Работа со словарями на уроках русского языка - статья учителя русского языка и литературы Солоненковой Елены Николаевны.
статья по русскому языку

Работа со словарями — важный аспект обучения русскому языку, который способствует развитию языковой компетенции учащихся. Словари служат не только источником информации, но и инструментом, помогающим развивать навыки анализа, критического мышления и самостоятельной работы. В данной статье мы рассмотрим, как эффективно использовать словари на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovaryami_na_urokah_russkogo_yazyka.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со словарями на уроках русского языка.

Статья учителя русского языка и литературы

Солоненковой Елены Николаевны.

Работа со словарями — важный аспект обучения русскому языку, который способствует развитию языковой компетенции учащихся. Словари служат не только источником информации, но и инструментом, помогающим развивать навыки анализа, критического мышления и самостоятельной работы. В данной статье мы рассмотрим, как эффективно использовать словари на уроках русского языка.

Зачем нужны словари?

Словари помогают учащимся:

1. Углубить знания о языке: Они содержат информацию о значении слов, их употреблении, грамматических формах и фонетике.

2. Расширить словарный запас: Регулярная работа со словарями способствует запоминанию новых слов и выражений.

3. Развивать навыки поиска информации: Учащиеся учатся находить нужные данные быстро и эффективно.

4. Формировать критическое мышление: Анализ различных значений слов и их контекстов помогает развивать способность к анализу и синтезу информации.

Виды словарей:

На уроках русского языка могут использоваться различные виды словарей:

1. Толковые словари: Предоставляют определения слов, их значения и употребление в языке.

2. Этимологические словари: Помогают понять происхождение слова и его историческое развитие.

3. Синонимические и антонимические словари: Расширяют представление о значении слова через синонимы и антонимы.

4. Орфографические словари: Используются для проверки правильности написания слов.

5. Фразеологические словари: Содержат устойчивые выражения и фразеологизмы, что помогает учащимся обогатить речь.

Методы работы со словарями:

Для эффективной работы со словарями можно использовать различные методы:

1. Поиск значений слов: Учащиеся могут получать задания на нахождение значений новых или сложных слов в толковом словаре. Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группах.

2. Создание тематических словарей: Учащиеся могут составлять свои собственные тематические словари по изучаемым темам. Это поможет закрепить новые слова и выражения.

3. Игра «Словарный диктант»: Учитель называет слово, а учащиеся должны найти его значение в словаре и записать. Это делает процесс обучения более интерактивным.

4. Обсуждение синонимов и антонимов: Используя синонимические и антонимические словари, учащиеся могут находить альтернативные слова для улучшения своей речи.

5. Работа с фразеологизмами: Учащиеся могут изучать фразеологические словари и использовать найденные выражения в своих письменных работах или устных выступлениях.

Заключение.

Работа со словарями на уроках русского языка — это не только способ обогащения лексического запаса учащихся, но и важный элемент формирования навыков самостоятельной работы с текстом. Применяя разнообразные методы работы со словарями, учителя могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, что, безусловно, положительно скажется на уровне знаний учащихся и их уверенности в использовании русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины Николаевны

Портфолио учителя русского языка и литературы Юхачёвой Марины НиколаевныМесто работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  "Основная общеобразовательная  школа с.Ленинское" Энгельсс...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы Солоненковой Елены Николаевны

Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с ...