Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Фомина Елена Леонидовна

План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_efiry.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

городского округа г. Буй

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ

В 10 КЛАССЕ

Тема «Сложные эфиры»

Учитель: ФОМИНА Елена Леонидовна

г.Буй

ТЕМА: «ЭФИРЫ»

учебник: О.С.Габриэлян и др. «Химия, 10 класс»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • дать понятие о составе и строении сложных эфиров;
  • развить знания о закономерностях химических реакций;
  • сформировать представления об эфирах как о продуктах реакции этерификации;
  • показать на бытовых примерах значение эфиров

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

знать:

  • определение сложных эфиров;
  • строение молекул эфиров;
  • изомерию, свойства, получение эфиров;
  • применение и нахождение эфиров в природе;

уметь:

  • составлять формулы эфиров;
  • давать им названия;
  • записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • на столах учащихся: образцы эфиров, растворитель 647 или 648, жидкость для снятия лака, ацетон, этиловый спирт, жидкое мыло, крем для рук, кусочки пчелиных сот,  зеленое яблоко, лисья воскового плюща;
  • на стенах кабинета развешаны листы с формулами представителей типа Кислородсодержащих органических соединений;
  • две пробирки, штатив для пробирок; щелочь, кислота, растворы индикаторов;
  • дополнительная и справочная литература.

ФОРМА УРОКА: урок коллективного изучения материала.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • работа в группах;
  • исследовательский эксперимент;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесбережение.

СТРУКТУРА УРОКА.

  1. Мотивационный этап.
  2. Целеполагание.
  3. Подготовка к изучению нового материала.
  4. Работа в группах  и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль».
  5. Подведение итогов работы групп. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1. Мотивационный этап.












2. Целеполагание.



















3. Подготовка к изучению нового материала.








4.Работа в группах. и обсуждение результатов.

































































5.Подведение итогов работы групп. Рефлексия.













6. Домашнее задание.

Конспект, уч. с 191, табл «применение сложных эфиров» развернуть в любой форме ( презентация, в любом литературном жанре и т.д.)

Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем знакомиться с новым классом органических веществ. Следует рассказ о значении слова «эфиры» в понятиях философов, литераторов, материалистов. А что по этому поводу говорят химики? Как вы думаете, на какие бы вопросы они бы хотели получить ответы?








Обратите внимание, как мало материала по этой теме в нашем учебнике. Поэтому я предлагаю воспользоваться дополнительной литературой и знаниями, полученными при изучении прошлых тем, и коллективно вести поиск на поставленные вами вопросы.

Прочитайте определение эфиров в учебнике.

Из определения эфиров следует, что эти вещества относятся к типу …

(продолжите фразу)

Какие классы веществ этого типа мы уже изучили?


Найдите прикрепленные на стенах формулы веществ и назовите их:

1 группа – спирты

2 группа – кетоны

3 группа – альдегиды

4 группа – карбоновые кислоты.



Из каких фрагментов состоит молекула эфира? Выведите общую структурную и молекулярную формулу сложных эфиров.

О каких видах изомерии в этом классе веществ может идти речь? Докажите на примерах.




Дает алгоритм построения названий  сложных эфиров.

Задание.

Назовите вещества формулы которых записаны на доске.


Вспомните свойства карбоновых кислот и спиртов.



Дайте характеристику этой реакции по уравнению.


Как будет называться обратная реакция?

Мы с вами перешли к свойствам эфиров.

Задание.

Найдите в литературе , как протекает гидролиз в кислой ив щелочной среде. Ответьте на вопрос: Почему спирты не взаимодействуют с солями?


Классификация сложных эфиров.

Задание:

1. по каким признакам можно классифицировать эфиры?

2. составьте схемы классификации эфиров.

Практическая работа «Тест-контроль» « Сравнение  растворяющих свойств спирта, ацетона, сложных эфиров  при действии их на лак для ногтей»

О нахождении в природе и применении заслушиваем сообщение.


Смогли ли мы получить ответы на поставленные вопросы?

Все ли было понятно?

Что вызвало затруднение?

Изучение особой группы сложных эфиров – жиров продолжим на следующем уроке.

Дает оценку работы класса в целом, оценивает и комментирует ответы отдельных учащихся.


Обращает внимание, что работа может выполнятся индивидуально или по группам.













Каково строение молекул эфиров?

Есть ли у них изомеры?

Как их называют?

Каковы их свойства?

Встречаются ли они в природе?

Можно ли их использовать?












Читают определение.




…. кислородсодержащие органические соединения.

Отвечают: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.







Передвигаясь по классу, собирают листы с формулами, дают названия веществам.






Выполняют задание.




1. внутримолекулярная - по углеродному скелету

2. межмолекулярная - с карбоновыми кислотами





Выполняют задание.




Называют реакцию этерификации. Записывают ее на доске в общем виде.


Обратимая, каталитическая, обмена.


Гидролиз.









Работают со справочной литературой.








Выполняют задание.

Проводят опыты. Делают выводы: 1. о безопасности применения  и мягком действии уксусно-этилового эфира (жидкости для снятия лака),  2. об иссушающем действии на ногти ацетона.






Выступает один из учащихся класса.


















Грамотно записывают задания в дневник.













Вопросы записываются на доске, из них выстраивается план изучения темы.

















Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.













Каждая группа собрала несколько карточек с формулами представителей класса.






Формулы записываются на доске и в тетрадях.






Выносится на доску.





Записывают названия в тетрадях и проверяют по переносной доске.












Обсуждают в группах. Итог записывают на доске.














Обсуждают в группах. Результат записывают на доске и в тетрадях.




Выводы записывают в тетради.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"

Урок проводится в начале изучения данной темы....

Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

урок химии"Сложные эфиры" 10 класс

Данный урок является составляющим курса "Органическая химия" в теме "Кислородсодержащие соединения". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.На уроке используются  современные образов...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...