Аналитическая справка об инновационной деятельности учителя русского языка и литературы
статья

Владение различными технологиями - это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать и выражать свое отношение к чужой культуре, чужому творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spraka_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка об инновационной деятельности учителя русского языка  и литературы МАОУ «Цаган-Моринская СОШ» Шойдоновой Намсалмы Шойдоновны

         Тема инновационной работы: «Использование новых педагогических технологий в процессе обучения учащихся личностно-ориентированного образования».  Владение различными технологиями - это средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать и выражать свое отношение к чужой культуре, чужому творчеству. Для эффективного решения задач моего предмета, рационального распределения урочного времени пользуюсь элементами следующих технологий: тестовые технологии, проектные технологии, ИКТ-технологии, технологии развития критического мышления, технологии личностно- ориентированного обучения. В зависимости от целей и задач урока применяю ту или иную технологию или их элементы.

В современном словаре по педагогике мы найдем следующее определение: "Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности".

Основные  цели инновационного обучения: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся.

Задачи инновационного обучения:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

Моя инновационная работа ведется по следующим основным направлениям:

  • модернизация педагогической работы в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  • применение дифференцированного подхода к образовательному процессу;
  • внедрение проектно-исследовательской технологии;
  • информатизация педагогической деятельности;
  • разработка портфолио учеников.

Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим  -  и позицию самого  учащегося.   Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.  

В   поисках новых  идей я  обратилась  к  нестандартным  формам   урока, т.е. к  современным  технологиям,  которые обеспечивают  активное  участие  в  уроке каждого  ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную  ответственность школьника за результаты учебного труда.

Разрабатываю технологические карты к урокам с использованием инновационных технологий.

   Методическая система моей работы основывается на  личностно – ориентированной педагогике, опирающейся на систему педагогического мониторинга.

        Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников.В начале года провожу входящий контроль, выявляю  уровень обученности и определяю перспективы развития.

         Для реализации учебно-исследовательской деятельности  необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.

    В  каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

       В 5-6 классах учитель сам предлагает предмет исследования, направляет и координирует деятельность учащихся. На уроке  происходит  коллективное обсуждение вопросов, дети записывают примеры и ответы в тетрадь.  

Тематика исследовательских работ:

5 класс

  • Художественные особенности русских  народных сказок (на примере нескольких сказок).
  • Путешествие по малым жанрам фольклора.

6 класс

  • Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова
  • «Необычные» слова в повести Н.С. Лескова «Левша».

       В 7-8 классах ученики могут сами предложить объект для исследования. Учитель выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. Работа проводится коллективно, в группах и индивидуально.   

 Тематика исследовательских работ:

7 класс

  • Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»
  • Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).

  8 класс

  • Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.
  • Образ Ивана Грозного и «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.

   В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально. Обычно задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Тематика исследовательских работ:

9-11 класс

  • Особенности    поэзии     А.С.    Пушкина    и М.Ю. Лермонтова.
  •  Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).
  •  Портретная живопись в романе И.А. Гончарова  «Обломов».
  • Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».

          В среднем звене я провожу такие типы уроков: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ). На уроке русского языка  проводится языковое исследование текста.

       Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения. Перед изучением произведения обязательно знакомлю детей с исторической эпохой, далее проводим сопоставительный анализ исторических документов и  художественного текста.    

Во внеурочной деятельности применяю эту технологию при написании  творческих и исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам,  конкурсам, фестивалям  и научно-практическим конференциям.

Научно – исследовательская деятельность обеспечивает овладение методами научного познания  в процессе  поиска  и является условием формирования интереса   и   потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала.  Она эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного  и  при условии доступности  для самостоятельного поиска.

С сильными учащимися веду научно - исследовательскую работу и участвую в научно - практических конференциях.

Проектная технология

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей,  всё больше убеждаюсь в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Для осуществления  целостной организации образовательного процесса ведущей  технологией формирования УУД учащихся рассматриваю метод проектов. Это метод позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения, стимулирует практическую деятельность учащихся. Он универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен при изучении литературы.

Целью проектной  деятельности является углубление знаний учащихся, дифференциация процесса обучения. Проекты, созданные учащимися школы,   чаще всего носили не столько познавательный, сколько творческий характер. Они позволяли решить какой-либо практический вопрос, используя знания из разных предметных областей, и требовали проявления творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом, осуществлялась интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.

        Проектную технологию использую и в воспитательной работе.   Создаем и реализуем проекты социальной значимости.

 Технология развития критического мышления 

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На данной стадии я использую следующие приемы: «верные-неверные утверждения», «кластеры».

Прием «верные-неверные утверждения» часто использую в начале урока, при работе в парах. Дети активизируются, и каждый ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает и что хочет узнать.  Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью слов "да" и "нет".

  При изучении темы «Имя прилагательное» 6 класс использую такое задание

Верные- неверные утверждения»

- Имя прилагательное – это служебная часть речи.

- Имя прилагательное обозначает признак предметов.

- Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Чей?

- Подлежащее может быть выражено только именем существительным и прилагательным.

- Имена прилагательное  изменяются только по падежам.

- Имя прилагательное имеет один корень.

- Прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

- Имя прилагательное в предложении является либо  сказуемым, либо определением.

- Что мы должны знать, рассказывая о частях речи? Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется ? Какими членами предложения бывают имена прилагательные. Теперь вы сами можете сформулировать цель нашего урока, задачи, над которыми мы будем работать.

На стадии рефлексии снова возвращаюсь к составленным таблицам, вновь зачитываю вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Прием «верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

 На уроке знакомства с биографией М.В. Ломоносова в 9 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.

Примеры утверждений записываются на доске.

- Отец Ломоносова помор-промышленник

- Ломоносов родился в деревне

- Согласно сложившейся легенде, юный Ломоносов добирался в Москву из своей родной деревни пешком

- Михаил Ломоносов выдал себя за сына ученого, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию?

- МТИ  носит имя Ломоносова?

- «На взятие Хотина» принадлежит перу Ломоносова?

-«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» - это перевод…Анакреона

  Далее учащиеся  смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом  спрашиваем: что нового узнали? Что их удивило? 

При подготовке к написанию сочинений ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку выяснила, что  особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста. Решить эту проблему помогает  составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».  Вместе с детьми определяем ключевое слово и вокруг записываем  слова или предложения, связанные с этим понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление  содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом. Наиболее популярным  на этой стадии является прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его:«V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.

V «галочка» (то. Что уже известно)

Знак «минус» ( то. Что противоречит представлению)

+ знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным)

? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят  в третью стадию урока – стадию рефлексии (размышления). Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. На этом этапе исправляются предшествующие представления, собранные на стадии вызова, определяются дальнейшие перспективы в изучении темы. Педагог должен вернуть учащегося к первоначальным записям-предложениям, а также организовать работу по дополнению к пройденному. Учитель дает творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.

 Использую на этом этапе такие приёмы:  кластер, 10-минутное эссе, вопросы по тексту.

Затем  предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)

Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья) Распечатки статьи на каждой парте.

Дополнительные значения придаточных определительных

Прочитав внимательно газету и журналы мы выяснили следующее:

Во-первых, причастия являются принадлежностью литературного языка ;

Во-вторых, они почти не встречаются в разговорной речи, что подтверждают слова А.С.Пушкина : “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, … ,мы говорим, которая скачет – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

Для разных стилей книжной речи полные причастия представляют собой одно из необходимейших средств, которое используется исключительно широко.

В газетной речи почти всегда предпочитаются обороты с причастиями.

В текстах научных статей причастия служат для уточнения, конкретизиции, , для глубины раскрытия научных понятий.Это связано с тем, что причастия способствуют сжатости речи.

Причастия особенно часты в художественном и публицистическом стилях; они незаменимы там, где нужны пафос, торжественность, краткость; причастия являются средством художественной выразительности: они придают повествованию динамику (свойство глагола), а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного).

- Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.

- На какие вопросы вы получили ответы?

Домашнее задание: поработать с разными источниками информации и найти ответы на вопросы, на которые не смогли найти ответ в статье.(Если в начале урока велась работа с кластером, то логическим заключением будет возвращение к нему. Учитель дает задание - дополнить кластер новой информацией и ответить на вопросы: «Что уточнили? Исправили? Добавили?»)

Третья стадия – «стадия  рефлексии».

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как синквейн или  кластер.

Хотелось бы более подробно остановиться на  самом часто используемом мною приёме популярном приеме на стадии рефлексии, – составлении синквейна.

         Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.

         Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

Вот примеры синквейнов, составленных учащимися  7 класса после изучения темы «Причастие»:

Причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами  глагола и  прилагательного

Часть речи.

Причастие.

Страдательно, действительное.

Изменяется, обозначается, образовывается.

Обозначает признак предмета по действию.

Часть речи.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой.   Самое же главное – на таких уроках дети учатся  самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Информационно-коммуникативные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к Интернет. Использование электронных версий тестов по русскому языку и литературе. Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое, способно помочь его развитию. Поэтому я апробирую использование интегрированных занятий, включающих мультимедийные средства. Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю».

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Активно использую интернет-технологии в образовательной деятельности. Пользуюсь электронными изданиями, ориентированными на предметно-профессиональную деятельность. Уверена, что именно использование интерактивных и компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы дали возможность повысить качество знаний, умений и навыков учащихся.

Применение на уроках анимированной сорбонки как интерактивного метода способствует формированию навыков, закреплению нового и повторению пройденного материала, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на материале, обязательном для запоминания, является универсальным приемом для запоминания материала, активно тренирует память.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно - ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

- самостоятельной творческой деятельности.

В своей работе   использую разнообразные виды совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, с элементами соревнования, в форме экскурсии, позволяющие  выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Для успешной подготовки к ГИА в 9 и 11 классах считаю  целесообразным применять  тестовую технологию и формировать у учащихся специфические навыки тестирования.  Применяю тесты, составленные в соответствии с федеральными образовательными стандартами и которые позволяют выявить навыки практического использования  знаний.

Применение инновационных технологий в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования для успешной педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности учителя биологии и химии

данная работа знакомит с учебно- воспитательной деятельность учителя...

Аналитическая справка о результатах деятельности учителя в качестве классного руководителя.

В статье представлен опыт работы учителя в качестве классного руководителя. Определены цели, задачи, и структура воспитательной системы класса....

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Аналитическая справка Толкачевой О.Л., учителя русского языка и литератеры

В аналитической справке представлены рузультаты деятельности учителя....

Информационно-аналитическая справка о результатах деятельности учителя английского языка 1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сош Витютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 класса

Информационно-аналитическая справкао результатах деятельностиучителя английского языка1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сошВитютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 кл...