Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
план-конспект урока по химии (8 класс)

Кузнецова Ирина Леонидовна

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закрепление полученных данных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx37.16 КБ
Office presentation icon veshchestva_i_ih_svoystva.ppt2.7 МБ
Файл zakreplenie.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Учитель: Кузнецова И.Л.

Класс : 8

Предмет: химия

Автор УМК: Н.Е. Кузнецова

Тема урока: Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

Дата:

Цель: Формирование представления о предмете химии

Задачи:

Образовательные : дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых  и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся; 

воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность: увлеченность, наблюдательность, сообразительность, четкость и уважительность.

Коррекционные : начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями «химический элемент»,  и «простое вещество»

Планируемые результаты

Предметные: 

-умения устанавливать межпредметные связи;

-формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки;

-классифицировать предложенные вещества по агрегаитному состоянию;

-различать признаки веществ и тел, предметы изучения естественных наук, тела и вещества.

Личностные результаты:

- познавательный интерес к химии.

- осознание значения знаний по химии для человека и общества.

Метапредметные:

познавательные :  научиться давать определения понятиям: предмет химии, вещество , свойства вещества, простые вещества, сложные вещества; различать вещества и физические тела;

выявлять черты сходства и различия различных веществ

регулятивные :

-умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-умение соотносить учебные действия с известными правилами;

-умение осознавать уровень усвоения учебного материала.коммуникативные :

-Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-Умение слушать и понимать речь других людей.

Межпредметные связи: физика, биология

Технологии: : здоровья сбережения, проблемного обучения, групповой деятельности , развивающего обучения

Ресурсы:

Основные учебник, проектор, экран, презентация «Предмет химии»

Дополнительные Стаканчики с различными веществами.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы обучения: беседа, самостоятельная работа

Этап урока

цель

Деятельность

Формируемые УУД

ФОУД

контроль

учителя

учащихся

1 Организационный

Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Приветствие и мотивация:

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют наличие средств обучения.

Личностные: Нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

2 Мотивация учебной деятельности

Цель: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Эпиграф к уроку:  Природа окружает нас загадками и  попытка их решения  принадлежит

 к величайшим радостям жизни.    

                                                                      У.Рамзай

Знакомство с классом, с кабинетом химии, правилами поведения в кабинете химии.

Настраиваются на урок

Воспринимают требования учителя , осознают правила поведения в кабинете.

фронтальная работа

3. Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Обозначить цель и задачи урока

Создание стимуляционно-мотивирующей ситуации через систему вопросов:

Беседа с классом:  

Что такое природа?

Какие науки изучают природу?

Что изучают науки ботаника, зоология, география, физика?

Что изучает химия?

Может ли ответить на вопрос «Что изучает химия?» этимология слова?

Этимология слова «ХИМИЯ»

Кеме (Египет.)- «черная « (земля)

Кеме (Египет.) – черная наука

Хюма(древнегреч.)-«литье» металлов

Ким ( древнекитайск.)-«золото»

Отвечают на вопросы

Личностные - Самоопределение (мотивация учения). Коммуникативные - учет позиции собеседника, партнера по деятельности, уважение к иной точке зрения, предвидение разных мнений других людей; умение обосновывать и доказывать собственное мнение, умение убеждать и уступать.

4 Первичное усвоение новых знаний

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

1. Демонстрация занимательных опытов.

( действие кислоты и щелочи на индикаторные бумаги, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия, взаимодействие карбоната натрия с уксусной кислотой, взаимодействие соляной кислоты с аммиаком ( дым без огня)

2. Постановка проблемы : Химия – волшебство, фокусы или наука?

3. Побуждение учащихся к использованию в решении  проблемы с учебник химии

Называет авторов учебника и выходные данные книги;

Знакомит со структурой учебника - оглавлением,  названием основных глав, наличием инструкций для проведения лабораторных опытов и практических работ

4. Подводит учащихся к пониманию понятия «вещество»

- Что я использовала, показывая вам фокусы? (вещества) Химия – наука о веществах.

- как мы отличаем одно вещество от другого (вкус, цвет, итд)

- Что в природе происходит с веществами?

Вывод: химия- это наука о веществах их свойствах и превращениях

Веществ много - более 10 млн.

Что вы знаете о веществах? 

5. Организует знакомство учащихся с изделиями из стекла и алюминия. Беседа в процессе демонстрации коллекции изделий из стекла, алюминия.

Вопросы:

-Что общего у всех предметов из стекла?

-Что общего у всех предметов из алюминия?

-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вещество – это, из чего состоит физическое тело

Понятие «физическое тело» вам знакома из курса физики.

Вопрос: Чем отличаются два вещества — стекло и алюминий?

Задание: Провести исследовательскую работу и определить свойства веществ по плану стр 10 учебника .

Свойства −  это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

6. Подводит учащихся к пониманию понятий и теорий химии

В химии, как и в любой другой науке, используют специальные слова, или термины, обозначающие научные понятия. Важнейшими из них являются химический элемент, вещество, химическая реакция, химическая технология.

Под теорией принято понимать такую совокупность научных идей и положений, которая способна объяснять известные научные факты и давать прогноз по применению и дальнейшему развитию научных знаний.

7. Предлагает обучающимся познакомиться с историей химии

- Самым знаменитым алхимиком Европы был Альберт фон Больштат (Великий).

