Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Сороколетова Ольга Владимировна

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl-konspekt-soedineniya_iia.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Конспект урока по теме

«Соединения щелочноземельных металлов»

Цель: Обобщить знания учащихся и сформировать у них полное разностороннее представление  

            о природных соединениях щелочноземельных металлов, их свойствах, значении в

            природе и использовании человеком                                  

     

Задачи: 1) обучающие: усвоение учащимися представлений о природных соединениях  

                                         щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании

                                         человеком;

               2) развивающие: развитие умений составлять формулы веществ по их названиям и    

                                            давать названия по химическим формулам; записывать уравнения

                                            химических реакций и рассматривать их с точки зрения

                                            ТЭД и ОВР; отработка навыков проведения химического

                                            эксперимента; показать взаимосвязь химии с другими предметами          

                                            (биологией, географией, ИЗО) и областями деятельности человека  

                                            (медициной, строительством, сельским хозяйством, архитектурой)

               3) воспитывающие: патриотическое, эстетическое воспитание, формирование навыков                                            

                                                 ЗОЖ (по предупреждению заболеваний опорно-двигательной

                                                 системы)

Оборудование:

  1. Для лабораторных  работ: штатив для пробирок, пробирка, растворы гидроксида кальция, сульфата меди(II) и соляной кислоты, фенолфталеин, коллекции природных соединений щелочноземельных металлов в чашках Петри;
  2. Для демонстраций: штатив для пробирок, пробирка, оксид кальция, вода, фенолфталеин, скелет человека, зубы млекопитающих, яйца, упаковки от зубных паст, кораллы, жемчуг, мел, мрамор, известняк; коллекция химических соединений щелочноземельных металлов
  3. Для окончания урока: раздаточный материал
  4. Технические средства: компьютер, колонки, медиапроектор, экран.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Изучение нового материала:                                                                                                                                          1) Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция. Оксид и гидроксид кальция. Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)»;                                                                                                                                                      2) Соли щелочноземельных металлов. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Применение солей                                                                                                                  
  4. Закрепление полученных знаний                                                                                                                    
  5. Домашнее задание
  6. Окончание урока

7.   Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос:

Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы?

Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам?

Почему они так называются?

Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы.

Как строение атомов IIА определяет их свойства?

Как меняются металлические свойства элементов IIА группы с увеличением заряда их ядер?

Каково значение кальция в организме человека?

3. Изучение нового материала

Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.

Оксид и гидроксид кальция

Задание. Заполните таблицу:

Название веществ

Формулы соединений

CaCl2

Карбонат кальция

Фосфат кальция

CaO

Гидроксид кальция

BaSO4

Сульфат кальция

? Каким цветом выделены формулы и названия оксидов, гидроксидов, солей?

Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)

                    1                  2                            3

Ответ: Ca  → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3

Рассмотрим данные переходы:

  1. Ca + O2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)
  2. CaO + H2O → Ca(OH)2  (демонстрация)

Задание. Из предложенного перечня выберите формулы веществ, с которыми может реагировать оксид кальция. Запишите уравнения возможных реакций (самопроверка).

Na, SO2, MgO, HCl, CaCl2, KOH

Ответ: Как основный оксид CaO реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли:

1. СаO + SO2 = CaSO3 

            2. CaO + 2HCl = CaCl2 +H2O

Применение оксида кальция:                                                                                                               используется в нефтеперерабатывающей, нефтехимической (производство присадок и смазок), химической, кожевенной и других отраслях промышленности, в промышленности строительных материалов как вяжущий материал. В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E529 (регуляторы рН)

  1. Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 (демонстрация биологического опыта «Дыхание») (Качественная реакция)

У травянистых растений газообмен происходит через устьица на листьях и стеблях, у деревьев и кустарников - на стволах через чечевички или трещины

Новые слова: гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко

Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия

  1. Гашёная известь
  2. Известковое молоко
  3. Известковая вода
  4. Негашёная известь
  5. Гашение

А. Оксид кальция

Б. Оксид магния

В. Гидроксид кальция

Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты

Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция

Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде

 

? С какими веществами ещё может реагировать гидроксид кальция? (с кислотами и солями)

Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)» ТБ!

Ca(OH)2 + 2HCl→ CaCl2 + 2H2O (ТЭД у доски)

Ca(OH)2 + СuCl2→ CaCl2 + Cu(OH)2 (ТЭД – дома)

Применение гидроксида кальция:  

  1. при побелке помещений;
  2. для приготовления известкового строительного раствора и силикатного бетона;
  3. для умягчение воды;
  4. для производства известковых удобрений;
  5. дубление кож;
  6. получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот;
  7. в пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E526 (регуляторы рН)
  8. Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока

Задание на дом (дополнительное): Составьте генетический ряд бария

Физкультминутка

Соли щелочноземельных металлов

На демонстрационном столе – склянки с солями (хлорид, нитрат, карбонат, фосфат, сульфат кальция)

? Опишите физические свойства представленных солей

Данные соединение встречаются и в природе в виде минералов

Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция»

Задание. Рассмотрите образцы и запишите в тетрадь названия природных соединений кальция

Применение солей:

На наш урок приглашены специалисты разных областей знаний. В своей работе они не могут обойтись без соединений щелочноземельных металлов.

Задание. По ходу выступлений заполните таблицу:

Соли

Применение солей

Выступление строителя:

Самый важный из минералов – известняк (карбонат кальция), без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он  сам является прекрасным строительным камнем. Во-вторых, это сырьё для получения цемента, гашёной и негашёной извести, стекла и др. Известковой щебёнкой укрепляют дороги. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Мел применяют для побелки, а также и в школе – школьный мел.

Выступление агронома:

Среднего содержания кальция в почвах (1,37%) вполне достаточно для обеспечения физиологических потребностей растений. Тем не менее, соединения кальция вносят в почвы для химической мелиорации: известковым порошком уменьшают кислотность почв, гипсованием устраняют избыточную щёлочность. Нитрат и фосфаты кальция используются как азотные удобрения.

Выступление скульптора:

Минерал скульпторов – мрамор (карбонат кальция). Из него создавал свои прекрасные творения Микеланджело.

Сульфат кальция встречается в природе в виде минерала гипса. Его используют для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс – алебастр.

Выступление хирурга:

Гипс используем и мы, медики, для наложения фиксирующих гипсовых повязок. Сульфат магния, известный под названием горькая или английская соль, используют в качестве слабительного средства. Он содержится в морской воде и придаёт ей горький вкус. Сульфат бария благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике («баритовая каша») для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Остальные соединения бария токсичны.

Из всех заболеваний подростков на первом месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата. Одна из причин – недостаточное содержание кальция в пище. Замедление поступления кальция в костную ткань вызывает деформацию костей у взрослых и рахит у детей. Человек должен получать в день 1,5г кальция. Наибольшее его количество содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Другой хороший источник пищевого кальция, часто не берущийся в расчет - мягкие кости лосося и сардин, которые мы съедаем при потреблении этой пищи.

Выступление стоматолога:

А сколько соединений кальция в составе любой зубной пасты! Из зубной пасты доставляются кальций, фосфор и магний. Кальций и фосфор являются основными строительными элементами эмали зуба. На протяжении всей жизни человека они участвуют в обменных процессах. Необходимость такой добавки обусловлена потребностью зубов в этих элементах при кариесе, и в еще большей степени при некариозных поражениях зубов. Некариозные поражения зубов чаще всего связаны с нарушениями функции щитовидной, поджелудочной, половых желез, заболевания ЖКТ и др., а так же с влиянием внешних неблагоприятных воздействий (ежедневная длительная - более 6 часов - работа с компьютером, экологические влияния) вызывающих заметную убыль минеральных компонентов в тканях зуба, ведущих в начале к повышенной чувствительности зубов, а затем к повреждению в виде кариеса. В связи с этим местное применение паст, содержащих фосфорно-кальциевые добавки, позволяет не только предупредить, но и в известной степени компенсировать потери при наличии заболевания.

Проверка работы некоторых учащихся по заполнению таблицы

Выступление биолога (учитель):

Соединения кальция входят в состав скелетов и зубов позвоночных животных. Такие скелеты называются внутренними, и образованы они фосфатом кальция. На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях.

? Перечислите функции скелета

! Опорная, защитная, двигательная, кроветворная

А какой ещё тип скелета  встречается в природе?

! Наружный

? Какое соединение кальция входит в состав наружного скелета?

! Карбонат кальция

? У каких животных наружный скелет образован карбонатом кальция?

! Раковинные корненожки, кораллы, моллюски (раковина, жемчуг)

? Как образуется жемчуг?

! Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе, а также у берегов Шри-Ланки и Японии. Пресноводный жемчуг добывается в Германии, России, Китае и странах Северной Америки. В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.

Выступление географа:        

У нас в Карелии есть город, на гербе которого изображён жемчужный венок на голубом поле. Это Кемь. Именно кемский жемчуг из рек Керети, Кеми и Куземки очень хвалили специалисты, считали его образцом пресноводного русского жемчуга «по цвету, блеску и форме». Карельский жемчуг цвет имел серебристый, чуть-чуть голубоватый. Конечно же, самые крупные жемчужные зерна превращали в бусы. Кроме того, им расшивали одежду и головные уборы поморских девушек. В них каждая поморка по праздникам выглядела настоящей царевной. Такими нарядами очень дорожили, берегли их и передавали из поколения в поколение. Мелким жемчугом украшали оклады икон в монастырях, расшивали праздничную одежду священников. Во времена его былой популярности много драгоценных зерен продавалось и за границу. Хитрые иностранные купцы охотно скупали поморский жемчуг, а иногда ввозили его снова в Россию под видом более дорогого «восточного». Поморский жемчуг практически перестали добывать в кемских реках почти 100 лет назад: мало стало перловиц, упали цены на эти прекрасные дары кемских рек. Но времена меняются: сегодня по подсчетам специалистов, в одной из рек северной Карелии обитает около 5 миллионов жемчужниц. Значит, старинный герб Кеми имеет не только историческое значение. Современная Кемь украшена по-настоящему богатым жемчужным венком!

Выступление биолога (учитель):

Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция. Отгадайте загадку:

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь
, в птенчика
Может превратиться
 (Яйцо).

Более десяти лет исследований показали, что яичная скорлупа идеальный источник кальция, который легко усваивается организмом.

Готовят скорлупу так. Яйца моют в теплой воде с мылом, хорошо ополаскивают. Белок и желток выливают из яйца, а скорлупу еще раз прополаскивают и на 5 минут помещают в кипящую воду. Скорлупа яиц, сваренных вкрутую чуть менее активна, но зато готова к использованию. Дозировка от 1,5 до 3 г. в зависимости от возраста. Растереть скорлупу в порошок лучше в ступке. Принимать с утренней едой - с творогами или кашей (раздаточный материал).

  1. Закрепление полученных знаний

Тест с взаимопроверкой

Задание: Какие утверждения верны?

  1. Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
  2. Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
  3. Негашёная известь – это гидроксид кальция
  4. Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
  5. Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
  6. Алебастр – это полуводный гипс
  7. Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
  8. В организме человека 98% кальция содержится в костях
  9. Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
  10. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных

  1. Домашнее задание

Обязательное: § 12 стр. 62-67, ? 1 на стр. 67, закончите конспект урока

Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических

                               реакций переходов

Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных

                      металлах и их соединений

6. Окончание урока

7. Рефлексия

Источники информации:

1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - соединения кальция и их применение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет учащимся закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравн...

Конспект урока «Электрический ток в металлах и электролитах. Действие электрического тока». 8 класс.

Цели урока. Познакомить учащимся с особенностями электрического тока в металлах и электролитах; ознакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.Демонстрации: нагр...

План-конспект урока по теме "Щелочные металлы".

       Цель составления данной методической разработки: раскрытие опыта проведения урока по изучению темы «Щелочные металлы» с применением  современных технических и ин...

Конспект урока по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс

Урок-путешествие по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс (конспект урока, презентация к уроку)...

Урок на тему:"Щелочноземельные металлы" 9 класс.

Урок "Щелочноземельные металлы" Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный урокЗадачи урока:Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельны...