Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".
    план-конспект урока по химии (8 класс)

    Саранчина Наталья Валерьевна

    Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmet_himii._veshchesta.docx111.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Химия 8 класс

    Урок В/1.

    Тема урока. Предмет химии.Вещеста.

    Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся представлений о химической науке.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    •  сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.

    Развивающие:

    • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе;
    • развивать навыки смыслового чтения;
    • развивать химический язык, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

    Воспитательные:

    • воспитывать культуру общения, экологическое мышление;
    • воспитывать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

    Планируемый результат:

    Предметные умения

    В познавательной сфере:

    1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки

    2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества.

    3.Приводить примеры физических тел и веществ.

    4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.

    5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи. роль растений в природе.

    6. Использовать информационные ресурсы для подготовки творческого задания.

    В ценностно-ориентационной сфере: формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла. 

    В сфере безопасности жизнедеятельности: вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

    УУД

    Личностные:

    1.Принятие социальной роли обучающегося.

    2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

    4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

    Регулятивные:

    1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

    2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

    4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные:

    1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

    2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

    3. Устанавливать причинно- следственные связи.

    4.Давать определения понятиям.

    Коммуникативные:

    1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

    2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

    3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

    4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

    5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

    Основные понятия: химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства

    Оборудование и реактивы к уроку:

    • Интерактивная доска, компьютер;
    • Презентация к уроку
    • коллекция изделий из стекла и алюминия.
    • Лабораторное оборудование (стеклянные стаканы, колбы, пробирки, спиртовка, штатив для пробирок, лабораторный штатив)
    • Химические реактивы: железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой, соль, сахар, песок.

    Ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Примечание

    Организационный момент

    1)        Принимает рапорт дежурного

    2)        Приветствует кадет.

    3)        Заполняет журнал.

    4)        Проверяет готовность класса к уроку.

    1)        Рапорт дежурного

    2)        Приветствие учителя.

    Правила техники безопасности в кабинете химии.

    Знакомство с учебником.

    Требования к ведению тетрадей.

    Заполняют журнал по ТБ

    Подписывают рабочие тетради.

    Слайд презентации

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    Эпиграф

    «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания»

    М. В. Ломоносов

    Начинаем с вопроса “Что вам известно о химии?”

    В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии, используя слайд “Химия в нашей жизни”.

    Высказывают версии и предложения, обосновывая их.

    Анализируют информацию на слайде.

    Слады презентации.

    Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…

    Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал:” Химия – это смерть, упакованная   в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

    Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии.

    Какова же тема и цель нашего сегодняшнего урока?

    Формулируют и записывают тему урока.

    Цель урока: выяснить, что является предметом изучения этой химии?

    Первичное усвоение новых знаний

    Нас окружает множество живых существ и неживых предметов.  Каждый человек рано или поздно задумывается: из чего же они состоят?

    Любое существо или предмет - это физическое тело.

    А что же такое вещество?

    Проводит фронтальную беседу.

    Подводит к формулировке понятия «вещество».

    Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия.

    Вопрос:

    • Что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан).
    • Что такое вещество?

    Вопрос:

    • почему пробирку нельзя сделать из алюминия?
    • чем отличаются стеклои алюминий?

    Из жизненного опыта мы знаем, что все вещества разные. Каждое вещество обладает определенными физическими свойствами: весом, цветом, запахом, вкусом, плотностью и так далее. Именно по своим свойствам одно вещество отличается от другого.

    Анализируют коллекцию.

    Формулируют вывод: все предметы из стекла.

    Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.8). запись в тетради.

    Алюминий не прозрачный.

    Свойствами.

    Коллекция (стекло, алюминий)

    Первичное закрепление новых знаний.

    Сравним два вещества: железо и серу.

    Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу, помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.

    • Сравните свойства. Сделайте вывод о сходстве и различиях.

    • Что такое свойства вещества?

    Акцентируем внимание на плане характеристики физических свойств веществ. (учебник стр.10).

    Формулируем вывод.

    Химия наука о …

    Предмет изучения химии …

    Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.

    Заполнение таблицы. Работа со справочником в учебнике (стр.277)

    Ответ по желанию один кадет с каждого варианта.

    Различные вещества могут обладать, как __________, так и _______ свойствами.

    Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.10). запись в тетради.

    Химия изучает: (запись на доске и в тетради):

    • Вещества.
    • Свойства веществ.
    • Превращения веществ.

