Рабочая программа и планирование по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Сусанова Тамара Дмитриевна

Для общеобразовательных классов при 2 часах в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_planirovanie_po_himii_8_klass.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2008г; тематического планирования учебного материала по неорганической химии (2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 68), соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, издательство «Дрофа» 2008г;с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. 
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
 
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
 
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
 
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
 
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
 
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
 
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
 
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
 
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
 
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
 
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
 
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
 
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
 
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.)- 8 класс, базовый уровень, 68 часов.

Изменен некоторый демонстрационный материал (лабораторно – демонстрационные опыты) с целью большей наглядности. 
В программе была увеличена вводная часть на 2 часа резервного времени.
 
На мой взгляд, с подобными изменениями программа курса химии 8 класса будет усваиваться лучше .

Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Ученик должен знать: 
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
 
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
 
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
 
• важнейшие классы веществ: металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, щёлочи, соли.
 
Ученик должен уметь:
 
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
 
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
 
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
 
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
 
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
 
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
• объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, на производстве;
 
• экологически грамотно вести себя в окружающей среде.;
 
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
 
•уметь безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием;

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции)

своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила

поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина(в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;

испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и

эмоционально положительное отношение к себе; признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом

изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса

и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных

отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих

возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

давать определения понятий: «элемент», «атом», «молекула», «вещество», «простые и сложные вещества», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента в соединении», «химическая реакция»; описывать свойства различных веществ; наблюдать проводимые самостоятельно и другими учащимися опыты;

проводить химический эксперимент; оказывать первую помощь при отравлениях и травмах в лаборатории; давать определения понятий: «валентность», «оксид», «кислота», соль», «основание», «раствор», «массовая доля растворенного вещества»; составлять формулы сложных веществ по валентности; рассматривать атом как химически неделимую частицу сложного строения; знать историческую и современную формулировки Периодического закона Д. И. Менделеева; описывать и моделировать электронное строение атомов

элементов малых периодов; давать определение понятия «химический элемент»; представлять двойственную (корпускулярно-волновую) природу электрона; прогнозировать свойства неизученных веществ, пользуясь Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева и зная свойства уже изученных.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

проводить классификацию веществ по числу видов атомов, входящих в состав вещества;

систематизировать и обобщать различные виды информации (в том числе зрительную — о цвете вещества и его агрегатном состоянии, обонятельную — о его запахе, умозрительную,

взятую из справочника) проводить классификацию сложных веществ по отдельным

классам; знать способы очистки воды от примесей и осознавать необходимость бережного отношения к водным запасам страны; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при анализе свойств веществ,  понимать логику научного познания; строить, выдвигать и формулировать гипотезы; сопоставлять оппозиционные точки зрения на научную проблему;

на конкретных примерах иллюстрировать сложность строения материи, (корпускулярно_волновой дуализм электрона), условность любой классификации при большом многообразии веществ, каждое из которых обладает уникальными свойствами.

Учебник: О.С. Габриелян, А.В. Яшукова 
Химия 8 класс базовый уровень; М, Дрофа, 2008 г.
 
Для составления тематического планирования использовались методически рекомендации О.С. Габриеляна при изучении химии на базовом и профильном уровне. М; Дрофа 2008г.

2ч в неделю, всего 68 часов:

 из них- 5ч контрольных работ, 5ч практические работы

Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2008;

Содержание курса

8 КЛАСС 
(2 ч в неделю; всего 68ч)

Введение (6 ч)

 
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
 
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
 
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
 
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
 
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
 
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
 
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

ТЕМА 1 

Атомы химических элементов (10 ч) 


Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
 
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
 
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
 
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
 
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
 
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
 
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
 
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
 
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
 
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
 
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
 
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

ТЕМА 2

 Простые вещества (7 ч)

 
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
 
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
 
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
 
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
 
Расчетные задачи. 
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
 
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
 
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Контрольная работа №2 «Простые вещества»

ТЕМА 3 

Соединения химических элементов (15 ч)

 
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
 
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
 
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
 
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
 
Аморфные и кристаллические вещества.
 
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
 
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
 
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
 
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. 
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
 
Лабораторные опыты. 
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
 
2. Разделение смесей.

Практические работы № 2«Очистка загрязнённой поваренной соли»;

 №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Контрольная работа №3 «Простые вещества», «Соединения химических элементов»

ТЕМА 4 

Изменения, происходящие с веществами (12ч)

 
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
 
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
 
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
 
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
 
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
 
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
 
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
 
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
 
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
 
Расчетные задачи.
 
