Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

 новгородова надежда михайловна

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использованием технологии критического мышления.Предполагается коллективное составление интеллект-карты.Прилагается презентация по всем этапам урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка на тему:

«Русский язык - основа любой профессии».

9 класс

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его

моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,

его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем,

ошибочно, то язык человека – гораздо более точный

показатель его человеческих качеств, его культуры».

Д. С. Лихачев

Тема: Русский язык - основа любой профессии.

Цель: Формирование  у учащихся представлений о профессиях и специальностях, развитие   интереса  школьников к профессиям, связанным с филологическим образованием.

Задачи:

- Обобщить знания учащихся о понятии «русский язык»;

- Узнать профессии, тесно взаимосвязанные с предметом;

- Содействовать развитию познавательного интереса к различным профессиям 21  века;

- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе будущей профессии.

- Давать оценку своей деятельности;

- Научить работать с технологией «Интеллект-карта».

Предполагаемый  результат урока: подвести учащихся к осознанию важности русского языка, грамотности в профессиях филологической направленности.

Словарная работа: личность, работа, труд, дело, профессия, специальность, нравственность, активность, ответственность, упорство, сила воли, целеустремленность, трудолюбие, творческий поиск, коммуникабельность, образованность, компетентность.

Оснащение: магнитная доска и магниты, цветные мелки, альбомные листы и цветные карандаши, фломастеры; презентация, экран, мультимедийный проектор; алгоритмы самооценки.

Предварительная подготовка обучающихся: предварительная работа 5 обучающихся с определениями самых популярных филологических профессий 21 века.

Предварительная подготовка учителя: познакомить обучающихся с образовательной технологией «Интеллект-карта», выполнить презентацию.

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность

педагога

Содержательная деятельность

обучающихся

Примечания

1

Организационно-мотивационный этап (настрой на урок) – 2 мин.


Приветствие учителя. Проверка настроя обучающегося на урок.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие вы сегодня красивые, улыбнитесь друг другу. Давайте с хорошим настроением начнем урок и проверим, все ли у вас готово на рабочем месте.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

2

Постановка учебной задачи - 4 мин.

 

- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу  «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его

моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,

его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем,

ошибочно, то язык человека – гораздо более точный

показатель его человеческих качеств, его культуры».

 Д. С. Лихачев

                                                              (Слайд 2)

_ О чем мы будем говорить сегодня?         

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Слайд 3)

- Да. Правильно. Каждому из вас необходимо будет в будущем выбрать профессию, свое любимое дело. Центральным вопросом нашего урока будут профессии, связанные с филологическим образованием. Мы совершим небольшое путешествие в мир профессий. А так как у нас урок русского языка, то и профессии мы будем рассматривать такие, которые связаны с нашим предметом. (Слайд 3)

- Каким образом мы будем работать над нашим вопросом? Не забывайте при этом, что на предыдущих уроках я знакомила вас с новым видом работы «Интеллект-карта».

Обучающиеся читают эпиграф и высказывают предположения.

- Сегодня мы будем говорить о русском языке.

- О человеке в профессии.

- О грамотности.

- О профессиях.

 

Язык - важная составляющая профессий. А особенно тех профессий, которые непосредственно связаны с самим языком. Тема урока: «Русский язык –основа любой профессии»

- Попробуем создать «Интеллект-карту».

Презентация

Слайд 2

Слайд 3)

3

Изучение нового материала - 20 мин.




- Сейчас мы с вами начнем составлять интеллект-карту.

- Как вы понимаете термин «Русский язык»? Что для вас значит это слово? Какие разновидности языка по стилю мы знаем?

Подумайте, какое слово может стать ядром интеллект - карты?

Правильно. Возьмите альбомные листы и расположите его в центре.

- Как вы думаете, с какими науками тесно взаимосвязан русский язык?  Что это за науки?

 (Слайд 4)

- Проведите на нашей карте синим цветом волнистую линию (учитель показывает на доске пример линии). Предлагаю обсудить науки, тесно связанные с русским языком. Учитель вместе с обучающимися проводит анализ.

- Как мы с вами назовем эту основную синюю ветвь?

- Теперь от этой линии проведем тоненькие ответвления и напишем на них все науки, которые мы вычленили.

- Сможете ли вы обойтись без русского языка после школы?

 - Нет. Многие профессии связаны с русским языком. А, главное, каждый человек должен уметь правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Что такое профессия? (Слайд 5)

Скажите, кем могут стать те, кто хорошо знает русский язык? Какие профессии вы знаете? (Слайд 6)

- Давайте проведем красным цветом новую

 ветвь. Как мы ее назовем?

- Проведите к этому слову  ответвления и подпишите все профессии, которые вы назвали. Молодцы!

-А сейчас поговорим о самых популярных профессиях филологических профессиях 21 века.Ребята дома готовили сообщения о некоторых из них. Давайте их послушаем.

Давайте проведем зеленым цветом новую ветвь и придумаем ей название.

- Давайте отразим это на интеллект - карте в виде ответвлений. (Учитель опрашивает заранее подготовленных обучающихся).

Язык-средство общения.

Язык.

Лингвистика, педагогика, психология, философия.  

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

- Науки,  связанные с русским языком.

Обучающиеся выполняют задание, подписывают ветви: науки, которые вычленили вместе с учителем.

Ответы обучающихся.

Запись предложения и разбор его по членам.

Журналист, лингвист, логопед, верстальщик, корректор, редактор, артист, режиссёр, писатель, переводчик, специалист по связям с общественностью, юрист.

Профессии.

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

Выступления учащихся.

1.Лингвист (Курзенкова И.)-сл. 7-10
Лингвистика – наука о языке. Под лингвистом понимают человека, который глубоко владеет языками, как русским, так и иностранными. «Универсальных» специалистов практически не бывает, так и лингвисты подразделяются по нескольким критериям: по конкретному языку (русисты, англисты); по группе языков (романисты, монголоведы); по языкам региона (африканисты, кавказоведы); по направлениям лингвистики (фонетисты, лексикологи, морфологи); по теоретическому направлению (формалисты, когнитивисты). На практике лингвисты легко трудоустраиваются. Их можно встретить как в научной области, так и в различных средствах массовой информации, в сфере рекламы или связей с общественностью. Выбрав профессию лингвиста нужно иметь отличные знания по русскому и иностранному языку, литературе и истории. Также важны хорошая память, внимательность и аналитические способности, усидчивость и организованность.

2.Работник радио и телевидения (Сакович Н.)

Сл.11-16

3. Журналист (Василькова А.)-сл.17-23

 Журналист – творческая профессия, очень часто с ненормированным графиком работы. Журналист создает различные репортажи с мест событий и размещает их в СМИ. Поле деятельности у людей этой профессии весьма разнообразно. Конкретную тематику журналист выбирает сам. Это может быть что угодно – от обзора светской хроники до криминальных новостей. Для специалиста этой профессии важно умение выразить свои мысли, описать происходящие события, дать прогноз развития какого-либо процесса в обществе. Способен обычно тот, кто любит находиться в эпицентре событий. Эта работа подходит инициативным и коммуникабельным людям, умеющим правильно работать с информацией.

4. Корректор (Денисов М.)—сл.24-26

Корректоры – люди, проверяющие текст на наличие разного рода ошибок и соответствие стандартам оформления. Без специалистов этой профессии сейчас не обходится ни одно солидное издание или сайт. Необходимые навыки: стопроцентная грамотность; знание правил и требований к оформлению текстов; пунктуальность; внимательность; усидчивость.

5. Логопед (Кулагина А.)-сл.27-32

Логопед – это специалист, который владеет различными способами корректировки речи. У многих в детстве возникают проблемы с произношением. У некоторых это проходит без вмешательства специалиста, другим же требуется помощь логопеда. Профессия логопеда появилась сравнительно недавно. В прошлом проблемы с речью не воспринимались как нечто, требующее вмешательства. У наших предков недоставало знаний в этой области, а потому дефекты речи считались проблемой физического характера. В современном мире эта профессия достаточно востребована. Логопед учит людей говорить правильно с помощью специальных коррекционных упражнений. Выбрав эту профессию, нужно обладать такими качествами, как внимание, терпение и дипломатичность. Люди с дефектами речи зачастую стесняются своего произношения, им требуется поддержка и понимание. Кроме специальных упражнений и тестов, логопед должен освоить детскую психологию и немного анатомию с медициной. Ведь в некоторых случаях проблемы речевого развития связаны сразу с несколькими факторами, имеющими разную природу происхождения.

6. Специалист по связям с общественностью

( Таранова Е.)-слайд 33-35

Профессия появилась в России недавно. Основой профессиональных обязанностей таких специалистов является установление контакта между определенной организацией и общественностью. Как правило, специалисты этого профиля работают в сфере торговли или производства, они помогают сформировать общественное мнение о конкретном товаре или компании. В качестве профессиональных навыков необходимо знание лингвистики, журналистики и немного психологии.

- Мы назовем ее Популярные филологические профессии 21 века.

Синяя линия

Красная линия

Зеленая линия

Слайд 37

4

Физкультминутка - 1мин.

Учитель предлагает выполнить ряд упражнений.

Обучающиеся выполняют задание.

Слайд 36

5

Осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа - 10 мин.

1.Словарная работа

Найдите в Сети слова

Специальность

Коммуникабельность

Компетентность

Образованность

- Вы хорошо поработали, и наша ментальная карта почти готова. Как же выглядит сегодня коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста? Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи и обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенциями в профессиональном общении. Подумайте, какие качества для этого необходимы?  

-Выберите оранжевый цвет ветви и зафиксируйте её на карте, а затем напишите качества.

- Итак, назовите те качества, которые вы выявили и отразили на карте.

***

Запись в тетрадь предложений

Знание русского языка — это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности.

  Добавьте в предложение вводные слова, которые вносят

1.значение уверенности,

2.порядок оформления мыслей,

3.источник сообщения

Обучающиеся работают с телефонами

Обучающиеся выполняют задание на своем листе.

-

 знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; 
- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; 
- владение профессиональной терминологией;
- владение стилем профессиональной речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; 
- знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Оранжевая линия

Слайд 38

если есть

 время

6

Подведение итогов -5 мин

-Молодцы! Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока? 

Таким образом, мы пришли к выводу, что знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности.  Слайд 38 Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.

- Да, ответили. Ответы обучающихся.

Слайд 38,39

7

Оценка учителя. Рефлексия - 2 мин.

- Давайте обведем свои ладошки и подведем итог. Рефлексия с использованием приема «5 пальцев».  

Каждый обучающийся обводит свою ладошку и делает записи в соответствии с приемом «5 пальцев».

Слайд 39

8

Домашнее задание - 1мин.

Приготовить сообщение о профессии Копирайтера

- Спасибо за работу! До свидания!

Записывают домашнее задание.

Слайд 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли»

Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.Тип урока: повторительно-обобщающийЦель: Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.И...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Русский язык - один из развитых языков мира"

Цели урока: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы...

Презентация к уроку русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии».

Презентация прилагается к уроку русского языка в 9 кл. на тему : " Русский язык-основа любой профессии"....