Главные вкладки

    Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Юрченко Татьяна Николаевна

        Тема урока:

         Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.

        Цели:

        -проверить знания детей по основным разделам курса, их умение применять полученные знания;

        -научить учащихся видеть закономерности развития русского языка, обобщать материал;

        -развивать творческие способности школьников.

         Оборудование:

        Карта Страны Русского Языка; флажки; карточки с заданиями; плакаты с высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке.

        Краткое содержание:

        Урок проходит в игровой форме. Занимательный материал призван помочь ребятам вспомнить изученное в 5 классе и повторить фонетику, лексику, орфографию, пунктуацию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок в 5 классе.docx23.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА.

    Содержание урока.

        Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами встречаемся последний раз в нынешнем учебном году. Вы стали на год взрослее. Около двухсот уроков провели мы. Что вы узнали на них о русском языке?

        Примерные ответы. Русский язык -  язык  общения всех граждан нашей многонациональной Родины. Говорящего на нём поймут в любом её уголке.

        У русского есть языки-братья: болгарский, сербохорватский, чешский, польский и другие. Но всего ближе ему украинский и белорусский. У них много общего. Изучение русского языка расширяет знания и о языке родном.

        Великие русские писатели и поэты А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и другие художники слова усовершенствовали язык, придали ему небывалую силу и выразительность.

        Русский язык – один из международных языков. На нём составлены важные международные соглашения и договоры, он изучается во многих странах.

        Русский язык необходимо изучать. Вы стараетесь овладеть им как можно лучше. И сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие. Мы с вами отправимся в Страну Русского Языка.

        Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица). В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Алфавит. Именно в нём нам и предстоит побывать. Чтобы не опростоволоситься перед хозяевами, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

       

        Что такое алфавит?

        Сколько букв в русском алфавите?

        Перечислите их, правильно называя.

        Что вы знаете об истории письма?

        Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передать свои мысли тем, кто находился далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой – только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тоненькие ремешки или шнурки разной длины и цвета. Каждая верёвка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воинов, белый – серебро, жёлтый – золото).

        У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить.

        Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками – пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часовой мастерской – часы, магазина оптики – очки.

       

        Учитель: Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попадёшь туда не сразу, он надёжно охраняется. У ворот стражники – Твёрдый Знак и Мягкий Знак. Первый молчит, а второй подаёт нам книжку, и мы читаем маленький рассказ Ф. Кривина «Мягкий Знак»:

        Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в Букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.

        А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

        Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только Буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с Буквой Ш – в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения.

        Рассказ мы с вами прочитали, но стража не хочет пропустить нас в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак… в приведённые ниже слова вставить разделительные ъ и ь, объяснить их правописание:

    в…езд, сем…я, об…явление, друз…я, Тат..яна, об…яснение, вороб..и, лист..я, с..едобный, колос..я, необ..ятный, сер..ёзный, бар..ер, руж..ё, журчан..е.

        Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, И, Х, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Все буквы идут на работу – в типографии начали печатать новую книгу.

        Только буква Ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. Посмотрите таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б – 14, В – 38, Г – 13, Д – 25, Е, Ё – 72, Ж – 17, З – 16, И – 62, Й – 10, К – 28, Л – 35, М – 26, Н – 53, О – 90, П – 23, Р – 40,

     С – 45, Т – 53, У – 21, Ф – 2, Х – 9, Ц – 4, Ч – 12, Ш – 6, Щ – 3, Ъ, Ь – 14, Ы – 20, Э – 3, Ю – 6, Я – 18 раз.

        Ребята, скажите, какие буквы чаще всего встречаются в тексте? Какие -  реже?

        Видите, буква Ф встречается реже всех: где О напечатана 90 раз, там Ф - в 45 раз меньше. Но Ф – буква-переводчица. Без неё никак не обойтись, когда вы пишите слова иностранного происхождения фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь.

        Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах надписи. Давайте перепишем их в тетради:

        А роза упала на лапу Азора.

        Около Миши молоко.

        Аргентина манит негра.

        Рвал деде лавр.

        Как вы думаете, что это за предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, правда? Это так называемые перевёртыши, вы можете придумать их и сами.

        Посчитайте, сколько в каждом перевёртыше слогов, букв, звуков, гласных, согласных. Сделайте фонетический разбор слов упала, манит, молоко.

        С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: «Переулок Ударений». Ребята, что такое ударение? Для чего оно нужно? (Следуют ответы).

        Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова:

         Я травянистое растение

        С цветком сиреневого цвета,

        Но переставьте ударение,

        И превращаюсь я в конфету.

