конспект урока в 5 классе "Вещесва и смеси веществ "
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

 

Цели: 1.Сформировать  представление  о  веществах  и  смесях  веществ,  о  свойствах  веществ  сохранять  свои  индивидуальные  свойства,  находясь  в  смешанном  состоянии.

            2.  Содействовать  развитию  умений   наблюдать,  анализировать,  делать  выводы.

            3.  Содействовать  развитию  познавательного  интереса,  учить  добывать  знания  опытным  путем.

Тип  урока:  Изучение  нового  материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  на  тему: «Вещества  и  смеси  веществ».

( природоведение,  5  класс)

Цели: 1.Сформировать  представление  о  веществах  и  смесях  веществ,  о  свойствах  веществ  сохранять  свои  индивидуальные  свойства,  находясь  в  смешанном  состоянии.

            2.  Содействовать  развитию  умений   наблюдать,  анализировать,  делать  выводы.

            3.  Содействовать  развитию  познавательного  интереса,  учить  добывать  знания  опытным  путем.

Тип  урока:  Изучение  нового  материала.

Оборудование:  порошок  серы,  порошок  железа,  магнит,  стакан  с  водой,  горячая  вода,  пищевые  красители  или  перманганат  калия.

Ход  урока.

Организация  класса.

Повторение пройденного материала

  1. Что нас окружает?
  2. Из чего состоят тела?
  3. Какие свойства веществ вы знаете?

       4.         Вам  предлагается  выполнить  задание,  которое  поможет  вспомнить,  какими   же  свойствами  обладают  твердые  тела,  жидкости  и  газы?  Для  каждого  вещества  подберите  одно  или  несколько  свойств.

Установите  соответствие  веществ  и  их  свойств. (на доске)

                        Вещества.                                    Свойства веществ.        

                     1. Пластилин                                 а. Газы не сохраняют формы  и  занимают весь                                                                                                                                                        2.  Железо                                          объем.

3.  Молоко.                                 б. Пластичность

4.Воздух.                                 в. Упругость        .

5.Кислород                                     г. Жидкости сохраняют объем, но не сохраняют  форму

6.Резиновая  лента                         д. Жидкости обладают свойством  текучести.

7.Древесина.                                  ж. Твердые тела сохраняют форму и  объем.

8. Вода.

9. Камень.

10. Воск.

  1. Что вы видите у себя на столах ? ( выдано:сера и железо)
  2. Как вы определили?

Сейчас  вы  рассмотрите  серу  и  железо  и  свои  наблюдения  занесете  в  таблицу  в  тетради.

Работа в тетради. Запись даты и выполнение лабораторной работы

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

светло-желтый

темно-серый

2.  отношение  к   воде

всплывает  на  поверхность

тонет  в  воде

3.  отношение  к  магниту

не  притягивается

притягивается  к  магниту

 Вывод: сера  и  железо  обладают  различными  свойствами.

Побудительная  мотивация:  Все  что  нас  окружает  в  этом  мире,  состоит  из  веществ.  Любое  вещество,  характеризуется  определенным  набором  свойств.  Если  же  смешать  несколько  веществ,  каким   же  набором  свойств  будет  обладать  эта  смесь  веществ?  На  этот  вопрос,  в  ходе  нашего  урока  мы  получим  ответ.

   Итак,  тема  нашего  урока: «Вещества  и  смеси  веществ»                                                                                        

   Итак,  вы  вспомнили,  что  тела  состоят  из веществ,  а  вещества  могут  находиться  в  различных  состояниях: твердом,  жидком  и  газообразном.

Изучение  нового  материала: 

 В  ходе  лабораторной работы мы сравнили свойства серы и с  вами  убедились,  что  сера  и  железо  обладают  различными  свойствами.

   Тела,  могут  состоять  из  одного  вещества  (например,  медь,  железо,  сера)  или  смеси  веществ.  Так,  чугун -  это  сплав  железа  с  углеродом.  Смесь  содержит  два  или  более  веществ.  Например,  молоко  с  какао  -  это  смесь  веществ.

   Ребята,  приведите  примеры  из  жизненного  опыта,  когда  вы  встречались  со  смесью  веществ?

Демонстрация:  железо + сера

Что вы видите?

   Как  вы  думаете,  сохраняют  ли  свои  индивидуальные  свойства  вещества,  которые  находятся  в  смеси  с  другими  веществами?

Ученики выдвигают гипотезу.

   Ответить  на этот  вопрос  нам  поможет  простой  опыт.  

Проведение   опыта:  Возьмите  немного  порошка  серы  и  железа,  насыпьте  их  на  лист  бумаги  и  перемешайте  палочкой.  Получилась  смесь  грязно – желтого  цвета.

Какими  свойствами  обладает  эта  смесь?  Поднесите  к  ней  магнит:  железный  порошок  притягивается  к  нему,  а  сера – нет.  Опустите  смесь  в  стакан  с  водой – сера  осталась  на  поверхности  воды (флотация),  а  железо  осело  на  дно.  

   Какой  вывод  мы  можем  сделать?

Учащиеся  формулируют  вывод  самостоятельно,  либо  с  помощью  учителя:  сера  и  железо,  находясь  в  смеси,  сохранили  свои  индивидуальные  свойства.

  Способность  веществ  сохранять  свои  индивидуальные  свойства  позволяет  отличать  их  друг  от  друга  в  смеси,  что  широко  используется  человеком:  определяется  количество  железа  в  руде,  различные  примеси  в  воде.

  Закрепление  материала:  Учащимся  предлагается  выполнить  следующее  задание  в  тетради:  Распределите  в  два  столбика  чистые  вещества  и  смеси  из  перечисленных  веществ:  сахар,  кислород,  молоко,   воздух,  алюминий,  мел,  чернила,  минеральная  вода,  нефть, глина,  уголь,  сода,  туман,  древесина,  сок.

   После  того,  как  все  ребята  закончили  выполнение  задания,  начинается  проверка  с  помощью  учителя  или  один  ученик  выходит  к  доске. Учащиеся  самостоятельно  выставляют  себе оценку,  которая  не  выставляется  в  журнал.  Эта  оценка  показывает,  насколько  ученики  были  внимательны  на  уроке.

  Критерии  оценки  на  доске:  если  правильных  ответов  менее  8 –оценка «2»

                                                                                                                 8-10  - оценка «3»

                                                                                                                11-13 – оценка «4»

                                                                                                                14-15  -оценка «5»

За  активную  работу  в  классе выставляются  оценки.

Домашнее  задание:  параграф ,  придумайте  и  опишите  способ  разделения  поваренной  соли,  металлических  и  древесных  опилок.  Опишите  поэтапно  свои  действия.

Лабораторная работа

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

2.  отношение  к   воде

3.  отношение  к  магниту

Лабораторная работа

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

2.  отношение  к   воде

3.  отношение  к  магниту

Лабораторная работа

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

2.  отношение  к   воде

3.  отношение  к  магниту

Лабораторная работа

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

2.  отношение  к   воде

3.  отношение  к  магниту

Лабораторная работа

Свойства:

Сера:

Железо:

1.  цвет

2.  отношение  к   воде

3.  отношение  к  магниту

СМЕСИ

ФЛОТАЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...

Конспект урока Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества.

Заключительный урок по теме "Тепловые явления" в 8 классе по программе для общеобразовательных учреждений: физика 7–9 под редакцией А.В.ПерышкинаТип урока – урок закрепления полученных знаний...

Конспект урока физики по теме "Плотность вещества" и презентация к нему 7 класс

Урок проводился мною в рамках муниципального конкурса "Современнный урок- современным детям"...

План-конспект урока химии на тему "Чистые вещества и смеси"

Урок на тему:   Чистые вещества и смеси Цели урока:  дать понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в природе и жизни человека; познакомить со способами раздел...

Конспект урока Тема: « Простые и сложные вещества» Химия 8 класс

Задачи урокаОбразовательная: 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементовРазвивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. созда...

Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".

Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна....

Конспект урока в 8 классе "Количество вещества. Моль. Молярная масса"

Сложная в изложении и понимании тема для учащихся 8 класса. Сделана попытка так преподать мателиал, чтобы было и понятно, и логчно, чтобы ученики сами пришли к нужным выводам, практически закрепили но...