Портфолио Кочетковой Натальи Егоровны
элективный курс (химия, 9 класс) по теме

Кочеткова Наталья Егоровна
Портфолио учителя Кочетковой Н.Е. содержит общие сведения о педагоге, материал о повышении квалификации, достижения учителя и учеников в олимпиадах и конкурсах, выступления на экологической конференции научного общества "ЖиРаФа", методические разработки, паспорта проектных работ, классное руководство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.  Общие сведения о педагоге.

Фамилия, имя, отчество – Кочеткова Наталья Егоровна

Дата рождения – 04.05.1947

Место работы – МОУ ООШ № 3 г. Камешково Владимирской области

Должность: учитель химии и биологии

Трудовой стаж – 44 года

Педагогический стаж – 27 лет

Квалификационная категория – первая, с 1998 г.

  1.  Самообразование, повышение квалификации

п/п

Дата

Подтверждающий документ

Тема

1

2011

Свидетельство о повышении квалификации  

Рег. № 3012Б

КПК по программе повышения квалификации учителей химии и биологии

2

2013

Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Рег. № 0371-б

Программа: «Системно-деятельностный подход при обучении химии как основа реализации стандартов нового поколения».

3

06.04.2012

Сертификат.

Рег. № 3761

Тема: «ГИА – новая форма итоговой аттестации выпускников 9-х классов».

4

2013

Сертификат.

Рег. № 7965

Тема: «Методика подготовки учащихся к экзамену по биологии в форме ГИА».

5

2012

Сертификат

Тема: «Реализация системно-деятельностного подхода при изучении окислительно-восстановительных реакций».

6

2013

Сертификат Владимирского филиала РАНХГС

при Президенте РФ

Повышение квалификации в рамках Образовательной программы «Устойчивое будущее Владимирской области»

Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов учащихся через экологические проекты»

  • Презентация по теме самообразования
  • Портфолио опыта работы по теме самообразования (материалы представлены на РМО учителей химии в январе 2013 г)
  • Участник семинара «Система учебников «Алгоритмы успеха» Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» как ресурс для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (октябрь 2012 г)
  • Принимаю активное участие в работе РМО учителей химии и биологии

       Участвую в работе педсоветов:  дала мастер-класс на тему «Проектная деятельность: «Пищевые добавки или Что мы едим?»

       Показала мастер-класс на РМО учителей химии на тему «Практикум по решению химических задач в рамках подготовки к ЕГЭ»                    

       Выступила  на МО классных руководителей по теме: «Взаимодействие учителей, выпускников и их родителей»

Достижения учителя

Год

Вид поощрения

2005

Почётная Грамота Департамента образования Администрации Владимирской области

2012

Благодарственное письмо Совета народных депутатов Камешковского района, Администации Камешковского района за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения

2013

Благодарственное письмо Администрации Камешковского района Владимирской области за подготовку 2-х победителей и 2-х призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 гг

2013

Диплом за организацию сверхпрограммного конкурса «Мультитест» (ИРШО)

2013

Сертификат за организацию Всероссийского конкурса по естествознанию «Человек и природа»

  1.  Достижения моих учеников

Год

Предмет

Класс

ФИ учащегося

Результат участия

2010-2011

Химия

9

Хрисанфова Арина

Призёр

2011-2012

Биология

9

Конюхова Елизавета

Призёр

2011-2012

Биология

8

Хисамутдинов Минзаит

Призёр

2012-2013

Биология

8

Соловьёва Виктория

Призёр

2012-2013

Биология

9

Хисамутдинов Минзаит

Победитель

2012-2013

Химия

9

Былова Анна

Победитель

2012-2013

Химия

9

Панова Елизавета

Призёр

Результаты участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Участие и победы в конкурсах различного уровня по предмету

№ п/п

Год

Название конкурса

Уровень

Результаты участия

1

2010-2012

Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Школьный

2010 –

Соловьёва В. (5 кл) – 1 место

Панова Е. (6 кл) – 1 место

2011 – Хохлова А. (6 кл) – 1 место

Титов И (6 кл) – 2 место

2012 Баринов Д. (7 кл), - 1 место

Панова Е (8 кл) – 1 место

2

2010

Конкурс юных исследователей окружающей среды

Муниципальный

Сергеева А. (8 кл), Зверева К (8 кл) – 3 место

3

2011

Районный конкурс «Юннат»

Муниципальный

Проничева Ю. (6кл), Маликова д. (6 кл), Вавилова Д.(6 кл), Колосова О. (6 кл) – 2 место

4

2013

Районный конкурс «Юннат»

Муниципальный

Нагорнов И. (8 кл) – 2 место

5

2013

Общероссийский дистанционный предметный конкурс «Мультитест» - 2012

Школьный

Родионов А (7кл) – лауреат

6

2013

Международная игра-конкурс «Гелиантус-2012»

Школьный

Баринов Д (8кл) – 1 место, Хисамутдинов М. (9 кл) – 1 место

7

2013

Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета-2012»

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Конюхова Е. (9 кл) – лауреат

Конюхова Е. (9 кл) – 1 место

Конюхова Е. (9 кл) – 1 место

Название работы

Авторы

1

Учебно-исследовательская работа на областной молодёжный конкурс «Дорога в будущее»:

«Зелёные» технологии: Изучение агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники в домашних условиях»

Нагорнов Илья

8-Б  (2 место)

2

Учебно-исследовательская работа на районный конкурс «Юннат»:

«Изучение влияния подкормки минеральными удобрениями на урожайность томатов»

Нагорнов Илья

8-Б (2 место)

3

Творческая работа «Яблоки и здоровье человека»

Синягина Юлия, Павлова Елена

9-Б

4

Творческая работа «Вся правда о чипсах»

Липатова Оксана, Зеткова Ксения

9-А

5

Творческая работа «Курение и здоровье»

Бездушнова Анна, Михайлова Мария

8-Б

6

Творческая работа «Жвачка: польза или вред»

Якимова Татьяна, Соловьёва Виктория

8-А

7

Презентация творческой работы «Селекция животных»

Хисамутдинов Минзаит

9-А

8

Презентация творческой  работы «Методы очистки воды»

Панова Елизавета

9-А

9

Интегрированная проектная работа «Алмазы и легенды»

Давыдов Сергей, Колистратов Дмитрий,

Куракин Алексей

9-Б

10

Творческая работа «Желудочно-кишечные и глистные заболевания и их профилактика»

Панова Елизавета

9-А

11

Фотоотчёт на тему «Возродим наш лес» (о восстановлении лесов в Камешковском районе)

Шаронова Ксения

9-Б

12

Фотоотчёт с экологического субботника «Сделаем мир чище!»

Липатова Оксана

9-А

Выступления на школьной экологической конференции научного общества «ЖиРаФа»:

2012-2013 г

  1. Методическая работа
  • Распространение педагогического опыта:

обобщен опыт работы на муниципальном уровне с занесением в районный банк данных презентационного материала и модульного варианта опыта работы по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через экологические проекты»

Проведен на школьном педсовете мастер-класс по теме «Проектная деятельность: «Пищевые добавки, или Что мы едим?». (март 2013 г.)

  • Матрицы (паспорта) проектных работ для муниципального сборника экологических проектов
  1. Матрица проекта
  2. Название проекта:. Эксперимент в космосе: космические насекомые
  3. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  4. Тип проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный.
  5. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  6. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, физика.
  7. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  8. Разработчик проекта: Конюхова Е.
  9. Заказчик проекта: учитель биологии
  10. Цель проекта: Исследовать воздействие невесомости, стартовых и посадочных перегрузок на процессы размножения, развития и жизнеспособности насекомых.
  11. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Изучить влияние микрогравитации и космической радиации на:

индивидуальную и наследственную мутацию мушек-дрозофил;

процесс развития бабочки-кравпивницы в стадии куколки;

жизнеспособность сформировавшегося имаго (взрослого насекомого)

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии и физики и во внеклассной работе.

Интересный интегрированный проект на тему «Алмазы Индии. Легенды и действительность» был проведён учениками 9 класса, которые решили проверить, используя источники по химии, биологии, географии и истории, действительно ли данная легенда основана на реальных фактах?

2. Матрица проекта

  1. Название проекта: Алмазы и легенды.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, интегрированный, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: химия
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, география, история.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Давыдов С., Колистратов Д., Куракин А.,  Шаронова К.
  8. Заказчик проекта: учитель химии
  9. Цель проекта: доказать или опровергнуть одну из легенд об алмазах Индии.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;

Доказать, что А. Македонский в IV в. до н.э. пытался завоевать Индию;

  • Определить достоверность места Голконда
  • Изучить вопрос о происхождении алмазов.
  • Рассмотреть проблему возможности нахождения алмазов на поверхности земли.
  • Выяснить факты приручения и дрессировки орлов.
  • Доказать, что алмазы прилипают к жирному мясу (провести модельный эксперимент)
  1. Методика проведения модельного эксперимента:
  2. В качестве модели алмазов использовать кусочки стекла, плотность которых близка к плотности алмазов;
  3. Моделью падения мяса в пропасть считать падение мяса из окна школы с высоты 6 м;
  4. Кусочки стекла – модели «алмазов»  взвешивать, массу пересчитать в караты;
  5. Процесс эксперимента фиксировать с помощью цифрового фотоаппарата.
  6. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках химии в теме «углерод» и во внеклассной работе.

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы  решения поставленных задач, результаты работы, выводы.  Одной из таких презентаций является работа на тему «Курение и здоровье человека».

3.  Матрица проекта

  1. Название проекта: «Курение и здоровье человека».
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Бездушнова А., Михайлова М.
  8. Заказчик проекта: учитель химии
  9. Цель проекта:  показать пагубное влияние курения на здоровье человека
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Показать влияние курения на организм человека и развитие болезней
  • заставить задуматься о последствиях и сделать для себя какие-то выводы.
  • Выяснить сколько людей  курят в старших  классах, как они к этому относятся и что влечет за собой эта пагубная привычка

11. Методика проведения 

  • социологический опрос учеников 8-9 классов

12.  Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии в теме «Дыхание» и во внеклассной работе.

Интересная работа была проведена по изучению влияния яблок на здоровье и красоту человека.  Работа содержала  химический эксперимент по определению содержания солей железа в яблоках, а также соцопрос по выявлению взаимосвязи между здоровьем человека и частотой употребления им яблок.

4.  Матрица проекта

  1. Название проекта: Яблоки – полезные фрукты.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия,
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Синягина Ю.,   Шаронова К.
  8. Заказчик проекта: учитель химии и биологии
  9. Цель проекта: доказать  полезное влияние яблок на здоровье и красоту человека.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Определить содержание солей железа в некоторых сортах яблок.
  •  Выявить взаимосвязь между здоровьем человека и частотой употребления им яблок.
  1.  Методика проведения:
  • химический эксперимент
  • социологический опрос

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии в теме «Витамины» и во внеклассной работе.

Интересное исследование по изучению агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники  в комнатных условиях было проведено учеником 8 класса. Работа  получила второе место на Областном молодёжном конкурсе работ по проблемам устойчивого развития, посвящённого Году охраны окружающей среды в РФ «Дорога в будущее»

5.  Матрица проекта

  1. Название проекта: Изучение агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники в комнатных условиях.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия,
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Нагорнов И.
  8. Заказчик проекта: учитель химии и биологии
  9. Цель проекта: изучить агротехнические возможности выращивания листового салата методом проточной гидропоники.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • разработать метод проточной гидропоники применительно к комнатным условиям
  • выбрать субстрат и сорт зелёной культуры
  • Вырастить зелёную массу до товарного вида
  • определить экономический аспект работы
  1. Методика проведения:
  • биологический эксперимент

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии и во внеклассной работе.

Опрос учащихся, принимавших участие в каком-либо проекте, показал, что 91% понравилось принимать участие в проекте. На «отлично» свою работу в проекте оценили 20%, на «хорошо» - 51%, на «удовлетворительно» - 25%, затруднились дать оценку своей работе 3% опрошенных.        Определяя свою роль в проекте, 14% учащихся назвали себя лидерами, 57% - активными помощниками, 28% - пассивными участниками.

  1. Классное руководство

Воспитательная работа

  • Классный час «Научитесь владеть собой»
  • Классный час «Человека создаёт его сопротивление окружающей среде»
  • Классный час «Ежели вы вежливы»
  • Цикл часов общения «Развитие навыков самоанализа у старшеклассников
  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Изучение мотивов учебной деятельности
  • Изучение темперамента
  • Изучение уровня внимательности
  • Определение индивидуальных особенностей памяти
  • План воспитательной работы в 9-б класе на 2011-2012 уч. год
  • Анализ воспитательной работы в 9-б классе
  • Работа с родителями:
  • Родительский всеобуч «Курить или жить»
  • Конференция «Отец как воспитатель»



Предварительный просмотр:

Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Растворы»

Автор: Кочеткова Наталья Егоровна, учитель химии и биологии, МОУ ООШ №3 г. Камешково, Владимирской области

Целевая аудитория: учащиеся  9 класса.

Аннотация: Содержание рабочей программы предметно-ориентированного курса «Растворы» направлено на реализацию интереса обучающихся к химии и успешное усвоение профильной программы. Данный курс реализует личностно-деятельностный подход в обучении химии на основе проектной деятельности учащихся. В программу включены практические работы, позволяющие совершенствовать умения работать с химическим оборудованием, реактивами, делать выводы в ходе эксперимента. Программа включает:

  1.  Титульный лист (название программы)
  2. Пояснительную записку
  3. Формы и методы проведения занятий
  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
  5. Формы контроля
  6. Содержание тем учебного курса
  7. Тематическое планирование
  8. Список литературы
  9. Приложения: дидактический материал к практическим работам.

Данная разработка может быть использована другими учителями-предметниками общеобразовательных школ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Камешково Владимирской области

Утверждаю

Директор МОУ ООШ №3



Приказ № ____

«___»___________ 20___г.

Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Растворы»

9 класс

(17 часов)

Учитель химии: Кочеткова Н. Е.

2013 г

Пояснительная записка

      В федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по химии на изучение темы «Растворы» (растворение, гидратация,  кристаллогидраты, растворимость веществ в воде, теория электролитической диссоциации и т.д.) отводится 5 часов учебного времени, при этом рассматриваются в основном водные растворы, а темы «Вода» вообще нет. Этого явно недостаточно, чтобы сформировать полноценные глубокие знания и закрепить  необходимые умения и навыки по столь важной теме.

         Содержание курса «Растворы» направлено на реализацию интереса обучающихся к химии, успешное усвоение профильной программы, создание базы для ориентации в мире современных профессий.

         Данный курс помогает углубить знания учащихся по теме, способствует практическому применению количественных понятий, позволяет ввести комплекс расчетных задач, необходимых для обучающихся 9 классов, выбравших естественно-научный профиль.

Данный элективный курс реализует личностно – деятельностный подход в обучении химии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизация знаний, требует  обращения учащихся к их субъектному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме  «Растворы» (гидролиз). Кроме этого программа имеет практическую направленность, в неё включены практические работы, позволяющие не только закрепить и отработать   навыки по проведению качественных реакций, совершенствовать умения работать  с химическим оборудованием, реактивами, но и важную роль играют результаты,  выводы  и конкретные дела, сделанные в ходе эксперимента.

Целями курса являются формирование и развитие у учащихся:

-современных представлений о свойствах воды,  растворах, их  роли в природе,  промышленности и повседневной жизни;

-познавательных и практических умений: самостоятельная работа с дополнительной литературой, проведения лабораторных опытов и химического эксперимента,

-решения расчётных задач;

-интереса к  химии для мотивации учебной деятельности;

-углубление и расширение знаний учащихся по теме. 

        Задачи курса:

  • Расширить и систематизировать знания учащихся о видах растворов, качественной и количественной характеристиках растворов
  • Познакомить с теориями образования растворов
  • Продолжить развитие умений решать расчетные задачи, выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности
  • Развивать навыки исследовательской деятельности
  • Развивать учебно-коммуникативные навыки

                                         Формы и методы проведения занятий:

-  лекция;

-  лекция с элементами беседы, обсуждения, комментирования, анализа;

-  рассуждение на основе алгоритма;

-  практикум, тренинг, семинар;

-  исследовательские лабораторные работы;

-  мультимедийная презентация, просмотр фрагментов учебных видеофильмов;

-  работа в малых группах;

-  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

В процессе реализации данной программы применяются  следующие образовательные технологии:

-  технология личностно - ориентированного обучения;

-  выравнивающе - развивающая технология;

-  информационно-коммуникационная технология.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • Понятия  «раствор». «виды растворов», «растворимое вещество», «растворитель», «растворимость», «коллоиды»
  • Качественные и количественные характеристики растворов
  • Факторы, влияющие на растворимость веществ.  

Учащиеся должны уметь:

  • Решать расчетные задачи по количественным характеристикам растворов
  • Выполнять эксперимент по инструктивным картам
  • Составлять инструктивные карты к эксперименту
  • Регистрировать полученную информацию и обрабатывать ее
  • Работать в группе  

Формы контроля: тесты, проверочные работы, контрольные работы, практические работы.  

Содержание программы

Введение – 1 ч.

      Цели и задачи курса, значимость данного курса

Дисперсные системы – 1 ч.

       Дисперсные системы и растворы. Дисперсная фаза и дисперсная среда; значение дисперсных систем в повседневной жизни и природе.  Взвеси, эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Истинные растворы – 12 ч.

        Вода – простая жидкость или сложное вещество?  Растворимость газов, жидкостей, твердых веществ, зависимость растворимости от различных факторов

        Практическая работа «Зависимость растворимости веществ от температуры, природы растворяемого вещества»

        Природа растворов, теории образования растворов. Процессы, происходящие  с веществами при растворении. Кристаллогидраты, решение расчётных задач на вывод формул кристаллогидратов.

          Виды растворов. Ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы.  Вещества легко растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые. Кривые растворимости. Домашняя практическая работа «Кристаллы – большие и маленькие»

          Качественные и количественные характеристики растворов. Массовая доля растворённого вещества. Молярная концентрация и смешивание растворов с разной концентрацией.

