид

       кремния (IV), гидроксид калия?

        (Подсказка:  а) составьте формулы всех веществ; формулу оксида лития запи-

                                шите слева в овал, а формулы других веществ -  в столбик справа;

                                б) подпишите, к каким классам относятся все вещества;

                                в) сделайте выбор: соедините линиями формулу оксида лития с

                                    формулами тех веществ, с которыми этот оксид  может  

                                    реагировать)

                                                              формула:                        класс:

                                                             __________________________

                                                             __________________________

                                                             __________________________

   _______________                            __________________________

           (класс)                                        __________________________

55) С какими из веществ, названия которых приведены в зада-

       нии  № 54, может взаимодействовать оксид фосфора (V)?  

       Выполните это задание также, как Вы выполняли  задание

       № 54.

56) Какие из оксидов  –  оксид серы (IV), оксид фосфора (V), оксид

        рубидия, оксид кремния (IV), оксид магния  –  могут взаимодей-

       ствовать с:

       а) гидроксидом натрия,                б) соляной кислотой?

       

       Ответ: а) с гидроксидом натрия могут реагировать ___________

         ________________________, так как это ______________оксиды;

         б) с соляной кислотой могут взаимодействовать ______________

          _______________________, так как это ______________оксиды.

57) В предлагаемых схемах допишите названия классов веществ,

       которые вступают во взаимодействие или получаются в

       результате него. (Если процесс невозможен, стрелочку за-

       черкните)

        а) кислотный оксид   +  __________________      →      кислота

       

        б) нерастворимое      +     кислотный      →

               основание                        оксид

       

        в) основной  оксид  +  кислота      →

                                   

      г) _________________   +   ________________     →         соль

     

      д)  кислотный оксид    +   щелочь   →

      е)  Н2О   +   ________________________     →         щелочь

      ж) основной оксид   +   щелочь   →

                                           

58)  Для того, чтобы выполнить упражнение вида «Закончить

        уравнения возможных реакций», нужно осуществить опреде-

        ленную последовательность действий

                     

                       Образец:     SrO   +   HCl               ….

последовательность действий

        выполняемые операции


А) определить принадлежность

    каждого из исходных веществ

    к определенному классу


Б) на основе знаний о химических свойствах этих классов веществ сделать вывод о возможности (или невозможности) взаимодействия данных исходных веществ


В) определить продукты реакции (в общем виде), зная химические свойства веществ данных классов



Г) составить формулы продук-

    тов реакции по валентности



Д) расставить коэффициенты в

    полученной схеме

 

 SrO      +   HCl           …

основной      кислота

   оксид   


[Взаимодействие возможно, так как основные оксиды реагируют с кислотами]




  SrO     +   HCl           

основной      кислота       соль      вода

   оксид   

                                II   I  

SrO     +   HCl   SrCl2  + H2O

основной    кислота      соль          вода

   оксид   

                                II   I  

SrO    +  2 HCl  =   SrCl2  + H2O

основной    кислота      соль          вода

   оксид 

   

  Пользуясь этой последовательностью действий (и образцом),

      закончите уравнения возможных реакций:

     

         а)     CaO     +    HCl    →  _______    +   ________    

            основной оксид       кислота          соль                              вода

                    б)     SrO      +   H3PO4  →

 

                                                              I        III

         в)    As2O5    +    NaOH   →    NaAsO4   +    ______

             кислотный оксид         щелочь                          соль

         г)    SO2      +     KOH    →  

         д)    SiO2       +       CaO  →   __________

                  кислотный оксид       основной оксид               соль

         е)    Rb2O    +   CO2    →

          Укажите тип каждой реакции.

59)  Закончите уравнения возможных реакций:

   

    а)   Rb2O   +   Н2О  →

    б)   SrO      +   Н2О  →

    в)   NaOH   +  SiO2  

    г)   LiOH   +  H2SO4  →

   д)   SiO2   +   Н2О  →

 

   е)   СuO  +   Н2О  →

      Укажите тип каждой реакции.

60)  Запишите уравнения возможных реакций, о которых идет

        речь в задании  №  56) , укажите тип каждой из них.

61)  Напишите уравнения возможных реакций, о которых идет

        речь в заданиях  №  54)  и  №  55) (как с участием оксида

       лития, так и  оксида фосфора (V)) , укажите тип каждой из них

62)  С какими из перечисленных веществ может реагировать

        оксид натрия:  оксид углерода (IV), вода, гидроксид лития,

        оксид калия, серная кислота? Напишите уравнения возмож-

        ных  реакций, укажите тип каждой из них.

         (Подсказка:  вспомните, как Вы выполняли   № 54)  и  № 58))

                                                             __________________________

                                                             __________________________

                                                             __________________________

                                                             __________________________

        _______________                       __________________________

     

        а)  Na2O   +   ________    →

 

63)  С какими из перечисленных веществ может реагировать

        оксид  углерода (IV):  оксид серы (VI), вода, гидроксид

        натрия,  оксид калия, серная кислота? Напишите уравнения

        возможных  реакций, укажите тип каждой из них.

64)  Задача:  78 литров оксида углерода (IV) прореагировало с

                   оксидом цезия. Вычислите массу образовавшейся  соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"

Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...

рабочий лист по 5 класс " Наземно -воздушная среда" по учебнику Сухоруква Л.И.

Этот лист разработан для лучшего усвоения знаний по этой теме.Дети самостоятельно или с помощью учитела работают с книгой....

Рабочий лист ученика 6 класс

Материал может быть использован  для проверки домашнего задания или самостоятельной работы на уроке...

Рабочий лист для 11 класса по теме: " Как по частям лучше познавать мир"

Данный материал составлен к учебнику 11 класса линия " Полярная звезда",  редация Гладкий Ю.Н, Николина В.В....

Рабочий лист для 5 класса 2 иностранный (английский)

Рабочий лист для 5 класса 2 иностранный (английский)...

Рабочие листы для старших классов

Индвидиуальные задания для учащихся старших классов...

Рабочий лист учащегося 9 класса по теме "Общая характеристика Дальнего Востока"

Рабочий лист состоит из трех заданий, которые необходимо выполнить при помощи учебника (страницы указаны в рабочем листе). Учащийся выполняет следующие задания: задание №1 - работа с таблицей;  з...