В  его своде правил говорилось, что «алхимик должен быть молчаливым и скромным и никому не сообщать результатов своих операций; он должен жить в отдельном от людей доме».

- М.В. Ломоносов

- Д. И. Менделеев

Слушают учителя, отвечают на вопросы, наблюдают за экспериментом,  анализируют, делают выводы.

формулируют вывод о том , что свойства вещества зависят от частиц, из которых оно состоит. Вещество состоят из молекул, а те, в свою очередь, из атомов.

дают формулировки определений простых и сложных веществ.

Коммуникативные – планирование, постановка вопросов, умение убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; брать на себя инициативу; осуществлять взаимный контроль. Познавательные - формулирование учебной проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем (задач) творческого и поискового характера.

фронтальная,  работа в парах

5. Первичная проверка понимания

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Проверка глубины понимания учащимися учебного материала.

Так как вы считаете:  Химия – волшебство, фокусы или наука? Обоснуйте свой ответ

отвечают на

проблемный вопрос

Формулируют выводы.

6.Первичное закрепление

Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Организует деятельность учащихся по воспроизведению и применению полученных знаний

Работа в парах:

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий

веществ равно:

а) 6; б) 7; в) 8; г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий тел

равно:

а) 8; б) 7; в) 6; г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков

(свойств), которые относятся к веществам, равно:

а) 8; б) 6; в) 5; г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к

телам, равно:

а) 7; б)5; в) 4; г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее

воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

а) 10; б) 8; в) 6; г) 5.

Регулятивные УУД

Формирование умения в

диалоге с учителем

совершенствовать

самостоятельно выработанные

критерии оценки.

Личностные УУД

1. Умения соблюдать дис-

циплину на уроке.

2. Уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Работа в парах

взаимоконтроль

87.Информация о д/з

задаёт и комментирует домашнее задание

§2, упр 4,9

Записывают д/з

Личностные – самоопределение. Коммуникативные – умение

слушать и слышать.

8 Рефлексия

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

мобилизация учащихся на рефлексию

Сегодня я узнал ________________

Я удивился _________________

Я хотел бы ___________________

Отвечают на вопросы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Закрепление по теме «Предмет химии. Вещества»

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

      а) 6;   б) 7;    в) 8;    г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий тел равно:

      а) 8;    б) 7;    в) 6;    г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков(свойств), которые относятся к веществам, равно:

     а) 8;     б) 6;     в) 5;    г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

     а) 7;    б)5;     в) 4;    г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

     а) 10;   б) 8;    в) 6;    г) 5.

Закрепление по теме «Предмет химии. Вещества»

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

      а) 6;   б) 7;    в) 8;    г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий телравно:

      а) 8;    б) 7;    в) 6;    г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков(свойств), которые относятся к веществам, равно:

     а) 8;     б) 6;     в) 5;    г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

     а) 7;    б)5;     в) 4;    г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

     а) 10;   б) 8;    в) 6;    г) 5.

   Закрепление по теме «Предмет химии. Вещества»

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

      а) 6;   б) 7;    в) 8;    г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий телравно:

      а) 8;    б) 7;    в) 6;    г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков(свойств), которые относятся к веществам, равно:

     а) 8;     б) 6;     в) 5;    г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

     а) 7;    б)5;     в) 4;    г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

     а) 10;   б) 8;    в) 6;    г) 5.

Закрепление по теме «Предмет химии. Вещества»

1. В перечне: гвоздь, стакан, графит, линейка, алюминий, железо, воронка, крахмал, уксусная кислота, глюкоза – число названий веществ равно:

      а) 6;   б) 7;    в) 8;    г) 5.

2. В перечне веществ: карандаш, бензин, льдина, сахар, медь, пробирка, вода, колба, проволока, алюминий – число названий телравно:

      а) 8;    б) 7;    в) 6;    г) 5.

3. В перечне: растворимый, круглый, легкий, кристаллический, выпуклый, газообразный, твердый, плоский – число признаков(свойств), которые относятся к веществам, равно:

     а) 8;     б) 6;     в) 5;    г) 4.

4. В перечне: теплопроводный, мягкий, круглый, плоский, бесцветный, деревянный, нерастворимый, прозрачный, газообразный – число признаков (свойств), которые относятся к телам, равно:

     а) 7;    б)5;     в) 4;    г) 3.

5. В перечне: твердое, жидкое, черное, серое, легче воды, хрупкое, нерастворимое в воде, пластичное, растворимое в воде, тяжелее воды, теплопроводное – число свойств, которые характерны для железа, равно:

     а) 10;   б) 8;    в) 6;    г) 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Водород", 5 класс, предмет "Физика и химия"

Презентация "Водород" разработана к уроку для обучающихся 5 класса, изучающих предмет "Физика и химия" по программе А.Е.Гуревича...

Разработка урока химии 10 класс "Альдегиды"

Урок "Альдегиды" по программе Габриэляна О.С. в теме "Кислородсодержащие органические соединения"...

Разработка урока химии 10 класс "Сложные эфиры"

План-конспект урока химии "Сложные эфиры" в теме "Кислородсодержащие органические соединения" по программе Габриэляна О.С....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Предмет химия"

Разработка первого урока  по химии в 8 классе....