         Решение задач по теме «Количественная характеристика растворов». Решение задач на выпаривание, разбавление, смешивание растворов, определение коэффициента растворимости вещества.

          Решение задач по алгоритму.Составление таблицы – справочника основных формул характеристики растворов

          Решение задач повышенного уровня сложности.

Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации».

         Коллоидные растворы – 2 ч.

Презентация «Коллоидные растворы, их значение в жизни человека»

Практическая работа «Получение и исследование свойств коллоидных растворов».

            Заключительное занятие – 1 ч.

Итоговый зачёт: тест, решение расчётных задач, выполнение практической работы, презентация работ по теме «Растворы»

        Курс рассчитан на 17 учебных часов и состоит из четырёх тематических разделов и итогового занятия.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

лекции

Прак.

занятия

семинары

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I

Введение

1

1

Конспект лекции

II

Дисперсные системы

1

1

Конспект лекции, презентация

III

Истинные растворы

12

6

2

3

1

Растворимость газов, жидкостей, твердых веществ, зависимость растворимости от различных факторов

 

1

0,5

0,5

Дем. эксперим.

Тезисы. Отчет об эксперименте

2

Практическая работа «Зависимость растворимости веществ от температуры, природы растворяемого вещества»

1

1

Отчет по практической работе

3

Природа растворов, теории образования растворов

1

0,5

0,5

Конспект, реш. задач. на вывод формул.

4

Виды растворов

1

1

Отчёт о домаш. эксперименте

5

Качественные и количественные характеристики растворов

1

1

Проверочная работа

6

Решение задач по теме «Количественная хар-ка растворов»

2

1

1

Решение задач

7

Решение задач по алгоритму

Составление таблицы – справочника основных формул характеристики растворов

2

2

Составление таблицы-справочника

8

Решение задач повышенного уровня сложности

    1

1

Решение задач

9

Контроль знаний и умений

1

Проверочная работа

10

Практическая работа «Приготовление растворовзаданной концентрации»

1

1

Отчет о практической работе

IV

Коллоидные растворы  

2

1

1

1

Коллоидные растворы

1

1

конспект

2

Практическая работа «Получение и исследование свойств коллоидных растворов»

1

1

Отчет о практической работе

V

Заключительное занятие

1

1

Итоговый зачет    

1

Тест, решение расчетных задач, выполнение практической работы

                                                                  Всего – 17 часов

Литература

1.Габриелян О.С., Лысова Г.Г.  Химия. 11 Класс.- М.:Блик плюс,2007.

2.Егоров А.С. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в Вузы.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в Вузы.-М.:Экзамен.Оникс 21 век, 2005.

4.Рудзитес Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия.11 класс.-М.:Просвещение, 2008.

5.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Пособие по химии для поступающих в Вузы.-М.:Новая волна, 2006.

Приложение

Инструктивные карты к приготовлению растворов

Инструктивная карта №1

«Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

Задание. Приготовить 50 мл 0,2 М раствора соды Na2CO3

Этап

Действия или расчеты

1.    Расчет   массы соды:

Дано:

С м (Na2CO3) = 0.2 моль/л

V р-ра = 50 мл = 0,05 л

Решение

n (Na2CO3) = Cm * V р-ра

m (Na2 CO3) = M* n

Расчеты:

n (Na2СO3) = 0,2 моль/л * 0,05 л = 0,01 моль

m (Na2CO3) = 106 г/моль * 0,01 моль = 1,06 г.

Ответ: m (Na2CO3) = 1,06 г.

m (Na2CO3) - ?

М (Na2CO3) = 106 г/моль

Взвесить 1,06г. соды

3.   Поместить соду в мерную колбу, добавить воду до метки (сначала до 1/3 объема колбы, постепенно растворяя соду, затем до метки.)

4.  Размешать стеклянной палочкой

до полного растворения

5.  Изготовить этикетку с информацией о растворе.

Инструктивная карта №2

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества».

Задание. Приготовить 50 г. 10%-го раствора поваренной соли NaCl.

Этап

Действия или расчеты

1.    Расчет   массы соли и воды:

Дано:

m р-ра = 50 г.

w % = 10%

Решение

m соли =  w % * m р-ра

                           100%

m воды = m р-ра – m соли

Расчеты:

m соли =  10 % * 50 г

                           100%       = 5 г.

m воды = 50 г – 5 г. = 45 г

m соли - ?

m воды - ?

Взвешивание соли и измерение объема воды

(mH2O = V H2O)

3.   Приготовление раствора NaCl с заданной w%

4.  Измерение объема раствора

полученный раствор перелить в мерный цилиндр и измерить объем раствора

  1. Рассчитать плотность раствора по формуле

         m р-ра

p =   V  р-ра

         50 г

p =   объем  р-ра

  1. Изготовить этикетку.



Предварительный просмотр:

Конспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Автор: Кочеткова Наталья Егоровна, учитель химии и биологии, МОУ ООШ №3 г. Камешково, Владимирской области

Целевая аудитория: учащиеся  8 класс.

Аннотация: Данная разработка урока для учащихся 8 класса по программе О. С. Габриеляна предполагает использование системно-деятельностного подхода в создании условий для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных типах химических реакций на примере свойств воды. Разработка уроков включает: цель урока, учебные задачи в личностном, метапредметном и предметном направлениях;  подробно представлены этапы урока, деятельность учителя и деятельность ученика, предметные учебные действия, подведение итогов (рефлексия), домашнее задание, использованные электронно-образовательные ресурсы. Урок позволяет использовать ряд приёмов, способствующих саморазвитию учащихся: метод контрольных вопросов – блиц-опрос «Собери рюкзак»; приём «Создай паспорт»; групповую  работу с картами-инструкциями, решение нестандартных задач. Данная разработка может быть использована другими учителями-предметниками общеобразовательных школ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Типы химических реакций на примере свойств воды»

  1. Цель урока: Создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных типах химических реакций на примере свойств воды.
  2. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- В личностном направлении:

  • способствовать  формированию мотивации учебной деятельности учащихся;
  • развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • развивать рефлексивные умения (самооценка и самопознание).

             - В метапредметном направлении:

  • развивать умение анализировать информацию при работе с учебником и карточками;
  • организовать применение учащимися полученных знаний в процессе самостоятельной работы;
  • применять полученные знания при объяснении процессов из жизни;
  • развивать коммуникативные компетенции учащихся (умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника).

              - В предметном направлении:

  • совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Типы химических реакций на примере свойств воды»;
  • наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии;
  • классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.
  1. Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений.
  2. Формы работы учащихся:  групповая (класс делится на 4 группы) и индивидуальная.
  3. техническое обеспечение:  таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»,  «Таблица растворимости кислот, оснований и солей»,  рабочая тетрадь на печатной основе,  карты-инструкции с заданиями, карты самоконтроля, шаростержневая модель воды,  справочники с физическими показателями воды, дополнительная литература с материалами о значении гидросферы и экологических проблемах водных ресурсов, мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеофрагмент «Типы химических реакций Кирилл и Мефодий»
  4. Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные учебные действия

УУД

личностные, метапредметные

ЭОР

Время (в мин)

1

Самоопределение к деятельности

Проводит блиц-опрос на проверку знания понятийного аппарата по теме «Типы химических реакций» (игра «Собери рюкзак» - «складывают» знания, которые пригодятся на уроке)  (Приложение 1)

Слушают вопросы, отвечают на них

Дают определения понятий.

Личностные, познавательные

4 мин.

2

Мотивация (вызов)

-Организует мотивацию учащихся (на экране картинки воды в разных агрегатных состояниях: айсберг, река, туман, мусор в океане, нефтяная плёнка, снимок «голубой» планеты из космоса.  (Слайд 1)

- Организует деятельность учащихся по формированию темы урока:

- Какое вещество объединяет все эти сюжеты?

- Попробуйте назвать тему нашего урока, связав увиденные сюжеты с вопросами блиц-опроса.

- Уточняет и корректирует предположения учеников о теме урока.

Смотрят, слушают, анализируют полученную информацию.

Высказывают свои предположения о теме урока (взаимосвязь совйств воды с различными типами химических реакций)

Записывают в тетрадь тему урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Рассуждают, подводят под понятие «взаимосвязи свойств воды и типов химических реакций»

Личностные, познавательные,  регулятивные

Презентация  – сюжеты, связанные с водой

(слайд 1)

3 мин.

 

3

Совместная постановка цели урока и выработка плана действий

Совместно с учащимися формулирует цели урока и план действий:

- Обобщить и систематизировать знания о составе, строении, физических и химических свойствах воды,  значении воды и экологических проблемах природных вод.

- Взаимосвязать свойства воды с различными типами химических реакций.

Высказывают свои мнения о предполагаемой цели урока и плане действий.

Определяют цели урока, планируют деятельность.

Личностные, познавательные, регулятивные

2 мин.

4

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Формулирует задания:

- Какие типы химических реакций вы знаете?

-Разгадайте надписи (приём «наскальные рисунки» - определите тип реакции.

( Приложение 2)

- Охарактеризуйте состав и строение молекулы воды (приём «Учебный мозговой штурм»)

Обсуждают качественный и количественный состав воды, рассчитывают относительную молекулярную и молярную массу, составляют схему образования химической связи в молекуле воды,  определяют её вид, моделируют из шаростержневых конструкторов.  

Работают с таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Разгадывают надписи, определяют типы реакций.

Рассчитывают относительную молекулярную и молярную массу, вычисляют массовую долю химического элемента в веществе, конкретизируют понятия «химическая связь»,  «Кристаллическая решётка»,  определяют понятия «ковалентная полярная связь», составляют модель молекулы воды.

Познавательные, регулятивные

Презентация «Наскальные рисунки» (слайд 2)

5 мин.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует работу в группах по систематизации теоретического материала о физических свойствах воды,  о химических свойствах воды в свете основных типов химических реакций; значение воды на земле и экологических проблемах гидросферы.

Предлагает группам карты-инструкции изучения вопросов темы (приложение 3)

Организует обсуждение вариантов решения  творческих заданий

Задание:

1 группа. Изучите справочную литературу, прочитайте дополнительный материал, внесите в блок «Физика» своей «Карты-расследования» сведения о физических свойствах воды. Подготовьте устный ответ  у доски. На доске таблица:

Свойства

Показатели

Агрегат. состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Творческое задание: Придумайте способ, позволяющий сделать воду «мягче,  чтобы спортсмены при прыжках в воду не травмировались при неудачных прыжках.

2 группа

Прочитайте п. 33, стр. 169-172. Внесите в блок

«Химия» своей «Карты-расследования» сведения о химических свойствах воды,  укажите признак классификации химических реакций. Подготовьте отчёт у доски. На доске таблица:

Уравнения химических реакций

Признаки классификации

Творческое задание: Придумайте химический способ обнаружения воды в топливе.

3 группа

Повторите материал п. 18, стр. 91-93, внесите в блок «Биология» своей карты-расследования информацию о значении воды в природе и жизни организмов. Подготовить устный ответ у доски

На доске таблица:

Вода в природе

Значение воды

Творческое задание:

Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара.

4 группа

Изучите справочный материал, прочитайте дополнительную литературу. Внесите в блок «Экология» своей «Карты-расследования» сведения об экологических проблемах водных ресурсов. Подготовьте устный ответ у доски.  На доске таблица

Использование

Типы загрязнения

Источники загрязнения

Советы по экономии воды в быту

Советы по очистке водопроводной воды в быту.

Творческое задание. Подумайте, какими способами можно очистить от нефти сильно загрязнённые области Мирового океана.

Наблюдает и корректирует работу групп.

Подводит  итоги работы групп (приложение 4)

Объединяются в группы, получают карты-инструкции, читают их, изучают справочную литературу,  вносят нужную информацию в «Карты-расследования»,  работают с электронной презентацией.

Находят в тексте справочной литературы сведения о физических свойствах воды, заполняют таблицу.

Свойства

Показатели

Агрегат. состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Предлагают способы решения  творческого задания, комментируют свой выбор, озвучивают выводы при обсуждении.

