Инновационные технологии обучения химии
статья по химии на тему
Статья, опубликованная в сборнике материалов международной научно-практической конференции педагогических и руководящих работников организаций общего и профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Светлана Викторовна Тарасова, учитель химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10
г. Байкальск, Слюдянского района Иркутской области»
e-mail: s-tarasova@yandex.ru
Инновационные технологии обучения химии
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы, а следовательно задачи, над решением которых предстоит работать учителю. Одна из основных проблем – это падение интереса к такой важной науке, как химия. Как же решить проблему оптимального обучения химии школьников? Какую роль должны играть школа, урок, учитель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?
Содержание школьной программы по химии в значительной степени способствует запоминанию изучаемого материала обучающимися, однако не всегда развивает творческую мыслительную деятельность. Перед учителем химии на протяжении всего образовательного процесса встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности?
Опираясь на разработанную Андреем Викторовичем Хуторским теорию дидактики, направленную на развитие личности обучаюшегося и его творческую самореализацию, в основе преподавания предмета химии заложена концепция сочетания инновационных технологий. Ученик, являясь субъектом образовательного процесса, становится активным его участником, а учитель – организатором познавательной деятельности ученика. Самостоятельно найденный ответ – это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, победа, придающая уверенность в своих возможностях, победа, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Таким образом, ученик самоутверждается как личность. Возникает интерес к предмету и, что более ценно, к самому процессу познания. Появляется познавательный интерес.
Согласно А. В. Хуторскому [10], в отношении личностного становления субъектов образования, развития способностей учеников, их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей, учитель химии сочетает инновационные технологии современного образовательного процесса. Среди них: технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникативные технологии, проектные технологии.
Как активный субъект образовательного процесса, учитель ставит цель: активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся, преодоление трудностей, качественное усвоение предметного материала, повышение уровня практической направленности химии. Достижению цели способствует решение следующих задач:
- привлечение обучающихся к решению поставленных целей урока, развитие способности обучающихся к соуправлению и самоуправлению образовательным процессом;
- повышение интереса к содержанию изучаемого материала;
- включение обучающихся в разнообразные, интересные каждому возрасту формы работы.
Для решения поставленных задач учитель использует личностно-ориентированный подход.
Технология проблемного обучения.
Наиболее эффективны следующие три способа проблемного обучения:
- проблемное изложение – эт способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. 8 класс, тема «Строение атома». Масса атома - это масса его ядра. Протоны и нейтроны, находящиеся в ядре, имеют массы, численно равные 1а.е.м., т.е. массы их целочисленны (известные обучающимся факты). Масса атома также должна быть выражена целым числом. Почему в периодической системе масса атома выражена дробным числом? (решением проблемы будет изучение понятия «изотопы»).
- поисковая беседа – это такая беседа, в процессе которой обучающиеся, опираясь на уже известный им материал, под руководством учителя ищут и самостоятельно находят ответ на поставленный проблемный вопрос. 9 класс, тема «Амфотерность». Зная свойства кислот и оснований, обучающиеся уверенно ответят, что кислоты друг с другом не реагируют и основания друг с другом не реагируют. В то же время реакция основания с кислотой возможна, это реакция нейтрализации. Тогда учитель предлагает провести эксперимент и ответить на вопрос, какими свойствами обладает гидроксид алюминия или гидроксид цинка? Какие реакции и с чем следует провести, чтобы определить характер свойств данных веществ? После ответов учащихся следует, доказывающий амфотерный характер соединений алюминия или цинка.
-самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда они обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы. 10 класс, тема «Аминокислоты». Имея в своем составе две функциональные группы –NH2 и –СOOH, какими свойствами будут обладать эти вещества, как действует индикатор на растворы аминокислот.
Технология разноуровневого обучения.
Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по химии можно решить технологией уровневой дифференциации.
При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:
- обязательная общеобразовательная подготовка (её уровень должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
- повышенная подготовка, определяющаяся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
- обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности [7].
Ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда». К самостоятельному выбору заданий учитель готовит учеников, советует какое задание выбрать, однако право выбора остается за учеником.
Пример двухуровневой контрольной работы по теме: «Углеводороды»
Вариант 1 (первый уровень)
- Для вещества, формула которого
составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.
