Главные вкладки

    Изучение водородного показателя в профильном классе
    учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

    Макурина Нина Викторовна

    Понятие «водородный показатель» впервые встречается в курсе химии 8 класса, когда обучающиеся рассматривают изменение окраски индикаторов в зависимости от среды раствора. Математическое обоснование этой величины, приводится в 11 классе. Одна из наиболее трудных тем в школьном курсе химии – кислотность и вычисление рН. Поэтому к изучению этой темы подходят с повышенным вниманием    на профильном уровне обучения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Макурина Н.В.

    МОУ «СОШ №103» ,Россия,  г. Волгоград

    УСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Анализ учебных программ по химии показывает, что год от года снижается уровень сложности расчетных задач, методикой решения которых необходимо овладеть школьникам, а уровень ЕГЭ и олимпиадных   задач  усложняется. Поэтому не ослабевает  внимание школьного учителя к методике решения  задач по химии.

    С целью интенсификации процесса обучения и эффективности развития  мышления,  обучающихся мы используем прием устного решения задач, начиная с 8 класса. Этот прием ставит школьников перед необходимостью размышлять, сравнивать, сопоставлять и обобщать, реализуя образовательную, воспитательную и развивающие функции в обучении [2,С.56].

     Устное решение  химических задач можно использовать на различных этапах урока: при подготовке обучающихся к восприятию нового материала, в процессе его изучения. Особо полезны устные задачи при закреплении полученных знаний.

    Для организации устного решения расчетных задач удобнее всего использовать интерактивную доску или заранее подготовленную презентацию. Далее различными цветами выделяются условие задачи, формулы веществ или уравнение химического процесса,  предварительные действия, необходимые для расчета.

    Поясним рекомендуемую методику на конкретных примерах.

    Рассчитайте количество вещества в образце магния массой 6г.

    Прочитав текст задачи, обучающиеся формулируют её условие, и вспоминают  формулу расчета количества вещества. Каждый этап рассуждения отражается на интерактивной доске в виде карточек. Первоначально школьники находят значение молярной массы вещества. Затем на доске появляется карточка ,отражающая нахождение количества вещества. Подставив значения величин в формулу, школьники устно делят 6г на 24г/моль.

     Наглядное оформление хода решения необходимо,  поскольку способности  обучающихся  усваивать происходящее на уроке и производить действия в уме различны.

                    Расчеты по  уравнениям химических реакций основаны на сравнении значений величин. Сначала ребята решают устно достаточно простые задачи, которые не требуют составления сложных уравнений с большим числом коэффициентов и удерживания  в памяти многочисленных данных. В процессе анализа школьниками  текста задачи на  экране появляются карточки с уравнениями реакций, количественными данными.

    Вычислите массу углекислого газа, образующегося при горении 3г угля.

    Обучающиеся проговаривают уравнение реакции угля с кислородом, после чего на экране появляется  соответствующее уравнение. Далее они определяют массы угля и углекислого газа по уравнению реакции

    (появляется запись под уравнением) и по условию (запись над уравнением). 

             Школьники видят, что 3г в 4 раза меньше, чем 12 г; следовательно, и масса полученного углекислого газа будет в 4 раза меньше чем 44г., т.е.11 г.

    Данный прием стимулирует познавательную активность обучающихся, учит их решать задачи рационально, дает возможность увеличивать число решенных задач. Школьники осмысливают производимые действия и использованные для решения задачи величины [1,C.16].

            Систематическое использование приема устного решения задач позволят  развивать логическое мышление школьников, в результате чего у них формулируются более прочные умения решать химические задачи.

    Литература

    1.Ерыгин  Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии – М.,1989 С.16

    2.Шишкин А.А., Зотова Л.В.Устное решение задач// Химия в школе – 2001. - №7. С.56


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изучение биологии в профильном классе

    Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовател...

    Химия, 11 класс. Сценарий модульного урока "Водородный показатель" и презентация

    Данный урок знакомит с количественной характеристикой процесса электролитической диссоциации веществ в водных растворах, о молярной концентрации веществ...

    Урок по хими "Водородный показатель"

    Урок - практикум по химии 9 класс по УМК Л.М. Кузнецовой "Водородный показатель"Папка содержит конспект урока в виде технологической карты и презентацию к уроку....

    План-конспект урока по теме "Водородный показатель".

    Материал научит учащихся определять среду вещест, рассчитывать водородный показатель pH, pOH....

    Водородный показатель-решение задач

    Очень часто затруднения вызывает решение задач на водородный показатель. Постараемся рассмотреть некоторые задачи на эту тему, и может быть это кому-нибудь из учителей поможет при рассмотрении да...

    Водородный показатель в нашей жизни

    План-конспект и презентация к уроку химии в 11 классе по программе О.С. Габриеляна "Водородный показатель". Материал может быть использован при изучении биологии в 8 классе и химии в 9 классе...

    Водородный показатель

    Очень часто затруднения вызывает решение задач на водородный показатель. Постараемся рассмотреть некоторые задачи на эту тему, и может быть это кому-нибудь из учителей поможет при рассмотрении да...