Работа со словарями на уроках русского языка - статья учителя русского языка и литературы Солоненковой Елены Николаевны.
статья по русскому языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со словарями на уроках русского языка.
Статья учителя русского языка и литературы
Солоненковой Елены Николаевны.
Работа со словарями — важный аспект обучения русскому языку, который способствует развитию языковой компетенции учащихся. Словари служат не только источником информации, но и инструментом, помогающим развивать навыки анализа, критического мышления и самостоятельной работы. В данной статье мы рассмотрим, как эффективно использовать словари на уроках русского языка.
Зачем нужны словари?
Словари помогают учащимся:
1. Углубить знания о языке: Они содержат информацию о значении слов, их употреблении, грамматических формах и фонетике.
2. Расширить словарный запас: Регулярная работа со словарями способствует запоминанию новых слов и выражений.
3. Развивать навыки поиска информации: Учащиеся учатся находить нужные данные быстро и эффективно.
4. Формировать критическое мышление: Анализ различных значений слов и их контекстов помогает развивать способность к анализу и синтезу информации.
Виды словарей:
На уроках русского языка могут использоваться различные виды словарей:
1. Толковые словари: Предоставляют определения слов, их значения и употребление в языке.
2. Этимологические словари: Помогают понять происхождение слова и его историческое развитие.
3. Синонимические и антонимические словари: Расширяют представление о значении слова через синонимы и антонимы.
4. Орфографические словари: Используются для проверки правильности написания слов.
5. Фразеологические словари: Содержат устойчивые выражения и фразеологизмы, что помогает учащимся обогатить речь.
Методы работы со словарями:
Для эффективной работы со словарями можно использовать различные методы:
1. Поиск значений слов: Учащиеся могут получать задания на нахождение значений новых или сложных слов в толковом словаре. Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группах.
2. Создание тематических словарей: Учащиеся могут составлять свои собственные тематические словари по изучаемым темам. Это поможет закрепить новые слова и выражения.
3. Игра «Словарный диктант»: Учитель называет слово, а учащиеся должны найти его значение в словаре и записать. Это делает процесс обучения более интерактивным.
4. Обсуждение синонимов и антонимов: Используя синонимические и антонимические словари, учащиеся могут находить альтернативные слова для улучшения своей речи.
5. Работа с фразеологизмами: Учащиеся могут изучать фразеологические словари и использовать найденные выражения в своих письменных работах или устных выступлениях.
Заключение.
Работа со словарями на уроках русского языка — это не только способ обогащения лексического запаса учащихся, но и важный элемент формирования навыков самостоятельной работы с текстом. Применяя разнообразные методы работы со словарями, учителя могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, что, безусловно, положительно скажется на уровне знаний учащихся и их уверенности в использовании русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны
Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с.Ленинское" Энгельсс...
Портфолио учителя русского языка и литературы Евстефеевой Екатерины Николаевны
Здесь вы можете познакомиться с моими достижениями...

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА результатов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Козловой Елены Валентиновны
Анализ результатов работы за пятилетний период для аттестации...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны
"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы Солоненковой Елены Николаевны
Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с ...