ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА результатов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Козловой Елены Валентиновны
статья по теме

Козлова Елена Валентиновна

Анализ результатов работы за пятилетний период для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx96.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска

ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

результатов  профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы

Козловой Елены Валентиновны

Смоленск, 2013 г


Содержание

1

Общие сведения о педагоге и условиях работы

стр. 3-4

2

  Образовательная программа, технологии, методики,

приемы педагогической деятельности

стр. 4-5

3

Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

стр. 5-9

4

 Результативность участия обучающихся  и воспитанников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня  

стр. 10-15

5

Здоровьесберегающие технологии, пропаганда ценности здорового образа жизни

стр. 15-26

6

Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

стр. 15-26

7

Участие педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта.

стр. 26-33

I. Общие сведения о педагоге и условиях работы.

Дата рождения            14.11.1973

Сведения об образовании: высшее, в 1995 году окончила Смоленский государственный педагогический институт с красным дипломом,  по специальности «русский язык и литература», квалификация – учитель русского  языка и литературы.

Стаж: общий     18 лет (25.08.13),    педагогический   18 лет,

в данном образовательном учреждении        13 лет

Высшая квалификационная категория 29 декабря 2006 года,

приказ № 1290 от  29.12.06

Сведения о повышении квалификации в межаттестационный период:

№ п/п

Наименование курсов

Образовательное учреждение

Документ

(№, дата)

1.

Краткосрочное повышение квалификации на постоянно действующем семинаре учителей русского языка и литературы «Анализ художественного текста: новые подходы».

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей»

Удостоверение №2907 от14.12. 2007 г.

2.

 Комплексные курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы г. Смоленска "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации требований ФГОС"

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей»

Март- июнь 2013 года

3.

Повышение квалификации на комплексно-целевых курсах повышения квалификации педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей»

Удостоверение №4110 от 29.05

2008 года

Преподаваемый предмет                 русский язык и литература

Учебная нагрузка     18 часов (6А, В – русский язык 5ч, литература - 3ч, 9А, Б – литература Смоленщины 2 ч.)

Количество обучающихся: 6 А, В – 27 чел, 9 А,Б – 53 чел.    

Классного руководства на данный момент   нет  (в 2008-2010 кл. руководство в 5(6) В кл.)  

С апреля 2010 года по август 2012 года находилась в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком.

Награждена

 1. Грамотой Управления образования и молодежной политики «За многолетний плодотворный труд, значительный личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения» в 2009 г.

2.  Благодарственным письмом от Смоленского городского совета в 2009 г.

3. Благодарственным письмом от администрации Смоленской области за оказанное содействие в организации и проведении второго театрального конкурса «Маленькие шедевры» в 2008 г.

4. Благодарственным письмом от редакции журнала «Сказочный мир» в 2010 году.

5. Благодарственным письмом от МОУ ДОД ДЭБЦ « Смоленский зоопарк» в 2010 году.

6. В 2007 году я принимала активное участие в городском смотре-конкурсе «Инновационные процессы  в системе образования города» и была награждена Благодарственным письмом от начальника управления образования и молодежной политики.

Раздел 2. Информационно – аналитическая справка

1). Характеристика условий, в которых работает педагог.

В 2012-2013 учебном году работаю в МБОУ СОШ № 12 города Смоленска учителем русского языка и литературы. Я работаю в МОУСОШ №12 с 2000 года. Имею педагогическую нагрузку 18 часов. Кроме того, руковожу кружками «Проба пера» и «Исследовательская деятельность», т.е. являюсь руководителем НОШ. Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с должностными обязанностями учителя,  планом работы школы, руководствуясь «Конвенцией ООН о правах ребенка», Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, распоряжениями, приказами администрации (см. Приложение ). Нынешние 9-е классы я веду с 5-го класса. Учащиеся в этих классах обладают разным уровнем обучаемости, в основном низким (9а-71% 1уровня,  29% - 2 уровня; 9б – 43% - 1 уровня, 35% - 2 уровня, 22%- 3 уровня обучаемости).  Кроме того, с 2007-2008 уч. года  по 2008- 2009 уч. год я вела 10-11 класс. Обучаемость детей в этом классе была невысокая: 53% - 1уровень, 47% - 2 уровня обучаемости.  С 2012 учебного года я веду 6-е классы (6Б-универсальный,6В-охраны зрения). Дети очень слабые – 95% 1 уровня обучаемости.

2). Сведения о реализуемых образовательных программах,  их уровень, направленность (название программы, автор)

  • Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской федерации:

1. Закон РФ «Об образовании» №3266-1 ФЗ от 10.07.1992 с последующими изменениями.

2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 №822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-11 учебный год»

4. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 19.03.2004.

5. Программа литературного образования. 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2007).

  • Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов, а так же в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 12 города Смоленска.  Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе составлено на основе программы школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений  (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; издательство «Просвещение», 2007 г.) и рассчитано на преподавание по учебнику «Русский язык. 6 класс» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.).
  • Курс «Литература Смоленщины» для 9-х классов имеет первоначальное методическое обеспечение: составлена программа курса (Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент:-Смоленск, 1995.-С.25-34), выпущен учебник-хрестоматия «Литература Смоленщины» (автор-составитель Г.С.Меркин; подготовлено учебное пособие «Смоленский край в литературе и фольклоре» (Смоленск, 1995 под ред. В.В.Ильина)
  • Рабочая программа кружка «Исследовательская деятельность» и кружка «Проба пера» разработана мною в соответствии с государственными стандартами и исследованием потребностей школы.

3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений

За истекший период обученность учащихся в основном соответствует уровню обучаемости, а 33% учащихся 9 –х классов обученность повысили.  (См. диаграмму №1,2).

Кроме того, с 2007-2008 уч. года  по 2008- 2009 уч. год я вела 10-11 класс. Обучаемость детей в этом классе была невысокая: 53% - 1уровень, 47% - 2 уровня обучаемости. Однако к концу учебного года обученность повысилась: 2 уровень – 53%, 3 уровень – 5%. Учащиеся сдали 100% ЕГЭ с высокими показателями (См. диаграмму №3 и приложение №1).

