Главные вкладки

    Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"
    план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

    Фомина Елена Леонидовна

    План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_efiry.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2

    городского округа г. Буй

    КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ

    В 10 КЛАССЕ

    Тема «Сложные эфиры»

    Учитель: ФОМИНА Елена Леонидовна

    г.Буй

    ТЕМА: «ЭФИРЫ»

    учебник: О.С.Габриэлян и др. «Химия, 10 класс»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    • дать понятие о составе и строении сложных эфиров;
    • развить знания о закономерностях химических реакций;
    • сформировать представления об эфирах как о продуктах реакции этерификации;
    • показать на бытовых примерах значение эфиров

    УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

    знать:

    • определение сложных эфиров;
    • строение молекул эфиров;
    • изомерию, свойства, получение эфиров;
    • применение и нахождение эфиров в природе;

    уметь:

    • составлять формулы эфиров;
    • давать им названия;
    • записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    • на столах учащихся: образцы эфиров, растворитель 647 или 648, жидкость для снятия лака, ацетон, этиловый спирт, жидкое мыло, крем для рук, кусочки пчелиных сот,  зеленое яблоко, лисья воскового плюща;
    • на стенах кабинета развешаны листы с формулами представителей типа Кислородсодержащих органических соединений;
    • две пробирки, штатив для пробирок; щелочь, кислота, растворы индикаторов;
    • дополнительная и справочная литература.

    ФОРМА УРОКА: урок коллективного изучения материала.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    • работа в группах;
    • исследовательский эксперимент;
    • проблемное обучение;
    • здоровьесбережение.

    СТРУКТУРА УРОКА.

    1. Мотивационный этап.
    2. Целеполагание.
    3. Подготовка к изучению нового материала.
    4. Работа в группах  и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль».
    5. Подведение итогов работы групп. Рефлексия.
    6. Домашнее задание.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    РЕЗУЛЬТАТ

    1. Мотивационный этап.












    2. Целеполагание.



















    3. Подготовка к изучению нового материала.








    4.Работа в группах. и обсуждение результатов.

































































    5.Подведение итогов работы групп. Рефлексия.













    6. Домашнее задание.

    Конспект, уч. с 191, табл «применение сложных эфиров» развернуть в любой форме ( презентация, в любом литературном жанре и т.д.)

    Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем знакомиться с новым классом органических веществ. Следует рассказ о значении слова «эфиры» в понятиях философов, литераторов, материалистов. А что по этому поводу говорят химики? Как вы думаете, на какие бы вопросы они бы хотели получить ответы?








    Обратите внимание, как мало материала по этой теме в нашем учебнике. Поэтому я предлагаю воспользоваться дополнительной литературой и знаниями, полученными при изучении прошлых тем, и коллективно вести поиск на поставленные вами вопросы.

    Прочитайте определение эфиров в учебнике.

    Из определения эфиров следует, что эти вещества относятся к типу …

    (продолжите фразу)

    Какие классы веществ этого типа мы уже изучили?


    Найдите прикрепленные на стенах формулы веществ и назовите их:

    1 группа – спирты

    2 группа – кетоны

    3 группа – альдегиды

    4 группа – карбоновые кислоты.



    Из каких фрагментов состоит молекула эфира? Выведите общую структурную и молекулярную формулу сложных эфиров.

    О каких видах изомерии в этом классе веществ может идти речь? Докажите на примерах.




    Дает алгоритм построения названий  сложных эфиров.

    Задание.

    Назовите вещества формулы которых записаны на доске.


    Вспомните свойства карбоновых кислот и спиртов.



    Дайте характеристику этой реакции по уравнению.


    Как будет называться обратная реакция?

    Мы с вами перешли к свойствам эфиров.

    Задание.

    Найдите в литературе , как протекает гидролиз в кислой ив щелочной среде. Ответьте на вопрос: Почему спирты не взаимодействуют с солями?


    Классификация сложных эфиров.

    Задание:

    1. по каким признакам можно классифицировать эфиры?

    2. составьте схемы классификации эфиров.

    Практическая работа «Тест-контроль» « Сравнение  растворяющих свойств спирта, ацетона, сложных эфиров  при действии их на лак для ногтей»

    О нахождении в природе и применении заслушиваем сообщение.


    Смогли ли мы получить ответы на поставленные вопросы?

    Все ли было понятно?

    Что вызвало затруднение?

    Изучение особой группы сложных эфиров – жиров продолжим на следующем уроке.

    Дает оценку работы класса в целом, оценивает и комментирует ответы отдельных учащихся.


    Обращает внимание, что работа может выполнятся индивидуально или по группам.













    Каково строение молекул эфиров?

    Есть ли у них изомеры?

    Как их называют?

    Каковы их свойства?

    Встречаются ли они в природе?

    Можно ли их использовать?












    Читают определение.




    …. кислородсодержащие органические соединения.

    Отвечают: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.







    Передвигаясь по классу, собирают листы с формулами, дают названия веществам.






    Выполняют задание.




    1. внутримолекулярная - по углеродному скелету

    2. межмолекулярная - с карбоновыми кислотами





    Выполняют задание.




    Называют реакцию этерификации. Записывают ее на доске в общем виде.


    Обратимая, каталитическая, обмена.


    Гидролиз.









    Работают со справочной литературой.








    Выполняют задание.

    Проводят опыты. Делают выводы: 1. о безопасности применения  и мягком действии уксусно-этилового эфира (жидкости для снятия лака),  2. об иссушающем действии на ногти ацетона.






    Выступает один из учащихся класса.


















    Грамотно записывают задания в дневник.













    Вопросы записываются на доске, из них выстраивается план изучения темы.

















    Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.













    Каждая группа собрала несколько карточек с формулами представителей класса.






    Формулы записываются на доске и в тетрадях.






    Выносится на доску.





    Записывают названия в тетрадях и проверяют по переносной доске.












    Обсуждают в группах. Итог записывают на доске.














    Обсуждают в группах. Результат записывают на доске и в тетрадях.




    Выводы записывают в тетради.












    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий и его соединения"

    Урок проводится в начале изучения данной темы....

    Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"

    Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....

    Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

    Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

    методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

    Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

    урок химии"Сложные эфиры" 10 класс

    Данный урок является составляющим курса "Органическая химия" в теме "Кислородсодержащие соединения". Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.На уроке используются  современные образов...

    Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

    Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....