Инновационные технологии обучения химии
статья по химии по теме

Ахметзянова Альфия Назиповна

В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии.Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovdokument_microsoft_office_word.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения химии

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать учителям. Одна из проблем – это падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и, соответственно, к химии как к учебной дисциплине. Как же решить проблему оптимального обучения школьников? Какую роль должны играть урок, школа, учитель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?

В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок,  большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности.

И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы  интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.

Компьютерные телекоммуникации – это особое средство обучения и форма общения. Они многофункциональны, оперативны, доступны и продуктивны. Предоставляют возможность для творческой самореализации учащихся и индивидуальной образовательной траектории.

При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).

Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств: -  значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии.  

- наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул)

- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами)

- ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей.

В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, “Химия для всех- XXI. Решение задач”, “Уроки химии Кирилла и Мефодия”; “ Подготовка к ЕГЭ по химии” и др.

Презентации применяю при изучении новой темы, при обобщении изученного материала, для проведения самостоятельных работ. Презентации разрабатываю как сама, так и учащиеся, а также использую готовые из Интернет ресурсов Для коррекции и контроля знаний учащихся использую готовые интерактивные тесты «Уроки химии Кирилла и Мефодия»

 Так же я использую форму проектной деятельности учащихся с использованием компьютерных технологий на основе знаний и умений по химии и информатике. Она позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению. Большой популярностью у учащихся пользуются работы: «Химия и жизнь», «Химия и здоровье», «Витамины», «Пищевые добавки», «БАДы»и др.

В этом учебном году мы периодически проводим Internet-уроки. На занятиях совершаются путешествия на различные химические производства, виртуальные музеи, можно просматривать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых, отвечать на вопросы online-тестов. В данный момент я с учащимися осваиваю новую и интересную форму проведения Internet-урока - Web-квест. Это совершенно новый подход к обучению, на котором ученики не только собирают и систематизируют информацию, из Интернета, они решают конкретную поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной или групповой работы учащихся с Интернет-ресурсами.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты: 

• в центре технологии обучения - ученик; 
• в основе учебной деятельности – сотрудничество; 
• позиция ребенка в учебном процессе – активная; 
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

Мною были выявлены преимущества использования компьютерных технологий на уроках химии:

1) индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

2) осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и  

    оценкой результатов учебной деятельности;

3) осуществлять самоконтроль;

4) осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и  

    самоподготовку учащихся;

5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного материала

6) представление на экране монитора процессов недоступных в школьной лаборатории  

При использовании компьютерных технологий на уроках я добилась следующих результатов:

1) Восприятие информации одновременно несколькими органами чувств.

2) Активизация внимания.

3) Повышение интереса к предмету.

4) Наглядность, занимательность и эмоциональность обучения.

5) Повышение качества излагаемого материала.

6) Эффективное использование времени урока.

7) Всестороннее развитие учащихся.

8) Повышение результативности и качества образования.

Таким образом, применяя инновационные технологии на уроках - мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету. О чём говорят результаты мониторинга качества знаний за последние три года. Качество знаний за 2009-2010 составило 42 %, за 2010-2011 год – 43,5%, за первое полугодие 2011-2012 года составило 46% . Наблюдается позитивная динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения химии

Статья, опубликованная в сборнике материалов международной научно-практической конференции педагогических и руководящих работников организаций общего и профессионального образования...

Статья " Инновационные технологии обучения , реализуемые в практике учителей химии"

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...

Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии

В статье описаны иновационные технологии обучения применяемые в практике учителей химии...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Описание педагогического опыта учителя химии МБОУ « Ликино-Дулёвская гимназия» МО Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулёво. Назарова Г.А. ...

Статья "Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии"

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии.

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии....