Конспект урока русского языка в 5 классе учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Дедова Людмила Алексеевна

Конспект урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны

 МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка Дедовой Людмилы Алексеевны

 МБОУ «СОШ №14» г. Новомосковска Тульской области

Тема урока:  «Лексика. Обобщение изученного». (Урок-путешествие)

Цели:

- создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.

Задачи:

  1. повторить сведения о слове, его лексическом значении;
  2. учить различать родственные слова и синонимы; синонимы и антонимы; слова, употреблённые в переносном значении; повторить сведения об омонимах;
  3. показать роль синонимов, и антонимов, и метафор в построении текстов повествовательного и описательного характера;
  4. развивать устную речь и мышление учащихся;
  5. развивать интерес к родному слову, к изучаемому предмету как необходимое условие здоровьесбережения.

Оборудование: карта, сделанная учащимися «Страна Лексика»

Тип урока: урок закрепления  знаний.    

Ход урока:

I. Целевая установка.        

    Встанем ровненько, улыбнемся друг другу. Здравствуйтe, садитесь. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Побываем в удивительной стране с прекрасным названием Лексика.

 - Ребята, а кто из вас знает, кто живёт в этой загадочной стране? (Слова)

Правильно, поэтому и столица этой волшебной страны называется Словоград. Во время путешествия мы вспомним много интересного о словах.

Итак, сядьте удобно. Отправляемся в путешествие.(Звучит шум электрички).  

II.Повторение пройденного.

- Пока едем, предлагаю вспомнить: из чего состоят слова? (Из букв, звуков)                                 

А вот и первые встречающие.

                                          н ь е д – сколько звуков?

                                        г о д а п о – назовите гласные звуки

                                        р е т в е – назовите согласные звуки

- Можно ли считать, что это и есть жители Словограда? Почему? (Набор букв, т.к. они не имеют лексического значения).

-Тогда составьте из этих букв слова и объясните их значение. (Идёт работа в группах)

день-время суток от утра до вечера;

погода-состояние атмосферы в данном месте в данное время;

ветер-поток воздуха в горизонтальном направлении.

- Молодцы, ребята! А мы тем временем въезжаем в Словоград, где нас ждёт первая встреча с жителями улицы Родственников.

III.Улица Родственников.

- Какие слова    в русском языке называют родственными? Как они называются?

- Какие же слова живут на этой улице? (На доске два столбика слов)

          Старый                                                                      старый

            Ветхий                                                                    старик

            Дряхлый                                                                 старушка

            Древний                                                                  старость

- Почему? (Дети доказывают, что слова второго столбика родственные или однокоренные, т.к. у них общий корень, в котором заключено основное лексическое значение всех однокоренных слов).

- Конечно, это и есть настоящие жители улицы Родственников.

Ребята, перед вами стихотворение К.И.Чуковского, прочитайте его.  

                                       Чтобы ходики ходили,

                                       А будильники будили,

                                       И всегда любой из нас

                                       Точно знал, который час,

                                       По каким часам вставать,

                                       По каким часам в кровать,-

                                       В часовой мастерской

                                       Чинят время день-деньской.

                                       Входит с жалобой старушка:

                                       - Как же мне не горевать!

                                       Из моих часов кукушка

                                       Перестала куковать…-

                                       Всё понятно старику,

                                       Старику-часовщику.

                                       Из окошечка резного

                                       Снова слышится: «Ку-ку!»

- Найдите в нём самую большую группу однокоренных слов и запишите их в тетради.

(час, часы, часовщик, часовая)

- Докажите, что они однокоренные? (Работа со словарём).

Час - промежуток времени, равный 60 минутам;

Часы - показывают время: часы, минуты;

Часовая – мастерская, там чинят часы;

Часовщик – мастер по ремонту часов.

- Какие ещё родственники живут на этой улице? (Старик – старушка, ходики – ходили, будильники – будили, кукушка – куковать).

IV.Улица Друзей.

- Молодцы, ребята! Справились вы и с этим заданием, и мы переходим на следующую улицу. Как она называется? (Улица Друзей).

- Обратите внимание, какие интересные   здесь домики: они очень похожи один на другой, но отличаются какими-то деталями. Живут в этих домиках слова, чем-то очень похожие.

- Как вы думаете, о каких словах идёт речь? Как они называются? (Синонимы).

- Что вы знаете о синонимах?

( - это слова близкие по значению;

  - отвечают на один и тот же вопрос;

  - различаются оттенками значений;

  - помогают разнообразить нашу речь;

  - позволяют убрать повторы;

 - помогают объяснить значение слов).

- Синонимы – это, действительно, слова-друзья. Они помогают точно выражать мысли, избегать повторов. Сейчас мы в этом убедимся. Вспомните сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца», прочитайте прочитайте отрывок из этой сказки.

                                                Про храброго зайца

     «Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – слушают, как хвастается Заяц, слушают и своим собственным ушам не верят, очень уж забавно выходит, чтобы Заяц никого не боялся.

       Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

                                                                                                                     Д.Н.Мамин-Сибиряк

- Выпишите синонимы в тетради. (собрались, сбежались, приплелись;  хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Обозначьте орфограммы в этих словах.

- Представьте, что этих слов-друзей в тексте не будет. Вот что тогда получится. (Читает подготовленный ученик).

- Понравился текст? Что не понравилось?

- А теперь, сравнив два текста, сделайте вывод: какова роль синонимов в письменной речи. Чтобы построить свой ответ используйте выражения, записанные на доске:

                                       

                                           Я узнал, что..

                                           Я подумал, что…

                                           Мне показалось, что…

                                           Я почувствовал, что…

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

Опустили вниз, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

- Что за слова я использовала? ( Антонимы)

V.Улица Антонимов.

- И вот мы с вами уже на следующей улице, на которой живут… Кто, ребята? (Антонимы).

- Что вы знаете об антонимах?

- Обратите внимание, что и домики на этой улице противоположные по цвету: чёрные и белые. А ребята сейчас нам расскажут, какие разные слова живут в этих домиках.

                                            Инсценировка

Автор: На улице Антонимов в белых  домиках живут весёлые, светлые слова, а в чёрных – скучные, мрачные. И вот однажды они заспорили.

Слова из чёрных домиков: - Мы так не любим осень. Это очень скучная и унылая пора. Вот послушайте, я вам расскажу, и вы сами убедитесь, какое это мрачное время года.

Слова из белых домиков: - Не согласны! Осень – чудесное время года. Разрешите, нам рассказать всем, и мы покажем, какая это прекрасная пора – осень!

- Давайте, ребята, поможем восстановить тексты, чтобы посмотреть, какой видели осень слова из чёрных домиков, а какой – из белых домиков.

Двое учеников работают у доски. Остальные в это время записывают пословицы с антонимами. (Работа по карточкам).

       Наступила (поз…няя) осень. Стоит (ненас…на) погода. Сегодня (х…лодный), пасмурный день. Сеет нудный, мелкий дождик. Дует (ре…ки) ветер. Небо (мутное, ни…кое). Под ногами грязь. (Скуч(?)ная, унылая) пора!

       На дворе (ранн…) осень. Стоит (ясн…) погода. Сегодня (тёпл…, солнечный) день. Дует (слаб…) ветерок. Небо (прозрачн…), (высок…). Под ногами шуршат опавшие листья.(Чудесная) пора!

Выделенные слова – морфемный разор.

- Что общего в этих описаниях? (Тема)

- Чем они отличаются? (Основной мыслью)

- Какие слова помогают создать такие непохожие тексты? (Антонимы)

- Над какими орфограммами пришлось работать?

- Сделайте вывод, какова роль антонимов в тексте.

Учитель: Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.

- А сейчас давайте немного поиграем: назовите антонимы к слову. Игра называется «лови-назови».

      Высокий, широкий, твёрдый, молодой, быстрый, храбрый, большой, горячий, чистый, тёмный, далеко, вниз, радость, хорошо.

- немного отдохнули, а теперь продолжим наше путешествие.

 

VI.Улица Образного Слова.

- Мы с вами на улице Образного Слова. А здесь открылась настоящая выставка рисунков. Давайте, ребята, поможем разобраться художникам, в чём их ошибка?

_ Вот, что может произойти с теми, кто не знает  о существовании слов в переносном значении. А вот поэты и писатели дорожат образным словом и умело используют его в своих произведениях.

- Найдите слова в переносном значении в следующих текстах.

                             Может, ветер шаловливый

                             За косичку дёрнул иву?

                             Может, ива хочет пить?

                             Может, нам пойти спросить?

                             В небе тают облака,

                             И, лучистая на зное,

                             В искрах катится река,

                             Словно зеркало стальное…

                             Чудный день! Пройдут века –

                             Так же будут, в вечном строе,

                            Течь и искриться река

                            И поля дышать на зное.

- А как по-другому можно назвать эти слова и обороты речи? (Метафоры) 

- А что вам известно о метафоре?

VII.Улица Омонимов.

- А закончим мы наше путешествие на улице Омонимов. Вспомните, что такое омонимы? (Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению)

- А сейчас попробуйте найти омонимы в следующих предложениях.

Работа в группах

1 группа – одинаково звучат и пишутся;

2 группа – одинаково звучат, пишутся по-разному;

3 группа – одинаково пишутся, звучат по-разному.

  1. У меня есть географический атлас. Мама купила мне атлас на платье.
  2. Девочка искривила рот. Наш род очень древний.
  3. Мы объехали весь свет. В нашей квартире потух свет.

- Какова роль омонимов?

VIII.Итог урока.

- На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно было полезным, интересным и увлекательным. Давайте подведём итог.

- В какую страну мы совершили путешествие?

- Что такое лексика? Лексикон?

- Мне хочется закончить наш урок словами А.М.Горького: «Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму».

IX.Рефлексия.

- А теперь я хотела бы узнать, с каким настроением вы покидаете урок? (Рисуют человечков).

- Спасибо, ребята! Всех благодарю за активную работу на уроке. Я рада, что наш урок вам понравился.

- Подведение итогов.

X.Домашнее задание:

1. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеек», «Пришла волшебница-зима».

2. Отредактировать текст, используя синонимы.

   1.Стадо серн пасётся на склонах гор. Издали серны кажутся лёгкими тенями.2.Из Беловежской Пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека. 3.В клетку к лебедям подсели длинноногие фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

3.Составить словосочетания, используя слова в прямом и переносном значениях: горький, холодный, злой, печальный, дышит.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Наш живой русский язык" (по басням И.А.Крылова)

ТЕМА: Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова).                      ТИП УРОКА: инт...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Конспект урока русского языка Кунусовой Людмилы Валитовны по теме «Однозначные и многозначные слова»

Урок по ФГОС в 5 классе.Базовый учебник:А.Д Шмелев Русский язык.5 класс», Москва, Вентана-Граф, 2013. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, толковый слов...

Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "РУССКИЙ ЯЗЫК -ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА"

Цели: формировать представление о русском языке как об одном из развитых языков мира; познакомить с учебником для 6 класса, его особенностями, структурой.Планируемые результаты: умение самос...

Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...

Презентация к уроку русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии».

Презентация прилагается к уроку русского языка в 9 кл. на тему : " Русский язык-основа любой профессии"....