Главные вкладки

    Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Савчук Оксана Васильевна

    Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презентацией.  Цель урока  изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon voda.zip907.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                   

                                                                                Савчук Оксана Васильевна,                                        

                                                                                 учитель химии и биологии.

                                                                                    МОУ «СОШ» пгт. Кожва

                                                                            Республика Коми, Печорский район.

    Тема: Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

    Цель: Изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

    Задачи:

    Образовательные:  сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

    Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении эксперимента. Развивать умение сравнивать,  прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные:  воспитывать  бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

    Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

    Формы организации работы детей:  групповая (просмотр  презентации, инсертная и практическая работы),  индивидуальная   (работа по тренажерам, беседа,  работа с   рабочей тетрадью),  проблемное обучение (решение  проблемных  вопросов).

    Оборудование:  Компьютер, мультимедийный  проектор.

    Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин, 3 пробирки с водой, индикатор, чашки Петри с СаО, пробирки с СаСО3, кислота, стакан с водой.

                                                     Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Мотивационный блок.  

    Учитель:

    Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.

    Посмотрите в окно.  Что вы там видите?  Снег. Что такое снег?  Вода в твердом состоянии. Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.

    Запишем тему урока (слайд 1).

                                 

    Учитель:

    И так:

    - Какими удивительными свойствами обладает вода?

    - Что такое вода?

    - Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере,  какого то иного вещества? (слайд 2)

                                 

    1. Целепологание.                                                                  

    (на доске план урока)

    1.     Нахождение в природе.

    2.     Физические свойства воды.

    3.     Химические свойства воды.

    4.     Применение воды.

    Посмотрите на пункты плана и сформулируйте цель урока.

       VI.  Исполнительский блок.

    Сегодня мы впервые с вами попробуем составить опорный конспект (слайд 3). Ученики чертят в тетради.

    Такой конспект удобно использовать при подготовке к следующему уроку, а также к экзамену.  Такие опорные конспекты мы будем составлять при изучении химических элементов в 9 классе. (оформление опорного конспекта).

    Для определения нахождения воды в природе предлагается инсерт аналитическая работа (см. приложение1).

    Ученики:

    Вода находится во всех земных оболочках и в космосе. Записывают в тетрадь.

    Учитель: Давайте обозначать удивительные свойства воды знаком (!) (слайд 3)

    Физические свойства воды. 

    Учитель:

     Какие свойства воды можете назвать? (слайд 4)

    Ученики: 

    Т,Ж,Г. Без цвета, запаха, вкуса.

    Тк=1000 С,Тз=00С

    Плотность=1г/см 3

    Учитель:

    Все вы слышали о Титанике. Что было причиной этой катастрофы?

    Ученики: Айсберг.

    Учитель: Посмотрим глазами химика. Что такое айсберг? Вода в твердом состоянии.  Плотность твердого состояния меньше плотности жидкого. Ещё одно удивительное свойство воды (!) (слайд 3). А как вы думаете какое это имеет значени для живых организмов, обитающих в воде? Выслушиваются все ответы учащихся.

    Учитель: Изучая физические свойства воды, нельзя не сказать о том, что она является универсальным растворителем. В ней растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. (!).

    Работа с таблицей растворимости.

    Химические свойства воды. Прежде, чем рассмотреть химические свойства воды, давайте определим, к какому классу веществ она относится?

    На столах 3 пробирки с водой, лакмусовая бумага, учащиеся проводят опыт и делают вывод .

    Вода это оксид. Состав воды  был доказан экспериментально с помощью методов анализа используя эвдиометр, и синтеза.

    Учитель: Рассмотрим химические свойства воды (слайды 5-6)

    1.  Реакции разложения.

    2Н2О =2Н2 +О2

    2.  Реакции соединения.

    CO2 + H2O = H2CO3;    но   FeO + H2O =

    СаО + Н2О = Са(ОН)2;   но   Si2O+ H2O =

    Учащиеся проводят опыты с водой и оксидами.  

    Учитель:

    С помощью учебника дайте определение, гидроксиды – это…

             Кислотный оксид

                                            Кислота     НR

      Н2О  +                                                                          (схема в тетради)

     

                                         Основание Ме (ОН)n

                 Основный оксид

           

    3.  Реакции замещения.

    2Nа + 2Н2О = 2NаОН + H2

    Учитель:  Как вы думаете, все ли металлы одинаково взаимодействуют с водой.

            Ме до Al

              MeOH +H2

                    Me от Be доРb                                                                           (схема в тетради)

      Н2О +           MeO +H2

                      Ме после Н2               

                                           реакция не идет

           

    4.  Реакции обмена.    

    СаС2 + Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

    Вывод. Формулируют учащиеся по вопросам:

    Какие типы химических реакций характерны для воды?

    С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?

    Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

    Вернёмся к поставленному вопросу. Почему  типы химических реакций  подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого то иного вещества? ( Потому, что именно с её участием рождаются новые классы веществ).

    V Контрольно-оценочный блок.

    Проверь себя (слайд 7)  (устно).

                                                 

    Самостоятельная работа (см. приложение2).

    Как вы считаете, мы достигли своей цели?  Что нового узнали? Что понравилось?

    VI. Домашнее задание. ( слайд 8)

    П.33, опорный конспект. Применение заполнить дома, используя схему, учебник, дополнительную литературу.

                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

    "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы "Типы химических реакций"...

    "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Презентация к уроку "Типы химических реакций на примере свойсв воды"...

    Презентация к дистанционному уроку "Типы химических реакций на примере свойств воды". 8 класс

    Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды....

    Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....

    Инструктивная карта к модульному уроку 8кл Тема "Типы химических реакций на примере свойств воды"

    Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема "Типы химических реакций  на примере свойств  воды"...

    Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

    Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...