Главные вкладки

    Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
    методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

    Караульная Татьяна Фёдоровна

    Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka_znaki_himich_elem_per_zakon.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Тема урока:

    «Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

    Дата проведения: 15.09.2011г

    Цели:

    1. Образовательные:

    Дать понятие о знаках химических элементов и познакомить с этимологическими началами их названий;

    Познакомить учащихся со структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).

    1. Развивающие:

    Развивать логическое мышление детей.

    1. Воспитательные:

    Воспитывать интерес к предмету, истории развития науки, патриотизм.


    Оборудование. Таблица Д.И.Менделеева, творческие работы детей, портрет Д.И.Менделеева.
    Девиз. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И.Менделеев).

    Образовательные технологии, применяемые на уроке:

    Технология проблемного обучения (проблемные вопросы);

    Технология уровневой дифференциации (уровневые задания);

    Компьютерные технологии (презентация учащихся «Биография Д.И.Менделеева);

    Игровые технологии (интеллектуальные вопросы).

    Основные термины:



    Периодическая таблица

    Периодический закон –

    Период («этаж)

    Группа  

    Химические символы .

               

    План урока:

    1. Знаки химических элементов.
    2. Этимологические начала названий химических элементов.
    3. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
    4. Периодический закон Д.И.Менделеева.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к занятиям)
    2. Введение в урок..

    Вступительное слово

    УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас урок на тему  «Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Цель: ознакомиться со знаками химических элементов и  с их этимологическими  названиями, структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).

    1. Основная часть:

    1.Знаки химических элементов. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном русском языке, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних, - предложения – уравнения химических реакций.

    Русский язык:


    Химический язык:


    Учитель:  Ребята, а кто является автором славянской письменности – алфавита? Верно, болгарские просветители Кирилл и Мефодий. А вот отцом химической письменности является шведский ученый Й.Я.Берцелиус, который предложил в качестве символов («букв») химческих элементов использовать начальные буквы их латинского названия, а если с этой буквы начинаются названия нескольких элементов, то добавлять к начальной букве еще одну из последующих букв названий»

    Рассматриваем таб.1 стр  31, запишем эти знаки в тетрадь, которые необходимо будет  дома выучить.

    Рассмотрим первоначальную классификацию элементов на металлы и неметаллы.

    1.Металлы: К и Са, не путать в названии кальция есть буква «цэ»и пишется Са, а в названии калия она отсутствует, Мg(магний) и Мп (марганец) , Na (путают с азотом N), Li ,Al, Ba ,Fe, Cu ,Ag, Zп.

    Азбука металлов- выделяем подгруппу  щелочных металлов (эти металлы при взаимодействии с водой образуют едкие щелочи, которые разъедают бумагу и ткани.

    2.Неметаллы: H, O, N, Si , S, C, P, Cl ,F, Br.

    Азбука неметаллов подгруппа галогенов- «рождающие соли», например NaCI- поваренная соль- продукт взаимодействия галогена хлора со щелочным металлом  натрием.

    2. Этимологические начала названий химических элементов.

    Происхождения названий химических элементов:

    1.Свойства простых веществ, образованных химическими элементами

    Водород-рождающий воду;

    Кислород- рождающий кислоты;

    Фтор- «разрушающий»;

    Бром – зловонный и т.д

    Фосфор-несущий свет. (немецкий алхимик в поисках философского камня получил фосфор, прокаливая в колбе сухой остаток мочи с песком).

    2.Мифы древних греков. (тантал – рассказ ученика стр. 27 учебника последний обзац.

    3.Географические начала – названия: государств галлий  (Галлия – старинное название Франции), полоний (в честь Польши), в честь частей света (америций, европий), городов (гафний – в честь Копенгагена, лютеций – в честь Парижа)

    4.Астрономические начала: селен- в честь Луны-Селены, теллур – в честь Земли, уран, плутоний.

    5. Имена великих ученых: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий.

    Обращаем внимание на целые группы элементов:

    Щелочные металлы, галогены, благородные  или инертные газы.

    3.История открытия периодического закона химических элементов Д. И. Менделеева.

    Изучая  периодический закон Д. И. Менделеева, окунемся в мир истории. Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
    Почему?
    Предшественники Д.И.Менделеева (И.В.Деберейнер, Дж.А.Ньюлендс, Л.Ю.Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину. Сегодня вы узнаете, как был открыт периодический закон, с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия, как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом. А узнаем все это от ваших же одноклассников. Итак, мысленно переносимся в середину XIX в. (музыкальный фон).

    Сообщения учащихся

    1-й УЧЕНИК
    Мир сложен.
    Он полон событий, сомнений,
    И тайн бесконечных, и смелых догадок.


    Как чудо Природы
    Является гений
    И в хаосе этом
    Находит порядок...
    Весь мир большой:
    Жара и стужа,
    Планет круженье, свет зари –
    Все то, что видим мы снаружи,
    Законом связано внутри.
    Найдется ль правило простое,
    Что целый мир объединит?
    Таблицу Менделеев строит,
    Природы ищет алфавит.
    УЧИТЕЛЬ. Дмитрий Иванович родился в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребенком в семье. Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в Главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии».
    2-й УЧЕНИК
    Случилось в Петербурге это.
    Профессор университета
    Писал учебник для студентов...
    Задумался невольно он:
    «Как рассказать про элементы?
    Нельзя ли тут найти закон?»
    Искали многие решенье,
    Но, проходя лишь полпути,
    Бросали. Мучило сомненье:
    «А можно ли закон найти?»
    Мир состоит из элементов.
    (В то время знали 60.)
    А сколько их всего? На это
    Нельзя ответить наугад.
    Но не гадал, а верил он:
    «Тут должен, должен быть закон!»
    Упрямо он искал решенье.
    Был труд, надежда и терпенье
    И вера в то, что он найдет!
    Он так работал целый год.
    УЧИТЕЛЬ. Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. 1 марта 1869 г. Дмитрий Иванович предполагал выехать из Петербурга в губернии по делам.
    3-й УЧЕНИК.
    Но вот дела отложены,
    Расчеты прерываются.
    С утра в поездку дальнюю


    Ученый собирается.
    Все чемоданы собраны.
    На козлах кучер мается:
    «Поспеть бы надо к поезду,
    А барин все копается!»
    А барин одевается
    И к двери направляется.
    Он к двери направляется...
    И вдруг!!!
    Шляпа брошена в углу!
    Он бросается к столу.
    И строчит карандашом.
    Наконец-то! Он нашел!
    Он на чем попало пишет.
    Ничего вокруг не слышит.
    Наконец-то понял он,
    В чем разгадка, в чем закон!..
    Из кабинета не выходит:
    «Не упустить бы мысли той!»
    Он элементы ставит в строй,
    Но все ж таблица не выходит...
    Тогда, усталостью сражен,
    Лег на диван и видит сон...
    УЧИТЕЛЬ. Но, прежде чем мы услышим, что приснилось Дмитрию Ивановичу, давайте вспомним: на основе какой характеристики атома был открыт периодический закон, как Менделеев расположил элементы и на что обратил внимание?
    4-й УЧЕНИК.
    То кружились,
    То мелькали,
    То водили хоровод,
    То взрывались,
    То пылали,
    То шипели,
    То сверкали,
    То в покое пребывали:
    Алюминий, натрий, калий,
    Фтор, бериллий, водород...
    Перепутались все свойства,
    Недалеко до беды.
    Вдруг команда:
    – Стройся, войско!
    Стали строиться в ряды.
    Во втором ряду волненье:
    Все боятся окисленья.
    — Поглядите! — злится литий. —
    Фтор – ужасный окислитель!
    Я не встану в этот ряд!
    Пусть другие здесь горят!
    5-й УЧЕНИК.
    И бериллий мрачно мыслит:

    — Кислород нас всех окислит!
    И, простите за повтор,
    Как несносен этот фтор!
    Бор кивает головой,
    Но не рвется сразу в бой!
    И азот не лезет в спор.
    Но зато взорвался фтор:
    – Ах! Так мы для вас не пара!
    Кислород! Поддай им жару!
    Окисляй! За мной! Вперед!
    – Стойте! – крикнул углерод. —
    Я и уголь, и алмаз.
    И за них я, и за вас!
    Я сражаться не горю,
    Я вас лучше помирю!
    Встану я посередине!
    УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на второй ряд по горизонтали периодической системы. Почему углерод утверждает, что он и за тех, и за других? (Проблемный вопрос)
    6-й УЧЕНИК
    .
    — Третий ряд! Трубите сбор!
    Натрий, магний, алюминий,
    Кремний, фосфор, сера, хлор!
    По порядку, по закону
    Элементы встали в ряд.
    И выходит, что в колонне
    Все похожие стоят!
    Кремний встал под углеродом.
    Сера схожа с кислородом.
    Алюминий встал под бором –
    Замечательный подбор!
    Ряд пристраивают к ряду.
    А рядов-то восемь кряду.
    Металлы – под металлами,
    Едкие – под едкими,
    Ковкие – под ковкими,
    Идут своими клетками.
    По порядку все стоит.
    Вот Природы алфавит!
    УЧИТЕЛЬ. Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. Какую же формулировку периодического закона он предложил?
    Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Найдите его и объясните. (Расположение аргона и калия.)
    К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – много, особенно в Германии и Англии.
    Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование

    трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором.

    Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. 
    7-й УЧЕНИК.
    Был четвертый ряд нарушен.
    Элемент не обнаружен.
    Элемент не обнаружен –
    Тот, что в этом месте нужен.
    Но напрасно беспокойство:
    Существует где-то он!
    «Я найду сначала свойства,
    и поможет мне закон!»
    Удельный вес назвал и цвет,
    Летуч на воздухе иль нет,
    Как плавится, в чем растворим...
    Законом пользуясь своим,
    Три элемента предсказал,
    Как будто их в глаза видал!
    Быть может, раз в тысячелетье
    Свершить подобное дано.
    Но мир открытья не заметил
    Иль не поверил, все равно.
    И кто-то говорил по-свойски:
    «Забудь об этой ерунде!
    Как можно обнаружить свойства
    Веществ, не найденных нигде!»
    УЧИТЕЛЬ. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э.Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
    8-й УЧЕНИК.
    Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
    Металл чудесный галлий
    (в честь
    Франции назвали)

    УЧИТЕЛЬ. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
    В 1879 г. Л.Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
    В 1886 г. К.Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием.
    9-й УЧЕНИК.
    У химиков переполох!
    Ведь галлий был одним из трех,
    Предсказанных заранее!..
    И следом, как из-под земли,
    Вдруг скандий в Швеции нашли,
    На свет германий извлекли
    (естественно, в Германии).
    УЧИТЕЛЬ
    . Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия — не только эти предсказания! После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Каких?
    После этого за основу периодического закона стали брать не атомный вес, а другую характеристику атома. Какова новая формулировка периодического закона?
    С чем совпадает порядковый номер элемента?
    С чем совпадает число протонов?
    Какие элементарные частицы определяют химические свойства атомов?
    Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?
    Почему же свойства элементов периодически повторяются?
    Это и есть физический смысл периодического закона.
    И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.

    4.Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

    -Периодическая таблица – это общий дом всех химических элементов;

    - «Квартира»- клетка со строго определенным номером- 110 химических элементов

    - Периоды – «этажи» , где живут все химические элементы. Семь периодов – 7 этажей: Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

     Малые- I, II и III – состоят из одного ряда, от 2х  до 8-ти элементов.

    Большие – IV и  V – 18 элементов;

    Сверхбольшие- VI и VII-32 элементов;

    «Подвальные этажи» -  для лантаноидов и актиноидов – 14 элементов.

    Группы- «подъезды»- 8 групп, каждая из которых состоит из двух подгрупп (главной, образованной  элементами  и малых и больших периодов, побочной – из элементов только больших периодов)  стр  30 последний обзац.

     Примеры (главная подгруппа 1 группы, побочная подгруппа 1 группы, образованная медью).

    Закрепление материала.

    УЧИТЕЛЬ. Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. Это краткий конспект всей химии элементов и их соединений. Давайте вспомним все, что можно узнать об элементе по положению в периодической системе на примере кислорода (письменная работа).

    Задание  группе (1 уровень)

    Cоотнесите:

    Место химического                                    химический знак:

    элемента в Периодической

    системе Д.И.Менделеева:

    1)3 период, VII группа;                а)He;                    б)Cu;

    2)1 период, VIII группа;               в)Ag;                   г)S;

    3)4 период, , VII группа,               д)CI;                    е)Nе

    побочная подгруппа;                     ж)Мп

    4)5 период, 1 группа,

    побочная подгруппа.

    Задание  группе (2 уровень)

    Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп Периодической системы Д.И. Менделеева:

    а) натрий;             г) S;

    б) Мп;                   д) серебро;

    в) медь;                е) CI

    Подведение итогов урока

    УЧИТЕЛЬ. Мы познакомились с историей открытия периодического закона и еще раз убедились, что по периодической системе можно очень много узнать о каждом химическом элементе, что, бесспорно, доказывает гениальность этого открытия. Закончить урок можно следующими строками поэта Степана Щипачева:
    «Другого ничего в природе нет,


    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Все – от песчинок малых до планет –
    Из элементов состоит единых...»
    Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока!
    Выставление оценок.
    Домашнее задание. Прочитать § 4 стр 26- 32, выучить таб.1стр31.

    Караульная Т.Ф. –учитель химии .

    Химические формулы

    Уравнения химических реакций

    Знаки химических элементов

    Буквы

    Слова

    Предложения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

    Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

    Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

    Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

    «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

    Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

    Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

    Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

    Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

    Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

    последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

    —Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...

    Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

    Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...