урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Крюкова Светлана Юрьевна

На уроке использованы элементы проблемного обучения. дифференцированные задания, комплексный анализ текста художественного стиля, но главное - дети самостоятельно моделируют таблицу с условиями постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверяют свои знания при помощи выполнения теста и взаимопроверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9А классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Учитель: Крюкова С.Ю.

Цель: Используя современные педагогические технологии, научить различать отсутствие или наличие знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Задачи: 1. Повторить определение сложносочиненных предложений.

2. Выполнить коллективно комплексный анализ текста, включив в него вопросы ОГЭ.

3. Повторить роль тропов в художественном тексте.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  1. Умение находить в тексте ССП и определять отношения между частями.
  2. Знать виды сочинительных союзов.
  3. Умение находить в речи тропы, определять их вид и роль в тексте.
  4. Умение определять тип и стиль текста.

Метапредметные:

  1. Умение определять цель деятельности и учебные задачи.
  2. Умение анализировать учебный материал, решать проблему и делать выводы.
  3. Умение систематизировать материал в виде таблицы.
  4. Развитие воображенияамяти, внимания.

Коммуникативные:

  1. Умение работать в группе, выдвигать гипотезу, анализировать ответы других, делать совместные выводы, сотрудничать при выполнении групповых заданий.
  2. Умение выстаивать монологическое высказывание, подбирать аргументы и делать выводы в устном рассказе.

Личностные:

  1. Умение осознавать важность изучаемой темы в общей языковой системе.
  2. Уважение к родному языку, его выразительным возможностям.
  3. Познавательный интерес к учебной деятельности.

Технологии: проблемное обучение, КСО, элементы дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: Мультимедийный проектор с презентацией, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, вы сдали тетради, где показали работу с текстом – выполнили пунктуационный и орфографический разбор. Это было основным заданием для всех. Перед вами на слайде правильная запись текста. Есть ли вопросы? В чём вы затруднялись?

- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов». Скажите, какая связь между темой урока и данным высказыванием?

 (Изучать новую тему мы будем на примере текстов и предложений художественного стиля, для которых свойственно использование тропов).

- Проверим дополнительные задания по группам, и у нас получится комплексный анализ текста. Внимание на слайд с текстом. Не выступающие команды исправляют, добавляют, помогают.

2. Проверка домашнего задания.

Производится по группам:

Текст для домашнего задания:

        (1)Три дня свирепствовала буря. (2)На море вздувались и неслись одна за другой горы зеленоватой воды. (3)Их вершины курчавились белой пеной и обрушивались со страшным грохотом. (4)Ничто казалось не могло устоять против ярости бушующего ветра. (5)Корабли, успевшие заблаговременно  укрыться в гавани, были вытащены на берег или привязаны двойными канатами к причалам, но и сюда докатывались рассерженные волны.(6)Тогда широко раскачивались и плясали стройные мачты, а доски кораблей скрипели и трещали, точно готовясь развалиться.

Задание для 5 группы: выделите грамматические основы и определите тип сказуемого в предложениях.

  1. Буря свирепствовала (ПГС)
  2. Горы вздувались и неслись (ПГС)
  3. Вершины курчавились и обрушивались (ПГС)
  4. Ничто не могло устоять (СГС)
  5. Корабли были вытащены, привязаны (СИС), волны докатывались (ПГС)
  6. Мачты раскачивались и плясали (ПГС), доски скрипели и трещали (ПГС)

Задание для 4 группы: Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством (5),

Укажите предложение с вводным словом – (4), из предложения 3 выпишите словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ – белой пеной, со страшным грохотом.

Задание для 3 группы: найдите ССП и докажите правильность суждения.

№ 5 и № 6 – ССП, т.к. имеют две грамматические основы, части предложений соединены сочинительными союзами НО, А.

Задание для 2 группы: озаглавьте текст, укажите тип и стиль текста.

Заголовок: Буря на море, тип текста – описание состояния природы, автор использует слова, указывающие на признаки морской стихии

Стиль речи – художественный, главная задача которого воздействовать на воображение и чувства читателя. Создавая художественный образ. В данном случае автор создает словесную картину морской бури. Передает её напряженность и разрушительность при помощи изобразительно-выразительных средств.

Задание для 1 группы: Докажите справедливость высказывания русского лингвистиа Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов».