         С 2012 учебного года я веду 6-е классы (6А,6В). Дети очень слабые – 95% 1 уровня обучаемости, однако к середине 2012-2013 учебного года обученность составила уже 16% - 2 уровень и 5% - 3 уровень обученности. Кроме того, результаты проверки техники чтения в названных выше классах показывают позитивную динамику. (См. стр. 8-11).Помимо МБОУСОШ №12, я работаю в Смоленском филиале Саратовской Государственной академии права, веду подготовительные курсы по предметам «русский язык» и «литература». По результатам тестирования в конце прохождения курсов, 98% абитуриентов бывают зачислены на дневное обучение, 2 % - на заочное. Выводы:

  1. По «качеству знаний» наблюдаются стабильно ровные результаты за последние 5 лет: в среднем по русскому языку процент качества составляет 34%, по литературе – 43%
  2. У большинства учащихся сформированы общеучебные умения и навыки. Это доказывает 100-процентная успеваемость в 2007-2008 уч. году,  результаты 2008-2009 учебного года, результаты сдачи ГИА в 2010 году, 100 –процентная успеваемость учащихся 6-х классов за первый триместр года.

Уровень обучаемости учащихся 9-х классов (2008-2012 уч год)(Диаграмма №1)

71%

50%

43%

35%

29%

0          1уровень   9а 9б              2 ур. 9а  9б                3 уровень 9а,б

Уровень обученности учащихся 9-х классов (2008-2012 уч год)Диаграмма №2

70%

43%

35%

25%

22%

5%

        1уровень 9а 9б             2 ур. 9а 9б                3 уровень 9а 9б

Уровень обучаемости и обученности 10-11 класса  (2007-2008, 2008-2009 уч год)

53%

47%

42%

5%

Анализ техники чтения учащихся

200 слов/мин

105 слов/мин

70 слов/мин

0          2007-2008                   2008-2009                     2009-2010

7-9 классы

10-11 классы

5-6 классы

Уровень обучаемости и обученности в 5-6 классе (2008-2009 /2009-2010 уч год)

95%    2008-2009                                   2009-2010

79%

16%

5%

Качество знаний учащихся по предмету «русский язык»

54%

50%

43%

34%

16%

5%

    2007-2008                      2008-2009                 2009-2010

Качество знаний учащихся по предмету «литература»

54%

50%

43%

37%

    2007-2008                  2008-2009                  2009-2010

  1. Результативность участия обучающихся  и воспитанников в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня
  1. Из года в год учащиеся принимают участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального, федерального уровней.

В школьных олимпиадах по русскому языку и литературе принимает участие около 20% учащихся, причем 10 % из них занимают призовые места и выходят на муниципальный уровень. В 2009-2010 уч. году на муниципальном уровне 1 ученица заняла 4 место на олимпиаде по литературе, причем с отрывом от 3-го места только в 1 балл, а ученица, участвовавшая в городской олимпиаде по русскому языку,  заняла 9 место. В 2012-2013 уч. году учащиеся 6-х классов заняли 1,2,3 места на школьном этапе олимпиады по русскому языку и 1,3 места на школьном этапе олимпиады по литературе.  Учащиеся принимают активное участие в школьных неделях русского языка и литературы. Ежегодно члены Научного общества школьников  принимают участие в школьном Дне науки и занимают призовые места (III место в 2007 году, II и III место в 2009 году, I, II места в 2010 году,  I место за исследовательскую работу и  I место за творческий проект  в 2013 году). Исследовательская группа, занявшая I место на школьном Дне науки,  творческий проект, подготовленный к 1150-летию Смоленска, приняли участие в городских литературных чтениях и заняли I место в номинации «Я – автор»

  1. Каждый год учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок»,  занимая призовые места в пределах школы (2007 – 2008 уч.г. – 1, 2, 3  места среди 10-х классов, 1, 2, 3 места среди 7-х классов; 2008-2009 уч.г. -  1, 2 места среди 11-х классов, 2, 3 места среди 8-х классов, 3 место среди 5-х классов; 2009-2010 уч. год – 1, 2, 3 места среди 9-х классов, 2, 3 места среди 6-х классов 2012-2013 уч. год – 4 место по школе среди 6-х классов).  Учащиеся 6-х классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Альбус».  По результатам олимпиады одна учащаяся – Шейкина Александра (6Б) заняла 3 место на олимпиаде, еще 2 учащихся получили грамоты участников, попавших в первую десятку (см. приложение №3). Учащийся 6 кл. Белолуцкий Д. принял участие в муниципальном этапе олимпиады по основам православной культуры. Учащиеся принимают активное участие в городских литературных чтениях.
  2. Растет мотивация к изучению предметов «русский язык» и «литература», что показывает увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данных предметов. Так, по результатам диагностики, к середине 2012-2009 учебного года количество учащихся, испытывающих интерес к названным предметам, составляет 25 человек (это приблизительно 30 % от общего числа учащихся). См. диаграмму №4:

30 % - испытывает интерес к предмету

Наблюдаются позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам: я руковожу школьным научным обществом учащихся и кружком «Проба пера», вовлекая в исследовательскую и творческую деятельность талантливых детей. Члены НОШ (Научного общества школьников) принимают активное  участие в школьных, городских, областных и всероссийских мероприятиях.

 Членами Научного общества школьников являются 15 учащихся, однако количество учащихся, принимающих участие в деятельности НОШ, но не являющихся ее официальными членами, гораздо больше. Членами кружка «Проба пера» является 11 учащихся.

        Результатом большой и целенаправленной работы кружков стала победа в мае 2009 года в III городском театральном конкурсе «Маленькие шедевры» в номинации «Лучшая постановка на основе произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»; в декабре 2008 года – III место во II городском театральном конкурсе «Маленькие шедевры», проходящем по инициативе мэра города Смоленска (диплом III степени за творческий подход в решении патриотической темы в постановке «Это наш город!», благодарственное письмо от Главы Администрации города). В 2010 – 2012 годах театральная деятельность учащихся была отмечена грамотами. В 2013 году учащийся 7 а класса Расторгуев В. получил приз зрительских симпатий за роль мальчика-рассказчика в постановке «Стена».

Команда учащихся под моим руководством в апреле 2009 года заняла II место в областной историко-краеведческой игре «Смоленские купола», проводимой Смоленским ИУУ и Смоленской епархией.

Учащиеся приняли активное участие в Областном фестивале «Отечество моё православное», который проходил в мае – ноябре 2008 года. По результатам фестиваля вышла брошюра с лучшими сочинениями учащихся, в числе которых были и ученики 9-х классов, которые занимались под моим руководством.

Каждый  год мы готовим команду для участия в городской  историко-краеведческой игре «Осенний марафон», а в 2009-2010 учебном году мы подготовили 4 команды, и команда «Азимут» заняла I место в историко-краеведческом марафоне и была награждена поездкой в Псков.