Читают п. 33,  стр. 169-172. Заполняют таблицу

Уравнения химических реакций

Признаки классификации

Озвучивают отчёт о химических свойствах воды у доски, демонстрируют подготовленную электронную презентацию о химических свойствах воды.  Предлагают способ решения творческой задачи, объясняют свой выбор. 

Повторяют п. 18, стр. 91-93, находят в дополнительной литературе материал о значении воды в природе и жизни организмов, заполняют таблицу

Вода в природе

Значение воды

Озвучивают информацию у доски, предлагают способ решения творческого задания, комментируя свой выбор.

Находят в тексте справочной и дополнительной литературы материал об экологических проблемах водных ресурсов, заполняют таблицу.

Использование

Типы загрязнения

Источники загрязнения

Советы по экономии воды в быту

Советы по очистке водопроводной воды в быту.

Озвучивают информацию у доски, предлагают способ решения творческого задания.

Оформляют записи в тетради.

Исследуют свойства воды, наблюдают и описывают виртуальные  химические реакции, делают выводы из результатов увиденного,  классифицируют

химические реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции на примере свойств воды;  характеризуют состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений; узнают о значении воды в природе и жизни организмов; анализируют и оценивают экологические проблемы водных ресурсов

Познавательные, регулятивные

Презентация «Химические свойства воды» (слайд 3)

17 мин.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует самостоятельную работу с самопроверкой, взаимопроверкой, самооценкой.  

Задание:

1.  Дополните схемы и составьте уравнения реакций,  характеризующие химические свойства воды:

а) Na2O + H2O -- >….

б) Cl2O7 + H2O -->….

в) …..+ 2H2O --> 2KOH + +H2

2.   Определите как изменят цвета индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) в растворах продуктов реакции?

3.  Укажите типы химических реакций.

Выполняют работу в тетрадях, осуществляют самопроверку, взаимопроверку, самооценку. Обсуждают допущенные ошибки, корректируют работу.

Составляют уравнения реакций. Расставляют коэффициенты в схемах химических реакций.  Определяют цвета индикаторов в зависимости от среды раствора. Указывают типы химических реакций.

Познавательные, регулятивные

Презентация ответов на задание самостоятельной работы (слайд 4)

4 мин.

7

Рефлексия (подведение итогов)

Способствует рефлексивной деятельности учащихся: организует работу с картами самоконтроля  «Я знаю, умею, могу» :

«Для подведения итогов работы на уроке предлагаю отметить то утверждение из представленных, которое вы для себя считаете наиболее приемлемым» (приложение 5)

Проводят работу по определению уровня эффективности работы на уроке и диагностируют отработанные умения

Подводят итоги, обобщают

Личностные, регулятивные

3 мин.

8

Домашнее задание

Даёт комментарий к домашнему заданию:

- изучить п. 33

-выполнить упр. 1-4 на стр. 114-115 в рабочей тетради на печатной основе.

- Составить вопросы, на которые вы не можете найти ответ в учебнике.

Слушают, записывают домашнее задание в дневники

2 мин.

Приложение 1

Блиц-опрос «Собери  рюкзак»

  1. Химическая рекация – это…..
  2. Реакция соединения – это…..
  3. Реакция разложения – это….
  4. Реакция замещения – это….
  5. Реакция обмена – это….
  6. Исходные вещества – это…
  7. Продукты реакции – это…
  8. Экзотермические реакции – это…

  1. Эндотермические реакции – это….
  2. Катализаторы – это…
  3. Ферменты – это…
  4. Обратимая реакция – это….
  5. Необратимая реакция – это…
  6. Цепочки превращений- это…
  7. Реакция нейтрализации – это…
  8. Индикаторы – это…

Приложение 2

«Наскальные рисунки» (типы химических реакций)

1)              +                                + Q

2)                                  +                - Q

3)                     +                                       +

4)                     +                                              +

Приложение 3

Инструкция  проведения физического анализа

Цель: Изучить физические свойства воды.

Порядок действий:

  1. Изучите справочную литературу, прочитайте   дополнительный материал.
  2. Внесите  в блок  «Физика» своей «Карты расследования» сведения о физических свойствах  воды.
  3. Творческое задание: Тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге: «Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность приводнений и травм. Когда человек падает с высоты, вода не такая уж мягкая…» Придумайте и апробируйте  на опыте способ, позволяющий сделать воду «мягче», чтобы спортсмены не травмировались при неудачных прыжках. 
  4. Подготовьте   устный ответ у доски.

«Физика»

Агрегатное состояние

                                                                        

Плотность

 

Температура кипения

 

Температура плавления

 

Цвет

 

Вкус

 

Запах

 

Особые свойства

 

Инструкция проведения химического расследования

Цель: Выяснить химические свойства воды.

Порядок действий:

  1. Прочитайте п.33, с.169-172.
  2. В блоке «Химия» своей «карты расследования»  внесите сведения о химических свойствах воды и укажите признак классификации  химических реакций.
  3. Подготовьте отчет у доски.
  4. Творческое задание Наличие воды в бензине отрицательно сказывается на работе двигателя, особенно авиационного. Неполадки усугубляются, если в топливной емкости вода и бензин расслаиваются, может наступить момент, когда в двигатель начнет поступать вода.  Придумайте и апробируйте  на опыте химический способ обнаружения воды в топливе.

«Химия»

Уравнение химической реакции

Признак классификации

                                                                        

                                                                        

Инструкция проведения биологического анализа

Цель: Выяснить значение воды в природе и жизни организмов.

Порядок действий:

  1. Повторите  материал п. 18, стр. 91-93
  2. В блок «Биология» своей «карты расследования»  внесите информацию о значении воды в природе и жизни организмов.  
  3. Подготовьте устный ответ у доски.
  4. Творческое задание.  В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала. Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара, проверьте свои идеи экспериментально. Учтите, что сахар не растворяется в бензине, а присутствует в нем в виде взвеси, полная же очистка бензина отстаиванием или фильтрованием требует много времени.

«Биология»

Вода в природе                                     

                                                                      

Значение воды                                    

 

Инструкция проведения «экологического расследования»

Цель: рассмотреть применение воды, круговорот воды а природе, экологические проблемы гидросферы.

Порядок действий:

  1. Прочитайте п. 33, стр. 168 – 169
  2. В блоке «Экология» своей «карты расследования»  внесите сведения об экологических проблемах водных ресурсов. 
  3. Подготовьте отчет у доски.
  4. Творческое задание:  К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают от этого не только реки и озера, но и целые области Мирового океана: « Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина». Конечно, чтобы ожили водоемы, нужно, прежде всего, перекрыть источники сбросов. Вместе с тем необходимо очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океана. Подумайте,  какими способами это можно сделать?

«Экология»

Использование

                                                                        

Типы загрязнения

 

Источники загрязнения

 

Советы по экономии воды в быту

 

Советы по очистке водопроводной воды в быту

 

Приложение 4

Творческие продукты учащихся:

  •  выявление ресурсов изучаемого объекта, их классификация (учащиеся  самостоятельно описывают состав, строение,  физические и химические свойства воды);
  • выявление связей изучаемого объекта с другими объектами и процессами окружающего мира (учащиеся самостоятельно описывают роль воды на Земле);
  • формулирование вопросов исследовательского характера (примерные вопросы учащихся: Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных  прыжках в воду?);
  • выдвижение гипотез (примерные гипотезы учащихся: нефтяную пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом; наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды – сахар растворится; чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);
  • выявление возможностей управления изучаемым объектом, экологическая экспертиза полученных идей (учащиеся дают советы по охране природных вод, экономичном  расходовании воды  в быту, очистке воды в быту и на природе);

Приложение 5

Карта самоконтроля «Я знаю, умею, могу»

В конце урока обведи то утверждение, которое ты считаешь для себя наиболее подходящим.

1.   Типы химических реакций

  • знаю определения типов реакций
  • умею определять тип реакции, предложенного уравнения реакции
  • могу классифицировать химические реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции на примере свойств воды

2.  Свойства воды

  • знаю физические свойства воды
  • умею вычислять молекулярную и молярную массу воды
  • умею вычислять массовую долю химических элементов по формуле
  • знаю химические свойства воды
  • могу описывать химические реакции, проводимые в ходе виртуального эксперимента
  • знаю о значении воды в природе
  • знаю об экологических проблемах водных ресурсов

3.  Оцени свою работу  сегодня на уроке

  • Я ничего не понял(а) сегодня на уроке
  • Я понял(а) только материал, который изучала наша группа
  • Я понял(а) материал всех групп
  • Я сам(а) предложил(а) решение творческой задачи
  • Я сам(а) находил(а) нужную информацию в справочной литературе

4.  Оцени своё отношение к уроку

  • мне не понравилось содержание урока
  • задания были сложные и непонятные
  • презентация мешала мне думать и сосредотачиваться
  • мне было скучно и неинтересно
  • мне не всё понравилось на уроке
  • мне было интересно
  • мне понравилось работать и отвечать на сложные вопросы



Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов школьников через экологические проекты

Автор: Кочеткова Наталья Егоровна, учитель химии и биологии, МОУ ООШ №3 г. Камешково, Владимирской области

Целевая аудитория: учащиеся  8-9 классы.

Аннотация: автор рассматривает как одно из средств решения проблемы повышения качества образования разработку экологических проектов, формирующих познавательную мотивацию изучения естественных наук, пробуждающих у школьников чувство любознательности и развития интереса к науке, определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности. В статье приведены матрицы (паспорта) проектов, содержащие занимательные, проблемные задания, которые позволяют стимулировать познавательную активность учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей.

Матрицы проектов:

  1. Эксперимент в космосе: космические насекомые
  2. Алмазы и легенды
  3. Курение и здоровье человека
  4. Яблоки – полезные фрукты
  5. Изучение агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники в комнатных условиях.

Экологические проекты повышают мотивацию обучения, а, следовательно, улучшают усвоение предмета и качество образования.

Развитие познавательных интересов школьников

через экологические проекты

      Развитие познавательных интересов учащихся может быть сегодня рассмотрено в ракурсе проблемы повышения качества образования. Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества российского образования в рамках его модернизации (стандартизация содержания, введение Единых государственных экзаменов) зачастую носят достаточно  прагматичный характер, направленный на ситуативное преодоление существующих проблем, и не делают акцент на развитии познавательных интересов учащихся,  тогда как,  на наш  взгляд, долгосрочный результат в образовании может быть достигнут на основе развития познавательных интересов учащихся,  определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности. Проблема развития познавательных интересов  имеет особую актуальность в старшем школьном возрасте, что обусловлено необходимостью жизненного и профессионального самоопределения.

     В качестве адекватного средства решения этих проблем может рассматриваться разработка экологических проектов,  формирующих  познавательную мотивацию изучения естественных наук,  пробуждающих у школьников чувство любознательности и удивления,  развивающих интерес к науке.

         В своей практике при организации экологических проектов стараюсь предложить детям занимательные, проблемные задания,  которые при дальнейшей работе оказываются не сложными, но интересными.  такие задания стимулируют познавательную активность к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Например, проектная работа «Эксперимент в космосе: космические насекомые» имела целью исследовать воздействие невесомости, стартовых и посадочных перегрузок и других условий космического полёта на процессы размножения, развития и жизнеспособности насекомых (плодовые мушки дрозофилы и бабочки крапивницы). Эта работа стала лауреатом Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2012».

Матрица проекта

  1. Название проекта:. Эксперимент в космосе: космические насекомые
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, физика.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Разработчик проекта: Конюхова Е.
  8. Заказчик проекта: учитель биологии
  9. Цель проекта: Исследовать воздействие невесомости, стартовых и посадочных перегрузок на процессы размножения, развития и жизнеспособности насекомых.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Изучить влияние микрогравитации и космической радиации на:

индивидуальную и наследственную мутацию мушек-дрозофил;

процесс развития бабочки-кравпивницы в стадии куколки;

жизнеспособность сформировавшегося имаго (взрослого насекомого)

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии и физики и во внеклассной работе.

