ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ "ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ " ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ" ,ПО ХИМИИ 9 КЛАСС МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchelochnye_metally.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Щелочные металлы


Группа →

1

 ↓ Период

     2

3

Литий

Li

6,941

[Не]2s1

3

11

Натрий

Na

22,989

[Nе]3s1

4

19

Калий

K

39,098

[Ar]4s1

5

37

Рубидий

Rb

85,467

[Kr]5s1

6

55

Цезий

Cs

132,906

[Xe]6s1

7

87

Франций

Fr

(223)

[Rn]7s1

8

119

Унуненний

Uue

(316)

[Uuo]8s1

   Щелочны́е мета́ллы — это элементы 1-й группы периодической таблицы химических элементов (по устаревшей классификации — элементы главной подгруппы I группы: литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs, франций Fr, и унуненний Uue. При растворении щелочных металлов в воде образуются растворимые гидроксиды, называемые щёлочами

Общая характеристика щелочных металлов


В Периодической системе они следуют сразу за инертными газами, поэтому особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная конфигурация ns1. Очевидно, что валентные электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому что атому энергетически выгодно отдать электрон и приобрести конфигурацию инертного газа. Поэтому для всех щелочных металлов характерны восстановительные свойства.

Некоторые свойства щелочных металлов

Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелемЛитийнатрий и калий легче воды и плавают на её поверхности, реагируя с ней.

Щелочные металлы встречаются в природе в форме соединений, содержащих однозарядные катионы. Многие минералы содержат в своём составе металлы главной подгруппы I группы.

Химические свойства щелочных металлов


Из-за высокой химической активности щелочных металлов по отношению к водекислороду, и иногда даже и азоту (LiCs) их хранят под слоем керосина. Чтобы провести реакцию со щелочным металлом, кусочек нужного размера аккуратно отрезают скальпелем под слоем керосина, в атмосфере аргона тщательно очищают поверхность металла от продуктов его взаимодействия с воздухом и только потом помещают образец в реакционный сосуд.

1. Взаимодействие с водой. Важное свойство щелочных металлов — их высокая активность по отношению к воде. Наиболее спокойно (без взрыва) реагирует с водой литий:

При проведении аналогичной реакции натрий горит жёлтым пламенем и происходит небольшой взрывКалий ещё более активен: в этом случае взрыв гораздо сильнее, а пламя окрашено в фиолетовый цвет.

2. Взаимодействие с кислородом. Продукты горения щелочных металлов на воздухе имеют разный состав в зависимости от активности металла.

3. Взаимодействие с другими веществами. Щелочные металлы реагируют со многими неметаллами.

а\ При нагревании они соединяются с водородом с образованием гидридов 

б\ с галогенами с образованием галогенидов

в\ , серой с образованием сульфидов

г\ с азотом с образованием нитридов

д\ с углеродом  с образованием карбидов 

Получение щелочных металлов


1. Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего — хлоридов, образующих природные минералы:

2. Иногда для получения щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов:

3. Щелочной металл может быть восстановлен из соответствующего хлорида или бромида кальциеммагниемкремнием и др. восстановителями при нагревании под вакуумом до 600-900 °C:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.МЕТАЛЛЫ» 5класс

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ по теме  «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.МЕТАЛЛЫ». Контрольный тест. ...

Конспект урока "Щелочные металлы"

конспект урока по химии "Щелочные металлы" с использованием  ЭОР - 9 класс...

План – конспект урока ТАЙНА МЕТАЛЛОВ

План – конспект урока «Тайна металлов» разработан для обучающихся девятых классов общеобразовательных учреждений, занимающихся на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Н. Н. Га...

Конспект урока Щелочные металлы 9 класс

Конспект урока и презентация на тему "Щелочные металлы" 9 класс...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Опорный конспект "Коррозия металлов"

Данный матириал позволяет понятно, наглядно и максимально просто рассказать учащимя о коррозии металлов...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....