Химические элементы
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Урок-праздник в форме игры с коллективными технологиями позволит проверить знания учащихся, легко и с интересом вспомнить основные химические понятия, символы химических элементов. Этот материал можно использовать во внеклассных мероприятиях и в проведении предметных дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskie_elementy.docx226.85 КБ
Файл himicheskie_elementy.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Химические элементы»

                         Урок-праздник

                                  (2 часа)

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Цель урока: проверить знание учащимися понятий «химический элемент», «простое вещество» и символов химических элементов; развивать интерес к предмету; учить самостоятельности, умению корректировать свои знания и действия, работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

личностные: готовность  и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение  к учению; способность ставить  цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками и с взрослыми в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

предметные:

 знать: основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «коэффициент», «индекс», «химическая формула»; знаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;

уметь:  по формуле отличать простое вещество от сложного;  химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими  явлениями и процессами , происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ;

Оборудование: презентация, листочки из тетради, половинки листочков;  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;  реактивы и приборы – конц. соляная кислота, конц. раствор аммиака, 2 стакана, колба с водой, носовой платочек, этиловый спирт, спички, щипцы, бихромат аммония, ватка, спиртовка, асбестовая сетка; стаканы с растворами соляной разбавленной кислоты, разбавленного гидроксида калия, хлорида бария, разбавленного гидроксида натрия -2 стакана, лакмус, фенолфталеин, сульфат калия, сульфат меди (II), хлорид железа (III);

Ход урока.

1.Оргмомент

     Добрый день. Прошу всех садиться. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.

 

2. Актуализация знаний и мотивация

Вспомните, о чём мы вели речь на прошлых уроках?

Ответ: мы изучали основные химические понятия, явления физические и химические, их отличия, роль химии, простые и сложные вещества, химические элементы, знаки химических элементов.

    А много ли знаков элементов вы знаете?

Ответ: мы выучили 30 знаков элементов.

   А хорошо ли вы их выучили? Как вы думаете, чем мы сегодня должны заняться на уроке?

Ответ: Мы должны вспомнить все основные понятия, их различия, знаки элементов, их значение в химии, научиться работать с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

   Вы правильно определили цель нашего урока. И займёмся делом.

Вам придётся работать в тетради, поэтому открываем рабочую тетрадь, записываем число, месяц, год (на полях), а далее тему урока

 «Химические элементы».

Работать  мы будем под девизом:               «Знание – орудие, а не цель».

                                                                                            Л.Н.Толстой

3. Всесторонняя проверка знаний

Начнём с вами с небольшой устной разминки, которая называется «Фонетическая зарядка».

1) Я буду на карточках  показывать знаки элементов, а вы будете отвечать, что это за элемент, поднимая руку.

H, N, Fe, Au, Hg, Ag,…(знаки изученных элементов).

2) Отгадайте элемент в стихотворных строках

     «На рукомойнике моём

       Позеленела...»                                        (Медь)            А.Ахматова

     «А за окошком в первом инее

       Лежат поля из…»                                  (Алюминия)   А.Вознесенский

     «Облил булыжником лунный…»          (Никель)         В.Маяковский

     «Я помню время…»                                (Золотое)        Ф.Тютчев

     «Сколько майских луж

    Обрезков голубого…»                            (Цинка)            Д.Полетаев

3) Поставим буквы вместо чёрточек в «химическом змее» и узнаем названия химических элементов (это на слайде презентации), можете пользоваться ПСХЭ.

                                              Р –  –  –  –

        –        Р –  –  –

                                                –         – Р –  –

                                         –        –  – Р –  –

                                         –  –  –  –  Р –  –

                                       –  –  –  –  – Р

                                         –  –  –  –  Р –  –

                                         –  –  –  Р –  –

                                         –  –  Р –  –  –  –  –

                                         –  Р –  –  –  –  –

                                                Р –  –  –  –

Ответы: радий, аргон, барий, натрий, водород, фосфор, самарий, иттрий, цирконий, франций, родий  (ответы также проверяются по слайду на экране для тех, кто не сможет определить элементы).

Головоломки

Все вопросы по одному на слайдах презентации.

1. Как превратить город Ростовской области в химический элемент?

                                                                             (Азов – азот)

2. Какой химический элемент начинается с «Н» и оканчивается тремя «Й»?

                                                                              (На – три – й)

3. НКИКВЕАЛЬС

    Выплесни напиток, останется химический элемент.

                                                                              (квас  -  никель)

4. Название, какой бабочки связано с названием химического элемента?

                                                                              (серебристая – серебро)                      

5. Убери первую букву в названии пресмыкающегося, чтобы получилось название химического элемента.

                                                                              (Сцинк – цинк)

6. Какое название фазана связано с названием химического элемента?

                                                                               (золотой – золото)

7. В слове ГОЛОВОЛОМКА найдите название химического элемента, не переставляя буквы.

                                                                                (олово)

8. Поменяйте местоимение «Я» в названии одного из коралловых полипов на окончание «Й» и вы узнаете название химического элемента.

                                                                                (актиния – актиний)

9. Химический элемент и город Мурманской области имеют одинаковое название. Какой?

                                                                                (Никель)

10. Название какого паука связано с названием химического элемента?

                                                                                (Серебрянка – серебро)    

Тест  напоминания

(ответ может быть только один  - вопросы на слайдах)

Отвечают письменно в тетрадях, затем взаимопроверка (ставят + правильно и – неправильно). Проверяют по ответам на слайде и выставляют набранные баллы (потом суммируют баллы за несколько работ вместе).  

1. Как называется простое вещество, не разлагающееся при использовании обычных химических методов?

                                                                                  (элемент)

2. Как называется элемент, относящийся к явлениям и процессам, изучаемым химией?

                                                                                  (химический)

3. Как называется определённый вид атомов?

                                                                                  (химический элемент)

4. Как называются вещества, состоящие из атомов одного химического элемента?

                                                                                   ( простые)

5. Как называется цифра, стоящая перед химической формулой?

                                                                                   (коэффициент)

6. Как называется изображение элемента с помощью букв латинского алфавита?

                                                                                    (символ – химический знак)

7. Как называются вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов?

                                                                                    (сложные)

8. Как называется химический элемент, который добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле?

                                                                                    (галлий)

Выборочный тест

Укажите правильный ответ (задания по одному на слайдах).

1. Какое из приведённых ниже веществ является простым веществом:

а) алмаз,  б) вода,  в) поваренная соль?

2. В каком из перечисленных ниже случаев кислород выступает как химический элемент:

а) поддерживает дыхание и горение,  б) является одним из компонентов воздуха,  в) входит в состав воды и оксида углерода,  г) взаимодействует со многими простыми и сложными веществами?

3. Сложные вещества состоят из разных:

а) химических элементов, б) простых веществ, в) сложных веществ.

Ответы вновь проверяют друг у друга за столом, затем сверяются с ответами на экране и подсчитывают баллы.

Ответы:    1 – а,  2 – в,  3 – а

Тест дополнения

Вместо многоточия вставьте название соответствующего элемента.

1. Химический элемент, который применяется в спичечной промышленности, для получения сплавов, полупроводниковых материалов, называется…

                                                                                                              Фтор

2. Химический элемент, открытый в 1772 г. Д.Резерфордом, который входит в состав белков и хлорофилла, называется…

                                                                                                               Азот

3. Химический элемент, открытый в 1894 г. Д.Ж.Релеем и У.Рамзаем, называется…                                                                                        Аргон

4. Элемент, открытый К.Шееле в 1771 г. и независимо от него Дж.Пристли в 1774 г., называется…                                                                         Кислород

Кроссворд

В нём даны русские названия химических элементов, которые вы должны разгадать.

О

О

О

О

О

О

О

Ответы: 1-олово, 2-йод, 3-бром, 4-водород, 5-кислород, 6-железо, 7-серебро.

По мере выполнения задания учащимися проверяю их тетради, чтобы потом использовать эти данные при выставлении оценок. Затем ребята говорят ответы и на экране они воспроизводятся для тех, кто не смог всё сделать сам.

Соревнование

Класс разбивается на две команды по желанию или по столам, как сидят.

Каждая команда старается быстрее найти названия элементов, которые даются на экране (каждой команде по столбику).

                         I                                                        II

К –  –  –  –                                                        Х – –  –

И –  –  –  –                                                        О –  –  –  –  

Н –  –  –  –  –                                                    М –  –  –  –  –

К –  –  –  –  –  –                                                 И –  –  –  –  –

У –  –  –  –  –  –                                                 К –  –  –  –  –

Р  –  –  –  –                                                        О –  –  –  –

С –  –  –  –                                                         В –  –  –  –  –  –

Ответы:  I     калий, индий, натрий, кальций, углерод, радон, селен.

                II    хлор, олово, магний, иттрий, кадмий, осмий, водород.

Затем оценить работу каждой команды и учесть при выставлении оценок.

Викторина

«Знаете ли вы химические элементы?»

(проводится не во всех классах параллели, а только в – сильных и в устной форме)

1. В названия, каких химических элементов входят реки: Дон, Инд, По?

                                                                 Радон, индий, полоний

2. В название, какого химического элемента входит озеро: Ван?

                                                                  Ванадий

3. В названия, каких химических элементов входят местоимения: он?

                                                                  Неон, аргон, радон, криптон, ксенон

4. В названия, каких химических элементов входят музыкальные ноты:

до, ре, ми?

                                                   Водород, серебро, рений, кадмий, осмий

5. В названия, каких химических элементов входят растения: ель, лен?

                                                                    Никель, селен

6. В названия, каких химических элементов входят животные: мышь, вол?

                                                                    Мышьяк, вольфрам

7. В название, какого химического элемента входит название игры: лото?

                                                                        Золото

8. В названия, каких химических элементов входят глаголы: бери, сел

                                                                        Бериллий, селен

9. Какой элемент и «лечит» и «калечит»?

                                                                        Мышьяк

10. О каком элементе писал Конан Дойл?

      «…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль… Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь… Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте…»

                                                                         Фосфор

 Работают учащиеся устно и в быстром темпе. Стараюсь проследить за ответами, чтобы потом учесть при выставлении оценки.

О значении некоторых химических элементов для человека вы услышите от…   (учащиеся подготовили мини – сообщения).

1 ученик.   Радон в микродозах оказывает положительное влияние на нервную систему. Поэтому он широко используется в физиотерапии (радоновые ванны). Он также находит применение при лечении  онкологических больных.    

2 ученик. Калий в малых дозах (в  количестве 2,7 – 5,9 г) возбуждает мышечные и нервные клетки, поддерживает тонус мускулатуры, нормализует деятельность сердца, регулирует степень кислотности желудочного сока. Его источники: картофель, мёд, укроп, орехи, финики, яблочный сок, курага, виноград, изюм, морская капуста, морковь, лук, помидоры, горох.

Заключительная письменная работа

Работу выполняют на отдельных листочках и потом сдадут.

1) Называется химический элемент, а учащиеся пишут знаки:

K, Ca, Mg, Cu, Al, N, Si, Zn, Na, P, O, S, C, H, Hg, Ba, Fe, Ag, Au.

Следующие задания проецируются на экран.

2) Вместо точек вставить слово «элемент» или слова «простое вещество».

а) атомы… меди входят в состав медного купороса;

б) молекула… кислорода в 16 раз тяжелее … водорода;

в) при образовании сульфида магния соединяются атомы … магния и … серы;

г) вода разлагается на … кислород и водород.

Ответы: а) элемента,  б) простого вещества, в) элемента, элемента, г) простые вещества.

3) Даны формулы веществ:  NO, Br2, H, CO2, Cl2, N, F. Одной чертой подчеркнуть символы химических элементов,  а двумя – формулы простых веществ.

Ответы: NO, Br2, H, CO2, Cl2, N, F

                       =     –            =    –   –

4) Даны формулы: C, Na, O2, O, Cl, Ca, P4. Какие из них представляют собой:

а) химический элемент,

б) простое вещество,

в) химический элемент и просто вещество?

Ответы: а) O, Cl    б) O2, P4   в) C, Na

Работы собираются, а на экране правильные ответы. Оценки за эти работы вы узнаете на следующем уроке.

Наш урок заканчивается и, чтобы всё-таки было волшебство, о котором говорилось в самом начале урока, посмотрим несколько опытов, а потом подведём итоги урока.

Занимательные опыты

Опыты выполняются подготовленными учащимися, перед этим проводится инструктаж по технике безопасности. Каждый выполняет один опыт.

1. «Дым без огня»

Берутся две стеклянных стакана. Один смачивают концентрированной соляной кислотой, а другой концентрированным раствором аммиака. Затем стаканом с соляной кислотой накрывают стакан с аммиаком. Оба стакана заполняются «дымом» (пары хлорида аммония).

2. «Несгораемый платочек»

Носовой платочек смачивается водой и немного подсушивается. Затем смачивается спиртом, берётся щипцами и поджигается. Когда спирт сгорит, платочек гаснет.

3. «Вулкан»

На асбестовую сетку, укреплённую в лапке штатива, насыпается горкой оранжевый бихромат аммония. Затем с ватки, смоченной спиртом, несколько капель капают в центр горки. Нагревают хорошо  на спиртовке стеклянную палочку и вдавливают в центр горки, где капли спирта. Постепенно оттуда

Начинает вырываться пламя и оранжевое вещество превращается в тёмно-зелёное, при этом горка увеличивается, часть вещества разлетается, как пепел из вулкана.

4. «Изменение цветов растворов»

Для опытов берутся  5 стаканов с растворами следующих веществ: 1 – с соляной кислотой,  2 – с гидроксидом калия, 3 – с хлоридом бария, 4 – с гидроксидом натрия, 5 – с гидроксидом натрия. Все растворы прозрачные и бесцветные. Затем в 1 стакан приливается несколько капель фиолетового лакмуса. Раствор становится красным. Во 2 стакан добавляют несколько капель  бесцветного фенолфталеина. Раствор становится малинового цвета. В 3 стакан добавляется бесцветный раствор сульфата калия. Появляется осадок белого цвета (как молоко). В 4 стакан добавляется голубой раствор сульфата меди (II). Образуется ярко-синий осадок. В 5 стакан приливается жёлто-коричневый раствор хлорида

железа (III). Выпадает бурый осадок.

Вот на этих красочных опытах мы и завершим наше волшебство.

4. Выставление оценок  и выводы по уроку.

На таких уроках всегда работают все учащиеся, поэтому каждый получает оценку, при этом я обязательно комментирую каждую.

Выводы сводятся к обобщению того, как работали учащиеся. Обязательно их нужно похвалить за эту работу и подготовку к ней. Попросить обратить внимание на вопросы, которые вызвали затруднения.

5. Рефлексия

Об отношении детей к этому уроку узнаю по рефлексии, которую предлагаю провести в виде нарисованного на ½ листочка солнышка. Чем больше лучиков, тем больше понравился урок. После звонка, уходя с урока, положите эти листочки мне на стол.

6. Задание на  дом

Так как вы сегодня очень хорошо поработали, то для тех у кого всё получилось, задания нет. Кто же испытал в чём-то затруднения, ещё проработают дома этот вопрос.

Спасибо за работу. До свидания.

В данном уроке есть приложение в форме презентации, которое дополнительно загружено на сайт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химические элементы Урок - праздник

Слайд 2

«Химический змей» Р – – – – – Р – – – – – Р – – – – – Р – – – – – – Р – – – – – – – Р – – – – Р – – – – – Р – – – – Р – – – – – – Р – – – – – Р – – – –

Слайд 3

Ответы к «химическому змею» радий а ргон барий н атрий в одород ф осфор с амарий и ттрий ц ирконий ф ранций р одий

Слайд 4

Головоломки 1 . Как превратить город Ростовской области в химический элемент?

Слайд 5

головоломки 2. Какой химический элемент начинается с «Н» и оканчивается тремя «Й»?

Слайд 6

Головоломки 3 . НКИКВЕАЛЬС Выплесни напиток, останется химический элемент .

Слайд 7

Головоломки 4 . Название, какой бабочки связано с названием химического элемента?

