Урок по теме "Простое и сложное предложение"5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Казакова Оксана Евгеньевна

Урок в 5 классе по  учебнику  Т. А. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse_1.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                «Простые и сложные предложения»

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

- Сам проверь скорей, дружок,

   Ты готов начать урок?

   Всё ль на месте,

   Всё ль в порядке,

   Ручка, книжка и тетрадка?

   Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Каждый хочет получать

   Только лишь оценку «5»?

Запись темы урока. Оставить строчку для темы

1. Мотивирование к учебной деятельности.

  1. Начнем урок со словарной работы.

С….бака, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный , ст…лица.

- Запишите в строчку через запятую пропущенные безударные гласные.

- Проверка (о, е, о, а, о, о, е, е, о)   Оцените себя.()

- Орфографическое чтение по цепочке. Какая орфограмма в данных словах?

Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)

2Актуализация знаний  - Что изучает  синтаксис? (фронтальный опрос или аукцион)

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
  • По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
  • По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
  • Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).

 3.Произвести синтаксический разбор предложения. В это время работа по карточкам(3)

В морозном воздухе кружатся снежинки и падают на землю. (2)

Сравнение с предложением: Приближается зима. в морозном воздухе кружатся снежинки.                                                                    

3. Формулирование темы и цели урока                                                                                                                   Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

4. Изучение нового материала  

1)Чтение материала учебника.( стр. 107) с последующей самопроверкой  с закрытыми глазами(вслух)

2)Физкультминутка   Игра «Определи предложение по структуре».  ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают руки вперёд, а если сложное, то вверх. Объясняют свой выбор).

  • Наступили зимние  дни, и по небу поплыли серые  облака.
  • Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.
  • Завыли и замолчали волки.
  • По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.
  • В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.
  • Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.

       3)Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно).                                                                                                                                                                          Учитель. Посмотрите на новые  предложения.

Приближается зима,  и в морозном воздухе кружатся снежинки.  В  морозном воздухе кружатся снежинки, потому что   приближается зима.                                                                                                                                    

  Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного

4) Итак, по способу соединения простых предложений, сложные делятся на 2 группы. Какие же это группы?(самостоятельное чтение материала учебника стр.108

5)Работа в парах.(задают друг другу вопросы по прочитанному материалу). Какие вопросы вы задавали?

6) Создание опорной схемы с использованием схем предложений.

Что мы можем сказать о знаках препинания в сложном предложении?  (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

5. Закрепление изученного материала .

1) Работа с текстом. 

Какова тема данного текста? Объяснить орфограммы. Выписать сложные предложения. расставить пропущенные знаки препинания. Выделить грамматические основы. Определить вид сложных предложений.

Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Осень уступила. В ноябре снег покрыл землю и наступила настоящая з..ма. Завывает в поле х..л..дный ветер гуляет в..юга. Когда переб..гает лиса поле, яркая шу..ка её д..леко в..дна.

 

 2)Тестовая работа. Запишите полученные ответы в тетрадь.
I. Выбрать определение сложного предложения.

  1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
  2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
  3. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.

  1. С помощью обобщающих слов.
  2. С помощью союзов.
  3. С помощью порядка слов.

IV. Найти сложные предложения.

  1. Дул сильный ветер и трепал деревья в саду.
  2. Зима наступила    уныло выглядит лес  и птицы давно улетели на юг. 
  3. Валил большими хлопьями снег и  ветер  налетал  косыми ударами.

V. Найти простые предложения с однородными членами.

  1.  Стояла поздняя осень  а   на земле  уже лежало белое покрывало из снега.
  2.  Осень подкрадывается незаметно  а зима приходит внезапно.
  3. Елочка была небольшая, но  смотрелась нарядно.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  3,2,2,3,3 Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

(Учащиеся ставят друг другу оценки, учитель заносит их в журнал)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

- Назовите средства связи частей сложного предложения.

7. Домашнее задание

Учитель. Домашнее задание : упр. 235; выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс

урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....

Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс

Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс...

Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе

Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....

Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс

Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....

Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс

Презентация по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс...