Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
тест по русскому языку (9 класс)

Романова Ольга Николаевна

Общее задание для всех текстов 

1Определите тему и основную мысль текста

2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами)

3Найдите сложносочиненные предложения (ССП), выделите при этом  грамматическую основу и докажите, что это ССП.

3Укажите смысловые  отношения  между простыми предложениями  в составе сложного.

4 Постройте схемы предложений

5Сделайте синтаксический разбор одного ССП

6 Выразительно прочитайте текст

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе

по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

Общее задание для всех текстов  

1Определите тему и основную мысль текста

2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами)

3Найдите сложносочиненные предложения (ССП), выделите при этом  грамматическую основу и докажите, что это ССП.

3Укажите смысловые  отношения  между простыми предложениями  в составе сложного.

4 Постройте схемы предложений

5Сделайте синтаксический разбор одного ССП

6 Выразительно прочитайте текст

 

Текст 1  

Он ехал, ехал, а Жадрина было не видать, роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади, бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать  и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира.

Мало – помалу  деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули у него из глаз; он поехал наудачу. (А.С.Пушкин)

Задания для группы

1Используя ССП, дополните описание состояния заблудившегося героя

2Вставьте после союза и деепричастный оборот.

3Объясните постановку точки с запятой. Можно ли поставить другой знак препинания?

4Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.

Текст2(без знаков препинания)  Группа

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец  и потекли ручьи запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в  вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)

Задания для группы

1Найдите сначала осложненные простые предложения. ( Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)

  2 Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в  вешних водах.      и т.д. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.

3Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1-Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.

4Подчеркните трудные для вас орфограммы

5Расставьте знаки препинания,  обосновывая свой выбор

Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, - и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире  указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в  вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное ,новое, невероятное

6Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.

По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.

 

Работа с классом

1Выразительное чтение текста

2Прослушивание ответов по группам

3Заполнение листов самооценки

 

Д/з повторить подчинительные союзы и союзные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку 5 класс по теме "Простое предложение"

Проверка знаний учащихся по постановке знаков препинания при однородных членах, обращении...

Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...

урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

На уроке использованы элементы проблемного обучения. дифференцированные задания, комплексный анализ текста художественного стиля, но главное - дети самостоятельно моделируют таблицу с условиями постан...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»

Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь други...