Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Конограй Ольга Валентиновна

Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Сложносочиненное предложение

ВАРИАНТ I

Задание 1. Определите виды предложений: 1) простое; 2) сложносочиненное; 3) сложноподчиненное; 4) бессоюзное; 5) сложное с разными видами связи.

1) Спускается солнце за степи, вдали золотится ковыль. (А.К. Толстой)

2) В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (К.Паустовский)

3) Там, куда не достают солнечные лучи, листья на кустах бледные и вялые.

4) Бархатные лиловые кисти сирени залили сад своим тонким ароматом и поманили нас вглубь.

5) Все побелело вокруг, а деревья стояли как будто в кружеве: веточки облепило снегом.

Задание 2. Укажите союзы, определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

1) Утром спокойно взошло яркое солнце, однако шторм не ослабевал.

2) То снимет шапку ель, то береза рукавом тряхнет. (Н.Рыленков)

3) Солнце постепенно согревало землю, причем все сразу начинало в природе шевелиться, петь.


1. Сложносочиненное предложение

Задание 3. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить между частями: 1) запятую; 2) точку с запятой; 3) тире.

1) Снова нахмурилось небо ... и будет ненастье.

2) Подложили огонь под готовый костер со стружками ... и пламя запылало. (К.Аксаков)

3) Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореандру или на водопад ... и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (А.Чехов)

4) Запели птички ... и восток озолотился.

5) Еще напор ... и враг бежит. (А.Пушкин)

Задание 4. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая.

1) К сожалению, падали капли дождя ... и трава металлически шелестела.

2) Здесь Пушкина изгнанье началось ... и Лермонтова кончилось изгнанье. (А.Ахматова)

3) Когда мы подъезжали к дому, взошел месяц... и небо расчистилось.

4) Неужели вы этого не знали ... и я вам сказал новость?

5) Теплое пасмурное утро ... и чуть-чуть моросит. (М.Пришвин)


1. Сложносочиненное предложение

ВАРИАНТ II

Задание 1. Определите виды предложений: 1) простое; 2) сложносочиненное; 3) сложноподчиненное; 4) бессоюзное; 5) сложное с разными видами связи.

1) Солнца не видно, а полуденное небо озарено розовым веером лучей.

2) Величава русская золотая осень, никогда не бывает она скучной.

3) Цветы распускались медленно, так как весна была холодная.

4) Потомки помянут его добрым словом и назовут творцом.

5) Но вот взошел месяц, и картина сразу изменилась: на противоположном берегу обозначилась темная щетина леса. (По В.Шишкову)

Задание 2. Укажите союзы, определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

1) Не то соловей грустит в кустах, не то плачет иволга.

2) На небе уже зажглись первые тусклые звезды, зато заря над лесом еще не погасла.

3) Не только ночь прошла под большой чистой луной, но и утро засветилось, засверкало.

4) Туристы быстро пробирались через заросли, притом никто не захотел ждать окончания ливня.


1. Сложносочиненное предложение

Задание 3. Отметьте предложения, в которых необходимо поставить между частями: 1) запятую; 2) точку с запятой; 3) тире.

1) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть ... но стало страшно вдруг Татьяне. (А.Пушкин)

2) Открылась дверь ... и входит он с гармонью на плече. (А.Твардовский)

3) Ночь уже ложилась на горы ... и туман начинал бродить по ущельям. (М.Лермонтов)

4) Мгновение ... и все опять потонуло во мраке. (В.Короленко)

5) Улетают журавли ... и низкие осенние облака обволакивают небо. (В.Солоухин)

Задание 4. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая.

1) Вскоре после восхода набежала туча ... и брызнул короткий дождь. (М.Пришвин)

2) Как славно дышится ... и как легко идти!  

3) К счастью, лучило солнце ... и раскидывалась широкая радуга. (По М.Пришвину)

4) Пусты поля, леса ... и природа отошла ко сну.

5) Едва из-за туч появилась луна, все вокруг посветлело ... и на море появилась серебристая дорожка.


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

ВАРИАНТ I

Задание 1. Определите виды сложноподчиненных предложений, в которых придаточные присоединяются союзным словом куда и союзом как будто: а) с определительным придаточным; б) с изъяснительным придаточным; в) с обстоятельственным места; г) с обстоятельственным сравнения; д) с обстоятельственным степени.

1) В городе, куда только что приехал командированный, оказался замечательный театр.

2) Никто не видел, куда они направились.

3) Ей снится, как будто она покоряет снежную вершину.

4) Девушка была молчалива, тиха, как будто хотела спрятаться от всех.

5) Волны так бились о берег, как будто кто-то ударял огромным молотом, вбивая сваю.

Задание 2. Отметьте, союзами или союзными словами являются выделенные грамматические омонимы, укажите группы придаточных предложений.

1) Утренний свежий ветер, что дул с запада, проникал в комнату.

2) Путникам казалось, что верхушки сосен касаются неба.

3) Ребята не сразу поняли, что произошло.

4) Город так высоко стоял над рекой, что от этих просторов у нас захватывало дух.


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Задание 3. Назовите виды сложноподчиненных предложений.

1) Морозный воздух обжигал так, что трудно было дышать.

2) От фонаря было светло, так что мы и вечером смогли рассмотреть незнакомый пейзаж.

3) Я не был уверен, хватит ли у меня сил на выступление.

4) Тех, которым ничего не надо, только можно в мире пожалеть. (С.Есенин)

5) Чем сильнее стегал дождь, тем проворнее мчались бесчисленные потоки. (По В.Солоухину)

6) Откуда ветер, оттуда и счастье. (М.Лермонтов)

7) Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. (И.Павлов)

8) Раз обещал помочь, держи свое слово.

9) Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым. (К.Паустовский)

10) Кто бы ни встречался с этим человеком, все поражались его мужеству и выдержке.

11) На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К.Чуковский)

Задание 4. Укажите предложения, в которых перед как запятая ставится. Среди данных предложений найдите сложноподчиненное с придаточным сравнительным.

1) Вертится как белка в колесе.

2) Слова кипели смутно на устах как бьется пена в темных берегах. (М.Лермонтов)

3) О нем говорят как о гениальном мастере.

4) Завтра как сообщили по радио будет дождь со снегом.

5) Докладчик воспринял его слова как комплимент.


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Задание 5. Отметьте, где возможно заменить придаточное определительное предложение причастным оборотом.

1) Хочется увидеть фильм, который бы надолго остался в памяти.

2) Создается книга, которую посвятят людям искусства.

3) Человек, который не уважает прошлого, лишает себя будущего.

4) Экскурсанты находились рядом с местом, где состоялась историческая встреча.

Задание 6. Укажите сложноподчиненные предложения. Расставьте знаки препинания.

1) Человек поднялся над природой... вследствие того что горе других стало и его горем.

2) Ужасающий смерч образовался ... вследствие нагревания воздуха при извержении вулкана. (В.Обручев)

3) Равнодушие и спокойствие в ответ на боль людей и сегодня оборачивается душевной подлостью ... несмотря на то что иной хочет показаться бесстрастным и объективным.

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при построении сложноподчиненных предложений.

1) Все, кто читает книги, развивает воображение.

2) В город приехал известный ансамбль, которым руководит мэр – бывший музыкант.

3) Судья указал участникам игры, что вы нарушили правила соревнования.


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Задание 8. Укажите предложение, в котором верно расставлены знаки препинания.

1) Назначили время для конкурсного просмотра, но не уточнили где он состоится.

2) И близкое расстояние, пока его не пройдешь, кажется далеким.

3) Дорога по колеям, которой двигались тяжелые повозки, спускалась к реке.

4) Сообщение поступило, в то время, когда стемнело.

5) Геологи не прекратили работать, и когда погасла заря.


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

ВАРИАНТ II

Задание 1. Определите виды сложноподчиненных предложений, в которых придаточные присоединяются союзным словом где или союзом чтобы: а) с определительным придаточным; б) с изъяснительным придаточным; в) с обстоятельственным места; г) с обстоятельственным образа действия; д) с обстоятельственным цели.

1) Я любил уходить на берег моря, где никого не было.

2) Нам объяснили, где найти нужную литературу.

3) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин)

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображенное словами. (М.Горький)

5) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.

6) Старайтесь, чтобы ваши планы осуществились.

Задание 2. Отметьте, союзами или союзными словами являются выделенные грамматические омонимы, укажите группы придаточных предложений.

1) Старшее поколение всегда будет помнить тот день, когда окончилась война.

2) Никогда не знаешь, когда по достоинству оценят твой труд.

3) Когда в моих руках новая книга, я чувствую приближение чуда.

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (И.Крылов)


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Задание 3. Назовите виды сложноподчиненных предложений.

1) Только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал. (М.Лермонтов)

2) Где объявился уж, змее уж там не быть. (И.Крылов)

3) Чем больше радости доставляет тебе работа, тем полнее и интереснее твоя жизнь.

4) Задумал я узнать, прекрасна ли земля. (М.Лермонтов)

5) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет.

6) Теплый дождь смочил землю, поэтому вскоре появились первые всходы.

7) Вечер оказался таким, каким его утро обещало.

8.) Мы, видно, уж поладим, коль рядом сядем. (И.Крылов)

9) Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай. (В.Лебедев-Кумач)

10) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л.Толстой)

11) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наш путь тремя верстами. (А.Пушкин)

Задание 4. Укажите предложения, в которых перед как запятая ставится. Среди данных предложений найдите сложноподчиненное с придаточным сравнительным.

1) Лучи как янтарь горят.

2) Жизнь как громадный вулкан.

3) В любой профессии есть как творцы, так и ремесленники.

4) Угрозы посыпались как град.

5) Свою Москву мы не дали в обиду как нас в обиду не дала она. (М.Исаковский)


2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

Задание 5. Отметьте, где возможно заменить придаточную определительную часть предложения причастным оборотом.

1) Маленький дом, где я живу с детства, заслуживает особой любви.

2) Листва, которая покрыла все дорожки, все еще шуршала под ногами.

3) Надо постараться найти человека, который поймет вас.

4) Эта экскурсия подарила нам яркие впечатления, которые мы бы не получили, оставаясь все лето в городе.

Задание 6. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при построении сложноподчиненных предложений.

1) Все, кто учатся в гуманитарной гимназии, изучают несколько иностранных языков.

2) Мы ели мороженое, приготовленное французским кулинаром и в которое добавлены экзотические фрукты.

3) Перед нами развернулось театральное действо, какие подготовлены специально к Рождеству.

4) Спортсмен считал, что будто его неправильно оценили.

Задание 7. Укажите предложения, в которых верно расставлены знаки препинания.

1) Становилось легче дышать, благодаря тому, что к вечеру от моря распространилась прохлада.

2) Человек развивается, не когда наблюдает за жизнью, а когда активно вмешивается в нее.

3) Одиночество, которым я наслаждался в городе, в деревне угнетало.

4) Настоящий талант пробьет себе дорогу во что бы то ни стало.


3. Сложноподчиненное предложение

с несколькими придаточными (с разными видами связи)

ВАРИАНТ I

Задание 1. Определите вид подчинительной связи в предложении: а) однородное соподчинение; б) параллельное подчинение; в) последовательное подчинение.

1) Здесь в тайге попадались совершенно глухие места, где и пройти-то было невозможно, где свалившиеся деревья так и оставались лежать годами. (По Ю.Казакову)

2) Кто не знает этого очарования весеннего вечера на Волге, когда так тихо, что, кажется, слышно биение самой земли! (По А.Ферсману)

3) Подготовиться к поездке в незнакомый город – значит изучить его историю, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени. (По Д.Лихачеву)

Задание 2. Выясните тип сочетания разных видов подчинительной связи в предложении: а) однородное соподчинение и неоднородное соподчинение; б) последовательное подчинение и однородное соподчинение; в) последовательное подчинение и неоднородное соподчинение.

1) В просторы, где сочные травы росли и рожь полновесная зрела, пришли мастера плодородной земли, чья слава повсюду гремела. (М.Исаковский)

2) Кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых местах, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (По К.Паустовскому)

3) Она так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (По И.Яковлеву)


3. Сложноподчиненное предложение

с несколькими придаточными (с разными видами связи)

Задание 3. Укажите, где перед союзом и на месте цифр должны быть запятые.

1) Как только солнце начинает греть по-летнему (1) и земля обсохнет после весеннего разлива, нам не сидится на месте. (По М.Пришвину)

2) Мы восхищаемся (1) и когда перед нами с террасы открывается необозримый вечерний горизонт (2) и когда окрестности затопляет отсвет утренней зари.

3) Я знаю, о чем он думает (1) и что он там видит (2) и что хочет сказать. (А.Дудинцев)

Задание 4. Отметьте, на месте каких цифр в приведенных ниже предложениях должны стоять запятые.

1) Он знал (1) что (2) когда в тихую погоду туман поднимается кверху (3) непременно надо ждать затяжного дождя. (В.Арсеньев)

2) Мои спутники знали (1) что (2) если нет проливного дождя (3) то назначенное выступление обыкновенно не отменяется. (В.Арсеньев)

3) Мы выступаем в открытое море (1) но (2)если хорошо приглядеться (3) то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (М.Пришвин)

4) Человек сидел на краю оврага (1) и (2) хотя он ничего не говорил (3) люди чувствовали силу, исходившую от него.

5) Помните (1) что наука требует от человека всей его жизни (2) и что (3) если бы у вас было две жизни (4) то и их не хватило бы вам. (И.Павлов)

Задание 5. Определите, какие предложения из задания 4 являются сложными с разными видами связи.


3. Сложноподчиненное предложение

с несколькими придаточными (с разными видами связи)

ВАРИАНТ II

Задание 1. Определите вид подчинительной связи в предложении: а) однородное соподчинение; б) неоднородное соподчинение; в) последовательное подчинение.

1) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. (А.Чехов)

2) Старики всегда вспоминают свою молодость, когда уже не в силах сделать того, что делают молодые. (К.Федин)

3) Когда писал, мне хотелось хоть в какой-то мере объяснить другим то, что было тогда на душе у меня самого. (К.Симонов)

Задание 2. Выясните тип сочетания разных видов подчинительной связи в предложении: а) однородное соподчинение и неоднородное соподчинение; б) последовательное подчинение и однородное соподчинение; в) последовательное подчинение и неоднородное соподчинение.

1) Если бы вы знали о бедствиях, которые несет истребление лесов, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. (По К.Паустовскому)

2) Поэт может быть даже и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами. (По В.Белинскому)

3) Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с ее здоровьем и радостью жизни не хочет и не умеет видеть опасность и страданье для себя, пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки. (По А.Фадееву)


3. Сложноподчиненное предложение

с несколькими придаточными (с разными видами связи)

Задание 3. Укажите, где перед союзом и на месте цифр должны быть запятые.

1) Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны.

2) Люблю, когда вокруг взорвется тишина (1) и ветер пыль несет (2) и берег бьет волна. (Н.Некрасов)

3) Лес еще не шумел, потому что было очень рано (1) и ветер еще только нарождался вдали. (В.Белов)

Задание 4. Отметьте, на месте каких цифр в приведенных ниже предложениях должны стоять запятые.

1) Туман стал так силен (1) что (2) несмотря на то что рассвело (3) не видно было в десяти шагах пред собой. (Л.Толстой)

2) Мы учитывали (1) что наступила пора экзаменов (2) и что (3) если не повторить все правила (4) то сложно будет поступить в вуз.

3) Здесь, на луговине, шумел ветерок (1) и (2) пока мы отдыхали (3) ни один комар не пропищал над ухом. (В.Солоухин) 4) Солнце взошло (1) и (2) хотя на небе не было ни единого облачка (3) но цвет его был странный: белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (В.Арсеньев)

5) Казалось (1) что (2) если секунду он промедлит (3) то будет поздно. (По Б.Зайцеву)

Задание 5. Определите, какие предложения из задания 4 являются сложными с разными видами связи.


4. Бессоюзные предложения

ВАРИАНТ I

Задание 1. Среди данных предложений найдите сложное бессоюзное.

1) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И.Тургенев)

2) Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. (Пословица)

3) Ветер деревья волнует, правда народ поднимает. (Пословица)

4) Заря разгоралась, раскрашивала небо золотыми полосами.

Задание 2. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

1) На вершине горы лежит вечный снег – у подножия зеленеют сочные луга.

2) Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. (И.Тургенев)

3) Ты запеваешь песню светлую – колокольчики звенят. (Л.Ошанин)

4) За окнами неслись облака, жарко светило солнце.

5) Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь.

6) Долго заседать – хлеба не видать. (Пословица)

7) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

8) Солнце дымное встает – будет день горячий.

9) Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (И.Крылов)


4. Бессоюзные предложения

Задание 3. Укажите предложения, где на месте многоточий необходимо поставить: а) запятую; б) точку с запятой; в) тире; г) двоеточие.

1) Посмотрит... рублем одарит. (Н.Некрасов)

2) В зеленоватом небе ласково разгорается заря ... вот солнце хвастливо развернуло над землей павлиний хвост лучей и само золотое всплыло вслед за ним. (М.Горький)

3) Желтые листья роняет осень ... красные листья летят по лесам. (С.Щипачев)

4) Назвался груздем ... полезай в кузов. (Пословица)

5) Погода испортилась ... падал снег и дула, заметая следы, поземка. (А.Новиков-Прибой)

6) Я оглядываюсь ... белая, мертвая, прорезанная выступами каменных обрывов, простирается предо мною пустыня. (И.Соколов-Микитов)

7) Дохнул осенний хлад ... дорога промерзает. (А.Пушкин)

8) Не мудрено голову срубить ... мудрено приставить. (Пословица)

Задание 4. Отметьте, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном предложении. Объясните условия постановки двоеточия в предложениях.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (А.Пушкин)

2) Настоящий человек должен быть настоящим во всем: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. (К.Паустовский)

3) Чехов утверждал: «Искусство писать – это искусство сокращать».


4. Бессоюзные предложения

Задание 5. Объясните условия постановки тире в предложениях. Определите, когда тире использовано в бессоюзном предложении.

1) Искру туши до пожара – беду отводи до удара. (Пословица)

2) Безумство храбрых – вот мудрость жизни. (М.Горький)

3) Ребятишки – не поймешь, где свои, где чужие – бегают вокруг. (В.Белов)

4) Однажды к ним приехали из города гости – дочка и двое внучат. (В.Белов)

5) Слева – горы, справа – море, а между ними – узкое ущелье. (А.Серафимович)

6) «Русский язык богат неисчерпаемо», – утверждал М.Горький.

Задание 6. Подберите к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям грамматические синонимы – бессоюзные предложения.

1) Если лес рубят, то щепки летят.

2) Молвит слово, будто соловей поет.

3) Ввысь взлетает Сокол, а Уж жмется к земле. (По М.Горькому)

4) Я заметил, что случай помогал мне очень редко.

5) Один ученый не может заменить другого, потому что каждый ученый неповторим и творчески своеобразен. (Л.Толстой)

6) Подул ветер, и деревья закачались.


4. Бессоюзные предложения

ВАРИАНТ II

Задание 1. Среди данных предложений найдите сложное бессоюзное.

1) В ком правды нет, в том добра мало. (Пословица)

2) Все зашевелились с облегчением, у меня тоже отлегло от сердца.

3) Облака уходили на север, оставляли за собой мерцающие звезды.

4) Тополя тревожно прошуршали, нежные их посетили сны. (А.Ахматова)

Задание 2. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

1) Волчьи глаза блестят – угольки горят.

2) Под окном в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом. (А.Чехов)

3) Упустишь минуту – потеряешь час.

4) Солнце выглянуло – степь повеселела.

5) Труд человека кормит – лень портит. (Пословица)

6) Любите книгу: она вам поможет разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький)

7) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. (А.Куприн)

8) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М.Горький)

9) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н.Некрасов)


4. Бессоюзные предложения

Задание 3. Укажите предложения, где на месте многоточий необходимо поставить: а) запятую; б) точку с запятой; в) тире; г) двоеточие.

1) В молодости не научишься работать ... в старости останешься с пустыми руками. (Пословица)

2) Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви ... заросли сирени с двух сторон балконной лестницы пригнулись под снегом. (А.Н. Толстой)

3) Иртыш кипел в крутых берегах ... вздымались серые волны. (К.Рылеев)

4) Я поглядел кругом ... торжественно и царственно стояла ночь. (И.Тургенев)

5) Дом без книги ... день без солнца. (Пословица)

6) Правильный путь такой ... усвой сделанное предшественниками и иди дальше. (По Л.Толстому)

7) Кончил дело ... гуляй смело. (Пословица)

8) Не красна книга письмом ... красна умом. (Пословица)

Задание 4. Отметьте, в каком случае двоеточие употреблено в бессоюзном предложении. Объясните условия постановки двоеточия в предложениях.

1) Художник – зеркало своей среды: в нем отражается его общество, нация, время. (И.Репин)

2) Цицерон учил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

3) Мила мне русская природа: поля и села, и равнины, и шум колеблемых лесов, и звон косы в лугу росистом. (А.К. Толстой)


4. Бессоюзные предложения

Задание 5. Объясните условия постановки тире в предложениях. Определите, когда тире использовано в бессоюзном предложении.

1) Смелые побеждают – трусливые погибают. (Пословица)

2) С книгой жить – век не тужить. (Пословица)

3) Посылаю тебе мою душу – Мой печальный и нежный привет. (И.Бунин)

4) За окнами – снега, степная гладь и ширь, на переплетах рам следы ночной пурги. (Б.Зайцев)

5) «Великие поэты, как и высокие горы, имеют многочисленное эхо», – утверждал В.Гюго.

6) Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. (Л.Толстой)

7) Ни музы, ни труды, ни радости досуга – Ничто не заменит единственного друга. (А.Пушкин)

Задание 6. Подберите к сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям грамматические синонимы – бессоюзные предложения.

1) Если закуковала кукушка, то сей ячмень. (Пословица)

2) Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил. (По А.Грибоедову)

3) Я верю, что под одной звездою мы с вами были рождены. (По М.Лермонтову)

4) За посевами нужен уход, потому что сам по себе урожай не придет. (Пословица)

5) Ударил сильнейший гром, и задрожали все окна. (А.Писемский)

6) Улыбнется, словно солнце красное взойдет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

Заключительный урок математики в 5-м классе по теме "Натуральные числа"

Учитель математики, начиная работать с пятиклассниками, легко может увлечь их своим предметом, но этот интерес надо поддерживать. Чтобы всем детям была интересна математика, я применяю на уроках игров...

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВ Тема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11-ых КЛАССОВТема: "ХИМИЯ, ФИЗИКА, БИОЛОГИЯ - И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ"Цель: последний урок в школе должен стать памятным для выпускников....

Брейн-ринг. Заключительный урок по физике в 7 классе

Материал представлен в виде телевизионной игры Брейн-ринг. Целью урока является вспомнить материал прошедшего учебного года, закрепить знания , полученные на уроках в течении года, в игровой...

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Заключительный урок по комедии "Недоросль" 7 класс

Данная методическая разработка постороена с использованием метода "6 шляп" технология ТРКМЧП...