Слайд 8

Г оловоломки 5 . Убери первую букву в названии пресмыкающегося, чтобы получилось название химического элемента.

Слайд 9

Головоломки 6 . Какое название фазана связано с названием химического элемента?

Слайд 10

Головоломки 7 . В слове ГОЛОВОЛОМКА найдите название химического элемента, не переставляя буквы.

Слайд 11

Головоломки 8 . Поменяйте местоимение «Я» в названии одного из коралловых полипов на окончание «Й» и вы узнаете название химического элемента.

Слайд 12

Головоломки 9 . Химический элемент и город Мурманской области имеют одинаковое название. Какой?

Слайд 13

Головоломки 10 . Название какого паука связано с названием химического элемента?

Слайд 14

Тест напоминания 1. Как называется простое вещество, не разлагающееся при использовании обычных химических методов?

Слайд 15

Тест напоминания 2. Как называется элемент, относящийся к явлениям и процессам, изучаемым химией?

Слайд 16

Тест напоминания 3. Как называется определённый вид атомов?

Слайд 17

Тест напоминания 4. Как называются вещества, состоящие из атомов одного химического элемента?

Слайд 18

Тест напоминания 5. Как называется цифра, стоящая перед химической формулой?

Слайд 19

Тест напоминания 6. Как называется изображение элемента с помощью букв латинского алфавита?

Слайд 20

Тест напоминания 7. Как называются вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов?

Слайд 21

Тест напоминания 8. Как называется химический элемент, который добавляют к золоту, чтобы получить сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле?

Слайд 22

Ответы к тесту напоминания 1) элемент, 2) химический, 3) химический элемент, 4) простые, 5) коэффициент, 6) символ – химический знак, 7) сложные, 8) галлий

Слайд 23

Выборочный тест 1. Какое из приведённых ниже веществ является простым веществом: а ) алмаз, б) вода, в) поваренная соль?

Слайд 24

Выборочный тест 2. В каком из перечисленных ниже случаев кислород выступает как химический элемент: а ) поддерживает дыхание и горение, б) является одним из компонентов воздуха, в) входит в состав воды и оксида углерода, г ) взаимодействует со многими простыми и сложными веществами?

Слайд 25

Выборочный тест 3. Сложные вещества состоят из разных: а ) химических элементов, б) простых веществ, в) сложных веществ.

Слайд 26

Ответы к выборочному тесту Ответы : 1 – а, 2 – в, 3 – а

Слайд 27

Кроссворд О О О О О О О

Слайд 28

Ответы к кроссворду 1-олово, 2-йод , 3-бром , 4-водород , 5-кислород , 6-железо , 7-серебро .

Слайд 29

Соревнование I II К – – – – Х – – – И – – – – О – – – – Н – – – – М – – – – – К – – – – – – И – – – – – У – – – – – – К – – – – – Р – – – – О – – – – С – – – – В – – – – – –

Слайд 30

Письменная работа 2) Вместо точек вставить слово «элемент» или слова «простое вещество». а) атомы… меди входят в состав медного купороса; б) молекула… кислорода в 16 раз тяжелее … водорода; в) при образовании сульфида магния соединяются атомы … магния и … серы; г) вода разлагается на … кислород и водород.

Слайд 31

Письменная работа 3) Даны формулы веществ: NO , Br 2 , H , CO 2 , Cl 2 , N , F . Одной чертой подчеркнуть символы химических элементов, а двумя – формулы простых веществ.

Слайд 32

Письменная работа 4) Даны формулы : C, Na, O 2 , O, Cl , Ca, P 4 . Какие из них представляют собой: а) химический элемент, б) простое вещество, в) химический элемент и просто вещество?

Слайд 33

Ответы к письменной работе 1.а ) элемента, б) простого вещества, в) элемента, элемента, г) простые вещества. 2. NO, Br 2 , H, CO 2 , Cl 2 , N, F = – = – – 3. а) O , Cl б) O 2 , P 4 в) C , Na

Слайд 34

Рефлексия На ½ листочка, лежащего на вашем столе, изобразите солнце с лучами. Число лучей покажет насколько вы довольны уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...