Тропы – слова в переносном значении. Именно они придают тексту выразительность, эмоциональность образность, добавляют яркие краски в чёрно-белую палитру.

В тексте, Василия Григорьевича Яна мы видим картину разбушевавшейся морской бури. Основной прием текста – метафора: буря «свирепствовала», горы воды «вздувались», вершины волн «курчавились», мачты кораблей «плясали».

Помимо этого, писатель использует эпитеты – образные определения: «рассерженные волны», «стройные мачты». Сила могучей стихии противопоставляется беспомощности кораблей.

Таким образом, использование тропов позволяет автору текста создать картину необузданной морской стихии.

3. Этап целеполагания и постановки проблемы.

- Посмотрите на слайд, что вы можете сказать о предложениях?

( в них не расставлены знаки препинания)

- Являются ли данные предложения текстом? Чем сходны данные предложения? Какие тропы в них использованы?

- Запишите предложения, выделите грамматические основы, посоветуйтесь в группах и расставьте знаки препинания.

А) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок.

Б) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают  о приходе настоящей осени.

В) Опавшие листья устилают дорожки а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.

- В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?

(Учащиеся сообщают, что ошибки допущены во всех предложениях)

- Посмотрите на правильный ответ. Кто может объяснить свою ошибку?

- Сформулируйте проблему урока: в каких случаях знаки препинания не ставятся в ССП?

4. Пробное действие – решение проблемы.

- Перед вами информационный лист с примерами предложений, который поможет вам заполнить таблицу «Знаки препинания в ССП» и сделать выводы о том, при каких условиях знаки препинания перед частями ССП не ставятся. Таблицу для портфолио заполняет каждый, а обсуждаете вместе.(Дети работают с листом изучения нового)

5. Физкультминутка.

6. Этап коррекции затруднений.

- Первая группа предоставляет мне таблицу для проверки. (После проверки и коррекции) Теперь ваша задача откорректировать таблицы других групп и в случае затруднений объяснить правильное решение.

- Объясните мне теперь, почему вы ошиблись в данных предложениях. Чего вы не знали? Сделайте выводы о том, в каких случаях знаки препинания не ставятся в ССП.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Выполните тест.(Дети работают с листом контроля)

А) Найдите ССП  с общим второстепенным членом.

1.Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.

2. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3.В зеркальных окнах плыло солнце и проносились маленькие  пышные облака.

Б) Найдите ССП, с общей придаточной частью.

1.Берёзы уже распустились а дубы стояли обнажённые.

2. Когда все ушли разговоры спрятала ночная мгла.

3. Слепой прозреет и глухой услышит когда всей грудью музыка задышит.

В) Найдите ССП с общей интонацией: вопросительной, восклицательной или побудительной.

1.Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг!

2. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?

3. Всё стихло и только морская даль монотонно шумела.

Г) Найдите предложение с олицетворением.

1.Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен уже треск пламени.

2.Мы пили чай ночью, и дед рассказал мне историю про зайца.

3. Созвездия холодные, как крупинки льда, плавали в воде.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Перед вами дифференцированные задания. Выберите только 1 задание.

1 группа.

Выполните пунктуационный разбор ССП и составьте схемы.

  1. За домом вырос большой тополь а во дворе поднялись клёны и берёзы.
  2. Зимой у нас гостят целые стаи снегирей и прилетают свиристели.
  3. Когда мы отправились в путь метель утихла и небо стало ясным.
  4. Незаметно потухла заря и по саду расползлись вечерние тени.

2 группа.

Сконструируйте ССП с общим второстепенным членом по данному началу .

 В нашем дворике…

Во время шторма…

Перед закатом…

Кругом…

3 группа.

Сконструируйте ССП с общей придаточной частью по данному началу .

Когда мы смотрим на небо,…

Где бы мы ни оказались,…

Когда ты смел,…

4 группа

Сконструируйте текст художественного стиля, используя слова для справок. Включите в текст ССП с общим второстепенным членом или общей придаточной частью.

Слова для справок: осенний лес, небольшое озеро, золотые и багряные деревья, отражаться в озере, любоваться яркими красками осени, вдыхать воздух свежести, березняк или осинник, грибные места, тихая среднерусская красота, люблю покой и безмолвие осени, удивительное настроение.

9. Рефлексия. Домашнее задание.

Выступление от каждой группы.

Я понял…

Мне было сложно…

               



Предварительный просмотр:

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки

Примеры

Условия

Запятая ставится

_______________________________

_______________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Перед союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И)

1.Нет общего второстепенного члена.

2.Нет общей интонации.

3.Нет общей придаточной части.

Запятая не ставится

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

1. Есть общий второстепенный член.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

2.Общая вопросительная, восклицательная или побудительная интонация.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

3.Есть общая придаточная часть.

Тире

________________________________

________________________________

________________________________

Внезапная смена действия.

Лист решения проблемы

Сгруппируйте предложения и запишите их в таблицу в соответствии с условиями постановки знаков препинания. Если у вас возникли затруднения, обратитесь к учителю.

  1. День угасал, и в лесу начинало быстро темнеть.
  2. Поздней осенью зарядили дожди и установилась холодная погода.
  3. Всю ночь не сходил месяц с неба и готовился настоящий мороз.
  4. Небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
  5. Когда же осень дала о себе знать, мечты мои улетучились и жизнь показалась однообразной.
  6. Если ты не полюбишь лес, то никогда не проникнешься его целебной силой и он не откроет тебе свои секреты.
  7. Какая вокруг красота и как хочется остановить мгновение!

Лист контроля

Выберите правильный ответ теста (знаки препинания не расставлены).

А) Найдите ССП  с общим второстепенным членом.

1.Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.

2. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3.В зеркальных окнах плыло солнце и проносились маленькие  пышные облака.

Б) Найдите ССП, с общей придаточной частью.

1.Берёзы уже распустились а дубы стояли обнажённые.

2. Когда все ушли разговоры спрятала ночная мгла.

3. Слепой прозреет и глухой услышит когда всей грудью музыка задышит.

В) Найдите ССП с общей интонацией: вопросительной, восклицательной или побудительной.

1.Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг!

2. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?

3. Всё стихло и только морская даль монотонно шумела.

Г) Найдите предложение с олицетворением.

1.Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен уже треск пламени.

2.Мы пили чай ночью, и дед рассказал мне историю про зайца.

3. Созвездия холодные, как крупинки льда, плавали в воде.


Лист упражнений

Дифференцированные задания

1 группа.

Выполните пунктуационный разбор ССП и составьте схемы.

  1. За домом вырос большой тополь а во дворе поднялись клёны и берёзы.
  2. Зимой у нас гостят целые стаи снегирей и прилетают свиристели.
  3. Когда мы отправились в путь метель утихла и небо стало ясным.
  4. Незаметно потухла заря и по саду расползлись вечерние тени.

2 группа.

Сконструируйте ССП с общим второстепенным членом по данному началу .

 В нашем дворике…

Во время шторма…

Перед закатом…

Кругом…

3 группа.

Сконструируйте ССП с общей придаточной частью по данному началу .

Когда мы смотрим на небо,…

Где бы мы ни оказались,…

Когда ты смел,…

4 группа

Сконструируйте текст художественного стиля, используя слова для справок. Включите в текст ССП с общим второстепенным членом или общей придаточной частью.

Слова для справок: осенний лес, небольшое озеро, золотые и багряные деревья, отражаться в озере, любоваться яркими красками осени, вдыхать воздух свежести, березняк или осинник, грибные места, тихая среднерусская красота, люблю покой и безмолвие осени, удивительное настроение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов» Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Слайд 2

( 1)Три дня св и репствовала буря. ( 2)На море вздувались и н е слись одна за другой горы зелен о ватой воды. (3)Их в е ршины курчавились белой пеной и обруш и вались со страшным грохотом. ( 4) Ничто к а залось не могло устоять против ярости бушующ его ветра. ( 5)К о рабли, успевшие забл а говреме нн о укры ться в гавани, были вытащены на берег или пр и вязаны двойными канатами к пр и чалам, но и сюда докатывались ра с серженные волны.( 6)Тогда широко ра с качивались и пл я сали стройные мачты, а доски кораблей скр и пели и тр е щали, точно готовясь ра з валиться .

Слайд 3

1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.

Слайд 4

1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки, а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.

Слайд 5

Ответьте на проблемный вопрос: При каких условиях в сложносочиненных предложениях не ставится знак препинания между частями?

Слайд 7

1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки, а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.

Слайд 9

Проверь себя А) – 3 Б) – 3 В) – 2 Г) - 3

Слайд 10

Рефлексия Сегодня на уроке я понял… Мне было сложно… Я доволен (не доволен) своей работой…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....