«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
статья по теме

Мутыгулина Оксана Валерьевна

В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности»

Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы,

Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания

МОУ « СОШ №4» г. Полевской.

                                                                                                        В воспитании человека важно,                                                                                                 чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

И.Ф. Свадковский.

Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, своим обязанностям и к самому себе: это выражается в выработке активной жизненной позиции, самооценки, сознательного отношения к общественному долгу, нетерпимости к отклонению от норм, воспитании толерантности, умения сочувствовать и сопереживать, приобщении к духовным ценностям. Результат приобретения учащимися нравственных ценностей зависит от того, как педагог преподносит их ребенку. Мы определили, что в этом могут помочь интегрированные уроки.

Интеграция предметов активно используется учителями более 100 лет и дает хорошие результаты на познавательном уровне, развивает творческую активность, формирует целостное представление о мире. Интеграция истории и литературы позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки литературы с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, сформировать у учащихся не только понятие литературно – исторического процесса, собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Все исторические события мы рассматриваем на уровне отдельного человека, проживающего свою жизнь, которая не повторяется, именно в этот момент истории. Учащиеся, благодаря интегрированным урокам, примеривают ситуацию на себя через понимание мыслей, чувств и поступков, моделируют историческую реальность. При этом знания становятся для ученика личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, что помогает глубже понять эпоху.

Мы сотрудничаем уже шесть лет, за это время у нас сложилась своя система работы над проектом: при составлении рабочей программы  обдумываем, какие темы позволяют  в рамках учебной программы соединить наши предметы. Мы используем блоковую интеграцию, то есть по определенной теме проводятся не только интегрированные уроки, но и литературно-исторические вечера, конкурсы чтецов, учащиеся защищают проекты, пишут эссе.

Работа начинается заранее, учащиеся делятся на группы в зависимости от желаний, интересов и возможностей, получают опережающие задания.

Нами  разработаны и проведены следующие проекты: «Серебряный век в русской культуре», который состоял из четырех интегрированных уроков «И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл…», «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», литературной гостиной «На башне у Вячеслава Иванова». С учащимися были проанализированы исторические документы, публицистические произведения И. Бунина «Окаянные дни», А. Блока «Интеллигенция и революция», М. Горького «Несвоевременные мысли», художественные произведения поэтов Серебряного века, изучены биографии Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, Гиппиус и других.  Учащиеся вживались в образы великих поэтов, составляли сборники символистов, акмеистов, футуристов, писали эссе. Эта работа помогла им определить свое отношение  к событиям начала XX  века.

Определить свое отношение к революции и гражданской войне позволяет проект, разработанный для 11-х классов «Одной правды в жизни нету…» о роли казачества в годы гражданской войны. Изучая документы, воспоминания, работая с исторической картой, анализируя эпопею М.Шолохова «Тихий Дон», мы рассматриваем не только трагедию народа, но прежде всего трагедию отдельного человека, прошедшего через Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. Свое отношение к этой теме учащиеся высказывали в эссе, темой которого стали строки М. Цветаевой «Белым был – красным стал, кровь обагрила, Красным был – белым стал, смерть побелила…»

Патриотизм не может быть отдельным направлением в воспитании личности. Странно слышать о мероприятиях, которые проводятся разово  в рамках патриотического месячника, любовь к родине закладывается с рождения и формируется на протяжении всей жизни, в том числе и школьной. В этом году мы провели ряд интегрированных уроков, посвящённых теме «Человек и война», где ребята смогли рассмотреть, как человек, любящий своё Отечество, ведёт себя в экстремальных ситуациях. Этой теме были посвящены следующие проекты: «Город, достойный славы… Город, достойный поклонения…» о героической защите Севастополя в Крымской войне. Проект был интегрированным не только потому, что мы объединили разные предметы, но и потому, что данные уроки были проведены для учащихся разного возраста: семиклассников и десятиклассников. Программа по литературе под редакцией Г.Меркина, под редакцией В.Сахарова, С.Зинина  предполагает изучение «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого и в 7 («Севастополь в декабре»), и в 10 ( все три рассказа) классе, при этом тема «Крымская война» была  изучена в 8 классе, и мы сочли возможным рассказать семиклассникам об основных событиях  этого периода с помощью десятиклассников, для которых эти уроки

 ( в частности, истории) явились своеобразным повторением, хотя учащиеся в полной мере проследили художественные особенности «Севастопольских рассказов», выявили основные позиции Л.Н.Толстого в отношении войны, осознали трагедию описываемых событий; впоследствии ребята самостоятельно оценили подвиг защитников Севастополя в годы Великой Отечественной войны, в заключение было предложено эссе на тему «Что такое патриотизм?»

Также в этом году нами разработаны проекты, посвящённые войне России с наполеоновской Францией: «Эпоха наших надежд и поражений».

Мы подробно рассматривали эпизоды Шенграбенского  и  Аустерлицкого сражений в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», изучали данные события с  исторической точки зрения, сопоставляли различные взгляды на эту войну.  В этом году мы планируем разработать и провести ещё один  проект для старшеклассников «Всем миром навалиться хотят…», посвящённый событиям 1812 года, в позапрошлом учебном году нами был реализован проект для учащихся 5 классов «Недаром помнит вся Россия…» о Бородинском сражении.

Следующие проекты тоже посвящены определенным историческим вехам. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» - о восстании декабристов, его последствиях, творчестве К.Ф. Рылеева, произведениях, посвященных декабристскому движению. Учащиеся стремились осознать, что двигало молодыми успешными людьми, что заставило их избрать этот путь.

В проекте «Опричнина» рассматривали такое явление в русской истории, как опричнина, на основе анализа документальных источников и произведений А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», А.С. Пушкина «Борис Годунов», М.Ю. Лермонтова, А.Н. Толстого «Иван Грозный», К. Бальмонта «Опричники». В этом учебном году нами проведены интегрированные уроки на тему: « Кто он, Емельян Пугачёв: герой или разбойник?»

Также были проекты, посвященные отдельным людям, тем, которые могут являться примером для учащихся. Так для десятиклассников был разработан проект, посвященный жизни и творчеству великого русского человека, любящего свою страну, представлявшего ее интересы, А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских». Проект «Солнце русской поэзии» посвящен жизни и творчеству А.С. Пушкина. «Как сладкую песню Отчизны своей люблю я Кавказ…» посвящен теме Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся анализировали записки  Ермолова, делали сопоставительный анализ, сравнивали и выясняли причины разного отношения к горцам Ермолова и Лермонтова, анализировали информацию, представленную СМИ о современной ситуации на Кавказе, а затем высказывали свое отношение к кавказской войне.

Интегрированный проект «Сестры милосердия» о сестринском движении, его возникновении, о судьбах сестер милосердия, преданно служивших Отечеству. Анализировали стихотворения в прозе И.С. Тургенева, посвященные Юлии Вревской.  Выяснили, как продолжали традиции сестринского движения в годы Великой Отечественной войны, изучили материал о полевских медсестрах, о госпитале, который был расположен во время войны в стенах нашей школы.

Современное развитие России остро поставило задачу духовно-нравственного возрождения нации. Но нас эта проблема волновала всегда. Тема

 Великой Отечественной войны стала особой в нашей деятельности. Во-первых, из литературы убраны тексты, посвященные войне. В истории мы тоже не можем похвастаться достаточным количеством часов. Изучение войны сводится к набору фактов. Мы осознаем, что Великая Отечественная война так же далека от наших детей, как от нас Первая Мировая, но мы не хотим, чтобы они были «Иванами, не помнящими родства». Вот уже на протяжении шести лет проводим интегрированные уроки и литературно-исторические вечера, посвященные этой теме. На этих уроках у ребят есть возможность рассказать о своей семье. Мы видим, как меняется их отношение к людям, пережившим войну.