Ученики – члены НОШ принимают участие в городских, общероссийских и международных конкурсах сочинений и занимают там призовые места.  Так, ученица 9-го класса Дударь Ксения, принявшая   участие  в международном конкурсе «Купель» (июнь 2008 – май 2009), вошла в шорт-лист конкурса и получила благодарственное письмо и ценный приз от организаторов. А в январе 2010 года ученица 9-го класса Евдокимова Анастасия была награждена грамотой Международного творческого объединения детских авторов (МТОДА) за участие в международном конкурсе «Золотое перышко 2009». В 2013 году учащаяся 6 б класса Волкова Вера приняла участие в  международном конкурсе «Купель» в номинации «Рисунок» и получила диплом участника конкурса.

         В 2008 году ученица 10-го класса Слепцова Светлана принимала участие в городских литературных чтениях в номинации «Я – автор», в 2010 году учащийся 10 класса Прокопенков Дмитрий принял участие в городских литературных чтениях в творческой секции и занял 3 место. В 2013 году в этой номинации приняла участие творческая группа с проектом «Пою мое отечество» и заняла 1 место.

В марте 2009 года  театральная группа, руководимая творческой группой педагогов, членом которой я являюсь, приняла участие  в городских литературных чтениях с театральной постановкой «Деда Мороза вызывали?» Учащийся, выступивший в главной роли (Прокопенков Дмитрий), был награжден грамотой за высокое исполнительское мастерство и ценным подарком.      

         В апреле 2009 года в рамках проекта «Святыни Смоленщины» команда МОУ СОШ № 12, руководимая мной, представила на конкурс фильм «Храм Михаила Архангела», который был признан лучшим в номинации «Лучшая сценарная работа». Фильм был размещен на диске «Святыни Смоленщины» при поддержке телестудии «Просвещение».

Дети в 2009 году приняли участие в международном Интернет – конкурсе  «Ура! Каникулы!», активно участвуют в оформлении всероссийского журнала для младших школьников «Сказочный мир», издаваемый ООО «Гранд -155», ведут игровые рубрики журнала «Призадумайся», «Раскрась сам» и др.

        В августе 2009 года творческая группа НОШ приняла активное участие в городском театрализованном празднике, посвященном Смоленской иконе Божьей Матери Одигитрии.

        В ноябре 2009 года учащиеся, являющиеся членами НОШ, стали победителями III театрального конкурса «Маленькие шедевры» с пьесой «Герой народный или душегуб?» в номинации «Самая остроконфликтная постановка» и были награждены поездкой в Москву.

В декабре этого же года группа учащихся под руководством  выше названных педагогов стала призером (II  место) в городском экологическом конкурсе театрализованных мини-спектаклей, проводимом при поддержке Смоленского зоопарка. Сценарий для пьесы был написан мной. В феврале 2010 года пьеса была отправлена на городской конкурс «Экология. Творчество. Дети» и заняла II место. Данная пьеса также опубликована в 2012 году на интернет - порталах «Неизвестный гений» (конкурс «Сценарий новогоднего праздника»), «Продленка», «НС-портал». Свидетельства о публикации прилагаются.        

В январе 2010 года команда учащихся, подготовленная мной, стала победителем городской игры «Остров бесценных сокровищ», проводимой Центром культуры управления культуры Администрации города Смоленска, посвященной 10-тилетию года грамотности.  В ноябре 2012 года команда учащихся 6-х классов  стала победителем отборочного тура данной игры и вошла в полуфинал, а в апреле 2013 года – в финал игры.

  Учащиеся активно готовились к участию в спортивно-краеведческой игре «Смоленские купола»: на 1 этап игры творческой группой НОШ был представлен проект окультуривания одного из участков Смоленской крепостной стены, на  2 этап игры – макет храма Михаила Архангела. Проект занял 2 место.

        Члены Научного общества школьников ежегодно готовятся к участию в Твардовских чтениях для школьников города Смоленска. Так,  к 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского в номинации «Стихи участников Твардовских чтений о людях Смоленщины, отдельных страницах истории родного края, о природе и событиях – обо всем, что окружало великого поэта на Смоленщине и о чем он писал в своих работах» приняла участие Евдокимова Анастасия. Учащиеся приняли участие в викторине, посвященной жизни и деятельности Твардовского.  В 2013 году  творческая группа учащихся  также приняла участие в Твардовских чтениях.

        Члены НОШ традиционно приняли участие в международном конкурсе творческих работ «Купель», организованным Общественным объединением «Карельский конгресс».

Учащаяся 6 класса Волкова Вера в 2013г. приняла участие в  международном конкурсе рисунков ««Жил был кот в городе Кэтсбург» (Организатор ООО “Супрэмо” http://www.catsburg.ru/concurs/).

Учащаяся 6 класса Андреева Юлия  и Козлов Савелий (3 кл. )в ноябре-декабре 2012 года приняли участие в конкурсе « Снежная фантазия», проводимом литературным порталом «Брайленд» и МТОДА(http://old.braylland.com/index.php?option=com_content&view=category&id=618:-------16-&Itemid=755&layout=default),

 В декабре 2012 года Андреева Юлия  и Козлов Савелий приняли участие в конкурсе «Сохраним лесную красавицу», проводимом Кавказским государственным природным биосферным заповедником (http://kgpbz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1583&Itemid=64), в феврале 2013 года в конкурсе «Экология. Творчество. Дети» от МБОУ ДОД ДЭБЦ «Смоленский зоопарк», сертификаты участников прилагаются.

         В 2012 году выше названные учащиеся школы приняли участие в конкурсе «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

        В ноябре 2012 года учащийся 9 а класса Гальченков Дмитрий принял участие в конкурсе чтецов «Мой город», он награжден грамотой за активное участие и ценным призом.

В октябре 2012 года учащаяся 9а класса Вашетькова Татьяна приняла участие во Всероссийском научно-литературном конкурсе «Война пером». По результатам конкурса издана книга, куда включено стихотворение Вашетьковой Т., сама участница награждена грамотой и ценным призом.

В декабре 2012 –апреле 2013 года учащиеся 6 класса Волкова Вера и Шоматова Сарвиноз приняли участие во Всероссийском конкурсе миниатюрной рукописной книги от общества книголюбов, а также выше названные учащиеся, Вашетькова Татьяна  и Масленкин Кирилл - в литературном конкурсе «Пою мое отечество» (http://www.knigoluby.ru/default.aspx?textpage=139).

В феврале 2013 года учащийся школы Козлов Савелий принял участие в творческом конкурсе «Защитники моей родины» от «Святости материнства», награжден грамотой за участие.

В феврале 2013 года учащаяся 6 класса Барышненкова Ольга приняла участие в городском конкурсе чтецов «Живая классика», она награждена грамотой за активное участие.

В марте 2013 года Учащаяся 6 Б класса Андреева Юлия приняла участие в творческом конкурсе «Мой выбор – моё будущее», проводимом городской Избирательной комиссией и заняла 1 место.

В марте – апреле 2013 года учащиеся 6 Б класса Волкова Вера и Казеева Валерия приняли участие в творческом конкурсе «Детский киномай» и представили на конкурс комикс.

В марте 2013 года Волкова Вера и Шоматова Сарвиноз приняли участие в конкурсе рисунков «Спасем мир от пожаров!»

В апреле 2013 года на Всероссийский эколого-литературный конкурс «Природа родного края – 2013» были отправлены работы Андреевой Юлии и Козлова Савелия, они были отмечены сертификатами участников, учитель получил благодарственное письмо. Одна из работ (Козлова С.) вошла в сборник, изданный по результатам конкурса. Сводную таблицу участия в конкурсах см. в приложении №2.

5-6. Здоровьесберегающие технологии, пропаганда ценности здорового образа жизни. Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России

перешли на новый Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральные

государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в

соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и

представляют собой "совокупность требований, обязательных при

реализации основных образовательных программ начального общего

образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими

государственную аккредитацию". Не секрет, что в прошлом главной целью

начального образования считали обучение чтению, письму, счѐту, а

критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня школьное образование закладывает основу формирования учебной

деятельности ребѐнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение

принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,

контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

         О проблемах здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы задумывались многие ученые – педагоги, к их работам я обращалась не раз, организуя свою педагогическую деятельность. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе, позволяют достичь реальных результатов.   Особое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям. Я считаю, что факторы, влияющие на здоровье школьника, можно разделить на 3 категории:

  • неизбежные;
  • корректируемые;
  • устранимые.

Смысл здоровьесберегающей деятельности, на мой взгляд, состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые.

Здоровьесберегающее  обучение  направлено на                                              обеспечение психического, физического  здоровья учащихся.                            Достигается через

  •  учет  особенностей  класса (изучение  и понимание  человека);
  • создание  благоприятного  психологического  фона  на  уроке;
  • использование  приемов,  способствующих  появлению, сохранению  интереса  к учебному  материалу;
  • создание  условий  для  самовыражения  учащихся;
  • инициацию  разнообразных  видов  деятельности;
  • предупреждение  гиподинамии.                                                                            

Приводит к 

  • предотвращению  усталости  и  утомляемости;
  • повышению  мотивации  к  учебной  деятельности;
  • росту  учебных  достижений.

Структурными элементами уроков  выступают:

  • приветствие;
  • опрос самочувствия;
  • психологическая разгрузка;
  • оздоровительные упражнения;
  • рефлексия;
  • прощание.

В классах охраны зрения вопрос здоровьесбережения особенно актуален. Поэтому структурными элементами урока всегда является физкультминутка, кроме того, я использую на уроках русского языка элементы здоровьесберегающих технологий: личностно ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, хорошие результаты дает проектная деятельность.

Технология здоровьесбережения наряду с другими современными образовательными технологиями  в учебно – воспитательном процессе дает неплохие результаты, способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников, а также помогает реализовать здоровьесберегающий аспект ФГОС.

         От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультминутки, игровые  паузы, зрительная гимнастика,  кроме того, определятся и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разрядка, строго отслеживается соблюдение учащимися правильной осанки. Не всем учащимся легко дается русский язык, поэтому проводится работа по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый (более слабый) ученик чувствует поддержку товарища.   Чтобы не было перегрузки учащихся,  соблюдается объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.  Так,  в заданиях по составлению предложений по схемам,  предлагается  тема «Я веду здоровый образ жизни». При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматривается режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.                                

Задача учителя - заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки литературы представляют широкие возможности для достижения этой цели. Изучение «искусства слова» невозможно без живописи и музыки. Чтение  зачастую сопровождается иллюстрациями великих художников, музыкальными произведениями композиторов – классиков, таким образом, что позволяет воздействовать  на эмоциональную сферу. При  анализе  художественного произведения,  акцентируется внимание на проблемах гуманизма, добра и зла,  оказывая влияние на формирование нравственного здоровья.   Учителя  стремятся вызывать положительное отношение к предмету.

Уроки литературы имеют свои особенности.  Литература – это, прежде всего, вид искусства, поэтому судить о законах восприятия художественного произведения нужно с точки зрения психологии восприятия искусства, «эстетической реакции»,- это один из аспектов человеческой психологии. Л.С. Выготский  доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства. Причем это эмоциональное восприятие каждый раз складывается из сочетания каких-то двух разнонаправленных, даже противоположных эмоций: «…аффективное противоречие…есть истинная психологическая основа нашей эстетической позиции». (Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С.184) Более того, прослеживая дальнейшее развитие нашей эмоции, Л.С. Выготский обнаруживает, что в конце концов  «происходит как бы короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается» (с.185). Исследователь называет этот  «взрыв» и разрешение эстетического конфликта древним – аристотелевским словом «катарсис», а сам процесс эмоционального движения от возникновения противоречия через борьбу противоположных эмоций, как раз и несущему в себе эстетическое наслаждение, определяет как основной психологический закон эстетического восприятия.

        Еще одна очень важная особенность нашей психики, которая должна учитываться при обучении внимательному, вдумчивому чтению,- способность к ассоциативному мышлению. Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Ссылаясь на исследования французского психолога Рибо, Л.С. Выготский выделяет еще и ассоциации «по эмоции», то  есть объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают. Способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с работой воображения и непосредственно связана с восприятием художественного текста. Л. С. Выготский называет это явление «законом эмоциональной реальности воображения» и утверждает, что «именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов». (Выготский Л.С..  Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.С.13-14.) Образы – вымышлены, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей собственной жизни он вызывает. Данная мотивация, конечно же, способствует привитию интереса к чтению.

        В важности умения читать сомневаться не приходится. Ведь благодаря этому умению ребенок усваивает огромное количество информации современной жизни, может освоить необходимый учебный материал, и как правило, чем лучше ребенок читает, тем лучше ориентируется он и в других предметах школьной программы.

Благодаря чтению развивается устная и письменная речь учащихся, что ведет к развитию мыслительных операций ученика.

        Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес к изучаемому предмету – задача любого учителя-предметника. Каждый решает ее по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности левого полушария мозга. Не случайно столь востребованы сегодня технологии проблемного обучения, развития критического мышления, метод проектов, поисковый, исследовательский методы и т. п.

        На уроках же литературы обязательно помимо интеллектуального анализа должны работать и ассоциативное мышление, сфера эмоций и воображения. Таким образом, концепция обучения как передачи учащимся знаний, умений, навыков на уроках литературы недостаточно эффективна. Главной ценностью становится формирование в человеке творческих качеств личности, потребность и возможность выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию. Поэтому эмоциональные и интеллектуальные компоненты содержания знаний должны осуществляться в единстве. Чувственное и рациональное пронизывает познание и все его формы.

        Проблемой изучения функций полушарий человеческого мозга при переработке разного рода информации ученые занимаются сравнительно  недавно. В 50-е годы ХХ столетия Р. Сперри выдвинул предположение о неодинаковой роли больших полушарий головного мозга в переработке информации. Это явление называют межполушарной ассиметрией головного мозга человека. Ассиметрия в функциях левого и правого полушария возникла в связи с развитием центра речи в левом полушарии. Было экспериментально установлено, что левое полушарие воспринимает абстрактную информацию и однозначный контекст. Оно усваивает логические и грамматические правила, цифры, формы. Но люди с пораженным левым полушарием не различают интонаций, лиц, нечувствительны к музыке (хотя выделяют устойчивый ритм), не воспринимают произведений искусства.

        Правая рука, которая подчиняется командам левого полушария (из-за перекреста управляющих ею нервов), пишет слова, но не рисует, не перерисовывает, не может при закрытых глазах выбрать на ощупь предмет из числа привычных.  

        Левая рука, подчиняющаяся правому полушарию, напротив, нащупывает, выбирает, но назвать предмет человек не может! Правое полушарие воспринимает мир чувственно, целостно, эмоционально.

        Эксперименты показали, что правое полушарие не требует дополнительных энергетических затрат при создании или восприятии образной информации, более того, оно генерирует энергию (это связано с эмоциональным переживанием творческого содержания). Поэтому обращение к нему на уроке литературы является, кроме всего прочего, и здоровьесберегающим фактором.

         Обращение к ценностным ориентирам на уроках литературы позволяет решить задачи воспитания духовной культуры учащихся. Все взаимосвязано, и поэтому учителю, стремящемуся с помощью классической литературы пробудить у ребят чувства высокие, человечные, лишенные эгоистического и мелочного, работы подобного рода помогают скорректировать последующие уроки таким образом, чтобы как можно больше детей заинтересованно и глубоко проникали в смысловую ткань классических произведений, извлекая из них «разумное, доброе, вечное», овладевая культурой речи и письма, культурой человеческого поведения». Как показывает опыт, детская душа тоскует по чистоте и возвышенной творческой реализации в духовном пространстве в противовес все усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости.

Итак, воспитание и обучение на основе ценностного подхода учащихся строится в моей работе на следующих принципах:

  • принцип     ценностной    ориентации,     имеющий    определяющую
    жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка;
  • принцип         личностно-ориентированного     подхода     в    духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы школьников;

  • принцип   сохранения   исторической      памяти   народа,   который
    способствует    становлению    исторического     самосознания   населения, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной    личности,    умеющей    осуществлять    социальный прогноз,  исходя из  понимания  сущности настоящего, инвариантности прошлого и    альтернативности   будущего;    осознавать    историческую ответственность за свою деятельность;
  • принцип   воспитания  на  традициях:   культурных   (сохранение   и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевых     (бережное     отношение     к     героике     прошлого,     образцам самоотверженного  служения  народу  и  стране  в  военной,  трудовой  и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат);
    трудовых  (культура производства,  сознательное  отношение  к  труду  в интересах человека, общества и государства);
  • лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития  русского  языка как  средства межнационального   общения  и языка   своей   нации,   народности,   как   средства   сохранения   и   воспроизводства культуры своего народа.

- принцип здоровьесбережения, требующий сознательного отношения к ценности своего здоровья, ценности человеческой жизни вообще.

Что касается современных образовательных технологий, то я всегда стараюсь следовать в ногу со временем. На уроках литературы и русского языка, во внеурочной деятельности обязательно должны работать помимо интеллектуального анализа и ассоциативное мышление, сфера эмоций и воображения. Поэтому  в систему моей работы были включены элементы следующих технологий:

-Технология развития критического мышления (О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, А.Г. Грецов.- СПб, 2005);

-Технология, построенная на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе;

-Технология интегративного обучения;

-Интерактивные игровые технологии;

-Технологии развития креативности;

-Информационно-коммуникативная технология.

Отдельные методические приемы из данных технологий помогут построить учебное и внеурочное занятие нетрадиционно.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) входит в банк технологий, призванных активизировать учебно-воспитательный процесс в школе. На сегодняшний день нет единого взгляда на понятие критического мышления, представим еще подход Д. Брауса и Д. Вудса, которые полагали, что критическое мышление – «разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и возможности».

Специфика данной технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными в нашей стране дидактическими циклами урока.

Три фазы технологии развития критического мышления.

1 ФАЗА «ВЫЗОВА».

Задачи фазы:

актуализация имеющихся знаний, представлений;

пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

Задачи фазы:

организация активной работы с текстом;

удовлетворение познавательных «запросов»;

формирование отношения к тексту.

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИИ».

Задачи фазы:

соотнесение старых и новых представлений;

обобщение изученного материала;

определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Некоторые приемы технологии развития критического мышления.

-Прием «толстые и тонкие вопросы». Тонкими вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

-Прием «рефлективные вопросы». Это набор вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии.

 Примеры вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли моменты радости, удовлетворения от удачных ответов?

О чем бы хотелось поговорить поподробнее? И др.

       - Прием «кроссворд».

       - Прием «закончи предложение»  используется на стадии рефлексии. Он позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение. Например: «Самым интересным для меня на уроке было…» и др.

       - Прием «взаимоопрос» может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что учащемуся легче отвечать своем однокласснику, чем учителю, снимается страх перед ошибкой и зажатость.

       - Прием «понятийно-терминологическая карта». Овладение основными понятиями и терминами на уроках литературы часто является формальной и очень трудной задачей. Данный прием позволяет внести разнообразие в процесс обучения и сделать его менее формальным,  способствовать развитию критического мышления у учащихся.

- Прием «кластер». Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Разновидность кластера – «концептуальное колесо». Оно имеет лишь одну центральную гроздь (например, понятия, связанные с Планетой Детства на уроке по Сент-Экзюпери).

В качестве примера использования ТРКМ можно привести урок литературы в 6-м классе Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести. (Смотри приложение).

Технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе оказались на сегодняшний день наименее разработанными.

        В педагогический инструментарий этих технологий входит создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Технологии предполагают создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек они пересекаются с известными методами внушения, методом погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций – интеллектуальные и нравственные эмоции.

Отметим следующие технологии:

Авторская технология Е.Н. Ильина.

Технология педагогических мастерских.

Французская методика.

Интегративная технология  предполагает интегрирование различных методических приемов предметов школьного цикла на уроках литературы

Изучение литературного произведения может быть построено таким образом, чтобы в процессе работы над словом подросток сам становился творцом. Читая и анализируя произведение литературы, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного и литературного языка, законы употребления различных его стилей, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях. Интеграция русского языка и литературы помогает решить такие задачи. Это так называемые уроки словесности. На уроках словесности осуществляется взаимосвязь русского языка и литературы, учащиеся приобретают знания о различных способах языкового выражения содержания, приобретают умение проникать в смысл произведения через его словесную ткань.

Интерактивные игровые технологии

Понятие «игра» применительно к сфере педагогики может быть определено как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» «Педагогические технологии»,2004, с.85). Игры рассматриваются не только как обучающие технологии, но шире, как феномен педагогической культуры.

Интерактивная игра – это игровая деятельность, направленная на достижение учебной цели, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).

 Интерактивные игровые технологии обучения обладают рядом преимуществ:

- в них подразумевается активная позиция обучающихся;

- полученные в интерактивных играх знания носят личностный характер и легко актуализируются в профессиональной деятельности;

- возрастает мотивация, степень эмоциональной включенности в учебный процесс;

- результаты практически всех интерактивных игр нельзя предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством;

- задействуются естественные потребности участников, которые при традиционном обучении могут выступать помехами (например, стремление к физической активности и желание побеседовать с соседями по парте);

- игровые технологии относительно некритичны к числу участников.

С игровыми технологиями тесно связана технология развития креативности.

Основные понятия:

Креативность,

творчество,

конвергентное и дивергентное мышление,

ситуация неопределенности,

рекомбинация,

открытость новому опыту.

 Креативность обычно рассматривается в психологии как творческая способность, т.е. потенциал, возможность осваивать различные виды творчества с относительно небольшими трудозатратами и достигать в них высокой результативности. Творчество же – это деятельность, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.

В основе креативности лежит дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий (В.Н. Дружинин, 1999, с. 183-188).

Рекомбинация – представления в новых, необычных сочетаниях уже известных элементов знания, образов и т.д.

  Результативность творческого труда не сводится исключительно к проявлениям креативности, она в значительной мере зависит от личностных качеств человека. В этом плане правомочно говорить о «творческой личности».

Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту.

        В банке технологии развития креативности множество интересных методов и приемов: психодрама, пластико-когнитивный метод, пластикодрама, приемы «обмен ролями», «внутренний голос», «шут», «зеркало», «сказкотерапия», коллаж и др.

В данном контексте интересной формой урока литературы является урок-спектакль. Инсценирование произведений художественной литературы помогает развитию воображения, эмоциональности учащихся. Соучастие и сопереживание лежат в основе театрального искусства и свидетельствуют о его игровой природе. Театральность свойственна природе человека и уходит корнями в глубокую древность. Хорошо известна психотерапевтическая функция театра. С инсценированием тесно связана импровизация. В психологии художественного творчества импровизация остается малоизученным явлением. Она характеризуется азартным увлечением задачей, моментом инсайта, или озарения, поиском верного решения задачи в ситуации дефицита времени, импровизационным самочувствием и, несомненно, таит в себе ответы на многие вопросы, связанные с творчеством.

Еще один прием развития творческих способностей личности – с помощью маски. Маска как яркий, материально ощутимый элемент маскировки, преображая внешность человека, способствует к познанию его мира. Маска сильна своей наглядностью, очевидной материальностью и формой, вызывающей у носителя маски определенный эмоциональный отклик. Маска сложна своей многофункциональной направленностью. Она может являться одновременно произведением искусства, культурным знаком, игровым инструментом, частью ритуала. Дети с легкостью воспринимают и играют маскированных героев мифов, сказок, фильмов, мультфильмов. Взрослые связывают с игрой в маске розыгрыш, ребячество, юмор, но серьезно относятся к дериватам маски – психологическим маскам – имиджам. Имиджу свойственны элементы маскировки – прическа, макияж, костюм, детали туалета, не говоря о языке тела – пластике, манере держаться и стиле поведения. Маскировка разнообразна и универсальна как один из способов познания мира.

Многообразные формы маскировки (социальные маски, амплуа, имиджи, роли, штампы, клише, маски театра и кино, маски в живописи и скульптуре, маски рекламного производства и т.д.) выполняют определенные служебные функции. Маскировка в современной культуре играет роль активного носителя новой информации, отчетливо выраженной системы ценностей. Маска, отражая явление, представляет собою его модель, служит его экраном, кодирует смысл. Маски различных типов, функционирующих в обществе, выполняют свои политические, военные, профессиональные, эстетические, духовные и прочие задачи, которые формируются идеологией. Маскировка – разнообразно применяемое средство воздействия на психику ребенка и взрослого, средство общения и самоактуализации, инструмент воспитания способности дистанцировать себя от объекта и в то же время ему сочувствовать.    Маска в театральной педагогике применяется и используется как средство развития творческих способностей актера, помогает решить разнообразные педагогические задачи. Маскировка или игровое преображение посредством маски – особый вид деятельности. В нем отождествляются эстетическое и этическое начала, игровое сознание и моральное, соединяются биологические и культурные функции.

Таким образом, самые разные игровые формы проведения уроков способствуют не только усвоению знаний, но и развивают творческий потенциал формирующейся личности.

Из выше перечисленных технологий наибольшую актуальность сейчас имеет информационно – коммуникативная технология. Как стратегическая задача, заложенная в Модели образования для экономики, основанной на знаниях  «Российское образование - 2020», по подготовке современного педагога рассматривается появление нового образа педагога: не монополиста в передаче и интерпретации необходимых знаний, а исследователя, воспитателя, консультанта и руководителя проектов. Это предполагает изменение условий становления такого педагога: активное использование современных форм организации обучения, с одной стороны, а с другой стороны, овладение инновационной деятельностью в профессиональной сфере.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В связи с развитием информатизации образования существенно изменяются основные представления об учебном информационном взаимодействии, структуре представления учебного материала, информационной деятельности в предметной среде, учебно-методическом обеспечении (электронное средство учебного назначения, цифровой образовательный ресурс, распределенный информационный ресурс образовательного назначения и т.п.).        Информационные технологии позволяют преподавателю, реализуя дидактические цели, проектировать такую обучающую среду, в которой развиваются не только учебные, но и исследовательские умения и навыки обучающихся. Обладая определенной гибкостью, дающей возможность варьировать цели, средства, методы обучения в зависимости от промежуточных результатов учебного процесса, они работают на формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, вооружение обучаемого средствами самостоятельной работы с информацией.

        В рамках внедрения информационных технологий непосредственно в процесс обучения актуальными задачами на сегодняшний день являются:

1.    совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным информационным материалом, в качестве дидактических средств моделирования различных учебных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении практических работ;

2.    систематизация и логическое упорядочивания содержания образования, тренинг и контроль знаний;

3.    переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационных баз данных;

4.    организация работы факультативов, кружков, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов, фестивалей.

На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности я стараюсь максимально использовать возможности современных информационных средств. Так, дети готовят индивидуальные задания, пользуясь ресурсами Интернета, на уроках в качестве наглядности применяются презентации, используются возможности интерактивной доски. На уроках в качестве контроля знаний применяется тестирование, мною созданы соответствующие контрольно-измерительные материалы. В качестве примера можно привести контрольную работу по теме «Лексика» в 6 классе. (См. приложение). В качестве результативности использования современных образовательных технологий может быть использована статистика за последние 3 года моей работы: анализ техники чтения учащихся, уровня обучаемости и обученности, а также роста мотивации к изучению предметов «русский язык» и «литература» в школе.

7. Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе, работе творческих коллективов

Исследовательская компетентность учителя – значимая характеристика его личности, определяемая суммой знаний, умений и навыков, личностных качеств, приобретаемых в процессе обучения и исследовательской деятельности, которая определяет готовность учителя к их использованию в профессиональной педагогической деятельности, в частности в опытно-экспериментальной работе. На данном пути мною пройдены многие этапы:

  1. освоение традиционных форм методической работы, основывающихся на концепции педагогического образования;
  2. изучение и обобщение передового педагогического опыта (анализ и обобщение своего опыта и опыта коллег, поиск пути решения проблем, использование результатов исследований и передового педагогического опыта, знакомство с технологиями обучения);
  3. разработка учебно-методической литературы;
  4.   реализация собственных идей.

Я руковожу Научным обществом школьников. Научное общество школьников (НОШ) МОУ СОШ № 12 является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Цели и задачи НОШ:

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Членом НОШ может быть любой учащийся школы, изъявляющий желание заниматься в объединении, проявляющий интерес к науке и имеющий рекомендацию учителя или руководителя того или иного творческого объединения

 Участвовать в работе НОШ могут учащиеся  6-11 классов, учителя школы, творческие работники.

 Также в нашей школе  педагоги работают в различных творческих группах. Моя работа связана с творческой группой «Личностно-ориентированное обучение». В течение многих лет мы с коллегами ищем пути применения современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний учащихся, работаем над формированием здоровьесберегающего пространства школы, потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса. Мы посещаем уроки друг друга, анализируем, делаем выводы, делимся опытом.

В 2013 году я принимала участие в семинаре «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы в новом учебнике по русскому языку Т.М. Пахновой» и в семинаре «Современные подходы к обучению русскому языку и литературе в условиях внедрения ФГОС»  от издательского центра «Вентана Граф»

8. Участие педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта.

Я являюсь членом творческой группы учителей «Личностно-ориентированное обучение», участвую в обсуждении проблем на заседаниях группы, выступаю перед коллегами.

Кроме того, я являюсь членом литературного общества «Среда» при Областной детско-юношеской библиотеке, участвую в ее заседаниях, выступаю с творческими работами.

Как учитель, заинтересованный в распространении педагогического опыта, я стараюсь участвовать в мероприятиях по данному направлению на различных уровнях.

На уровне образовательного учреждения я принимаю участие в подготовке и проведении недели русского языка и литературы, проведении открытых уроков, литературных гостиных, внеклассных мероприятий по предмету, выступление на МО, педсовете.

      На муниципальном уровне я принимала участие в расширенном заседании кафедры истории и теории литературы Смол ГУ, посвященном 100-летию со дня рождения Рыленкова. Посещала открытую лекцию профессора В.С. Баевского, посвященную 200-летию Н.В. Гоголя, заседания секции русского языка и литературы, круглые столы.  В 2010 году принимала участие в подготовке к проведению городского семинара «Формирование у учащихся общекультурных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе по предмету (духовно-нравственный аспект)».

        С 2007 года принимаю активное участие в международных научно-практических конференциях, проходящих на базе МОУ СОШ № 17 (2007год – «Проблемы преподавания литературы в современной школе», 2009 год – «Духовно-нравственный потенциал уроков литературы. Наука и практика», 2013 год – «Русский фольклор: проблемы исследования преподавания в современной школе на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности»). В сборниках, вышедших по результатам научно-практических конференций, имею печатные работы.

      В 2012-2013 учебном году приняла участие во всероссийской приняла участие в Четвертой Всероссийской педагогической конференции «Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности», организованной Центром гражданско-правового образования «Восхождение». Тема выступления: «Игровые методики. Маска как игровой прием развития творческих способностей личности на уроках литературы». В этом же учебном году приняла участие во Всероссийской  Педагогической видеоконференции «Педагогический подход к одаренным детям в современных условиях: выявление и сопровождение одаренных детей», проводимой порталом «Завуч-инфо». В январе 2013 года участвовала в педагогическом конкурсе « Моё НОУ-ХАУ в педагогической деятельности»

и 08.02.2013 на страницах СМИ "Завуч.Инфо" была размещена моя работа на тему: «Прием создания маски как игровой прием развития творческих способностей личности на уроках литературы»

Данная работа прошла экспертную оценку и получила положительное заключение редакционного совета СМИ "ЗАВУЧ.ИНФО".

Кроме того, с 2008 года ежегодно принимаю участие в международном конкурсе «Золотое перо России», Приняла участие в международных конкурсах «Новые сказочные герои», «Дети войны», проводимых МТОДА, имею публикации на литературном Интернет – портале «BRAYLLAND».(Статья «Покаянь-трава не скошена…», (http://www.braylland.com/index.php?option=com_content&view=article&id=9882:2009-07-17-18-30-36&catid=165:2009-09-17-16-18-41&Itemid=291)) . С июня 2008 года ежемесячно публикуюсь во всероссийском детском журнале «Сказочный мир», принимаю участие в редактировании журнала. Ведутся переговоры о создании мультфильма по моей сказке и издании ее в одном из московских издательств.

В марте 2011 года в журнале «Кваня и компания» (№3) был опубликован мой рассказ «Новое платье».

С октября 2012 года принимаю участие в конкурсах, проводимых порталом «Неизвестный гений»: « Мне осень рассказала…», «Коротко о главном», «Сценарий новогоднего праздника», «День смеха», а в ноябре 2012 года стала лауреатом литературного конкурса «Классическая литература сегодня».

В 2013 году приняла участие в международном конкурсе «Купель», номинация «Методические материалы», в конкурсе на лучший рассказ «Твои первые деньги»  (Alpari-life.ru/histori-ofsuccess).

В феврале 2013 года приняла участие в конкурсе «Цветной мир» от журнала «Бродячий заяц» (http://stihi.ru/2013/02/26/4969), в конкурсе «Дом, в котором мы живем» на сайте «Самарские судьбы».

В феврале 2013 года стала дипломантом литературного конкурса «Моя семья – моя родина», проводимым Гринландией.

В марте 2013 года была отмечена как участник литературного конкурса от экотеля «Снегирёк» и музея Снегиря: «Здравствуйте, Елена! Здорово - необычно, нетипично и весьма оригинально! Спасибо Вам большое за это стихотворение. Желаю Вам творческих успехов. Пересылаю Вам информацию о конкурсе. С уважением, директор музея М.Лучик  snegirek_st@mail.ru»

 С ноября 2012 года по настоящее время публикую свои работы на портале «Неизвестный гений», «Продленка», «НС-портал», свидетельства прилагаются. Имею свой персональный сайт: "http://nsportal.ru/kozlova-elena-valentinovna"  

Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога

В течение нескольких лет я работала над темой «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью создания среды, способствующей самовоспитанию школьника».  Целью работы является воспитание сознательных, творчески активных граждан, обладающих достаточными коммуникативными компетенциями по предметам «русский язык» и «литература», умеющих пользоваться современными достижениями в области информационных технологий, проектировать свою деятельность в соответствии с обновляющимися условиями жизни. Задачи моей работы я ставлю в соответствии с концепцией модернизации российского образования и в соответствии с федеральными стандартами образования.

Руководствуясь потребностями ближайшего будущего, я строю работу с учениками по следующим принципам:

На уроках русского языка и литературы, а также на занятиях Научного общества школьников максимально задействовать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, используя при этом современные технологии, например, информационно-коммуникативную технологию, технологию развития креативности, технологию развития критического мышления и другие технологии, позволяющие учащимся разного уровня обучаемости проявить себя. Широко при этом используются современные возможности Интернета, причем на разном уровне умения им пользоваться. Творческие задания, работа со словом, прием использования маски и другие приемы и методы работы позволяют создать на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности атмосферу сотрудничества, совместного поиска истины. При этом нельзя забывать о такой стороне развития личности, как воспитание духовности, становлении нравственных ценностей, то есть об аксиологическом подходе в преподавании русского языка и литературы.

Во внеурочной деятельности по предмету и на уроках русского языка и литературы мы сосредоточили работу в следующих областях:

  1. Интеллектуальное развитие. В данном направлении работа ведется над исследовательскими проектами на школьном, городском, областном, всероссийском и международном уровнях. Учащиеся готовят исследовательские проекты к школьному Дню науки, участвуют в конкурсах сочинений, причем широко используя возможности Интернет-конкурсов. Учащиеся состоят в Научном обществе школьников и работают под руководством творческих, активных педагогов.
  2. Творческое развитие. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьного театра, а так же в  творческих проектах различного уровня. Так, например, дети принимают участие в оформлении журнала «Сказочный мир»: иллюстрируют сказки, готовят различные задания развлекательного характера для младших школьников.
  3. Духовное развитие. Дети принимают участие в краеведческих проектах, проводимых при поддержке Смоленской епархии: «Осенний марафон», «Рождественская звезда», «Смоленские купола».
  4. Физическое развитие. Участие в краеведческих проектах предполагает не только интеллектуальное, творческое, духовное, но и физическое развитие учащихся. Кроме того, широко известно благотворное влияние заданий творческого характера на психическое и физическое состояние человека.

С нынешнего, 2012-2013 учебного года, темой моего самообразования стала «Система работы по обучению различным видам исследовательской работы». Тема связана с моей деятельностью как руководителя НОШ. Целью работы является воспитание сознательных, творчески активных граждан, обладающих достаточными коммуникативными компетенциями по предметам «русский язык» и «литература», умеющих пользоваться современными достижениями в области информационных технологий, проектировать свою деятельность в соответствии с обновляющимися условиями жизни. Задачей данной работы является изучение разнообразия использования методов и приемов воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при создании исследовательских работ и проектов.

Научно-исследовательская работа позволяет ученику  испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности. Весьма сложной является задача включения учащихся в организуемую в школе научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально значимая. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися школы, показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, искусствознание, биология, химия, информатика, социология, история религии и др. Многие темы носят интегративный характер: история литературы, история искусствознания, биология и химия и т.д.

Планирование и организация работы над проектом такова. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
  • отбор и структурирование материала;
  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Формы представления проектов  различны. Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.

Уровни представления проектов разнообразны. Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Учащиеся также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь на них успехов.

 «Утверждаю»

                                                                          Директор МБОУ СОШ №12

                                                                        ______________Дударева В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Аналитическая справка о деятельности учителя русского языка и литературы

Аналитическая справкао деятельности  учителя русского языка и литературыМБОУ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»Ооржак Элины Дандар-оо...

Аналитическая справка об инновационной деятельности учителя русского языка и литературы

Владение различными технологиями - это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оц...

Информационно-аналитические результаты деятельности учителя русского языка и литературы Сергеевой С.Н. по освоению обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в образовательной организации

Информационно-аналитические результаты деятельности учителя русского языка и литературы Сергеевой С.Н.по освоению обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в образовател...