Главные вкладки

    Проблемно-эвристический урок по теме "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие".
    методическая разработка по химии (11 класс) на тему

    Сафарова Ольга Анатольевна

    Урок химии в 11 классе. Урок нового материала.

    Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».

    Урок прекреплён наглядной презентацией в среде POWER POINT из 11 слайдов. Основая технология, использованная на уроке - технология сотрудничества. Работа организована в группах.

    Методическая разработка данного урока была представлена на V Региональном Фестивале проблемно-эвристических уроков 2012 года. По итогам экспертизы данной разработке присвоена 1 категория педагогической эффективности (1 место).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл problemno-evristicheskiy_safarova_o.a.docx33.67 КБ
    Office presentation icon obratimost_reakciy.ppt251.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий проблемно-эвристического урока.

    Автор: Сафарова Ольга Анатольевна.

    Образовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».

    Курс: Общая химия

    Раздел: Химические реакции

    Класс: 11

    Тема: Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

    Учебно-методическое обеспечение: Габриелян О.С. Химия. 11кл. Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа 2009г.

    Необходимое оборудование и материалы для занятия: OC Windows XP; проектор; экран; раствор йода, крахмальный клейстер, вода, раствор роданида калия, раствор хлорида железа (III), кристаллический хлорид калия, спиртовка, спички, держатель для пробирки, стакан, шпатель или ложечка, бутылка с газированной водой, штатив с пробирками.

    Время реализации занятия: 45 мин.

    Цель урока: Актуализация знаний обучающихся по теме «Обратимость химических реакций. Химическое равновесие».

    Задачи урока:

    -обучающая: изучить понятие химическое равновесие, сформировать знания о факторах, влияющих на смещение химического равновесия;

    -воспитательная: продолжить формирование мировоззрения обучающихся на примере закона природы и бытия;

    -развивающая: развивать  умения анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы;

    -методическая: применение проблемно-развивающих технологий, формирование творческой личности обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью.

    Проблемные вопросы:

    • Как влияет изменение температуры на смещение равновесия в системе?
    • Как влияет изменение концентраций исходных веществ и продуктов реакции на смещение равновесия в системе?
    • Как влияет изменение давления на смещение равновесия в системе?

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока: лабораторно – исследовательский.

    Формы обучения:

    • фронтальная работа;
    • групповая работа;
    • индивидуальная работа.

    Методы: проблемно-эвристические

    • эвристическая беседа;
    • мозговой штурм

    Карта урока:

    Название этапа

    Время реализации

    Слайд

    Развитие личностных качеств и психологических процессов

    репродуктивные формы деятельности

    продуктивные формы деятельности

    Организационный момент

    2 мин

    внимание

    Вводно-мотивационный

    3 мин

    №1

    Память

    Внимание

    Восприимчивость к новому

    Активное слушанье

    Погружение в тему

    - ответы на поставленные вопросы;

    - сообщение обучающегося на тему «Анри Луи Ле Шательеи его принцип»

    4 мин

    №2-5

    Память Внимание

    Мышление

    Активность Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Постановка проблемной задачи №1: Как влияет изменение температуры на смещение равновесия в системе?

    1 мин

    Память Внимание

    Активность

    Решение познавательной задачи №1 с помощью инструмента «Мозгового штурма».

    - выполнение практического опыта в парах «Влияние изменения температуры»;

    - коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение схемы.

    8 мин

    5 мин

    3 мин

    №6

    Память Внимание

    Умение работать в группе

    Активность Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Умение наблюдать, анализировать и делать выводы

    Самостоятельность

    Восприимчивость к новому

    Постановка проблемной задачи №2: Как влияет изменение концентраций исходных веществ и продуктов реакции на смещение равновесия в системе?

    1 мин

    Память Внимание

    Активность

    Решение познавательной задачи №2 с помощью инструмента «Мозгового штурма».

    - выполнение практического опыта в парах «Влияние изменения концентрации веществ»;

    - коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение схемы.

    8 мин

    5 мин

    3 мин

    №7

    Память Внимание Точность действий,

    Умение работать в группе

    Активность Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Умение наблюдать, анализировать и делать выводы

    Самостоятельность

    Восприимчивость к новому

    Постановка проблемной задачи №3: Как влияет изменение давления на смещение равновесия в системе?

    1 мин

    Память Внимание

    Активность

    Решение познавательной задачи №3 с помощью инструмента «Мозгового штурма».

    - выполнение практического опыта в парах «Влияние изменения давления»;

    - коллективное обсуждение результатов под руководством учителя, заполнение схемы.

    8 мин

    5 мин

    3 мин

    №8

    Память Внимание Точность действий,

    Умение работать в группе

    Активность Аргументированность

    Глубина рассуждений

    Умение наблюдать, анализировать и делать выводы

    Самостоятельность

    Восприимчивость к новому

    Подведение итогов урока.

    - Закрепление изученого материала.

    - Рефлексия.

    7мин

    2мин

    5 мин

    №9,10

    Память Внимание

    Мышление

    Активность Способность выделять причинно-следственные связи

    Коммуникативная культура

    Домашнее задание

    2 мин.

    №11

    Внимание

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Приветствие учителя и обучающихся. Определение готовности класса к уроку.

    Вводно-мотивационный этап. 

            Все в мире по своей природе находится в равновесии. Есть свет и тьма, причина и следствие. Есть вина, и есть искупление. Но равновесие всегда должно сохраняться, и ничто не дается даром. Чтобы не делали ветер и море, земля и солнце, звери и растения — это всегда хорошо и правильно. Они не нарушают общего закона природы. И только людям не достаточно просто жить как другим существам, а нам надо учиться сохранять равновесие. (Слайд 1)

    Как вы думаете, как будет называться тема сегодняшнего урока? (ответ: равновесие)

    1. Сообщение темы урока. (Слайд 2)

    2. С целью повторения важнейших понятий – обратимые и необратимые реакции – предлагаем обучающимся ответить на следующие вопросы:

    • Какие реакции называются необратимыми, а какие обратимыми? (Отвечают).
    • Где в природе или быту вам встречаются необратимые и обратимые реакции? приведите примеры. (Отвечают).
    • Какие из химических реакций, уравнения которых  представленны на слайде 3, являются обратимыми? (Отвечают).
    • Как в уравнениях реакций обозначается обратимость процесса?
    • Как называется состояние системы, при котором скорость прямой реакции равна скорости обратимой реакции? (Ответ: химическое равновесие).

            Учитель: Вывод математического выражения закона действующих масс для равновестной системы (Совместно с учителем выводят).

    Учитель: Состояние равновесия сохраняется сколько угодно долго при неизменных внешних условиях. Каких? (Ответ учеников: температура, изменение концентрации, изменение давления для системы в которой есть газ).

    Учитель: При изменении внешних условий, можно перевести систему из одного равновестного состояния в другое. И такой переход будет называться смещением или сдвигом.

    А принцип, который определяет изменения, происходящие в равновестной системе, называется принципом Ле Шателье: 

    Рассказ обучающегося (Слайд 4,5):

    Jle Шателье Анри Луи (1850-1936) - французский физикохимик. Он родился в Париже, учился в Политехнической школе и в Высшей национальной горной школе, с 1877 по 1919 гг. был профессором Высшей горной школы. В 1907 г. ученый был избран членом Парижской академии наук. Ле Шателье проводил фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов.

    Наиболее значительные его работы в химической термодинамике были посвящены исследованию влияния давления и температуры на смещение химического равновесия. В 1884 г. им был сформулирован общий Закон смещения химического равновесия, чаще просто "Принцип Ле Шателье”. Немецкий физик Ф. Браун пришел спустя три года к такому же выводу, как и Ле Шателье.

    Это закон природы и бытия. Состояние равновесия может смещаться. На всякое действие есть противодействие. А вот как трактуется принцип Ле Шателье:

    «Внешнее воздействие на систему, находящуюся в состоянии равновесия, приводит к смещению равновесия в направлении, при котором ослабевает данное воздействие».

    Итог: Актуализация знаний о необратимых и обратимых реакциях и химическом равновесии.

    Проблемная задача -1: Как влияет изменение температуры на смещение равновесия в системе?

    Решение проблемной задачи -1

    1. Выполнение практического опыта (по инструкции): «Влияние изменения температуры».

    В две пробирки с негустым свежеприготовленным крахмальным клейстером добавьте 2-3 капли раствора иода. Наблюдайте что происходит. Одну из пробирок нагрейте до исчезновения окраски. Затем охладите эту пробирку, что наблюдаете? На основе наблюдений укажите тепловые эффекты прямой и обратной реакций в этой системе.

    Проанализируйте зависимость смещения химического равновесия от изменения температуры.

    2. Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы.

    3. Общие выводы, заполнение схемы (Слайд 6):

    Проблемная задача-2: Как влияет изменение концентраций исходных веществ и продуктов реакции на смещение равновесия в системе?

    Решение проблемной задачи -2 

    1. Выполнение практического опыта (по инструкции): «Влияние изменения концентрации веществ».

    1) В стакан с 30 мл воды добавьте по 2 концентрированных растворов роданида калия и хлорида железа (III).

    2) Составьте уравнение обратимой реакции.

    3) Налейте равные объемы растворов в 4 пробирки и добавьте:

            в1-ю пробирку 2 капли концентрированного раствора хлорида железа (III),

            во 2-ю пробирку 2 капли концентрированного раствора роданида калия,

            в 3-ю пробирку кристаллический хлорид калия (на ложечке или шпателе) и сильно взболтайте.

    Сравните все пробирки, объясните свои наблюдения и сделайте вывод: как надо изменить концентрации веществ в обратимой реакции, чтобы сместить равновесие в прямом и обратном направлениях.

    2. Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы.

    3. Общие выводы, заполнение схемы (Слайд 7):

    Проблемная задача-3: Как влияет изменение давления на смещение равновесия в системе?

    Решение проблемной задачи -3 

    1. Выполнение практического опыта (по инструкции): «Влияние изменения давления».

            Откройте бутылочку с газированной водой. Ячто вы наблюдаете? Что происходит в системе при изменении давления.

    2. Коллективное обсуждение в форме эвристической беседы.

    3. Общие выводы, заполнение схемы (Слайд 8):

    4. Закрепление – вывод (Слайд 9)

    Обучающимся на основе выполненых опытов предлагается закончить фразы:

    1. При увеличении температуры химическое равновесие смещается в сторону…

    2. При понижении температуры химическое равновесие смещается в сторону…

    3. При изменении концентрации исходных веществ химическое равновесие смещается…

    4. При изменении концентрации продуктов реакции химическое равновесие смещается…

    5. При повышении давления химическое равновесие смещается в сторону…

    6. При понижении давления химическое равновесие смещается в сторону…                

            При производстве важнейших химических продуктов принцип Ле Шателье и расчеты, вытекающие из закона действующих масс, дают возможность находить такие условия для проведения химического процесса, которые обеспечивают максимальный выход желаемого вещества.

    5. Рефлексия.

            В конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  (Слайд 10) на доске:

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10.  у меня получилось …
    11.  я смог…
    12.  я попробую…
    13.  меня удивило…
    14.  урок дал мне для жизни…
    15.  мне захотелось…

    6. Домашнее задание. (Слайд №11)

    1. §14 упражнение 1,2

    2. Описать какие условия необходимо учитывать при синтезе аммиака, серной кислоты, этилового спирта (на выбор).

     

    Литература к уроку:

    1. О.С. Габриелян, Г.Г Лысова «Химия 11 класс». Учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа, 2009.
    2. О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г. Введенская. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.
    3. Рабочие программы по химии. 8 – 11 классы (по программам О.С. Габриеляна) /авт. – сост. В.Е. Морозов. – М.: Глобус, 2007.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области Автор: Сафарова Ольга Анатольевна, учитель химии Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

    Слайд 3

    1) 2KClO 3 → 2KCl + O 2 ; NaOH + HCl → NaCl + H 2 O; N 2 +3H 2 → 2NH 3 ; AgNO 3 + NaCl → AgCl + NaNO 3 ; SO 3 + H 2 O → H 2 SO 4 ; CH 4 + 2O 2 → CO 2 + 2H 2 O; 2SO 2 + O 2 → 2SO 3 ; HCOOH + CH 3 OH → HCOOCH 3 + H 2 O Выбрать обратимые реакции

    Слайд 4

    Jle Шателье Анри Луи (1850-1936) - французский физикохимик. Он родился в Париже, учился в Политехнической школе и в Высшей национальной горной школе, с 1877 по 1919 гг. был профессором Высшей горной школы. В 1907 г. ученый был избран членом Парижской академии наук. Ле Шателье проводил фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов. Наиболее значительные его работы в химической термодинамике были посвящены исследованию влияния давления и температуры на смещение химического равновесия. В 1884 г. им был сформулирован общий Закон смещения химического равновесия, чаще просто "Принцип Ле Шателье”. Ле Шателье Анри Луи

    Слайд 5

    Принцип Ле Шателье «Внешнее воздействие на систему, находящуюся в состоянии равновесия, приводит к смещению равновесия в направлении, при котором ослабевает данное воздействие» .

    Слайд 6

    ↓ t 0 – «холодно» равновесие смещается в сторону «жарко» - экзотермической реакции (+Q) ↑ t 0 – «жарко» «холодно» - эндотермической реакции (-Q)

    Слайд 7

    ↑ С в-ва равновесие смещается в сторону реакции , в которой это вещество расходуется реакции , в которой это вещество образуется ↓ С в-ва

    Слайд 8

    ↑ давления равновесие смещается в сторону реакции , в которой объем газов ↓ ↓ давления реакции , в которой объем газов ↑

    Слайд 9

    1. При увеличении температуры химическое равновесие смещается в сторону … 2. При понижении температуры химическое равновесие смещается в сторону … 3. При изменении концентрации исходных веществ химическое равновесие смещается … 4. При изменении концентрации продуктов реакции химическое равновесие смещается … 5. При повышении давления химическое равновесие смещается в сторону … 6. При понижении давления химическое равновесие смещается в сторону … Закончите фразу…

    Слайд 10

    сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Рефлексия…

    Слайд 11

    1. §14 упражнение 1,2 2. Описать какие условия необходимо учитывать при синтезе аммиака, серной кислоты, этилового спирта (на выбор). Домашнее задание…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Групповая работа по теме "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"

    Разноуровневая групповая работа по вариантам по теме  "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"....

    Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

    План изложения.1.Реакции обратимые и необратимые. Признаки необратимости.2. Химическое равновесие. Константа химического ...

    Тест - Скорость химических реакций.Химическое равновесие

    Тест - Скорость химических реакций.Химическое равновесие...

    Обобщение знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

    Обобщающий урок  по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».  Цель: Обобщение теоретических знаний учащихся о скорости химической реакции, факторах, влияющих на скоро...

    Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"

    Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...

    Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".

    Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....

    Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

    Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...