План-конспект урока химии на тему "Чистые вещества и смеси"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Попченко Наталья Валерьевна

Урок на тему:   Чистые вещества и смеси

 

Цели урока:  дать понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в природе и жизни человека; познакомить со способами разделения смесей.

 

Задачи: 1) Образовательные:

                  - развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).

               2) Развивающие:

                  - развивать логическое мышление, подготовка к практической работе;

                  - умение правильного применения ЗУНов;

                  - развитие общеучебных навыков.

               3) Воспитательные:

                  - воспитывать самостоятельность и внимание;

                  - формирование правильного обращения с химическими веществами;

                  - формирование навыка применения правил по технике безопасности.

 

Оборудование и реактивы: смесь порошков -  железа и серы; магнит; химический стаканчик с водой; образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей»; оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistye_veshchestva_i_smesi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема урока:                                Чистые вещества и смеси

Цели урока:  дать понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в природе и жизни человека; познакомить со способами разделения смесей.

Задачи: 1) Образовательные:

                  - развивать абстрактное мышление (подготовка к практической работе).

               2) Развивающие:

                  - развивать логическое мышление, подготовка к практической работе;

                  - умение правильного применения ЗУНов;

                  - развитие общеучебных навыков.

               3) Воспитательные:

                  - воспитывать самостоятельность и внимание;

                  - формирование правильного обращения с химическими веществами;

                  - формирование навыка применения правил по технике безопасности.

Оборудование и реактивы: смесь порошков -  железа и серы; магнит; химический стаканчик с водой; образцы дисперсных систем согласно таблице «Примеры смесей»; оборудование и реактивы для демонстрации способов разделения смесей согласно схеме «Способы разделения смесей».

Тип и вид урока: комбинированный, эталонный.

Методы и приёмы

Ход урока …

Слово учителя

?

План

 анализа ответа

на доске

Индивидуальный опрос у доски

Проверочная работа

(на доске)

Вводная беседа

?

Запись темы урока в тетрадь

?

План урока на доске

Запись в тетрадь

Рассказ учителя

Демонстрационный опыт

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Схема на доске + запись в тетрадь

Схема на доске + запись в тетрадь

Рассказ учителя

Демонстрационный опыт

Подведение итогов урока

Пояснения к домашнему заданию

Запись в тетрадь для практических и лабораторных работ

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

- Все ли выполнили домашнее задание? Есть ли те, кто не справился с работой? (Повторение дом. зад. 3 минуты)

  Работать мы с вами будем в следующем порядке. Один учащийся у доски описывает физические свойства предложенных ему веществ, а все остальные будут комментаторами.

  К доске идёт …

  Комментаторы взяли в руки карандаши, открыли рабочие тетради с обратной стороны и внимательно следим за ответом своего товарища. По ходу ответа учащегося делаем записи по плану:

  1. Полный или неполный ответ.
  2. Логичность изложения ответа.
  3. Правильность ответа.

  Затем один из вас оценит ответ своего товарища, после чего напишем проверочную работу по вариантам (на 5 минут).

Fe2O3, NaOH, AlPO4, C, O3, Li, HCl

1 вариант: LiOH, HCl, S8, B, P2O5, MgSO3, Na

2 вариант: HNO3, N2, P, Al2O3, CaCl2, Li, KOH,

3 вариант: H2SO4, Ca, Ba(OH)2, HgO, Si, AlCl3, H2

4 вариант: O2, MgCl2, Sr, H2CO3, Fe(OH)3, Cu(OH)2, H2S

5 вариант: LiNO3, Na2O, Au2O3, H2SiO3, FeS, Zn, Cl2

3.   Активизация познавательной деятельности.

  В природе вещества встречаются в основном в виде смесей. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, аргона и др., морская вода.

- Ребята, для чего нужны чистые вещества?

  Давайте разберем такую жизненную ситуацию. Вы все в скором будущем станете папами и мамами и для вашего грудного ребёнка будет нужна очищенная поваренная соль. Как поступить в этой ситуации?  А разобраться в этом нам поможет тема сегодняшнего урока. Озвучивание темы.

- Ребята как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, с чем познакомиться? Озвучивание целей урока.

  Итак, план нашего урока:

1. Понятие чистого вещества.

2. Понятие смеси.

3. Классификация смесей.

4. Способы разделения смесей.

  Первый пункт нашего плана это … Нам известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела). А вот вдумайтесь в само понятие «чистое вещество». Что это? Попытайтесь сформулировать ответ. У кого есть другие определения?

Чистое вещество – это вещество, обладающее постоянными физическими свойствами.

Прочитайте это определение ещё раз про себя, а теперь 2-3 учащихся повторить это определение.

   Для научных исследований и промышленности, в основном,  требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в незначительных количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведёт к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время, невозможно получить абсолютно чистое вещество, так как любое чистое вещество содержит ничтожно малое количество примесей. В чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.

  Перейдём ко второму пункту нашего плана. Чаще всего физические тела состоят из нескольких веществ – смеси. Чтобы узнать, что называется смесью, проведём следующий опыт: возьмём два одинаковых листа бумаги, на один лист насыпаем железные опилки, на второй – серу. Всё тщательно перемешаем в ступке пестиком. Как вы думаете, что у нас получилось? (комбинация двух веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом)

   Давайте попробуем дать определение смеси.

Смесь – это вещества, состоящие из нескольких соединений, не связанных между собой постоянными соотношениями. Закрепление.

  Перейдём к третьему пункту нашего плана. В природе различают смеси однородные и неоднородные.

Однородными называются смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь. Закрепление.

   Примером однородных смесей служат растворы сахара или поваренной соли (хлорида натрия) в воде.

Неоднородными называются такие смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь. Закрепление.

  Примером неоднородных смесей служат смесь поваренной соли с песком, глины с водой.

   Смеси могут быть твердыми, жидкими и газообразными. Например, воздух, молоко, бетон.

   Изобразим это в виде схемы и дополним её.

Классификация смесей

Смеси

       Однородные                                                                  Неоднородные

Жидкие  Твёрдые  Газообразные                        (см. распечатку таблицы, которая

                                                                                 раздаётся каждому ученику)

(вода + спирт,  (сплавы -                 (воздух)

вода + NaCl)    сталь – смесь C,

                          Fe, Mn,

                          бронза, латунь,

                          стекло)

        Мы познакомились с различными видами смесей, а теперь перейдём к последнему пункту нашего плана – методы очистки или разделения смесей.      Для этого мы должны помнить, что  любая смесь состоит из  компонентов, то есть составных частей, сохраняющих индивидуальные свойства смеси. Например, плотность молока определяется плотностью жира, намагниченность железной руды определяется содержанием  в ней железа. Именно этот признак используется для разделения смесей.

         Запишем схему «Способы разделения смесей» себе в тетрадь, а затем я  подробно вам её поясню.

Основные способы разделения смесей (очистки веществ)

          Неоднородных                                                               Однородных

Отстаивание  Фильтрование  Действие магнитом   Выпаривание  Кристаллизация  Дистилляция

                                                                                                  Хроматография

         А теперь отложите ручки в сторону и послушайте мой рассказ.

Отстаивание – способ выделения веществ из неоднородной смеси.

а) Выделение веществ из неоднородной смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью. Например, железные опилки от древесных можно отделить путём взбалтывания их с водой, а затем отстаивания. Железные осядут на дно сосуда, а древесные – всплывут на поверхность воды.

б) отстаивание частиц глины в воде. Применяется при очистке питьевой воды.

в) разделение смеси малорастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью. Например, смесь растительного масла с водой быстро расслаивается, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки или колонки.

Фильтрование – выделение веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

       Для выделения поваренной соли смесь её с песком взбалтывают в воде. Поваренная соль растворяется, а песок оседает. Чтобы ускорить отделение смесь фильтруют, песок остается на бумаге (фильтрат), раствор поваренной соли проходит через фильтр.

      Фильтрование применяется также для очистки питьевой воды (бытовые фильтры).

Действие магнитом - выделение веществ из неоднородной смеси, способных к намагничиванию.

      Это смесь железа и серы. Вы сегодня этот опыт наблюдали на уроке.

Выпаривание – способ выделения однородной смеси, когда растворимое вещество выпаривают. Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся растворённое вещество.  Например, выделение поваренной соли из воды соленых озёр.

Кристаллизация - способ выделения однородной смеси, когда концентрированный раствор охлаждают, а растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Например, производство сахара.

Дистилляция (или перегонка) - способ выделения однородной смеси, путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Например, получение дистиллированной воды.

Хроматография - способ выделения однородной смеси, основанный на том, что отдельные вещества с различной скоростью связываются поверхностью другого вещества. Например, разделение и очистка различных природных и лекарственных веществ.

  1. Рефлексия.

Домашнее задание: § 23, упр. 1, 2, 4. Подготовиться к практической работе

         

         На следующем уроке, у вас будет практическая работа № 1.

         Сейчас я вам раздам ваши тетради для практических и лабораторных работ.

        Практическая работа у вас будет проводится впервые, до этого вы практических работ не выполняли, поэтому к практической работе необходимо готовиться.

Практическая работа № 1.

Разделение смесей

№ опыта

Название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

1

2

Разделение

неоднородной смеси

(песок и соль)

а) растворение

б) фильтрование

Разделение

 однородной смеси

(вода и соль)

а) выпаривание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...