Интересный интегрированный проект на тему «Алмазы Индии. Легенды и действительность» был проведён учениками 9 класса, которые решили проверить, используя источники по химии, биологии, географии и истории, действительно ли данная легенда основана на реальных фактах?

Матрица проекта

  1. Название проекта: Алмазы и легенды.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, интегрированный, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: химия
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, география, история.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Давыдов С., Колистратов Д., Куракин А.,  Шаронова К.
  8. Заказчик проекта: учитель химии
  9. Цель проекта: доказать или опровергнуть одну из легенд об алмазах Индии.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;

Доказать, что А. Македонский в IV в. до н.э. пытался завоевать Индию;

  • Определить достоверность места Голконда
  • Изучить вопрос о происхождении алмазов.
  • Рассмотреть проблему возможности нахождения алмазов на поверхности земли.
  • Выяснить факты приручения и дрессировки орлов.
  • Доказать, что алмазы прилипают к жирному мясу (провести модельный эксперимент)
  1. Методика проведения модельного эксперимента:
  2. В качестве модели алмазов использовать кусочки стекла, плотность которых близка к плотности алмазов;
  3. Моделью падения мяса в пропасть считать падение мяса из окна школы с высоты 6 м;
  4. Кусочки стекла – модели «алмазов»  взвешивать, массу пересчитать в караты;
  5. Процесс эксперимента фиксировать с помощью цифрового фотоаппарата.
  6. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках химии в теме «углерод» и во внеклассной работе.

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы  решения поставленных задач, результаты работы, выводы.  Одной из таких презентаций является работа на тему «Курение и здоровье человека».

Матрица проекта

  1. Название проекта: «Курение и здоровье человека».
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Бездушнова А., Михайлова М.
  8. Заказчик проекта: учитель химии
  9. Цель проекта:  показать пагубное влияние курения на здоровье человека
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Показать влияние курения на организм человека и развитие болезней
  • заставить задуматься о последствиях и сделать для себя какие-то выводы.
  • Выяснить сколько людей  курят в старших  классах, как они к этому относятся и что влечет за собой эта пагубная привычка

11. Методика проведения 

  • социологический опрос учеников 8-9 классов

12.  Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии в теме «Дыхание» и во внеклассной работе.

Интересная работа была проведена по изучению влияния яблок на здоровье и красоту человека.  Работа содержала  химический эксперимент по определению содержания солей железа в яблоках, а также соцопрос по выявлению взаимосвязи между здоровьем человека и частотой употребления им яблок.

Матрица проекта

  1. Название проекта: Яблоки – полезные фрукты.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия,
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Синягина Ю.,   Шаронова К.
  8. Заказчик проекта: учитель химии и биологии
  9. Цель проекта: доказать  полезное влияние яблок на здоровье и красоту человека.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • Определить содержание солей железа в некоторых сортах яблок.
  •  Выявить взаимосвязь между здоровьем человека и частотой употребления им яблок.
  1.  Методика проведения:
  • химический эксперимент
  • социологический опрос

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии в теме «Витамины» и во внеклассной работе.

Интересное исследование по изучению агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники  в комнатных условиях было проведено учеником 8 класса. Работа  получила второе место на Областном молодёжном конкурсе работ по проблемам устойчивого развития, посвящённого Году охраны окружающей среды в РФ «Дорога в будущее»

Матрица проекта

  1. Название проекта: Изучение агротехнических возможностей выращивания листового салата методом проточной гидропоники в комнатных условиях.
  2. Руководитель проекта: Кочеткова Н. Е., учитель химии и биологии
  3. Тип проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный.
  4. Учебный предмет, в рамках которого выполняется проект: биология
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, химия,
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-15 лет
  7. Состав проектной группы: Нагорнов И.
  8. Заказчик проекта: учитель химии и биологии
  9. Цель проекта: изучить агротехнические возможности выращивания листового салата методом проточной гидропоники.
  10. Задачи проекта:
  • изучить литературу и материалы Интернета по теме проекта;
  • разработать метод проточной гидропоники применительно к комнатным условиям
  • выбрать субстрат и сорт зелёной культуры
  • Вырастить зелёную массу до товарного вида
  • определить экономический аспект работы
  1. Методика проведения:
  • биологический эксперимент

  1. Результат работы:  Оформить материал проекта в виде презентации в программе PowerPoint,  представить на конкурс школьных учебных проектов,  использовать на уроках биологии и во внеклассной работе.

Опрос учащихся, принимавших участие в каком-либо проекте, показал, что 91% понравилось принимать участие в проекте. На «отлично» свою работу в проекте оценили 20%, на «хорошо» - 51%, на «удовлетворительно» - 25%, затруднились дать оценку своей работе 3% опрошенных.        Определяя свою роль в проекте, 14% учащихся назвали себя лидерами, 57% - активными помощниками, 28% - пассивными участниками.

      Результаты исследования характера отношения учащихся к естественно-научным  предметам показал повышение положительного отношения к предметам, знания и умения по которым были связаны с реализацией проекта. У учащихся повысилась эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио учителя английского языка Пророк Наталии Владимировны

Портфолио – визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации;досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах...

Портфолио Блохиной Натальи Владимировны

Педагогическая деятельность преподавателя Блохиной Н. В....

Организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы за 2013- 2014 учебный год учителя физической культуры Крук Натальи Егоровны

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность ОГСКОУ в специальной (коррекционной ) общеобразовательной школе - интернат VIII вида № 19  г. Тайшета нацелена на формирование у обучающихся...

Портфолио Лапкаевой Наталии Сергеевны

черновик портфолио содержит справки, которые можно использовать как шаблоны....

Портфолио Устиновой Натальи Сергеевны

Портфолио для анализа профессиональной деятельности педагога дополнительного образования МБУДО ЦДОД города Димитровграда Устиновой Натальи Сергеевны...

Портфолио Русскина Наталья Викторовна

портфолио Русскина Н.В.  https://cloud.mail.ru/public/7Wbk/HCAZKa2to...

Портфолио Фатькиной Натальи Васильевны

Портфолио Фатькиной Натальи Васильевны - учителя физики МБОУ "Клопинская основная общеобразовательная школа" Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия...