Урок по теме "Растворение как физико-химический процесс"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Задачи:

Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.

Развивающие: развивать исследовательские умения, умения  пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам нагревания, выпаривания; умения отличать химические явления от физических.

Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.

Оборудование: кристаллы гидроксида калия, нитрата аммония, стаканы с водой, термометры, спиртовки, стеклянный палочки, безводный медный купорос, чашки для выпаривания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока43 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку1.29 МБ
Microsoft Office document icon Рабочий лист93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Растворение как физико-химический процесс

Задачи:

Образовательные: изучить процесс растворения веществ как физико-химический процесс и растворы как физико-химические системы; сформировать знания учащихся о кристаллогидратах; показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.

Развивающие: развивать исследовательские умения, умения  пользоваться химической посудой и лабораторным оборудованием, следовать правилам нагревания, выпаривания; умения отличать химические явления от физических.

Воспитывающие: воспитывать аргументировано вести спор, корректно отстаивать свое мнение и находить компромисс.

Оборудование: кристаллы гидроксида калия, нитрата аммония, стаканы с водой, термометры, спиртовки, стеклянный палочки, безводный медный купорос, чашки для выпаривания.

Х О Д     У Р О К А

I.  Актуализация опорных знаний

В жизни мы чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями?

Какие бывают смеси? (однородные, неоднородные)

Приведите примеры однородных смесей (растворы).

С каким веществом мы чаще всего связываем понятие раствор?

Однако есть и спиртовые растворы.

ДЕМ.: иод, одеколон, лекарство

Это жидкие растворы. Но есть р-ры твердые ДЕМ.: сплавы, газообразные (воздух)

II. Сообщение темы и задач урока

Мы более подробно будем изучать водные растворы.

Почему?

Какова роль воды в природе?

Слайд 2

  1. В первичном океане 1% солей, в нем появились первые организмы, вышли на сушу, но сохранили в своих организмах водный раствор;

Слайд 3

В крови человека – 90 %

Пищеварение –  гидролиз белков, жиров, углеводов

Слайд 4

  1. Почвообразование
  2. Снабжение растений питательными веществами.

Какова роль воды в технике?

  1. Получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги

Каким же образом получаются растворы? Что же такое растворение? К какому явлению можно отнести растворение?

III. Изучение нового материала

1. Запишите свою гипотезу (научное предположение) в рабочий лист.

Записать на доске

Физическое явление: диффузия

Химическое явление: изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа, поглощение или выделение тепла

Итак, наши мнения разделились.  Класс разделился на 2 лагеря – сторонников физической теории растворов Вант-Гоффа, Аррениуса и Оствальда и их оппонентов – последователей химической теории растворов Д. И. Менделеева.

2. Сущность теорий растворов (Работа в опорном конспекте)

Слайд 5

Физическая теория растворов:

Растворение – это процесс диффузии, растворы – это однородные смеси

Химическая теория растворов:

Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – гидратация, растворы – соединения гидраты

3. Формулировка цели исследования: (Работа в рабочем листе)

- доказать, что растворение – это физическое явление, выявить признаки физического явления при растворении

- доказать, что растворение – это химическое явление, выявить признаки химического явления при растворении

4.  Что будет служить объектом исследования? (Работа в рабочем листе)

Растворение

5. Какие методы будем использовать для изучения растворения? (Работа в рабочем листе)

Эксперимент, наблюдение, измерение

6. Прежде чем приступите к исследованию растворения, вспомним правила ТБ: 1) пользоваться спиртовкой, реактивами

7. Выполнение опытов

8. Какие аргументы физической теории вы сможете привести? (Работа в опорном конспекте)

Слайд 6

- кристаллическое вещество можно выделить из истинного раствора – выпариванием.

- растворение – только диффузия молекул или ионов одних веществ между молекулами веществ – растворителей, т. е. сугубо физический процесс.

9. Какие аргументы химической теории растворов вы сможете привести? (Работа в опорном конспекте)

Слайд 6

- изменение цвета

- выделение или поглощение тепла

- многие вещества после растворения приобретают новые свойства – электропроводность (более подробно об этом свойстве мы поговорим на следующих уроках)

IV.  Обобщение

10. Чья гипотеза подтвердилась? Мы привели доказательства обеих теорий растворов.  Ученые компромиссно подошли к решению этой проблемы: процесс растворения считают физико-химическим процессом.

(Работа в опорном конспекте)

Слайд 7

Современная теория растворов:

- растворение – это физико-химический процесс

- растворы – это гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов

Гидраты: - непостоянный состав в растворах

                -  постоянный состав в кристаллогидратах:

                  Медный купорос – CuSO4٠5H2O

                  Глауберова соль – Na2SO4 ٠ 10 H2O

                   Сода кристаллическая -  Na2CO3 ٠ 10 H2O        

Запись темы урока в рабочий лист

V. ДЗ   п.   34 с. 136 – 138    

Литература

1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2002.

2.  Габриелян О. С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-метод. пособие / О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И. Толкунов. – М.: Дрофа, 2005.

3. Гуревич О. Р. Тематическое и поурочное планирование по химии: 8 класс: к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 8 клас»/ О. Р. Гуревич. – М.: Экзамен, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт – единственно верный путь спрашивать и слышать ответ в его лаборатории. Д. И. Менделеев

Слайд 2

РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Химический состав Мирового океана

Слайд 3

РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Химический состав крови

Слайд 4

РОЛЬ ВОДЫ В ПРИРОДЕ Почвообразование Питание растений

Слайд 5

Растворение. Растворы Физическая теория Химическая теория (Вант-Гофф, Оствальд, Аррениус) Растворение –это процесс диффузии, а растворы – это однородные смеси Менделеев, Каблуков, Кистяковский Растворение – это процесс химического взаимодействия растворяемого вещества с водой – гидратация, растворы – соединения гидраты

Слайд 6

Признаки химического взаимодействия при растворении Тепловые явления Экзотермические Эндотермические (растворение ( растворение H2 SO4, NaOH) NH4NO3, NaCL) Изменение цвета Белые кристаллы дальнейшее Синие кристаллы CuSO 4 выпаривание CuSO 4 *5H 2 O, (безводного) (раствор голубого цвета) + H 2 O

Слайд 7

Современная теория Растворение – это физико-химический процесс Растворы – это гомогенные системы, состоящие из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия – гидратов Гидраты непостоянный постоянный состав в состав в кристаллогидратах растворах ( CuSO 4 *5H 2 O,Na 2 SO 4 *10H 2 O)



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Опыт – единственно верный путь спрашивать

и слышать ответ в его лаборатории.

Д. И. Менделеев

Растворение – химическое или физическое явление?

Гипотеза:  (вспомните признаки физических и химических явлений)_________________

_____________________________________________________________________________.

Цель: _______________________________________________________________________.

Объект: _____________________________________________________________________.

Методы: ____________________________________________________________________.

                                        

Алгоритм работы

1.   Выполните  опыты, соблюдая правила техники безопасности.

Опыт №1  Растворение в воде безводного  медного купороса и выпаривание его раствора

Аккуратно растворите в воде  безводный медный купорос. Отметьте цвет полученного раствора.  Перелейте раствор в чашку для выпаривания, выпарите раствор до получения ярко-голубых кристаллов кристаллогидрата CuSO4٠5H2O.

В пользу какой теории растворов свидетельствует изменение окраски раствора при растворении безводного медного купороса? Получение выпариванием ярко-голубых кристаллов кристаллогидрата CuSO4٠5H2O?

Опыт №2  Растворение в воде гидроксида натрия

 В химический стакан прилейте 60 – 70 мл воды. Зафиксируйте температуру воды. Добавьте в химический стакан 5 г гидроксида натрия. Размешайте раствор. Зафиксируйте температуру полученного раствора.

В пользу какой теории растворов свидетельствует выделение тепла при растворении веществ?

Примечание: опыт выполняется одной группой обучающихся под руководством лаборанта или учителя.

Опыт №3  Растворение в воде нитрата аммония

В химический стакан налейте 50 мл холодной воды. Зафиксируйте температуру воды. Добавьте в химический стакан 30 г нитрата аммония и осторожно, придерживая химический стакан  в верхней части, помешайте его содержимое небольшой пробиркой, содержащей 1 мл холодной воды. Зафиксируйте температуру полученного раствора.

В пользу какой теории растворов свидетельствует поглощение тепла при растворении веществ?

2. Оформите отчет, заполнив таблицу.

Название опыта

Что наблюдали

Уравнения химических реакций

Выводы

Растворение в воде кристаллов медного купороса

Выпаривание медного купороса и растворение в воде безводного сульфата меди (II)

Растворение в воде гидроксида натрия

Растворение в воде нитрата аммония

3.  Сделайте вывод, сопоставьте его с гипотезой, оцените правильность своих  предположений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы

Сопровождение урока Физико-химическая эволюция в развитии биосферы...

Тест к открытому уроку "Изучение физико-химических показателей творога"

Тест является дополнением к методической разработке открытого урока...

Основные положения растворения как физико-химического процесса. Растворимость. Типы растворов

Урок является плановым и первым в изучении темы "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" по учебнику О.С.Габриелян. План-конспект урока с презентацией...

Технологическая карта урока "Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Вода как растворитель"

В данной методической разработке приводится план  урока, построенного с помощью технологии развития критического мышления. Используемая технология позволяет не только умело овладеть информа...