    Опыты.

    Слайд

    Физминутка

    Первичное усвоение новых знаний

    Вопрос:

    • Зачем надо знать свойства тех или иных веществ?

    Работа с презентацией (применение серы и железа).

    • Как вы думаете от чего будут зависеть свойства веществ?

    Вспомним, что мы знаем из физики о составе веществ:

    Атомы настолько малы, что их нужно миллиарды, чтобы составить один грамм вещества.

    Эти атомы в свою очередь, различаются как марки машин: волга, москвич, жигули и т.д.

    Всего таких видов атомов 114. (ПСХЭ)

    Называются они – химическими элементами.

    Формулируем совместно с кадетами определение химического элемента.

    Работа с текстом учебника (стр.9, рис.4)

    На примере водорода объясняем, что каждый химический элемент имеет три формы существования. 

    Предлагаю обобщить данную схему. (перейти от частного к общему)

    Например, железо состоит только из атомов железа; алюминий – только из атомов алюминия.

    Из отдельных изолированных атомов состоят вещества под названием благородные газы.  Это, к примеру, неон, аргон, криптон, гелий. Их атомы не соединены между собой, и не соединяются с другими атомами.

    Количество простых веществ огромно.

    Например, вещество кислород. Оно представляет собой как изолированные атомы, так и простое вещество, молекула которого состоит из двух атомов кислорода.

    Также атомы кислорода могут входить в состав сложных веществ, например, вещество углекислый газ состоит из атомов кислорода и углерода, а вещество рубин – из атомов алюминия, кислорода, хрома.

    Формулируем совместно определения: простое вещество, сложное вещество.

    Понятие «химический элемент» не следует путать с «простым веществом». Например, в состав молекулы воды входит водород (в смысле химический элемент), а в варианте «водород – экологически чистый вид топлива» имеют в виду простое вещество.

    Из всего этого можно сделать вывод, что каждый химический элемент, представляющий собой определенный вид атомов, может существовать в трех формах:

    1. В виде свободных атомов;
    2. Входить в состав простого вещества;
    3. Входить в состав какого-нибудь сложного вещества.

    чтобы применять их с пользой для себя

    от состава (строения)

    • вещества состоят из молекул,
    • а молекулы - из мельчайших атомов.

    Формулируют и записывают в тетрадь определение.

    Переносят схему с доски в тетради

     Слайды

    ПСХЭ

    Учебник рисунок

    Первичная проверка усвоения новых знаний

    Тест.

    1. Любой предмет, нас окружающий – это:

    а) физическое тело;

    б) вещество

    2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:

    а) тела;

    б) вещества.

    3. Вещество – это: 

    а) то, из чего состоит физическое тело;

    б) любой предмет нас окружающий.

    4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?

    а) он разбил оконное стекло;

    б) ваза сделана из стекла.

    5. Свойства вещества – это:

    а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;

    б) цвет вещества.

    6. Выберите простое вещество:

    а) кислород

    б) вода

    в) серная кислота

    г) оксид алюминия

    Самопроверка.

    №вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Ответ

    а

    а

    а

    а

    а

    а

    Задание на самоподготовку

    Инструктаж по выполнению Д/з

    • §1,2 – учить все определения
    • Упр. 1,2,5,7 - устно
    • Упр. 3,6,8 - письменно

    Записывают д/з

    Подведение итогов

    Рефлексия

    Комментированное выставление оценок

    Подумайте и закончите предложения:

    Сегодня я узнал___________ 

    Я удивился___________ 

    Я хотел бы______

    Отвечают на вопросы




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

    Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

    Конспект урока на тему "Плотность вещества"

    Это урок введения нового понятия  плотности вещества. Н этом уроке учащиеся: 1) узнают что такое плотность, как она обозначается, какие единицы измерения имеет; 2) научатся  решать задачи, и...

    План-конспект урока-обобщения по химии в 8 классе "ПАРАД ВЕЩЕСТВ"

    План-конспект урока по химии "Парад веществ" составлен на основе системно-деятельностного метода с применением технологии В.Ф. Шаталова для учеников 8 класса. Тип урока - обощение знаний по теме "Клас...

    Конспект урока по теме: "Плотность вещества"

    Конспект урока по физике, 7 класс....

    Конспект урока по теме "Простые вещества"

    Урок по химии в 8 классе  по теме "Простые вещества" является обобщающим....

    Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

    Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....