Главные вкладки

    Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Чарушина Алла Игоревна

    Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют при изучении нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_vode.doc80 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_po_vode.ppt1.83 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ № 232 г. Знаменска»

    Тема открытого урока:

    «Вода – уникальное вещество

     на планете Земля»

    Чарушина А.И.,

    Учитель химии

     МОУ «СОШ №232 г. Знаменск»

    Астраханской обл.

    г. Знаменск

    2010

    Цели:

    • Образовательные: 
    1. Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды.
    2. Дать понятие об аномальных свойствах воды.
    3. Продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства воды.
    4. Продолжить работу по формированию у учащихся умения владеть химическим языком: составлять формулы оснований и давать им названия.
    5. Обеспечить применение яркой и доступной наглядности на уроке для лучшего понимания изучаемого материала.

    • Воспитательные:
    1. Используя межпредметные связи с физикой и биологией, способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, убежденности в познаваемости материальности мира.
    2. Способствовать формированию экологической и эстетической культуры учащихся.
    3. Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам.

    • Развивающие:
    1. Развивать у учащихся основные психические процессы: память, внимание, мышление при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента.
    2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

    2. Обеспечить развитие интереса к химии посредством химического эксперимента, использования современных технических средств обучения.

    3. Развивать у учащихся коммуникативные навыки: вести беседу, диалог.

    Тип урока:  урок изучения нового материала

    Методы  проведения:  объяснительно-иллюстративный рассказ, фронтальная беседа, химический эксперимент, исследовательский, частично-поисковый

    Средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер

    Оборудование и реактивы:  кристаллизатор, Na(К), ф/ф, пробирки, CuSO4, КМnO4, мел, подсолнечное масло, уксусная кислота.

    Межпредметные связи: биология, физика, природоведение, экология

    План урока:

    1. Организация класса
    2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности
    3. Актуализация знаний
    4. Изучение нового материала
    5. Первичная проверка понимания материала
    6. Первичное закрепление знаний и способов действий
    7. Рефлексия
    8. Домашнее задание
    9. Подведение итогов урока

                                                         Ход урока.

    1. Организационный момент:

       Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алла Игоревна, я проведу у вас урок химии.

    Мы находимся в уникальной химической лаборатории. Сегодня на уроке мы проведем  с вами вместе исследование самого уникального вещества на Земле.

             

    СЛАЙД № 1

     (голос за кадром: «Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто необходимость для жизни, ты есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете).  

    Так о каком же веществе пойдет сегодня речь?

    Действительно ребята, наш урок посвящается веществу, без которого жизнь на Земле невозможна. Запишите тему нашего исследования в свой лабораторный журнал

    СЛАЙД № 2.  

    В процессе исследования мы должны:

    1. Познакомиться с физическими и химическими свойствами воды.
    2. Научиться писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды.
    3. Доказать, что вода – самое уникальное вещество на планете Земля.

    Возможно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это понятно. Мы привыкли к тому, что вода всегда рядом, повсюду окружает нас и кажется самым обычным веществом. А ведь вода обладает уникальными физическими свойствами, многие из которых являются аномальными. Посмотрев фрагмент видеофильма, вы должны не только вспомнить известные из курса физики и природоведения физические свойства  воды, но и обратить внимание на их уникальность.

    ВИДЕОФРАГМЕНТ

    Результаты исследований мы будем заносить в наш лабораторный журнал.

    СЛАЙД №4

    1. Итак, ребята, какая химическая формула воды?

    Ответ:Н2О

    2. Чему равна молекулярная масса воды?

    Ответ: 18

    Молекулярная масса очень маленькая, вещества с такой небольшой молекулярной массой  при обычных условиях являются газами, газом должна быть и вода, но  благодаря особым связям между молекулами она находится в жидком состоянии, что очень важно для живых организмов. Именно благодаря этому уникальному свойству жизнь на Земле зародилась в воде.

    3.В каких агрегатных состояниях может находиться вода?

    Обратите внимание, что это единственное вещество на планете, которое при обычных условиях может находиться в 3-х агрегатных состояниях при обычных условиях.

    1. Опишите физические свойства воды.

    вода- это жидкость без цвета, вкуса и запаха

    1. Кто из вас, ребята, знает,  при какой температуре кипит вода?

     Ответ: 1000С 

    А при какой плавится лед?

    Ответ: 00С

    6. Чему равна плотность воды?

    Ответ: 1000 г/л, правильно или 1г/мл.

    В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, океанический лайнер «Титаник». Если мы посмотрим на это печальное  событие глазами химика, то придем к неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Плотность льда меньше плотности воды, и лед легче воды и поэтому огромные глыбы льда плавают на поверхности воды.  А так как твердое состояние любого вещества всегда имеет большую плотность, чем жидкое, то лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы промерзли бы до дна,  все живое бы погибло.

    7. Есть еще одно удивительное свойство воды – вода является универсальным растворителем. По растворимости в воде все вещества делятся на растворимые, малорастворимые и нерастворимые.

    ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ 

    Ваша задача провести  лабораторный опыт и определить, какие из предложенных  веществ растворяются в воде, а какие нет.

    В пробирках находятся перманганат калия, сульфат меди,  карбонат кальция (мел), уксусная кислота и растительное масло.

     В каждую пробирку наливаем 1 мл воды - это  столбик жидкости высотой     1 см, затем встряхните немного пробирку и результаты исследований запишите  в лабораторном журнале.  Если вещество растворяется в воде в таблице ставите  букву Р, если нет –букву Н.

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    Перманганат калия

    Сульфат меди

    Карбонат кальция (мел)

    Уксусная кислота

    Растительное масло

    Р

    Р

    Н

    Р

    Н

    Проверим результаты эксперимента. Какие вещества растворились в воде?

    Да, действительно, перм……- растворяются  в воде, а …. нет.

    Как вы думаете это свойство характерно только для твердых и жидких веществ или  для газов тоже?  

    Именно благодаря тому, что кислород растворяется в воде, подводный мир на нашей планете такой разнообразный.

    Ученые называют воду аномальным веществом, а все вышеперечисленные физические свойства аномальными, но именно они обеспечивают жизнь на Земле.

    Ребята мы познакомились с физическими свойствами воды, но не менее уникальными являются её химические свойства. Вода очень реакционноспособное вещество. Она взаимодействует со многими простыми и сложными веществами. Но особенно интересно взаимодействие воды с активными Ме.   Активные металлы – это металлы, стоящие в ряду напряжений до магния. Наша задача изучить процесс взаимодействия активных металлов с водой и  научиться писать уравнения реакций. Для этого проведем опыт взаимодействие натрия с водой.

    СЛАЙД № 5 (до схемы)

    ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ

    В кристаллизатор с водой добавляем индикатор  ф/ф, помещаем  кусочек Na. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?  Ответы

    Давайте попробуем объяснить эти явления. Как вы думаете,  почему натрий не тонет? А почему он бегает по воде, что его толкает, какой газ?  Почему меняется окраска индикатора? Итак, обсудив результаты эксперимента, мы можем ответить на вопрос:  какие вещества образуются при взаимодействии натрия с водой?

    СЛАЙД №5

    Запишем уравнение реакции

    2Na + 2HOH = 2NaOH +H2

                                                    Гидроксид натрия

    Запишем еще одно уравнение реакции.

    Ва     + 2HOH = Ва(OH)2 +H2

    К + НОН =

    Са + НОН =     дописывают ученики

    Мы познакомились с химическими свойствами воды на примере активных Ме.

    А сейчас давайте вместе разгадаем кроссворд, для решения которого вам потребуются знания полученные на уроке. Когда вы отгадаете все слова по вертикали, то вы узнаете ключевое слово. СЛАЙД № 6

    Разгадываем кроссворд. Молодцы.

     Ребята, еще одним из примеров уникальности воды, является гипотеза о том, что вода обладает памятью, т.е. она способна ощущать мысли, эмоции, слова, музыку.

    СЛАЙД № 7

    Перед вами кристаллы воды, которая подвергалась различным воздействиям: положительным и отрицательным.

    Наверху – кристалл ключевой воды, он красивой, правильной формы.

    Ниже под цифрами приведены фотографии кристаллов воды с измененной структурой.

    Давайте сейчас вместе, с помощью музыкальных фрагментов, определим, какой кристалл ощущал на себе воздействие той или иной музыки.

    ЗВУЧИТ МУЗЫКА

    1. Бетховен – определяют кристалл
    2. Французская (слова любви) – определяют кристалл
    3. Тяжелый рок – определяют кристалл

    На фото под №3 вы видите кристалл, который испытывал воздействие команды «Делай это!».

    На 1фотографии кристалл, который «слушал» ругательные слова.

    Информация для любителей нецензурно выражаться: если организм человека состоит на 75% из воды, задумайтесь, в каком состоянии находится ваша вода.

    Вернемся к главным вопросам нашего исследования:

    1. Какими аномальными физическими свойствами обладает вода?

    -три агрегатных состояния при обычных условиях

    -высокая температура кипения и плавления

    -плотность льда ниже плотности жидкости

    -вода- универсальный растворитель

     2. В чем особенность химического  взаимодействия воды с активными металлами?

    Вода бурно реагирует с активными металлами, при этом образуются щелочь и водород.

    3. Так  почему же  воду считают самым уникальным веществом на земле?

    Потому что без воды жизнь на Земле невозможна.

    Как вы думаете, ребята, мы доказали, что вода – это уникальное вещество? Тогда запишите вывод в вашем лабораторном журнале (вода – это уникальное вещество на планете Земля).

    Если время позволяет:

    А сейчас давайте проверим как вы усвоили новую тему. Вы должны ответить на вопросы тестирования. Положите тесты перед собой и ответьте на вопросы. Проверим результаты. СЛАЙД №8

    Вода является одним из самых загадочных веществ в природе. Не все свойства воды полностью объяснены и не все еще известны. Чем дольше её изучают, тем больше находят новых аномалий и загадок в ней. Большинство аномалий обеспечивают жизнь на Земле. Нам и всему живому на Земле обязательно необходима чистая и добрая вода. СЛАЙД №9

    На память о сегодняшнем уроке, я хочу вам подарить небольшие сувениры: вот такие красивые кристаллы. Хочу вам пожелать в Новом году побольше положительных эмоций и интересных событий в вашей жизни.

    Лабораторный журнал

    Ученика 8  класса ___________________________________________

    Тема исследования___________________________________________

     

    Цель исследования: __________________________________________

    1. Физические свойства воды

    Н2О

    Лабораторный опыт «Растворимость веществ в воде»

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    Перманганат калия

    Сульфат меди

    Карбонат кальция (мел)

    Уксусная кислота

    Растительное масло

    1. Химические свойства воды

    Активный металл + Н2О =

    Na + HOH =

                                                   

    Ва     + HOH =

    К + HOH =

     

    Са     + HOH =

    Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    "Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете" Антуан де Сент-Экзюпери

    Слайд 2

    1. Познакомиться с физически ми и химически ми свойства ми воды. 2. Научиться писать уравнения реакций, характеризующи е химические свойства воды. 3. Доказать, что вода - самое уникаль ное вещество на планете Земля. Тема : Вода – уникальное вещество на планете Земля. Цель урока:

    Слайд 3

    Домашнее задание § 29, упр. 4,6,7 на стр. 76

    Слайд 5

    Физические свойства воды Н 2 О Газообразное Жидкое Твёрдое Т кип. = 100 0 С плотность = 1 г/мл Т пл. = 0 0 С плотность = 0,92 г/мл без цвета, без вкуса, без запаха Универсальный растворитель М r (H 2 O) = 18

    Слайд 6

    Химические свойства воды ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОДЫ С ПРОСТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ С активными металлами: активный Ме + Н 2 О = щелочь + Н 2 ↑

    Слайд 7

    Кроссворд По вертикали: 1. Какой газ выделяется при взаимодействии воды с активными металлами? 2. Как называется растворимое основание? 3. Как называется вещество, изменяющее окраску в растворах кислот и щелочей? 4. Как называется газообразное состояние воды? 1 3 2 4 В О Д О Р О Д Щ Ё Л О Ч Ь И Н Д И К А Т О Р П А Р

    Слайд 8

    Кристалл ключевой воды

    Слайд 9

    вариант вариант Тест А Б Б А В Ответы: Б А А А Б


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)

    Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....

    План - конспект урока в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"

    Урок повторения и обобщения темы "Симметрия": осевая симметрия, центральная симметрия, презентация урока....

    конспект урока в 5 классе "Вещесва и смеси веществ "

    Цели: 1.Сформировать  представление  о  веществах  и  смесях  веществ,  о  свойствах  веществ  сохранять  свои  индивидуальные  с...

    Конспект урока в 7 классе "Механическое движение", "Плотность вещества"

    Урок – путешествие, с целью подготовки учащихся к контрольной работе по темам: «Механическое движение», «Плотность вещества»...

    Презентация к занятию кружка по химии 5 класс по теме "Удивительные вещества"

    Химия для младщих школьников это новая наука и увлечь ребят к ее познанию это цель моего кружка .Предлагаю призентацию одного из занятий на тему "Удивительные вещества"...

    Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

    Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

    Конспект урока географии. 6 класс. Распределение солнечного света и тепла на Земле,

    Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.Образовательная задача: изучить закономерности  освещения и нагревания Земли в дни солнцесто...