Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Савчук Оксана Васильевна

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презентацией.  Цель урока  изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon voda.zip907.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                                            Савчук Оксана Васильевна,                                        

                                                                             учитель химии и биологии.

                                                                                МОУ «СОШ» пгт. Кожва

                                                                        Республика Коми, Печорский район.

Тема: Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Цель: Изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

Задачи:

Образовательные:  сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении эксперимента. Развивать умение сравнивать,  прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные:  воспитывать  бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, инсертная и практическая работы),  индивидуальная   (работа по тренажерам, беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов).

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный  проектор.

Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин, 3 пробирки с водой, индикатор, чашки Петри с СаО, пробирки с СаСО3, кислота, стакан с водой.

                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный блок.  

Учитель:

Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.

Посмотрите в окно.  Что вы там видите?  Снег. Что такое снег?  Вода в твердом состоянии. Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.

Запишем тему урока (слайд 1).

                             

Учитель:

И так:

- Какими удивительными свойствами обладает вода?

- Что такое вода?

- Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере,  какого то иного вещества? (слайд 2)

                             

  1. Целепологание.                                                                  

(на доске план урока)

1.     Нахождение в природе.

2.     Физические свойства воды.

3.     Химические свойства воды.

4.     Применение воды.

Посмотрите на пункты плана и сформулируйте цель урока.

   VI.  Исполнительский блок.

Сегодня мы впервые с вами попробуем составить опорный конспект (слайд 3). Ученики чертят в тетради.

Такой конспект удобно использовать при подготовке к следующему уроку, а также к экзамену.  Такие опорные конспекты мы будем составлять при изучении химических элементов в 9 классе. (оформление опорного конспекта).

Для определения нахождения воды в природе предлагается инсерт аналитическая работа (см. приложение1).

Ученики:

Вода находится во всех земных оболочках и в космосе. Записывают в тетрадь.

Учитель: Давайте обозначать удивительные свойства воды знаком (!) (слайд 3)

Физические свойства воды. 

Учитель:

 Какие свойства воды можете назвать? (слайд 4)

Ученики: 

Т,Ж,Г. Без цвета, запаха, вкуса.

Тк=1000 С,Тз=00С

Плотность=1г/см 3

Учитель:

Все вы слышали о Титанике. Что было причиной этой катастрофы?

Ученики: Айсберг.

Учитель: Посмотрим глазами химика. Что такое айсберг? Вода в твердом состоянии.  Плотность твердого состояния меньше плотности жидкого. Ещё одно удивительное свойство воды (!) (слайд 3). А как вы думаете какое это имеет значени для живых организмов, обитающих в воде? Выслушиваются все ответы учащихся.

Учитель: Изучая физические свойства воды, нельзя не сказать о том, что она является универсальным растворителем. В ней растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. (!).

Работа с таблицей растворимости.

Химические свойства воды. Прежде, чем рассмотреть химические свойства воды, давайте определим, к какому классу веществ она относится?

На столах 3 пробирки с водой, лакмусовая бумага, учащиеся проводят опыт и делают вывод .

Вода это оксид. Состав воды  был доказан экспериментально с помощью методов анализа используя эвдиометр, и синтеза.

Учитель: Рассмотрим химические свойства воды (слайды 5-6)

1.  Реакции разложения.

2Н2О =2Н2 +О2

2.  Реакции соединения.

CO2 + H2O = H2CO3;    но   FeO + H2O =

СаО + Н2О = Са(ОН)2;   но   Si2O+ H2O =

Учащиеся проводят опыты с водой и оксидами.  

Учитель:

С помощью учебника дайте определение, гидроксиды – это…

         Кислотный оксид

                                        Кислота     НR

  Н2О  +                                                                          (схема в тетради)

 

                                     Основание Ме (ОН)n

             Основный оксид

       

3.  Реакции замещения.

2Nа + 2Н2О = 2NаОН + H2

Учитель:  Как вы думаете, все ли металлы одинаково взаимодействуют с водой.

        Ме до Al

          MeOH +H2

                Me от Be доРb                                                                           (схема в тетради)

  Н2О +           MeO +H2

                  Ме после Н2               

                                       реакция не идет

       

4.  Реакции обмена.    

СаС2 + Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

Вывод. Формулируют учащиеся по вопросам:

Какие типы химических реакций характерны для воды?

С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?

Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Вернёмся к поставленному вопросу. Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого то иного вещества? ( Потому, что именно с её участием рождаются новые классы веществ).

V Контрольно-оценочный блок.

Проверь себя (слайд 7)  (устно).

                                             

Самостоятельная работа (см. приложение2).

Как вы считаете, мы достигли своей цели?  Что нового узнали? Что понравилось?

VI. Домашнее задание. ( слайд 8)

П.33, опорный конспект. Применение заполнить дома, используя схему, учебник, дополнительную литературу.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...

"Типы химических реакций на примере свойств воды"

Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...

Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс

Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....

Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....

Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций  на примере свойств  воды"...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...