Разработка урока для 8 класса по теме: "Предмет химия"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Сивицкая Наталья Львовна

Разработка первого урока  по химии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1._khimiya_nauka_o_veshchestvakh.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Предмет химии. Вещества.

Цели и задачи урока

Образовательные:

Сформировать у учащихся знания:  о физических телах и веществах; о физических свойствах веществ;  о химическом элементе;  о формах существования химических элементов.

Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся:  навыков частично – поисковой деятельности;

умение находить взаимосвязь свойств и применения, умения раб; умение пользоваться справочными материалами.

Форма урока:

          Урок формирования новых знаний.

Ход урока:

     Начиная с начальной школы вы слышите такое понятие как науки о природе или естественные науки.(слайд 2) Предмет химия вводится в обучение довольно поздно – в 8 классе, когда вы уже получили первоначальные знания по природоведению, биологии, географии, физике. Предмет химии требует взрослого, серьёзного отношения. Он поможет вам глубже понять другие естественные дисциплины, так как без знаний о веществах представления об окружающем мире будут поверхностными.  Вообще все науки на земле взаимосвязаны. Не верите? (слайд3)

Видите камень вон тот придорожный? - Камень как камень…обычный. - Возможно.

Как бы о нем поточнее узнать?...Надо науку на помощь позвать. Как пишется “камень”,

Научит Грамматика, Размеры и форму найдет Математика, Физика массу отыщет и вес,

Минералогия взглянет на срез. - Это кремень,- она скажет ребятам,- И называют его силикатом.

А силикат расплавляют в печи И получают стекло, кирпичи… Археология скажет: - Находка!

Справа на камне видна обработка! - Жил в этой местности древний народ…-

Дальше история слово берет. - Был этот камень в почете и силе, Древние люди им сучья рубили.

Им добывали одежду и пищу, жИлой примотан он был к топорищу.

В каменном веке, во времени давнем, Люди огонь высекали тем камнем…

Камень в овраге лежит придорожном… Камень простой? Или, может быть сложный?

О камне ты все ли узнал, Человек?  Науки помогут! Не каменный век.

Тема сегодняшнего урока (слайд4) 

Трудно сказать, когда и где наши далёкие предки впервые стали заниматься химией. Полагают, что примерно пять – шесть тысяч лет назад в древнейших очагах цивилизации – Китае, Египте, Индии и Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) – уже получали из руд металлы, готовили краски, обжигали глиняные сосуды, использовали травы для лечения ран и болезней.

 (слайд5) Термин «химия» появился в IV веке н.э. в греческом языке. Возможно (и к этому склоняется большинство исследователей), это слово происходит от «Кеми» - «Чёрная страна»; так в глубокой древности называли Египет. И долгое время химию считали «Египетской наукой»

 Арабы – химики ввели вместо названия «химия» иное – «алхимия».

Алхимики считали, Что ртуть в любом металле… Алхимики мешали буру и купорос.

Мешали вместе с глиной Толченый рог козлиный, Пять перьев петушиных, Один крысиный хвост.

Все в печке обжигали, А после возгоняли И снова очищали, Добавив волчий ус.

И, выпарив искусно. Рассматривали сгусток, И падали без чувств, Попробовав на вкус.

Надеялись случайно Раскрыть природы тайну… Нашли мышьяк и фосфор. А это чем не клад?

За хитрые приборы, Кислоты и растворы. Все химики алхимикам: Спасибо говорят!

Вопрос1 : В чем заключается отличие учений древнегреческих философов от алхимиков?

Вопрос 2: Что явилось результатом действий алхимиков?

Алхимию считали искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные (золото и серебро) с помощью особого вещества – «философского камня». Алхимики несколько веков упорно искали способы получения чудодейственного вещества. Даже знаменитый английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1643 – 1727) значительную часть своей жизни посвятил попыткам получить «философский камень». Самым знаменитым алхимиком Европы был Альберт фон Больштат (Великий). В  его своде правил говорилось, что «алхимик должен быть молчаливым и скромным и никому не сообщать результатов своих операций; он должен жить в отдельном от людей доме».  Дмитрий Иванович Менделеев говори, что  «…только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительные научные изучения химических явлений». Почти все алхимики были  врачами или аптекари. Которые пытались изобрести не философский камень, а эликсир долголетия. Или лекарства от всех болезней.

(слайд 6) Ну а дальше химики такие как Р. Бойль – отец химии, А.Лавуазье – стал одним из основоположников современной химии, М.В.Ломоносов - Основатель учения об атомно-молекулярном строении вещества; Открыл закон сохранения массы вещества; Изучал жидкое, газообразное и твердое состояния тел. Ну и конечно Д.И.Менделеев – автор периодического закона.

(Слайд7) Химия – это наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Те, кто создал эту науку, - вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики – не щадили сил и здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Химический микромир вмещает не меньше загадок, чем необъятный макромир. Кажется, что вещества живут своей особенной жизнью, таинственной и непостижимой. Какова роль человека в этом мире. Как достичь гармонии с окружающей природой – ответ на эти вопросы может дать химия.

  Что влечёт человека заниматься химией? Наверное, таинственная сила, заключённая в веществе. Она может быть и целебной, и страшной по своему разрушающему действию. Может подарить тепло и свет, но может погрузить во мрак и холод. А разве не интересны попытки соединить вместе несколько веществ? Что родится из смеси – новый материал, устойчивый к огню, кислотам и щелочам, непробиваемый снарядами спав, невиданная пищевая приправа? (слайд 8)

       Что объединяет эти объекты? (Слайд 9) Все это тела сделанные из стекла.

Вспомните из ранее изученных наук таких как природоведение, физика.

  1. Что такое тело? (Тела – это все предметы, которые нас окружают.)
  2. Чем характеризуется тело? (Тело имеет размеры)
  3. Что такое вещество? (Вещество – это то, из чего состоят тела) (Слайд 10)
  4. Приведите примеры тел и веществ? (Слайд 11-12)
  5. Может ли несколько тел состоять из одного вещества? (Из вещества пластмассы могут быть изготовлены линейка, ручка, пенал.)
  6. Может ли одно тело состоять из разных веществ? (На изготовление автомобиля используются металл, пластмасса, кожа, краска, лак.) (слайд 13 - 14)

Задание 1.(слайд 15)

Вопросы 3.Чем отличаются вещества друг от друга?

 (слайд 16) Эти свойства веществ называются физическими. (Слайд 17-20) 

 В Книге рекордов Гиннеса заметное место отводится физическим свойствам веществ. Рассмотрим, например, металлы. Наиболее ковкий металл – золото: из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4км; такая золотая проволока в 10 раз тоньше человеческого волоса. Самый тугоплавкий металл – вольфрам, он плавится при 3380ºС. При более высокой температуре (4215ºС) плавится лишь твёрдый раствор карбидов гафния и тантала. Самый тяжёлый металл – иридий, его плотность 22, 65г/см3; чуть-чуть отстал от иридия осмий (его плотность 22,61г/см3). Шар из этих металлов радиусом всего 10см вы не сможете даже оторвать от пола! Самый лёгкий металл – литий (его плотность в 45 раз меньше, чем у иридия). Самый твёрдый – хром, а самый мягкий – цезий; наибольшая теплопроводность – у серебра, наименьшая – у ртути (почти в 50 раз меньше); наибольшая электропроводность – тоже у серебра, а наименьшая – у германия (меньше в 59 тысяч раз).

Задание 2 (слайд 21-23)

Зная свойства веществ, человек может использовать их с большой пользой для себя. Например, может их различать. (слайд 24)

А еще зная физические свойства может определить где это вещество можно применить. Рассмотрим всем известное вещество алюминий. Алюминий обладает целым набором полезных для человека свойств. Запишите физические свойства алюминия.

  1. Вопрос 4.  1. На основании каких свойств человек использует алюминий и его сплавы? (Алюминий мягкий, пластичный, легкоплавкий, лёгкий металл с сильным металлическим блеском.)

2. Какое применение находит алюминий и его сплавы благодаря этим свойствам? (Малая плотность, прочность в сплавах, коррозионная устойчивость – машиностроение, самолётостроение; электропроводность – изготовление проводов; теплопроводность, неядовитость – изготовление посуды, упаковочных материалов; металлический блеск – изготовление зеркал.)

    (слайд 25) В наши дни химия стала мощным оружием цивилизации, она снабжает сырьём практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства. С её помощью создаются лекарства и витамины, удобрения и химические средства защиты растений.

  Уголь, нефть, газ и руды химия превращает в металлы, бетон и стекло, керамику и многочисленные органические соединения, в том числе такие, каких в природе не было и не могло быть.

  Вооружённые знанием химии люди ведут синтез красителей, искусственных волокон, взрывчатых веществ, получают полупроводники и сверхпроводники, топливо для ракетных двигателей, новые строительные материалы. Ядерная энергетика также немыслима без глубокого проникновения в тайны этой науки.

  Прав был великий Д.И.Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Это хемофилия («любовь к химии»).

  (слайд 26) Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны; ткани одежды, которая не всегда гигиенична; смоги больших городов; отравленные реки и озёра; перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные. Когда мы хотим выразить своё отрицательное отношение к качеству какого – либо продукта, мы произносим почти ругательно: «Ну, это же сплошная химия».

  На химию нередко и очень часто справедливо смотрят с опаской или со страхом. А это уже хемофобия («страх к химии»).

  Очевидно, что только грамотное аккуратное применение достижений химии позволит сделать жизнь человека достойной и безопасной.

  Подведение итогов

  1. Что такое химия?  Что такое тело?   Приведите примеры тело?Чем характеризуется тело?
  2. Что такое вещество?
  3. Приведите примеры веществ.
  4. Чем характеризуется вещество?
  5. Опишите свойства воды.
  6. Опишите свойства  железа.
  7. Опишите свойства серы.

Задание 5. Выпишите отдельно из приведённого списка названия тел и веществ:

I вариант: ложка, алюминий, льдина, вода. Медь, кирпич, проволока, водород.

II вариант: снежинка, кристалл, сода, железо, кружка, сахароза, уголь, проволока.

Задание 6. Напишите названия :

I вариант: некоторых веществ, из которых могут быть изготовлены стакан и линейка.

II вариант: некоторых тел, которые могут быть изготовлены из следующих веществ: алюминия и стекла.

Задание 7. I вариант: Назовите сходные и различные свойства следующих веществ: а) сахароза и хлорид натрия (поваренная соль); б) кислород и углекислый газ.

II вариант: Назовите сходные и различные свойства следующих веществ: а) сода и мел; б) вода и растительное масло.

III вариант: Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для железа: твёрдое, жидкое, растворимое в воде, жёлтое, серое, нерастворимое в воде, теплопроводное, хрупкое, пластичное, блестит, тусклое, легче воды, тяжелее воды, притягивается к магниту.

IV вариант: Из перечня свойств выпишите те, которые характерны для кристаллической серы: серая, теплопроводная, легкоплавкая, жёлтая, не проводит электрический ток, хорошо растворяется в воде, не смачивается водой, твёрдая, жидкая, пластичная, притягивается магнитом.

Д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Предмет органической химии. Органические вещества"

понятие органической химии, история возникновения, основные особенности органических веществ....

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)

Урок по технологии "Критического мышления"  в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....

контрольная работа по химии 11 класс, по теме:"Предмет органической химии. Предельные углеводороды"

контрольная работа по химии 11 класс, по теме:"Предмет органической химии. Предельные углеводороды"...

вопросы к зачету по теме Предмет органической химии

вопросы к зачету по теме Предмет органической химии...

Тест по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений».

Тест №1 по проверке знаний в профильных классах по теме: «Предмет органической химии. Теория строения органических соединений»....

Презентация по химии на тему: "Предмет органической химии" (9 класс)

Презентация по химии на тему: "Предмет органической химии" (9 класс)...

Группа ПК2 Химия Тема "Предмет органическая химия" (05.11.2020)

ЗаданиеПрочитайте текст "Предмет органическая химия"Составьте конспект по данной теме...