Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии
методическая разработка по химии по теме

Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Э. И. Галимова  учитель химии

МОУ «Гимназия» п.г.т. Б.Сабы Сабинского Муниципального района и Сабинская средняя общеобразовательная школа №2

В Сабинской средней общеобразовательной школе №2 и в МОУ «Гимназия» п.г.т. Б.Сабы Сабинского муниципального района, созданы все современные условия для основных задач школы - интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В  преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания. Во время проведения исследовательской работы учащимися, меняется качество учебного процесса и повышается успешность обучения школьников. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет. Как и предполагалось, именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации.

     На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, на занятиях  элективных курсов, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов научных статей,  участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.

    С чего необходимо начинать исследование? Прежде ставиться цель. Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы.

Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, используются следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке:   1) учебные задания,  опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала. 2) учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. 3) учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.

     Была составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

сентябрь – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;

сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;

октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;

ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных; декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.

Таким образом, качество обучения среди 9 классов в гимназии повысилось на 7%, а в ССОШ №2 практически  не изменилась.

Рис.1.1. Диаграмма качества обучения (%) в 9 классах

В МОУ «Гимназия» учащихся среди 9 классов сдающих химию в качестве экзамена по выбору в 4 раза больше чем  в ССОШ №2 п.г.т. Б.Сабы.

                   Рис.1.2. Диаграмма «Химия в качестве экзамена по выбору»

Результаты проведения эксперимента по развитию исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии, следующие:

  1. усилилась мотивация учебной деятельности;
  2. изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
  3. повысилась успешность обучения (качественная на 7%);
  4. повысился интерес учащихся к предмету химия;
  5. улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
  6. в процессе интеграции учебной и вне учебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
  7. учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
  8. дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
  9.  ученики предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору;
  10. наблюдается интеллектуальный рост;
  11. сформирование у учащихся способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности, то есть активизировать обучение;
  12. передача  учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

     Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе.

Галимова 237-552-628


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров

"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " -  утверждал Л.Н.Толстой. ...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания химии

В современных условиях, когда особенно актуальным становится  развитие учащихся, когда приоритетными в образовании становятся идеи системно – деятельностного  подхода к обучению и воспитанию...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....