- С какими из перечисленных веществ: азотная кислота, вода, хлор, хлороводород — будет реагировать метан? Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления, составьте названия исходных веществ и продуктов реакций.
- Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:
- Массовая доля углерода в углеводороде равна 92,31%, а его относительная плотность по воздуху — 0,897. Выведите его молекулярную формулу.
Вариант 1 (второй уровень)
- Для вещества, формула которого НС≡С—СН2—СН2—СН2— СН3 составьте структурные формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.
- Приведите не менее двух способов получения ароматических углеводородов. Ответ подтвердите, написав уравнения реакций и указав их типы и условия осуществления. Назовите исходные вещества и продукты реакций.
- Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по следующей схеме:
- При полном сгорании навески углеводорода образовалось 0,72 г воды и 1,12 л (н. у.) оксида углерода (IV). Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,35. Выведите молекулярную формулу углеводорода и рассчитайте массу взятой для анализа навески.
Технология игрового обучения.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса обучающихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки – игры. Например, при изучении химии в 8 классе: уроки – соревнование «Химические знаки и формулы веществ», «Водород. Кислоты. Соли», «Кислород. Оксиды. Горение», «Основные классы неорганических веществ», занятие факультатива «Расчеты, связанные с понятием доля»; урок-путешествие в 10 классе «Спирты». Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения обучающимися знаний по предмету.
Информационно- коммуникационные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность обучающихся для целенаправленного развития их личности.
И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Компьютерные телекоммуникации – это особое средство обучения и форма общения. Они многофункциональны, оперативны, доступны и продуктивны. Предоставляют возможность для творческой самореализации обучающихся и индивидуальной образовательной среды.
При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).
- Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств: значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии;
- наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул);
- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);
- ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей.
В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс», «Уроки химии Кирилла и Мефодия»; «Подготовка к ЕГЭ по химии» и др.
Презентации применяю при изучении новой темы, при обобщении изученного материала, для проведения самостоятельных работ. Презентации разрабатываю как сама, так и обучающиеся, а также использую готовые из Интернет ресурсов Для коррекции и контроля знаний учащихся использую готовые интерактивные тесты «Уроки химии Кирилла и Мефодия». Для подготовки уроков использую разнообразные Интернет-ресурсы: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ Химическая энциклопедия, http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ занимательная химия, http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов.
Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. projectus – брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. [6]
В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:
- урок как таковой или практическое занятие;
- внеурочную деятельность, предметную деятельность;
- научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;
я как учитель используются следующие проекты:
- Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках. 9 класс «Минеральные удобрения», «Применение металлов и сплавов», «Применение серной кислоты в промышленности»; 10 класс «Природные источники углеводородов», «Каучуки», «Спирты. Влияние спирта на организм человека»; 11 класс «Коррозия металлов. Способы защиты изделий от коррозии», Электролиз и его практическое значение» «Роль окислительно – восстановительных процессов в жизнедеятельности живых организмов».
- Творческие проекты строятся следующим образом: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – выступление на районной научно – практической конференции «Земли моей лицо живое». За три года участия в конференции мной совместно с ребятами 8 – 11 классов было представлено семь проектов.
Метод проектов ориентирован на достижение целей обучающихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Заключение. Применение описанных технологий придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов обучающихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, что подтверждает гипотезу опыта работы. Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. Учащиеся принимают участие в исследовательской работе, выполняют проекты.
Литература
- Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
- Веденина Т. И. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников. http://festival.1september.ru.
- Галанов А. Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения. www.eidos.ru.
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.
- Муравлева О. И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии. http://festival.1september.ru.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Москва, НИИ школьных технологий, 2006.
- Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. www.eidos.ru
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230622-1364452189.jpg)
Инновационные технологии обучения химии
В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии.Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-622255-1428858564.jpg)
Статья " Инновационные технологии обучения , реализуемые в практике учителей химии"
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...
Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии
В статье описаны иновационные технологии обучения применяемые в практике учителей химии...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Описание педагогического опыта учителя химии МБОУ « Ликино-Дулёвская гимназия» МО Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулёво. Назарова Г.А. ...
Статья "Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии"
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/04/picture-1398656-1649083245.jpg)
Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии.
Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии....