Конспект урока Тема: « Простые и сложные вещества» Химия 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Рымарчук Оксана Васильевна

Задачи урока

Образовательная: 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение  проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

     Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prost_i_sl_veshchestva.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Тема:

 « Простые и сложные вещества»

Химия 8 класс

                                                            Учитель  I категории: Рымарчук О.В.

г. Симферополь, 2016г.

  Урок № 10

Тема:  « Простые и сложные вещества»

  Цель  урока: объяснить отличие простого вещества и сложного, чистого вещества и  смеси, химического элемента и простого вещества; вырабатывать умения отличать простые вещества от сложных, основываясь на их химических формулах, научить выделять  главное, проводить сопоставление, анализ, делать заключения.

Задачи урока

Образовательная: 1. раскрыть понятия: простые и сложные вещества как форму существования химических элементов

Развивающая: 1.Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; 2. создать условия для овладения приемами изучения состава вещества; 3.формировать умение  проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации; 4. развивать умение логично излагать свою точку зрения; 5. учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку; 6. развивать умение получать информацию.

     Воспитательная: самостоятельно решать задачи, используя имеющиеся знания;  развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; делать заключения.

   Планируемые результаты.

   1.Формирование  представлений о формах существования химических элементов в природе и развитие знаний о химических элементах.

   2. Развитие знаний учащихся о физических свойствах веществ.

   3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений сравнивать и описывать химические объекты в ходе самостоятельного выполнения упражнений и комплексных заданий, а также при развитии умений применять знания  и способы действий в новых условиях.

   4. Формирование научного мировоззрения школьников и усвоение ведущих  мировоззренческих идей курса: познаваемость и единство материального мира, зависимость свойств веществ от его состава и строения.

    5. Развитие интереса и мотивации изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Основные  термины и понятия: простые и сложные вещества, химические соединения, химический элемент, атомы и молекулы, качественный и количественный состав

Ход  урока:

1. Организационный момент  

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь по удобнее –

Начнем скорей урок!

2. Проверка домашнего задания.

                               По традиции опять

                               Начинаем проверять

Задание1. Зад.4 с. 32

Углекислый газ – вещество молекулярного строения, а песок- немолекулярного.

Задание2.

 В таблице против каждого явления проставьте букву «Х» или «Ф» (химическое или физическое), а против тел и веществ буквы «Т» или

 «В» соответственно.

П/п

Явления . Тела и вещества

 Х, Ф; Т, В

1.

Разложение воды

х

2.

Колба

Т

3.

Испарение воды из лужи

Ф

4.

Туман

Ф

5.

Сжигание бензина в двигателе автомобиля.

х

6.

Сахар

В

7.

Перегонка  воды.

ф

8.

Плавление железа.

ф

9.

Стекло.

В

10.

Железо.

В

11.

Ведро.

Т

12.

Карандаш.

т

Задание3.  Дайте определения понятиям «молекула» и «атом», «ионы», «кристаллическая решетка»

Задание 4.Определите состав: H2,  O2, CO, Cl 2.

3. Изучение нового материала.

         В химии кроме терминов “атом” и “молекула” часто употребляется понятие “химический        элемент”. Что общего и чем эти понятия различаются?

Химический элемент – это атомы одного и того же вида. Так, например, все атомы водорода – это элемент водород; все атомы кислорода и ртути – соответственно элементы кислород и ртуть.

Название химических элементов и образуемых ими простых веществ почти всегда совпадают, поэтому различать их нужно по смыслу.

            Например:  1. Кислород собрали в пробирку- здесь кислород- простое вещество;

2. В состав молекулы воды  входит кислород- здесь речь идет о химическом элементе.

O2,  Cl 2.                                                                                                                H2O,  CO2

Чем молекулы кислорода и хлора  отличаются от молекул воды и углекислого газа?

 Учащиеся могут ответить, что молекулы кислорода и хлора  образованы атомами одного вида. – Простые вещества.

Вещества вода и углекислый газ образованы атомами разного вида. - Сложные вещества.

Простые вещества – вещества, образованные атомами одного химического элемента.

Ne,   Ar,   O2,   Br2,  I2,   O3,   P4,   S8

(Одноатомные простые вещества – молекулы инертных газов;

 двухатомные – молекулы водорода, кислорода, хлора, брома, иода; трехатомные – озона, четырехатомные – фосфора и т.д.)

Названия простых веществ часто совпадают с названием ХЭ, атомами которых они образованы.

        Простые вещества характеризуются определенными физическими свойствами (агрегатным состоянием, цветом, плотностью).

        Сложные вещества (химические соединения) – это вещества, образованные атомами разных химических элементов, связанных между собой.

H2O,   C6H12O6,  NaCl,   KMnO4,  CO2,  CO

(вода, глюкоза, хлорид натрия - поваренная соль, перманганат калия – марганцовка, углекислый газ, угарный газ).

        Сложные вещества характеризуются определенными физическими свойствами.

                                           ВЕЩЕСТВА 

                         

                     простые                        сложные  

 H2  , O2  , N2  , Cl2                          H2O, CO2  , H2SO4   

Работа  со схемой с. 34 п.9

Закрепление темы «Простые и сложные вещества.

Задание. Ниже перечисленные вещества разделите на простые и сложные: SO2   K,  Cu, N2, O2  , Cl2, LiI, Al2O3 , H 2 , Br2  , NaCl, MgSO4  , KOH, Fe, Au, Ag, ZnO, KF, Cr,  SO3 

Результат оформите в форме таблицы:

      ПРОСТЫЕ    ВЕЩЕСТВА

     СЛОЖНЫЕ     ВЕЩЕСТВА

   K,  Cu, N2, O2  , Cl2  , H 2 , Br2  , Fe, Au, Ag,  Cr,  

SO2   Al2O3 , NaCl, MgSO4  , KOH,  ZnO, LiI KF,   SO3

Тест.

№1

Сколько простых веществ записано в ряду формул:

 N2, O3, HNO 3, P2O5 H2O, NаOH., S, Fe, CO2,

№2

К сложным относятся оба вещества:

 А) С (уголь) и S (сера);

 Б) Fe (железо) и CH4 (метан);

 В) CO2 (углекислый газ)и H2O (вода);

№3

Выберите правильное утверждение:

 Простые вещества состоят из атомов одного вида.

А) Неверно

Б) Верно

№4

В каком случае идёт речь о железе как о химическом элементе?

 А) В состав сульфида железа входит один атом железа.

 Б) Железо входит с состав ржавчины;

 В) Для железа характерен металлический блеск;

 Г) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

№5

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

 А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

 Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

 В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

 Г) Кислород входит в состав воздуха.

Выполняют практические задания в виде самостоятельной работы.    

Практическое  задание:

  • Вместо точек вставьте необходимые выражения (химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь): а) оксид цинка__

____________, так как состоит из_______________________ , цинка  и кислорода; при нагревании ________________________ оксида ртути образуется два ___________________________: ртуть и кислород.

Рефлексия и подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Какие вопросы вызвали затруднение?

Какие знания вы сегодня приобрели?

Домашнее задание. §9- 10 выуч. определения , тестовые задания с.36. 39

Литература:

1. Учебник Химия  Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.

2.Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова  КИМ Химия  8 класс. Москва «Вако»,2014.

3. О.Г. Григорович  и др. Мастер  - класс .Химия разработки уроков 7 класс

Веста 2008.

4. М. В. Князева. Химия  поурочные планы  по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8 класс.   Волгоград «Учитель» 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

текст контрольной работы №3 по теме "Простые и сложные вещества" 8 класс, программа О.С.Габриеляна

В работе 3 варианта по 3 задания, включая задачу с использованием понятия "количество вещества" . Работа рссчитана на 45 минут....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Урок по теме "Простые и сложные вещества" 7 класс

В разработке предоставлены: конспект урока, самостоятельная и тестовая работа, ссылки на видео и игры по теме. Презентация оказалась очень большого размера для закачивания на сайт.Все материалы написа...

Урок по теме "Простые и сложные предложения", 5 класс

В ходе урока раскрываем понятия о видах предложений в русском языке....

Урок по теме "Простое и сложное предложение"5 класс

Урок в 5 классе по  учебнику  Т. А. Ладыженской...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...