Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок повторения . 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку Миловановой Л. П. 11кл.

Тема : « Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Цели:1. повторить ранее изученное по теме « Сложное предложение» ;

2. закрепить навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;

3. воспитывать любовь к русскому языку.

        Ход урока.

  1. Повторение ранее изученного материала.
  1. Фронтальный опрос:

 Какие предложения называются сложными?

- Какие виды сложных предложений известны?

- Чем отличаются друг от друга ССП, CПП и БСП?

- Какие средства связи используются в сложном предложении?

        1.   слайд « Виды сложных предложений»

                             2.  слайд « Средства связи в сложном предложении»

  1.     3. слайд « Осложненное списывание».

                                   Дополнительные вопросы:

                             Почему вы решили, что первое предложение является ССП?                                        

                              Какое предложение является СПП?  Почему?

                              Докажите, что третье предложение является БСП ?

                         Вывод:

 Какие предложения называются ССП, CПП, БСП?

 Что вы можете рассказать о знаках препинания В ССП?

                             4.слайд . «Сочинительные союзы»

 Какие еще знаки препинания  употребляются в ССП ?

 Когда не ставится запятая в ССП ?

        

            I I I. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

1. Карточка № 1.

Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.

  1. Л…зурь н..бесная см..ется ночной омытая гр..зой и между гор р..систо вьется  д..лина светлой полосой. ( Ф. Тютчев)2. По п..лям изв..ваясь бл..стящей струей льется речка студеной волною и б..седка  одетая срчной листвой накл..нясь над л..зурной ее глубиной отр..жается гладью  речною.(С. Надсон).3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел  и словно капли слез падал он в х..лодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. ( И. Бунин ).4. Бл..снет весна иного года и может быть в желанный час Тавриды пышная пр..рода в св..и объятья примет нас. (В. Бенедиктов).

Карточка № 2.

Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.

  1. Она смеялась от всей души и смех пр..давал сверкающую силу ее осл..пительной красоте. ( Н. Гоголь).2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди моей храню.( М, Лермонтов).3. Остап редко пре..водительствовал другими в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых пр..ходивших под знамена пре..приимчивого бурсака. (Н, Гоголь), 4. В это время в девичьей не только был известен пи..езд минмистра но и внешний вид их обоих был подробно ..писан.( Л, Толстой).

2.У доски.

1 ученик: синтаксический разбор предложения.

Трава мне по пояс, а на ней , сложив домиком крылья, греются под солнцем серые мотыльки.

  1. ученик: Расставить знаки препинания, объяснить .

Лес не шумел и только голоса лесных птиц будили тишину утра.

Задание: Осложните предложение, включив обособленное определение в первую или вторую часть.

        Класс: Объяснительный диктант.

Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты . Казалось, все было в них по- прежнему, но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие чего-то… Я старался чем- нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с тою же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали… Он сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы , как ручей , как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку.

( Н. Гоголь )

                    Проверочный тест.

1.Отметьте предложения, в которых ставится запятая.

А) Кто это такие и что им надо?

Б) В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.

В) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.

Г) Пропустить врага и дать огонь по команде!

Д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц.

  1. Отметьте предложения , в которых не ставится запятая.

А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала  такой крепкой, будто схвачена цементом.

Б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

В) Старик сыграл « Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.

 Г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.

Д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.

III.Подведение итогов урока.

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

- Какое предложение называется ССП ?

- Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?

- В каком случае между простыми предложениями в составе сложного ставится точка с

запятой?

- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

Домашнее задание:1. Выучить правило. 2. Выписать из художественной литературы 7 ССП, выполнить морфологический разбор трех причастий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» разработан для учащихся 9  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы, подготовленной под научной р...

Урок русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. "

Урок русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."  Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием карточек платформ...