Нами разработаны литературно - исторические вечера: «У войны не женское лицо», посвященный женщинам и детям, «Война – жесточе нету слова» о зверствах фашистов на оккупированной территории и массовой гибели солдат. Интегрированные уроки для шестого класса: «Детство, опаленное войной», где ребята сами готовили стенд, рисунки, коллажи, а после урока проводили классные часы в параллели 4-х классов, организовали встречу с ветеранами. В девятом классе «Нужна ли нам Победа, завоеванная такой ценой?», где мы изучали вопросы, о которых раньше не принято было говорить, со всеми перегибами тоталитарного режима: это и приказ №227, деятельность заградотрядов, судьба военнопленных, репрессии, гибель неподготовленных солдат, анализировали отрывки из романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». Важно, что в своем эссе учащиеся говорили о значимости Победы, при этом понимая, через какие испытания пришлось пройти нашему народу.

Также в этом учебном году нами был реализован проект, проходящий в форме дебатов «Что такое нравственность?» Учащиеся 10 класса самостоятельно разделились на группы «Почти за» и «Почти против», перед ними стоял проблемный вопрос: нужно ли воспитывать нравственность в современной школе. Каждая команда  отстаивала свою точку зрения на данную проблему, прибегая  к  примерам из классической литературы и из частной жизни. В этом году мы планируем провести ещё одни дебаты на тему: «Стандарты второго поколения» (рабочее название: «Кто он, человек будущего, воспитанный на стандартах второго поколения?»)

Что объединяет все интегрированные проекты?

  1. Кроме того, что отрабатываются общеучебные умения, мы стремимся повлиять на формирование отношения ребенка к тем или иным историческим событиям через сравнение документального источника и художественного текста, через создание презентаций и их оценивание, через иллюстрации, рисунки и их защиту
  2. В конце каждого интегрированного урока учащимся предлагаем в качестве домашнего задания эссе, при написании которого ребята формулируют свое отношение к проблеме.
  3. Инсценирование помогает «очеловечить» историю, понять, что в этих событиях проходила человеческая жизнь.

В этом году старшеклассниками выпускается литературно-историческая газета «Разгонъ» по темам, особо интересующим ребят и вызывающим желание  подискутировать. Учащиеся самостоятельно выбирают темы и в послеурочное  время подбирают материал, пишут статьи, вживаясь в образ журналистов того времени, о котором идёт речь в газете. Безусловно, положительным является то, что ребята становятся непосредственными участниками событий, примеривают на себя ту или  иную ситуацию. Оформление газеты тоже соответствует тому времени, которому посвящено данное издание: ребята стилизуют речь, используют фотошоп, выпускают  газету в чёрно-белом варианте.   В 2010 -2011 учебном году выпущено 5 газет по следующим темам:

  • А.Н.Островский «Гроза»( поступок Катерины),  «Бесприданница»

( Образ Карандышева)                                  

  •  Правление Екатерины второй
  • Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» ( изображение Крымской войны)
  • Поэзия « чистого искусства»
  • Тема дуэли в русской литературе
  1. Просматривая художественные фильмы или спектакли, мы обязательно их обсуждаем; высказываем свое отношение к тому или иному событию, потому что слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.

   Мы видим результаты своего труда: наши учащиеся – это думающие, понимающие, умеющие сопереживать люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Шарамыгиной Елены Олеговны

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях...

Портфолио Учителя русского языка и литературы Волнушкиной Надежды Александровны

В портфолио предлагается методическая работа учителя,  представлена динамика успешности обучения, результаты итоговой аттестации за межаттестационный период....

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя русского языка и литературы Кузнецовой Елены Александровны

Методическая проблема «Использование ИКТ на уроках  русского языка и литературы как  средство формирования информационной культуры личности и повышения  мотивации к  предмету»...