Главные вкладки

    Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Тесник Юлия Валерьевна

    Урок по технологии "Критического мышления"  в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_no1_himiya.docx760.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель химии                                                                                                                МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги                                 Тесник Юлия Валерьевна

    Урок по химии в 8 классе на тему

     «Предмет химии. Вещества и их свойства»

    (технология критического мышления)

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.

    Задачи урока:

    обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента;

    развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;

    воспитательные:  содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

    Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

    Оборудование: раздаточный материал (опорный конспект), листы ватмана, таблички с изображением атомов разных видов,  цветные карточки-смайлики, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта (дихромат аммония, спирт, лучина, спички, асбестовая сетка), компьютер, мультимедийный проектор.

    Ход урока:

    1. Стадия вызова (ликвидация чистого листа):

    Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

    - индивидуальная работа –  в течение  2 минут ребята индивидуально в тетради составляют  кластер  “Что я сам знаю о  химии? ”(рис.1):

                                                             

                                         Рис. 1. Кластер        “Что я сам знаю о  химии? ”              

    - работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях  учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер  новыми понятиями.

    - “защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик  записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.

    1. Стадия осмысления -  используется метод “инсерта”. Каждому учащемуся раздается опорный конспект  для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 5 минут:

          “V” – то, что уже известно;

          “--”  --  противоречит вашим представлениям;  

         “+”  -- новое;

         “?” – хочу узнать.

             Ребята маркируют тексти дополняют свой кластер  новыми понятиями.

          После маркировки текста вместе  с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске.

          По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (15 минут):

    1. вещества – физические тела: на доске  два столбика -

    вещества                                             физические тела

    На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш,  уголь, чашка, дерево, вода, алюминий, вилка, парта, гвоздь, железо, кольцо, золото, сода, пластмасса, хрусталь )

                         

     

    Учащиеся выходят  по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: подытожить – что такое вещество (то, из чего состоят физические тела).

    2)физкультминутка – упражнение: ребятам раздаются карточки с изображением  атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых  карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

                                     

          Карточка 1                                   Карточка 2                                       Карточка 3

                                                             

                                     Карточка  4                                           Карточка  5

    Учащиеся выходят в свободное пространство класс (около доски, сзади парт и т.п.).

         По  команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” -  учащиеся объединяются в группы атомов одного вида;  “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)

    1. свойства веществ:   демонстрационный опыт - “извержение вулкана”

    Обсуждение: каким свойствами обладает вещество – дихромат аммония (оранжевый цвет, твердое, сыпучее, блеск, при нагревании разлагается)

    1.  Стадия рефлексии (5 минут) – составление синквейна.

    - перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам  урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

    оставление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

    1. Одно существительное;
    2. Два прилагательных;
    3. Три глагола;
    4. Крылатая фраза;
    5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.  

    Примерный вариант синквейна:

    1. Вещества;
    2. Увлекательная, сложная;
    3. Учить, изучать, удивляться;
    4. Лучше один раз увидеть, чем два услышать!
    5. Наука.

    -  прослушиваем синквейны учащихся.

    Д.З. параграф №1

    4.     Анализ настроения учащихся после урока: при выходе из класса учащиеся проходят через учительский стол, берут цветные карточки-смайлики  (рис.2) и кладут их на  чашу весов с аналогичной рожицей. Анализируем, какое настроение учащихся перевешивает.

                                                     

                                                  Рис.2. Цветные карточки-смайлики.

                                         Хозяин своей жизни тот,  кто способен преодолевать свои настроения.

             Химия… Химия… Удивительная, занимательная, интересная!!! Как много ожиданий связано с этим предметом у школьников, нам кажется, что он только и состоит из реактивов и опытов. А еще  из разных чашек и колб с жидкостями, которые при добавлении чего-нибудь красочно меняют цвет.

        Но это не совсем так,  химия – это сложная наука, полная формул и математики, таблиц и элементов. Но, в то же время, химия – наука опытов и чудесных превращений!  Чтобы нам понять, с чем мы имеем дело, давайте разберемся, что такое химия.
      Во-первых, химия – это наука!!! О чем?  О веществах, их свойствах и превращениях.

    Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.        Химия – сложная наука, но  удивительная сила  влечет  и влечет людей заниматься ею.

       А что же такое вещество? Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Например, кусок льда – физическое тело, а состоит из воды – вещества; золотое кольцо – физическое тело, а состоит из золота – вещества.

       Из чего же состоят вещества? Из курса физики вы знаете, что многие вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Различают 110 видов атомов.

    Определенный вид атомов – химический элемент.

       Атомы могут существовать в разных формах: поодиночке (рис.1),  соединяться с такими же атомами (рис.2) , соединяться с другими видами атомов (рис.3).      

                          Рис.1                                       Рис.2                                      Рис. 3

                                             

      При соединении атомов одного химического элемента образуется простые вещества. Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

        При соединении атомов разных химических элементов образуются сложные вещества. Сложные вещества - вещества, образованные атомами разных химических элементов.

         Таким образом, химический элемент может существовать в трех формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

        Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами.

    Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

                    Например, мы можем отличить железо от воды по их свойствам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.

    Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....

    разработка урока алгебры в 7 классе по теме «Многочлен стандартного вида» с применением технологии развития критического мышления

    Урок алгебры. 7 класс. Тема «Многочлен стандартного вида»Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Чтение. Суммирование...

    Презентация по теме: "Предмет химии. Вещества".

    Знакомство с:•-предметом химия;•-простыми и сложными веществами;•-свойствами веществ;-формами существования химического элементаХимия – наука о веществах, их  свойствах, о превращениях веществ и ...

    урок русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи" с использованием элементов критического мышления

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи" с использованием элементов критического мышления...

    Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"

    Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...

    Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".

    Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна....

    Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"

    Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойств" 8 класс. Пояснительная записка и разработка урока....