Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".
план-конспект урока по химии (8 класс)

Саранчина Наталья Валерьевна

Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_himii._veshchesta.docx111.12 КБ

Предварительный просмотр:

Химия 8 класс

Урок В/1.

Тема урока. Предмет химии.Вещеста.

Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся представлений о химической науке.

Задачи урока:

Образовательные:

  •  сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли при ответе;
  • развивать навыки смыслового чтения;
  • развивать химический язык, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, экологическое мышление;
  • воспитывать ответственное отношения к учебе, стремление к творческой, познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Планируемый результат:

Предметные умения

В познавательной сфере:

1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки

2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества.

3.Приводить примеры физических тел и веществ.

4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.

5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи. роль растений в природе.

6. Использовать информационные ресурсы для подготовки творческого задания.

В ценностно-ориентационной сфере: формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла. 

В сфере безопасности жизнедеятельности: вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

УУД

Личностные:

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

3. Устанавливать причинно- следственные связи.

4.Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.

5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Основные понятия: химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства

Оборудование и реактивы к уроку:

  • Интерактивная доска, компьютер;
  • Презентация к уроку
  • коллекция изделий из стекла и алюминия.
  • Лабораторное оборудование (стеклянные стаканы, колбы, пробирки, спиртовка, штатив для пробирок, лабораторный штатив)
  • Химические реактивы: железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой, соль, сахар, песок.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационный момент

1)        Принимает рапорт дежурного

2)        Приветствует кадет.

3)        Заполняет журнал.

4)        Проверяет готовность класса к уроку.

1)        Рапорт дежурного

2)        Приветствие учителя.

Правила техники безопасности в кабинете химии.

Знакомство с учебником.

Требования к ведению тетрадей.

Заполняют журнал по ТБ

Подписывают рабочие тетради.

Слайд презентации

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграф

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания»

М. В. Ломоносов

Начинаем с вопроса “Что вам известно о химии?”

В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии, используя слайд “Химия в нашей жизни”.

Высказывают версии и предложения, обосновывая их.

Анализируют информацию на слайде.

Слады презентации.

Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы, облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья, даже смертельно опасной…

Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал:” Химия – это смерть, упакованная   в банки и коробки…” Сказанное иногда справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству, бытовой технике, транспорту. Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают люди. Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.

Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии.

Какова же тема и цель нашего сегодняшнего урока?

Формулируют и записывают тему урока.

Цель урока: выяснить, что является предметом изучения этой химии?

Первичное усвоение новых знаний

Нас окружает множество живых существ и неживых предметов.  Каждый человек рано или поздно задумывается: из чего же они состоят?

Любое существо или предмет - это физическое тело.

А что же такое вещество?

Проводит фронтальную беседу.

Подводит к формулировке понятия «вещество».

Демонстрация коллекции изделий из стекла и отдельно алюминия.

Вопрос:

  • Что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы, стакан).
  • Что такое вещество?

Вопрос:

  • почему пробирку нельзя сделать из алюминия?
  • чем отличаются стеклои алюминий?

Из жизненного опыта мы знаем, что все вещества разные. Каждое вещество обладает определенными физическими свойствами: весом, цветом, запахом, вкусом, плотностью и так далее. Именно по своим свойствам одно вещество отличается от другого.

Анализируют коллекцию.

Формулируют вывод: все предметы из стекла.

Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.8). запись в тетради.

Алюминий не прозрачный.

Свойствами.

Коллекция (стекло, алюминий)

Первичное закрепление новых знаний.

Сравним два вещества: железо и серу.

Демонстрация: действием магнита на железные опилки и на серу, помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.

  • Сравните свойства. Сделайте вывод о сходстве и различиях.

  • Что такое свойства вещества?

Акцентируем внимание на плане характеристики физических свойств веществ. (учебник стр.10).

Формулируем вывод.

Химия наука о …

Предмет изучения химии …

Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.

Заполнение таблицы. Работа со справочником в учебнике (стр.277)

Ответ по желанию один кадет с каждого варианта.

Различные вещества могут обладать, как __________, так и _______ свойствами.

Формулируют определение. Если затрудняются работа с учебником (стр.10). запись в тетради.

Химия изучает: (запись на доске и в тетради):

  • Вещества.
  • Свойства веществ.
  • Превращения веществ.

Опыты.

Слайд

Физминутка

Первичное усвоение новых знаний

Вопрос:

  • Зачем надо знать свойства тех или иных веществ?

Работа с презентацией (применение серы и железа).

  • Как вы думаете от чего будут зависеть свойства веществ?

Вспомним, что мы знаем из физики о составе веществ:

Атомы настолько малы, что их нужно миллиарды, чтобы составить один грамм вещества.

Эти атомы в свою очередь, различаются как марки машин: волга, москвич, жигули и т.д.

Всего таких видов атомов 114. (ПСХЭ)

Называются они – химическими элементами.

Формулируем совместно с кадетами определение химического элемента.

Работа с текстом учебника (стр.9, рис.4)

На примере водорода объясняем, что каждый химический элемент имеет три формы существования. 

Предлагаю обобщить данную схему. (перейти от частного к общему)

Например, железо состоит только из атомов железа; алюминий – только из атомов алюминия.

Из отдельных изолированных атомов состоят вещества под названием благородные газы.  Это, к примеру, неон, аргон, криптон, гелий. Их атомы не соединены между собой, и не соединяются с другими атомами.

Количество простых веществ огромно.

Например, вещество кислород. Оно представляет собой как изолированные атомы, так и простое вещество, молекула которого состоит из двух атомов кислорода.

Также атомы кислорода могут входить в состав сложных веществ, например, вещество углекислый газ состоит из атомов кислорода и углерода, а вещество рубин – из атомов алюминия, кислорода, хрома.

Формулируем совместно определения: простое вещество, сложное вещество.

Понятие «химический элемент» не следует путать с «простым веществом». Например, в состав молекулы воды входит водород (в смысле химический элемент), а в варианте «водород – экологически чистый вид топлива» имеют в виду простое вещество.

Из всего этого можно сделать вывод, что каждый химический элемент, представляющий собой определенный вид атомов, может существовать в трех формах:

  1. В виде свободных атомов;
  2. Входить в состав простого вещества;
  3. Входить в состав какого-нибудь сложного вещества.

чтобы применять их с пользой для себя

от состава (строения)

  • вещества состоят из молекул,
  • а молекулы - из мельчайших атомов.

Формулируют и записывают в тетрадь определение.

Переносят схему с доски в тетради

 Слайды

ПСХЭ

Учебник рисунок

Первичная проверка усвоения новых знаний

Тест.

1. Любой предмет, нас окружающий – это:

а) физическое тело;

б) вещество

2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:

а) тела;

б) вещества.

3. Вещество – это: 

а) то, из чего состоит физическое тело;

б) любой предмет нас окружающий.

4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?

а) он разбил оконное стекло;

б) ваза сделана из стекла.

5. Свойства вещества – это:

а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;

б) цвет вещества.

6. Выберите простое вещество:

а) кислород

б) вода

в) серная кислота

г) оксид алюминия

Самопроверка.

№вопроса

1

2

3

4

5

6

Ответ

а

а

а

а

а

а

Задание на самоподготовку

Инструктаж по выполнению Д/з

  • §1,2 – учить все определения
  • Упр. 1,2,5,7 - устно
  • Упр. 3,6,8 - письменно

Записывают д/з

Подведение итогов

Рефлексия

Комментированное выставление оценок

Подумайте и закончите предложения:

Сегодня я узнал___________ 

Я удивился___________ 

Я хотел бы______

Отвечают на вопросы




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

Конспект урока на тему "Плотность вещества"

Это урок введения нового понятия  плотности вещества. Н этом уроке учащиеся: 1) узнают что такое плотность, как она обозначается, какие единицы измерения имеет; 2) научатся  решать задачи, и...

План-конспект урока-обобщения по химии в 8 классе "ПАРАД ВЕЩЕСТВ"

План-конспект урока по химии "Парад веществ" составлен на основе системно-деятельностного метода с применением технологии В.Ф. Шаталова для учеников 8 класса. Тип урока - обощение знаний по теме "Клас...

Конспект урока по теме: "Плотность вещества"

Конспект урока по физике, 7 класс....

Конспект урока по теме "Простые вещества"

Урок по химии в 8 классе  по теме "Простые вещества" является обобщающим....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....