                                 (Ирис – ирис)

        Я сборник карт; от ударения

        Зависят два моих значения:

        Захочешь – превращусь в название

        Блестящей, шелковистой ткани я.

                                      (Атлас – атлас)

        А теперь в написанных на доске словах алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодёжь, предмет, средства, шофёр, обувной поставьте ударения.

        Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Приведём некоторые из них:

        На бахче у нас растёт,

        Как разрежешь – сок течёт;

        Свеж и сладок он на вкус,

        Называется…

                                    (арбуз)

        Это зелье ты не тронь:

        Жжётся больно, как огонь.

        Неприметна, некрасива,

        Называется…

                                      (крапива)

        Из меня посуду тонкую,

        Нежно-белую и звонкую

        Обжигают с давних пор.

        Называюсь я…

                                   (фарфор)

        Стелют на матрас меня.

        Называюсь…

                                (простыня)

        Чтоб скорей в библиотеке

        Отыскать ты книгу смог,

        В ней бывает картотека,

        Специальный…

                                     (каталог)

        Буквы-значки, как бойцы на парад,

        В строгом порядке построены в ряд.

        Каждый в условленном месте стоит,

        И называется всё…

                                                (алфавит).

        Мы идём дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, заблудились. Это – тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы-то знаем, что эти плоды ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждую из карточек со стихами вкралась ошибка. Как только вы её исправите, путешествие продолжится. А кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева. Вот карточки:

        Закричал охотник: «Ой!

        Двери гонятся за мной!».

        На виду у детворы

        Крысу красят маляры.

        Посмотрите-ка, ребятки,

        Баки выросли на грядке.

        Куклу выронив из рук,

        Маша мчится к маме:

        «Там ползёт зелёный лук

        С длинными усами».

        Тает снег. Течёт ручей.

        На ветвях полно врачей.

     

        Мы собирали васильки,

        У нас на головах щенки.

        Миша дров не напилил,

        Печку кепками топил.

        Синеет море перед нами,

        Летают майки над волнами.

        Говорят, один рыбак

        В речке выловил башмак.

        Но зато ему потом

        На крючок попался дом.

        Сели в ложку – и айда!

        По реке – туда-сюда!

        На волке сметана, творог, молоко,

        И рад бы поесть, да достать нелегко.

        Забодал меня котёл,

        На него я очень зол.

        Врач напомнил дяде Мите:

        «Не забудьте об одном –

        Обязательно примите

        Десять цапель перед сном».

        На болоте нет дорог.

        Я по кошкам – скок да скок.

                                                (А. Шибаев)

        Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь Братьев-Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение:

    Ленительный падеж.

        Спросили Лежебокина:

        - А ну-ка расскажи,

        За что так ненавидишь ты,

        Не любишь падежи?

        Давным-давно все школьники

        Их знают назубок.

        Их за два года выучить

        Лишь ты один не смог.

        Ответил он рассерженно:

        - В том не моя вина.

        Пусть им сперва учёные

        Изменят имена.

        Ведь я падеж Творительный

        Нарочно не учу:

        Трудиться, а тем более

        Творить я не хочу.

        Такой падеж, как Дательный,

        Я с детства не терплю.

        Давать, делиться чем-нибудь

        С друзьями не люблю.

        Предложный ненавижу я.

        Чтоб не учить урок

        Приходиться выдумывать

        Какой-нибудь предлог.

        А на падеж Винительный

        И вовсе я сердит:

        Отец во всякой шалости

        Всегда меня винит.

        - Да, переделка, кажется,

        Серьёзная нужна.

        А сам ты смог бы новые

        Придумать имена?

        - Давно придумал: Взятельный,

         Грязнительный, Лежательный,

        Грубительный, Ленительный

        И, наконец, Простительный!

                                       (Г. Траубин)

        Как и везде, на Падежном проспекте мы выполним задание. Просклоняйте названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

        Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняют пара графов-Параграфов. Они сообщают, что на противоположном берегу живёт принцесса Грамматика. Сейчас она гостит в Графстве Знаков Препинания. Но Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите слова хором.

        Образуйте:

        множественное число от существительных: дуга, рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень;

        единственное число от существительных: певцы, венцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи;

        от существительных мужского рода – существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец;

        от существительных женского рода – существительные мужского рода: жница, жрица, чтица, львица.

        Ну, вот и закончилось наше путешествие в Страну Русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас ещё не одно путешествие. Но уже в следующем учебном году.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

    Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

    Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

    Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

    Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

    Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

    Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

    В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

    Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

    Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".

    Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе.  Тема: Богатство русского языка....

    Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

    Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области...