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
 
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
 
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
 
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
 
Лабораторные опыты. 
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
 
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
 
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
 
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
 
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций»

Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами»

ТЕМА 5 

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч) 


Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
 
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
 
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
 
Классификация ионов и их свойства.
 
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
 
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
 
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
 
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
 
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
 
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
 
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
 
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
 
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
 
Лабораторные опыты. 
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
 
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
 
10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).
 
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).
 
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
 
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа №5 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между классами неорганических соединений»

Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства электролитов»

 

     Примерные темы, число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

      Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

  1. Тема 1
  2. Введение (6ч)

   Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
  Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

   Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
  Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

   Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

   Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация научения предмету химия

 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  1. Символы химических  элементов
  2. Химические формулы
  3. Термины
  4. Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Тема2.

  Атомы хими-

ческих элемен-

тов (10 ч)

      Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

   Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

   Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

   Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

   Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

   Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

   Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

   Электронные и структурные формулы.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

   Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

 КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Формулировать собственное мнение и позицию;

2.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать

собственную позицию;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Самостоятельно адекватно оценивать правильность

выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Тема3.   Простые вещества (7ч)

    Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

   Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
  Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
  Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,
 «постоянная Авогадро».
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
 
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

 

 Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Формировать устойчивый учебно-познавательного интерес  к новым общим способам решения задач

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Аргументировать свою позицию и координировать ее с

позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

2.Устанавливать причинно-следственные связи;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

   Тема4.    Соединения химических элементов(15ч)

   Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
  Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

   Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

   Аморфные и кристаллические вещества.

   Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

   Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

   Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
 
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

   Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
 
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа № 3

 Приготовление раствора  и определение массовой доли растворённого вещества в растворе.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Развитие  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

Тема5.     Изменения, происходящие с веществами (12ч)

     Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
  Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
  Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
  Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

   Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

   Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
 
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

   Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Развитие  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

2.Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

2.Развивать умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета

интересов и позиций всех его участников;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формировать умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

2.Формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в

новом  учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2. Планировать свои действия  в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации.

Тема 6.     Растворение. Растворы.
  Свойства растворов электролитов
(18 ч)


  Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

   Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

   Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
  Классификация ионов и их свойства.

   Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

   Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

   Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

   Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

   Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

   Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
 
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

   Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

 
 
Практическая работа № 5 «Выполнение опытов, демонстрирующих  генетическую связь между основными классами неорганических соединений».

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1.Формировать умение

использовать речь для регуляции своего действия;

2.Адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой речи

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование умения:

осуществлять сравнение и классификацию,

выбирая критерии для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

 1.Развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Формы и методы контроля

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.

Учебно-методический комплект 
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
 
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
 
3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
 
4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
 
5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
 
6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
 
7. Габриелян О. С., Яшу нова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005.
 
8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005.
 
9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл.

10. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

Календарно-тематическое  планирование  уроков  химии

Класс:                  8

Учебник:            Химия. Автор: О.С.Габриелян

Учебный  год:   2013/2014

Количество  часов  в неделю:         2 часа  (68 часов в год)

п/п

Дата

№ в

теме

Тема  урока

Использование

ТСО и ИКТ

Практическая

Часть

Подготов

ка к ГИА

Задание на дом

I  триместр  (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Введение – 6 часов

1

1

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях

видеофрагмент

Вводный инструктаж по охране труда, Д.о.

4.1; 5.1; 5.2; 5.3

Введение, §1, №4,9

2

2

Превращения  веществ. Роль химии в жизни человека

видеофрагмент

Л.о 1., И. по О.Т., Д.о.

2.1; 5.1; 5.2; 5.3

§2, №4,5;

проч.§3; сообщение

3

3

Периодическая  система  химических  элементов. Знаки химических элементов

презентация

Д.О.

1.2; 1.2.1; 1.2.2

§4. 10 знаков

4

4

Химические  формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

презентация

1.6

§5,стр.33-36,№1,4; 10 знаков

5

5

Расчёты по химическим формулам

4.4.1

§5, стр.36-37,№6;гот.к практ.№1 стр.48-54(2 часть учебника)

6

6

Знакомство с лабораторным оборудованием

презентация

Практическая р.№1. Инструктаж по О.Т.

4.1

Повторить знаки

Тема 1. Атомы химических  элементов – 10 часов

7

1

Основные  сведения  о строении атома

презентация

1.1

§6,№5; 10 знаков

8

2

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы

презентация

1.1

§7,№6 ; повт. §6

9

3

Строение электронных оболочек атома.

презентация

1.1

§8,№1в,2б,

стр.52

10

4

Периодическая система химических элементов и строение атома

презентация

1.2.1

§9,стр.53-55,№1б

11

5

Ионная связь

презентация

1.3

§9,стр.56-58; №2б,в

12

6

Ковалентная неполярная химическая связь

презентация

1.3

§10,№3,4

13

7

Ковалентная полярная химическая связь

презентация

1.3

§11,№2а; сообщение

14

8

Металлическая связь

презентация

1.3

§12, зад. В тетр.

15

9

Обобщение и систематизация  знаний  по теме

Повт.§1-12; гот. к контр.

16

10

«Атомы химических  элементов»

Контрольная р.№1

Под. сообщ.

Тема 2. Простые вещества – 7 часов

17

1

Анализ контрольной работы. Простые вещества-металлы

презентация

Л. Р., И. по О.Т.

1.6; 3.1; 3.1.1

§13,№4,5(по желанию);сообщение

                                                               

II триместр ( декабрь, январь, февраль )

        

18

2

Простые вещества - неметаллы

презентация

1.6; 3.1; 3.1.2

§14,№4

19

3

Количество вещества

презентация

Д.о.

4.4.3

§15,стр.79-80;№1б,2б;

№3а,4(по желанию)

20

4

Молярный  объем  газа

презентация

Д.о.

4.4.3

§16,№1б,2б-сл;№4бв-сил

21

5

Решение задач  по  формуле

4.4

Зад. в тетр.

22

6

Обобщение по теме

4.4

Гот. к контр.по§13-16

23

7

«Простые вещества»

Контрольная р.№2

Принести знаки элем.

Тема 3. Соединения химических элементов – 15 часов

24

1

Анализ контрольной работы №2.Степени окисления. Определение степеней окисления по формуле вещества.

1.4

§17, стр.86-88;№2г сил.,

№3сл.

25

2

Составление формулы химического соединения по степени окисления.

1.4; 1.6

§17до конца

№2в сл,№5

26

3

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения.

презентация

Л.о. 1, И. по О.Т., Д.о.

1.6

§18,№4

27

4

Основания

презентация

Л.о. 1, И. по О.Т., Д.о.

1.6; 4.2

§19,№4сл,

ещё№5а сил

28

5

Кислоты

презентация

Л.о. 1, И. по О.Т., Д.о.

1.6; 4.2

§20,№4асл,

ещё№4бсил

29

6

Соли. Составление формул

презентация

Л.о. 1, И. по О.Т., Д.о.

1.6; 1.4

§21,стр.107-109, №1(Са),

Ещё№2бсил

30

7

Многообразие солей

презентация

Д.о.

§21,до кон

ца;задача

31

8

Кристаллические решётки

презентация

Д.О.

1.3

§22,зад. в тетр.

32

9

Чистые вещества и смеси

презентация

Л.о. 2, И. по О.Т., Д.о.

1.5

§23, гот. к прак.раб.№3стр.55-56 (2часть)

33

10

«Очистка загрязнённой поваренной соли»

Практическая р.№2. Инструктаж по О.Т.

4.1

Повт.§23,15,16

34

11

Массовая доля компонентов смеси (раствора)

4.4.2

§24,№2,зак.№5

35

12

Объёмная доля компонентов смеси

4.4.2

§24,стр.125-127,№2,зад.;

Гот. к практ.№6

36

13

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Практическая р.№3. Инструктаж по О.Т.

4.1; 4.4.2

Повт. §17-24; гот. к обобщению

37

14

Обобщение и систематизация знаний по темам «Простые вещества», «Соединения химических элементов»

4.4.2

Готовиться к контрольной работе

38

15

«Простые вещества», «Соединения химических элементов»

Контрольная р.№3

Повт.§2

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 12 часов.

39

1

Анализ контрольной работы №3. Физические явления в химии

презентация

Д.о.

2.1

§25, 2 задачи

40

2

Химические реакции

презентация

Д.о.

2.1

§26, №1,2,4,6

41

3

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

видеофрагмент

Д.о.

2.1

§27, №2а,б,в

№1а,б сил

42

4

Расчёты по химическим уравнениям

4.4

§28,№2,3

43

5

Реакции разложения. Скорость химических реакций. Катализаторы.

презентация

Л.о. 3, И. по О.Т., Д.о.

2.2

§29,№1б,в;

№2

44

6

Реакции соединения. Обратимые, необратимые реакции. Каталитические, некаталитические реакции.

презентация

Л.о. 4, И. по О.Т., Д.о.

2.2

§30,№1б,г;

№2а,г

45

7

Реакции замещения. Ряд активности металлов

презентация

Л.о. 7, И. по О.Т., Д.о.

2.2

§31,№2в,г,д

№5

III триместр ( март, апрель, май)

       

46

8

Реакции обмена. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца

презентация

Л.о. 5, Л.о. 6, И. по О.Т., Д.о.

2.2

§32,№4а-г

№5

47

9

Типы химических реакций на примере свойств воды

Видеофрагмент

Д.о.

2.2

§33,№1,3

Гот. к практ. №4,стр.57-58

48

10

«Признаки химических реакций»

Практическая р.№4. Инструктаж по О.Т.

4.1; 2.2

Повт.§25-33

49

11

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

4.4.1; 4.4.2

Гот. к контр. по§25-33

50

12

«Изменения, происходящие с веществами»

Контрольная р.№4

Зад. в тетр.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства электролитов – 18 часов

51

1

Анализ контрольной работы №4. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.  

Видеофрагмент

Д.о.

§34, №5

52

2

Электролитическая диссоциация

Видеофрагмент

Л.о. Растворимость веществ при разных температурах, И. по О.Т., Д.о.

2.3

§35,№ 5 и задача

53

3

Основные положения теории электролитической диссоциации

2.3; 2.4;

§36,№4,5

54

4

Ионные уравнения

презентация

Л.о. реакции идущие до конца, И. по О.Т., Д.о.

2.5

§37,№3

55

5

Кислоты в свете ТЭД

презентация

Л.о. 8, Д.о.

2.5; 3.2.3

§38,№4б,в,д

56

6

Основания в свете ТЭД

презентация

Л.о. 9, Л.о.10, И. по О.Т., Д.о.

2.5; 3.2.2

§39, №3д,е,ж,з

57

7

Соли в свете ТЭД

презентация

Л.о. 11, И. по О.Т., Д.о.

2.5; 3.2.4

§41,№2г,д,е

58

8

Оксиды, их классификация

презентация

Д.о.

3.2.1

§40, стр. 92-93; №4

59

9

Оксиды и их свойства

презентация

Л.о. 12, Л.о. 13, И. по О.Т., Д.о.

3.2.1

§40, стр.93-95,№3в,г,д,е

60

10

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Видеофрагмент

Д.о.

3.3

§42,№2б;

Гот. к практ.

№8,стр.115

61

11

«Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений»

Практическая р.№5. Инструктаж по О.Т.

3.3; 4.1

Повт.§38-41

62

12

Окислительно-восстановительные реакции

презентация

Д.о.

2.6

§43,№1в,г

63

13

Упражнения в составлении ОВР

2.6

Повт.§43,

схемы в тетр

64

14

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов в свете ОВР

Д.о.

2.6; 3.1

Схемы ОВР в тетради

65

15

Свойства кислот и солей в свете ОВР

Д.о.

2.6; 3.2

Зад. в тетр.

66

16

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства электролитов»

4.4

Гот. к контр.раб.

67

17

«Растворение. Растворы. Свойства электролитов»

Контрольная р.№5

Не задано

68

18

Анализ контрольной работы №5. Итоговый урок

Не задано

Лабораторные опыты.

  1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
  2. Разделение смеси.
  3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
  4. Окисление меди в пламени спиртовки.
  5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
  6. Получение углекислого газа взаимодействием соды  и кислоты.
  7. Замещение меди в растворе соли меди железом.
  8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)
  9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия)
  10. Получение и свойства нерастворимого основания (р-р гидроксида меди (II))
  11. Реакции, характерные для растворов солей (р-р хлорида меди (ll))
  12. Реакции, характерные для основных оксидов (р-р оксида кальция)
  13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (р-р для углекислого газа)

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и планирование по химии 11 класс - 1 час

Для общеобразовательных классов с одним часом биологии в старшей школе....

Рабочая программа и планирование по химии 9 класс

По программе 2 часа в неделю для общеобразовательных школ....

Рабочая программа и планирование по химии 10 класс 1 час

Для базового уровня общеобразовательных классов....

8 класс. Рабочая программа и планирование по химии.

Рабочая программа и планирование по химии для 8 класса....

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

рабочая программа и планирование "Обществознание" 8 класс, учебник Соболева О.Б

Настоящая рабочая программа по обществознанию предназначена для обучающихся 8-х классов общеобразовательной школы. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (ос...